Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Об уплате филиалами сбора за водопользование

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Март, 2007/№ 25
В избранном В избранное
Печать
Письмо от 02.12.2006 г. № 13707/5/15-0716; 22535/7/15-0717

Об уплате филиалами сбора за водопользование

Письмо Государственной налоговой администрации Украины
от 02.12.2006 г. № 13707/5/15-0716, № 22535/7/15-0717

Государственная налоговая администрация Украины в ответ на <...> письмо <...> по вопросам, связанным с уплатой сбора за специальное водопользование, в рамках компетенции сообщает следующее.

Гражданским кодексом Украины от 16 января 2003 года № 435-IV (п. 1 ст. 80) определено, что юридическим лицом является организация, созданная и зарегистрированная в установленном законодательством порядке.

С 1 июля 2004 года вступил в силу Закон Украины от 15 мая 2003 года № 755-IV «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» (далее — Закон № 755), которым регулируются отношения, возникающие в сфере государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц — предпринимателей. Пунктом 1 статьи 3 этого Закона определено, что его действие распространяется на государственную регистрацию всех юридических лиц независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и подчиненности, а также физических лиц — предпринимателей.

При этом согласно пункту 4 статьи 4 Закона № 755

обособленные подразделения юридического лица не подлежат государственной регистрации.

Согласно пункту 1 статьи 1 Закона № 755

обособленное подразделение юридического лица — это филиал, другое подразделение юридического лица, которое находится вне его местонахождения и производит продукцию, выполняет работы или операции, предоставляет услуги в едином замкнутом технологическом процессе с юридическим лицом, или представительство, осуществляющее представительство и защиту интересов юридического лица.

Частью четвертой пункта 1 статьи 6 Закона № 755 определено, что государственный регистратор на территории соответствующей административно-территориальной единицы передает, в частности, органам государственной налоговой службы сообщения и сведения из регистрационных карточек о совершении регистрационных действий, предусмотренных этим Законом, в том числе по созданию или ликвидации обособленных подразделений юридических лиц. Указанные сообщения и сведения являются основанием для взятия юридического лица на налоговый учет.

Одновременно следует заметить, что пунктом 9.1 Порядка учета плательщиков налогов, сборов (обязательных платежей), утвержденного приказом ГНА Украины от 19.02.98 № 80 (в редакции приказа ГНА Украины от 17.11.98 № 552, с изменениями и дополнениями), зарегистрированного в Минюсте Украины 14.12.98 под № 791/3231, который определяет единую рациональную методику учета плательщиков налогов, сборов (обязательных платежей) в органах государственной налоговой службы и создает предпосылки для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налогов и сборов (обязательных платежей) в бюджеты и в государственные целевые фонды, предусмотрено, что плательщики того или иного вида налога, юридические лица (обособленные подразделения), физические лица (в том числе предприниматели) берутся на учет органами государственной налоговой службы с учетом рекомендаций по полноте охвата учетом плательщиков соответствующих налогов.

Как указывалось в предыдущих письмах ГНА Украины от 29.05.2006 № 5940/6/15-0716 и от 12.09.2006 № 10109/5/15-0716, Порядок взимания сбора за специальное использование водных ресурсов и сбора за пользование водами для нужд гидроэнергетики и водного транспорта, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 16.08.99 № 1494 (с изменениями и дополнениями; далее — Порядок), и Инструкция о порядке исчисления и взимания сбора за специальное использование водных ресурсов и сбора за пользование водами для нужд гидроэнергетики и водного транспорта, утвержденная совместным приказом Минфина Украины, ГНА Украины, Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины от 01.10.99 № 231/539/118/219 (с изменениями и дополнениями; далее — Инструкция), зарегистрированная в Министерстве юстиции Украины 19.10.99 под № 711/4004,

определяют единые правила исчисления и взимания сбора за специальное использование водных ресурсов.

Учитывая требования пункта 141 Порядка

сбор уплачивается водопользователями по месту налоговой регистрации.

Согласно пункту 2.2 Инструкции филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения плательщиков сборов (далее —

филиалы), имеющие банковские счета, ведут отдельный бухгалтерский учет своей деятельности, составляют отдельный баланс, уплачивают сборы по своему местонахождению.

Если в состав предприятия-водопользователя входят

филиалы, которые не имеют банковских счетов, не ведут отдельного бухгалтерского учета, не составляют отдельного баланса, то сбор вносится предприятием-водопользователем по месту налоговой регистрации такого филиала (пункт 2.3 Инструкции).

Таким образом,

выбор места регистрации остается за плательщиком.

Заместитель председателя Л. Боенко

Где спецводопользуешься — там и платишь

Говоря формально, комментируемое письмо касается только плательщиков

сбора за специальное водопользование, но ознакомиться (возможно, не столько собственно с письмом, сколько с нижеследующим комментарием) полезно не только этой категории плательщиков налогов, но и другим предприятиям, в структуре которых имеются подразделения, расположенные на территории иной административно-территориальной единицы, чем та, в налоговом органе которой взяты на налоговый учет такие предприятия, как плательщики — юридические лица.

Кроме прочего, это письмо являет собой очередной пример того, как достаточно очевидный вопрос в результате небрежности — из-за нагромождения недоговоренностей и неточностей со стороны ГНАУ — превращается чуть ли не в загадку.

Начать с того, что авторы письма, цитируя определение «обособленное подразделение юридического лица» из части 1 (а не «пункта», как указано в письме) статьи 1 Закона Украины от 15.05.2003 г. № 755-IV «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей», умудрились прозевать, что

с 19.10.2006 г. это определение действует уже в измененной (в сравнении с фактически процитированной в письме) редакции (согласно Закону Украины от 16.03.2006 г. № 3575-IV «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» — см. тематический номер нашей газеты «Новшества госрегистрации», 2006, № 40). На сегодня это определение выглядит так: «обособленное подразделение юридического лица — это филиал, другое подразделение юридического лица, находящееся вне его местонахождения и вырабатывающее продукцию, выполняющее работы или операции, предоставляющее услуги от имени юридического лица, или представительство, осуществляющее представительство и защиту интересов юридического лица».

Кроме того, если уж развивать тему

обособленных подразделений юридических лиц, то, во-первых, поскольку определяющую роль в этом играет понятие местонахождения юридического лица, имеет смысл процитировать здесь и нынешнюю редакцию определения соответствующего термина, установленного в части 1 статьи 1 Закона № 755: «местонахождение юридического лица — адрес органа или лица, которые согласно учредительным документам юридического лица или закону выступают от его имени...». Во-вторых, подробный анализ указаний законодательства в отношении обособленных подразделений юридических лиц сделан в статье «Обособленное структурному — не товарищ» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 73).

Но самое пикантное обстоятельство в том, что, судя по заключительным абзацам письма (которые приходится рассматривать в качестве его выводов), «водораздел» (извините за вынужденную тавтологию) между субъектами этих заключительных абзацев письма проходит не по линии «юридическое лицо — обособленное подразделение юридического лица», а по линии «

местонахождение юридического лица — местонахождение конкретного субъекта водопользования», невзирая на то, является ли такой субъект водопользования (например, структурное подразделение юридического лица либо даже структурное подразделение обособленного подразделения юридического лица) именно обособленным подразделением такого юридического лица или не соответствует такому статусу (лишь бы такой субъект «спецводопользовался» по местонахождению, отличному от местонахождения самого юридического лица или соответствующего обособленного подразделения юридического лица — в зависимости от того, в чью структуру непосредственно входит конкретный субъект водопользования).

Понятно, что бюджетный платеж следует осуществлять там и туда, где для него открыт соответствующий

лицевой счет плательщика согласно Инструкции о порядке ведения органами государственной налоговой службы оперативного учета платежей в бюджет, контроль за взиманием которых осуществляется органами государственной налоговой службы Украины, утвержденной приказом ГНАУ от 18.07.2005 г. № 276. Также понятно, что лицевые счета открываются по месту взятия плательщика на налоговый учет согласно Порядку учета плательщиков налогов, сборов (обязательных платежей), утвержденному приказом ГНАУ от 19.02.98 г. № 80 (в редакции приказа ГНАУ от 17.11.98 г. № 552) (далее — Порядок № 80).

Что касается сбора за спецводопользование, то пересказанный в письме абзац второй пункта 141 Порядка взимания сбора за специальное использование водных ресурсов и сбора за пользование водами для нужд гидроэнергетики и водного транспорта, утвержденного постановлением КМУ от 16.08.99 г. № 1494, — «... уплачивается водопользователями по месту налоговой регистрации» — действительно оставляет место для вопросов. Заметим, что пункт 18 этого документа адресует любопытных к другому

специальному документу — Инструкции о порядке исчисления и взимания сбора за специальное использование водных ресурсов и сбора за пользование водами для нужд гидроэнергетики и водного транспорта, утвержденной совместным приказом Минфина, ГНАУ, Минэкономики, Минприроды от 01.10.99 г. № 231/539/118/219, — пункты 2.1 — 2.3 которой (призванные все поставить на место), оказывается, сформулированы крайне неряшливо: строго говоря, место уплаты сбора для собственно предприятия (а не его филиалов) там не определено вовсе! При этом указанные пункты, если читать их в контексте Порядка № 80 (и если «место налоговой регистрации», о котором говорится в указанных документах, и место учета плательщика налогов, которое определено в пункте 3.5 Порядка № 80, — это одно и то же место), все же позволяют прийти к определенным выводам.

Если водопользование осуществляется собственно предприятием — юридическим лицом в пределах той административно-территориальной единицы, в которой предприятие взято на налоговый учет как плательщик налогов (и этого сбора тоже), или осуществляется обособленным подразделением юридического лица — в пределах той административно-территориальной единицы, в которой это обособленное подразделение взято на налоговый учет как плательщик налогов (и этого сбора тоже), то этот сбор уплачивается так, что это контролируется налоговым органом одной и той же соответствующей административно-территориальной единицы (аналогично другим налогам).

Если же водопользование осуществляется подразделением (не имеющим статуса обособленного) предприятия — юридического лица вне пределов той административно-территориальной единицы, в которой предприятие взято на налоговый учет как плательщик налогов, или осуществляется подразделением обособленного подразделения юридического лица — вне пределов той административно-территориальной единицы, в которой это обособленное подразделение взято на налоговый учет как плательщик налогов, то такому предприятию — юридическому лицу и такому обособленному подразделению юридического лица соответственно придется встать на налоговый учет в качестве

плательщика отдельного налога (сбора) и уплачивать этот сбор так, чтобы это контролировалось налоговым органом административно-территориальной единицы по месту фактического водопользования.

И поэтому очень странно, что авторы письма, процитировав пункт 9.1 Порядка № 80, забыли пункт 9.2, который делает непонятное понятным.

И еще. Обратите внимание, что согласно нынешней редакции пункта 3.5 Порядка № 80

особым решением ГНАУ налоговый учет предприятия как плательщика налогов может вестись налоговым органом не той административно-территориальной единицы, которая соответствует местонахождению предприятия, а той, которая соответствует местонахождению его структурного подразделения.

Кстати говоря, что касается подобной проблемы с уплатой налога с доходов физических лиц, то ГНАУ давно поставила все точки над «і» в соответствующем налоговом разъяснении, утвержденном приказом ГНАУ от 22.04.2004 г. № 232 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 3), в котором

во главу угла поставлен код ЕГРПОУ как признак полноправного обособленного подразделения юридического лица. Разумно было бы применить аналогичный подход и в данном случае, а не завершать письмо абсурдной фразой, противоречащей всему в нем сказанному: место фактического водопользования однозначно определяет место уплаты, т. е. взятия на налоговый учет плательщика — сбора, поэтому предприятию если и остается что-то выбирать, то только пользоваться или не пользоваться водой...
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно