Темы статей
Выбрать темы

О цели использования предоставленных подтверждений вывоза товаров за пределы Украины

Редакция НиБУ
Письмо от 23.03.2007 г. № 11/2-19/ 2974-

О цели использования предоставленных подтверждений вывоза товаров за пределы Украины

Письмо Государственной таможенной службы Украины от 23.03.2007 г. № 11/2-19/ 2974-ЕП

 

С целью однозначного применения норм и требований постановления Кабинета Министров Украины от 01.03.2002 № 243 «Об усовершенствовании механизма возмещения бюджетной задолженности по налогу на добавленную стоимость по операциям по экспорту продукции» и Порядка подтверждения сведений о фактическом вывозе товаров за пределы таможенной территории Украины, утвержденного приказом Государственной таможенной службы Украины, Государственной налоговой администрации Украины от 21.03.2002 № 163/121 (с изменениями), зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 26.03.2002 под № 295/6583, информируем, что

подтверждение вывоза товаров за пределы таможенной территории Украины предоставляется экспортеру исключительно с целью получения экспортного (бюджетного) возмещения налога на добавленную стоимость или с целью реализации требований пункта 11 статьи 2 Закона Украины «Об операциях с давальческим сырьем во внешнеэкономических отношениях».

При этом

удостоверение пятого экземпляра грузовой таможенной декларации типа ЕК 10 ЗС согласно Порядку подтверждения сведений о фактическом вывозе товаров за пределы таможенной территории Украины, утвержденному приказом Государственной таможенной службы Украины и Государственной налоговой администрации Украины от 21.03.2002 № 163/121, может осуществляться при условии наличия в гр. 8 ГТД информации о получателе товаров — нерезиденте Украины, подтвержденной соответствующим внешнеэкономическим контрактом.

Обращаем внимание, что

предоставление подтверждений с целью их использования для обоснованности применения «0» ставки налога на добавленную стоимость согласно подпункту 6.2.1 пункта 6.2 статьи 6 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» не предусмотрено законодательством по вопросам таможенного дела.

Первый заместитель председателя Службы
Р. Черкасский



комментарий редакции

Подтверждение «нуля» при экспорте

Гостаможслужба разъясняет, что

предоставление подтверждений с целью их использования для обоснования применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость в соответствии с п.п. 6.2.1 Закона об НДС не предусмотрено законодательством по вопросам таможенного дела (хотя еще год назад она, судя по всему, придерживалась иной позиции, см. письмо от 07.03.2006 г. № 15/392). Поскольку полномочия ГТСУ ограничены предоставлением разъяснений по вопросам применения таможенного законодательства, в письме не содержатся более категоричные выводы.

Мы же добавим, что ни таможенное, ни налоговое законодательство, ни какое-либо иное законодательство прямо не требует предоставления документальных подтверждений фактического вывоза товаров (в виде особой отметки о вывозе на пятом листе ГТД)

для применения плательщиками нулевой ставки НДС.

Другое дело, если речь заходит о получении возмещения НДС. Тогда у налоговиков появляется формальное право апеллировать к постановлению КМУ от 01.03.2002 г. № 243 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2002, № 21) и требовать получения такого подтверждения. Поскольку подтверждение фактического вывоза товаров в нем выдвигалось как условие для получения бюджетного возмещения. Но по большому счету у плательщиков, не получающих (не получивших) такого подтверждения, остается в запасе несколько аргументов.

Во-первых, очевидно, что названное постановление было принято для целей контроля за получением

экспортного возмещения. Это косвенно подтверждает и принятый на основании названного постановления Порядок подтверждения сведений о фактическом вывозе товаров за пределы таможенной территории Украины, утвержденный совместным приказом ГТСУ и ГНАУ от 21.03.2002 г. № 163/121 (в его п. 1 сказано, что он «разработан с целью обеспечения реализации требований статьи 8 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость»). Напомним, что ст. 8 Закона об НДС в те времена как раз и регулировала порядок получения экспортного возмещения. В данном контексте весьма красноречиво выглядит позиция ВСУ, отраженная в постановлении от 03.06.2003 г. № А7367/1-27. В нем указывается, что постановление № 243 было направлено лишь на урегулирование вопроса допустимости доказательств, которые могут подтверждать факт вывоза (пересылки) товаров за пределы таможенной территории Украины (экспорт) и дают право на возмещение бюджетной задолженности, а не права на нулевую ставку.

Во-вторых, поскольку понятие «экспортное» возмещение уже давно исключено из закона и ст. 8 Закона об НДС регулирует совсем другие вопросы (а именно особенности налогообложения поставок туруслуг), то и объективной необходимости подтверждения фактического вывоза товаров у плательщиков, пожалуй, почти не осталось (хотя, насколько нам известно, за нарушение постановления № 243 встречались случаи применения спецсанкции: приостановление внешнеэкономической деятельности, введение индивидуального режима лицензирования).

Налоговики и сегодня требуют документального подтверждения вывоза товара

для применения нулевой ставки НДС. Однако даже при наличии подозрений на предмет отсутствия факта вывоза товаров в периоде отгрузки товаров, никаких отрицательных налоговых последствий предприятию «не светит», поскольку до даты фактического вывоза товаров на экспорт за пределы Украины полная ставка налога (20 %) все равно не применяется. Применение или неприменение «нуля» влияет лишь на объем облагаемых операций плательщика налога (что может сказаться на распределении налогового кредита при одновременном осуществлении как облагаемых, так и необлагаемых операций).

Отметим также, что по информации самой ГНАУ (письмо от 26.01.2007 г. № 10-1118/279), рассматривая споры, связанные с установлением правомерности применения плательщиками нулевой ставки НДС,

хозяйственные суды не принимают во внимание доводы ГНИ относительно необходимости доначисления плательщикам суммы НДС во время осуществления операций по продаже товара, который был вывезен за пределы таможенной территории Украины, в связи с неподтверждением факта экспорта товара в случае отсутствия его получателя.

Проинформируем также, что в небезызвестной брошюре (доведена письмом ГНАУ от 07.09.2006 г. № 16636/7/31-3017; см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 83, с. 44) отмечалось следующее: в случае осуществления операции по экспортированию (вывозу) товаров за пределы таможенной территории Украины налоговые обязательства по НДС определяются на дату фактического осуществления такого вывоза (

дата отгрузки товаров).

Дмитрий Винокуров

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше