Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Об инвентаризации материальных ценностей бюджетных учреждений

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Март, 2007/№ 25
В избранном В избранное
Печать
Письмо от 20.02.2007 г. № 3.4-04/575-2209

Об инвентаризации материальных ценностей бюджетных учреждений

Письмо Государственного казначейства Украины от 20.02.2007 г. № 3.4-04/575-2209

Государственное казначейство Украины рассмотрело запрос <...> о предоставлении информации по вопросам применения Инструкции по инвентаризации материальных ценностей, расчетов и других статей баланса бюджетных учреждений, утвержденной приказом Государственного казначейства Украины от 30.10.98 № 90 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 16.11.98 под № 728/3168, и сообщает следующее.

Согласно пункту 1.3 Инструкции инвентаризации подлежит все имущество учреждения, независимо от его местонахождения, и все виды финансовых обязательств.

Указанное предусматривает проверку фактического наличия материальных ценностей, непосредственно находящихся в учреждении, по процедуре, установленной в целом Инструкцией, и подтверждение достоверности принятых (сданных) материальных ценностей на ответственное хранение другим учреждениям по процедуре, установленной разделом 14 Инструкции.

Имущество бюджетного учреждения может находиться за его пределами по разным причинам, а именно: в связи с его передачей на ответственное хранение, в аренду, лизинг, ремонт и т. п. При этом финансово-хозяйственные отношения субъектов хозяйствования регламентируются соответствующими договорами, которые заключаются согласно действующему законодательству. По соглашению сторон могут быть внесены дополнительные условия договора.

Так, типовым договором складского хранения предусматривается, что хранитель обязуется принять от поклажедателя и за плату хранить имущество последнего, а также возвратить поклажедателю соответствующее имущество в сохранности (т. е. в том же количестве, ассортименте, качестве и т. п.) в обусловленный договором срок. Кроме того, хранитель обязан предоставлять возможность поклажедателю осмотра имущества или его образцов, взятия проб и принятия мер, необходимых для обеспечения сохранности имущества.

Согласно пункту 14.2 Инструкции товары и материалы, хранящиеся на складах других организаций, записываются в отдельную опись (приложение 11 к Инструкции) на основании подтверждающих документов. При этом в инвентаризационную опись вносится информация с указанием номера и даты документа, на основании которого товары и материалы были переданы (приняты) на ответственное хранение.

Таким образом,

распространять процедуры проведения инвентаризации (путем проверки и пересчета ценностей в натуре), установленные Инструкцией Государственного казначейства Украины, на товарно-материальные ценности, находящиеся на договорной основе за пределами бюджетного учреждения, нецелесообразно, поскольку правоотношения, возникающие в связи с выполнением условий договоров, регламентируются другими нормативными документами.

Учитывая указанное, Государственное казначейство Украины считает, что

если бюджетное учреждение стремится к целевому, эффективному использованию государственного имущества и обеспечению его сохранности, то соблюдение требований Инструкции по инвентаризации материальных ценностей, расчетов и других статей баланса бюджетных учреждений, утвержденной приказом Государственного казначейства Украины от 30.10.98 № 90 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 16.11.98 под № 728/3168, позволяет обеспечить получение достоверной информации о данных учетного и фактического наличия имущества. В ином случае можно искать расхождения и противоречия в применении отдельных пунктов Инструкции, чтобы избежать правильного отражения результатов инвентаризации.

Отдельно сообщаем, что во исполнение постановления Кабинета Министров Украины от 04.01.2002 № 3 «О Порядке обнародования в сети Интернет информации о деятельности органов исполнительной власти» и с целью свободного доступа к информации о деятельности органов исполнительной власти, а также обеспечении гласности и открытости их деятельности, Государственным казначейством Украины на Интернет-портале
(е-mail: WWW.DBU.COM.UA) и Веб-странице (е-mail: WWW.TREASURY.GOV.UA) размещаются новости, информация и изменения в нормативно-правовых документах, регулирующих финансово-экономическую деятельность бюджетных учреждений.

Заместитель председателя

А. Чечулина



комментарий редакции

Инвентаризация матценностей, находящихся на ответственном хранении: мнение Госказначейства

Такая уж отличительна черта нашего законодательства — разные нормативно-правовые документы содержат расхождения и противоречия в применении отдельных их норм.

Вот, например, Инструкция по инвентаризации материальных ценностей, расчетов и других статей баланса бюджетных учреждений, утвержденная приказом Главного управления Государственного казначейства Украины от 30.10.98 г. № 90 (далее — Инструкция № 90).

Согласно п.п. 14.2 данной Инструкции товары и материалы, которые хранятся на складах других организаций, записываются в инвентаризационную опись на

основании документов, подтверждающих передачу их на ответственное хранение (т. е. в инвентаризационную опись заносятся только учетные данные).

Тогда как в п.п. 1.3 Инструкции № 90 прописано, что инвентаризации подлежит все имущество учреждения

независимо от его местонахождения и что при этом в обязательном порядке должна проводиться констатация фактического наличия объектов.

Вопрос сопоставимости данных норм Инструкции № 90 давно интересует бухгалтеров бюджетных организаций, за разрешением которого и обратились в Госказачейство. Вопросам инвентаризации ценностей бюджетного учреждения, находящихся на ответственном хранении, мы уже уделяли пристальное внимание (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 53, с. 43).

Но вот что интересно: Госказначейство не видит никаких противоречий и считает, что соблюдение требований Инструкции № 90 «позволяет обеспечить получение достоверной информации относительно данных учетного и фактического наличия имущества».

Более того, мнение Госказначейства сводится к тому, что матценности, которые находятся на договорной основе за пределами бюджетного учреждения, проверять в натуре

нецелесообразно, поскольку правоотношения, которые возникают в связи с выполнением условий договора, регламентируются не Инструкцией № 90, а другими нормативными документами.

Со своей стороны отметим, что во исполнение главной цели инвентаризации — обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета — проверку фактического наличия ценностей в местах ответственного хранения

производить все же следует.

При этом в договоре на ответственное хранение следует предусмотреть пункт, обязывающий организацию, где хранятся ценности:

— по требованию учреждения обеспечить доступ к ним с целью проверки их сохранности;

— перед проведением годовой инвентаризации информировать учреждение относительно времени ее проведения с целью обеспечения участия в инвентаризации членов комиссии собственника ценностей.

Такие условия договора будут соответствовать нормам ст. 959 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

Для отражения всей необходимой информации об активах бюджетного учреждения в форму инвентаризационной ведомости, приведенной в приложении 11 к Инструкции № 90, можно ввести дополнительную графу, в которой отобразить фактическое наличие сданных на хранение ценностей.

Для отражения отклонений учетных данных от фактического наличия (если таковые будут выявлены) можно воспользоваться формой сличительной инвентаризационной ведомости, приведенной в приложении 6 к Инструкции № 90, с включением в нее подписей представителей обеих сторон.

Оформленные таким образом инвентаризационная и сличительная ведомости,

во-первых, послужат основанием для отражения результатов инвентаризации на балансовых счетах в бюджетном учреждении, а во-вторых, весомым письменным доказательством в случае выявления недостачи ценностей.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно