Темы статей
Выбрать темы

Об отдельных вопросах по трудоустройству инвалидов

Редакция НиБУ
Письмо от 28.02.2007 г. № 1/6-110

Об отдельных вопросах по трудоустройству инвалидов

Письмо Фонда социальной защиты инвалидов Министерства труда и социальной политики Украины от 28.02.2007 г. № 1/6-110

Фонд социальной защиты инвалидов рассмотрел <...> обращение и на заданные вопросы сообщает следующее.

1.

Действительно ли частные предприниматели имеют право самостоятельно решать: подавать ли им отчет по существующей форме или не подавать вообще?

В связи с принятием постановления Кабинета Министров Украины от 31.01.2007 г. № 70 «О реализации статей 19 и 20 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» был зарегистрирован приказ Министерства труда и социальной политики Украины от 10.02.2007 г. № 42 «Инструкция по заполнению формы № 10-ПІ (годовая) «Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов», в которой указано, что

данный отчет заполняют все предприятия, учреждения и организации, в том числе предприятия общественных организаций инвалидов, физические лица, использующие наемный труд, у которых работает по основному месту работы от 8 и более человек (п. 1.1). Данный отчет подается не позднее 1 марта после отчетного периода (п. 2.1).

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» для предприятий, учреждений, организаций, в том числе предприятий, организаций общественных организаций инвалидов, физических лиц, использующих наемный труд, установлен норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере четырех процентов среднеучетной численности штатных работников учетного состава за год, а если работает от 8 до 25 человек, — в количестве одного рабочего места.

Частью 11 статьи 19 указанного Закона определено, что

норматив рабочих мест, предназначенных для трудоустройства инвалидов, порядок его установления определяются исключительно этим Законом. Если другими законами устанавливаются нормативы рабочих мест, предназначенных для трудоустройства инвалидов, или порядок их установления, отличные от указанных в данном Законе, применяются положения этого Закона.

Следовательно, законодательство Украины устанавливает равные условия хозяйственной деятельности для всех предприятий в аспекте соблюдения норматива рабочих мест для обеспечения трудоустройства инвалидов, поэтому

частные предприниматели, у которых работает по основному месту работы от 8 и более человек, должны подавать отчет по существующей форме.

2. Действительно ли данные строки 01 должны совпадать с соответствующими показателями государственного статистического наблюдения формы № 1-ПВ срочная — квартальная за І — IV кварталы отчетного года?

Приказ Министерства труда и социальной политики Украины от 10.02.2007 г. № 42 «Инструкция по заполнению формы № 10-ПІ (годовая) «Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов», где указывается, что

в строке 01 отражается среднеучетное количество штатных работников учетного состава за год, определяемое в соответствии с пунктом 3.2 Инструкции по статистике количества работников, утвержденной приказом Госкомстата Украины от 28.09.2005 г. № 286 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 30.11.2005 г. под № 1442/11722 (с изменениями).

В соответствии с п. 1.1 Инструкции

по заполнению формы государственного статистического наблюдения № 1-ПВ срочная — квартальная «Отчет по труду», утвержденной приказом Госкомстата Украины от 05.10.2006 г. № 463, заполнение показателей в форме № 1-ПВ осуществляется в соответствии с положениями Инструкции по статистике количества работников, утвержденной приказом Госкомстата от 28.09.2005 г. № 286.

Таким образом, методология расчета этих показателей базируется на международных стандартах и может применяться в зависимости от целей расчетов и анализа. (Копия письма прилагается).

3. Как должны решаться вопросы по уплате санкций «за счет прибыли» бюджетными предприятиями, не имеющими прибыли (распространяются ли на них требования уплаты санкций в Фонд с учетом того, что они не относятся к субъектам, имеющим прибыль)?

Согласно ч. 1 статьи 20 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» предприятия, учреждения, организации, в том числе предприятия, организации общественных организаций инвалидов, физические лица, использующие наемный труд, где среднеучетная численность работающих инвалидов меньше, чем установлено нормативом, предусмотренным статьей 19 этого Закона, ежегодно уплачивают соответствующим отделениям Фонда социальной защиты инвалидов административно-хозяйственные санкции, сумма которых определяется в размере среднегодовой заработной платы на соответствующем предприятии, в учреждении, организации, в том числе предприятии, организации общественных организаций инвалидов, физического лица, использующего наемный труд, за каждое рабочее место, предназначенное для трудоустройства инвалида и не занятое инвалидом.

Положение этой части не распространяется на предприятия, учреждения и организации, которые полностью содержатся за счет средств государственного или местных бюджетов.

4. Для выполнения норматива учитываются ли трудоустроенные инвалиды, для которых это место работы является основным, учитываются ли также совместители?

В соответствии с п. 3.3 Инструкции по заполнению формы № 10-ПІ (годовая) «Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов», утвержденной приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 10.02.2007 г. № 42, в строке 03 отражается количество инвалидов —

штатных работников, которые должны работать на рабочих местах, созданных работодателем, в соответствии с нормативом рабочих мест для обеспечения трудоустройства инвалидов, установленным статьей 19 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине».

Показатель строки 03 определяется для работодателей, у которых работает от 25 человек, путем умножения показателя строки 01 на 4 %, а для работодателей, у которых работает от 8 до 25 человек, равен 1 лицу.

В соответствии с п. 2.6 и п.п. 2.6.1 приказа Государственного комитета статистики Украины «Об утверждении Инструкции по статистике количества работников» от 28.09.2005 г. № 286

не включаются в учетное количество штатных работников лица, принятые на работу по совместительству с других предприятий. Работник, получающий на одном предприятии две, полторы ставки, т. е. оформленный по совместительству на том же самом предприятии, где и основное место работы (внутреннее совместительство), или менее одной ставки, в учетном количестве штатных работников учитывается как одно физическое лицо.

Исходя из вышеприведенного,

для выполнения норматива не учитываются трудоустроенные инвалиды, для которых это место работы является неосновным (т. е. работающие по совместительству).

5. Какой именно размер штрафа предусмотрен статьей 1881 КУоАП?

В соответствии со ст. 1881 КУоАП невыполнение должностным лицом, которое пользуется правом принимать на работу и увольнять с работы, физическим лицом, использующим наемный труд, норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов, неподача Фонду социальной защиты инвалидов отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов — влекут за собой наложение

штрафа от десяти до двадцати не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Исходя из вышеприведенного,

размер штрафа устанавливается судом.

6. Каким именно Законом на данный момент установлен механизм проведения аттестации рабочих мест для инвалидов?

Постановление Кабинета Министров Украины от 3 мая 1995 г. № 314 «Об организации рабочих мест и трудоустройстве инвалидов» (ЗП Украины, 1995 г., № 7, ст. 181), которым был установлен механизм проведения аттестации рабочих мест для инвалида, утратило силу в связи с принятием постановления КМУ от 31.01.2007 г. № 70.

На сегодняшний день Закон Украины «О реа-билитации инвалидов в Украине» определяет такие понятия, как:

рабочее место инвалида

— место или производственный участок постоянного либо временного нахождения лица в процессе трудовой деятельности на предприятиях, в учреждениях и организациях;

специальное рабочее место инвалида

— отдельное рабочее место или участок производственной площади, требующие дополнительных мер по организации труда лица с учетом его индивидуальных функциональных возможностей, обусловленных инвалидностью, путем приспособления основного и дополнительного оборудования, технического оборудования и т. п.

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 27 декабря 2006 г. № 1836 «О реализации статьи 181 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине»

потребность в создании инвалиду, зарегистрированному в государственной службе занятости в качестве безработного (далее — инвалид), специального рабочего места или участка производственной площади и требования к ним устанавливаются индивидуальной программой реабилитации.

Директор Е. Скибинский



комментарий редакции

Разъяснения Фонда социальной защиты инвалидов
могут довести до инвалидности...

Комментируемое письмо очень характерно тем же, что и практически все документы по тематике трудо-устройства инвалидов: от таких документов ждут четкости (ведь это же официальное разъяснение), но как раз четкости им и недостает (чтобы внятно разъяснить, нужно ясно понимать). Но обо всем по порядку.

1. В редакционном комментарии к крайне запоздавшему приказу Минтруда от 10.02.2007 г. № 42, которым были утверждены новая форма Отчета № 10-ПI и новая Инструкция по ее заполнению (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 17), мы обратили внимание на досадную «халепу» с

предельным сроком предоставления этого Отчета: в соответствующем Порядке предоставления..., утвержденном постановлением КМУ от 31.01.2007 г. № 70 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 13, с. 7), а именно в пункте 2 этого документа предельный срок предоставления Отчета указан черным по белому как «до 1 марта» — это раз; в новой Инструкции, утвержденной приказом Минтруда от 10.02.2007 г. № 42 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 17, с. 7), а именно в пункте 2.1 этого документа предельный срок предоставления Отчета указан черным по белому тоже как «до 1 марта» — это два; однако вопреки этому собственно в форме Отчета № 10-ПI этот предельный срок указан как «не позднее 1 марта» — это три! «Халепа»? Безусловно! Но вместо того, чтобы ее исправить или хотя бы признать, Фонд в сегодняшнем письме вводит респондентов в заблуждение, когда пишет «не позднее» — да еще и обманывает их, делая вид, что цитирует пункт 2.1 новой Инструкции. Это, наконец, не смешно!

В контексте вопроса относительно частных предпринимателей приходится сделать Фонду три замечания:

— во-первых, термин «частный предприниматель» в официальном письме неуместен, поскольку сегодня законодательство оперирует термином «

субъект предпринимательской деятельности — физическое лицо»;

— во-вторых, законодательство устанавливает равные условия в аспекте соблюдения норматива не только для «предприятий», как пишет Фонд, но для всех

субъектов предпринимательской деятельности;

— в-третьих, в определенном смысле самостоятельно решать, подавать Отчет или нет, может не только СПДФЛ, но и предприятие: ведь все они

самостоятельно решают вопрос относительно количества штатных наемных работников, и если соответствующий показатель по году составляет 7, то Отчет можно не подавать.

2. На эту проблему мы тоже указали в упомянутом редакционном комментарии к новой Инструкции. И корни ее не столько вообще в методологии расчета по международным стандартам, к которым не к месту апеллирует Фонд, а в том, что в новой Инструкции по сути установлена

специальнаяв отличие от общей, регламентированной Инструкцией по статистике количества работников, утвержденной приказом Госкомстата, от 28.09.2005 г. № 286 (далее — Инструкция № 286), — методология округления результатов расчета среднеучетного количества штатных работников (в данном случае — за год). Если согласно госкомстатовской Инструкции № 286 результат округляется согласно правилу четной цифры, то согласно пункту 3.4 обсуждаемой новой Инструкции — согласно так называемому общеустановленному правилу округления, т. е. фактически «с избытком».

На самом деле отклонение возможно, но оно не превысит единицы.

3. С «чисто» бюджетными организациями ситуация интересная: с одной стороны, статья 19 Закона Украины от 21.03.91 г. № 875-ХII «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине»

не содержит исключений по соблюдению норматива трудоустройства инвалидов, с другой — статья 20 этого Закона, регламентирующая порядок уплаты административно-хозяйственной санкции за несоблюдение этого норматива, дает бюджетникам амнистию. Не скажем точно, будут ли они при таких условиях обеспечивать соблюдение норматива...

5. Уточним, что согласно статье 221 КУоАП соответствующие полномочия возложены на

районные, районные в городе, городские или горрайонные суды (судей), а согласно статье 255 КУоАП право составлять соответствующие протоколы закреплено за органами Минтруда.

6. Заметим, что и на этот вопрос мы обратили внимание в редакционном комментарии к уже упомянутому постановлению КМУ от 31.01.2007 г. № 70 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 13). Соглашаясь с доводами Фонда, повторим свой акцент на том обстоятельстве, что как здесь, так и собственно в статье 18 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» речь идет именно о

специальных рабочих местах инвалидов, причем во исполнение указанной нормы этого Закона постановлением КМУ от 27.12.2006 г. № 1836 утверждены два отдельных Порядка. Возможно, законодатель рассматривает любые рабочие места для инвалидов как специальные, но тогда в ясности изложения он недалеко ушел от Фонда. Во всяком случае, ни в самом постановлении КМУ от 27.12.2006 г. № 1836, ни в утвержденных им Порядках нет ни слова ни об аттестации рабочих мест как таковой, ни о порядке ее проведения. Так что тень на плетень наводить нехорошо...
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше