Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Об обложении НДС операций по импорту гуманитарной помощи

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Май, 2007/№ 40
В избранном В избранное
Печать
Письмо от 07.03.2007 г. № 11/4-15/2382-

Об обложении НДС операций по импорту гуманитарной помощи

Письмо Государственной таможенной службы Украины от 07.03.2007 г.
№ 11/4-15/2382-ЕП

Гостаможслужба Украины письмом от 06.02.2007 № 11/4-15/1139-ЕП доводила до сведения таможенных органов разъяснения Министерства финансов Украины (письмо от 02.02.2007 № 31-20020-06-13/1985) о применении норм Закона Украины от 14.12.2006 № 463-V «О внесении изменений в статью 5 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость», согласно которым в Законе Украины «О налоге на добавленную стоимость» существует несогласование между подпунктом 3.2.5 пункта 3.2 статьи 3 и подпунктом 5.1.21 пункта 5.1 статьи 5 относительно порядка обложения налогом на добавленную стоимость операций по импорту на таможенную территорию Украины товаров в виде гуманитарной помощи, урегулирование которого возможно путем внесения соответствующих изменений в Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость».

До законодательного урегулирования затронутого вопроса

, по мнению Министерства финансов Украины и Министерства юстиции Украины, следует руководствоваться подпунктом 4.4.1 пункта 4.4 статьи 4 Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами», согласно которому в случае, если норма закона или другого нормативно-правового акта, изданного на основании закона, или если нормы разных законов или разных нормативно-правовых актов допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей плательщиков налогов или контролирующих органов, в результате чего имеется возможность принять решение в пользу как плательщика налогов, так и контролирующего органа, решение принимается в пользу плательщика налогов.

Подпунктом 3.2.5 пункта 3.2 статьи 3 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» предусмотрено, что не являются объектом налогообложения операции по импорту имущества в качестве технической или благотворительной (гуманитарной) помощи согласно нормам международных договоров Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, или в соответствии с законом.

Учитывая указанное выше,

до внесения в установленном порядке изменений в Классификатор способов расчета, утвержденный приказом Гостаможслужбы от 09.07.97 № 307 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации», зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 24.09.97 под № 443/2247, и Порядок предоставления документов, подтверждающих право субъектов предпринимательской деятельности на пользование установленными законодательством налоговыми льготами при таможенном оформлении товаров, которые ввозятся на таможенную территорию Украины или вывозятся с таможенной территории Украины, утвержденный приказом Гостаможслужбы от 22.06.2006 № 514, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 07.07.2006 под
№ 816/12690, при таможенном оформлении товаров, ввозимых на таможенную территорию Украины в качестве гуманитарной помощи и не являющихся объектом налогообложения согласно законодательству, в третьем подразделе графы 36 ГТД вместо «030» проставляются «000».

При этом при начислении налога на добавленную стоимость на указанные товары

в пятой колонке «Способ платежа» графы 47 ГТД указывается код способа расчета — «25».

Региональной информационной таможне обеспечить внесение необходимых изменений в соответствующие программно-информационные комплексы Единой автоматизированной информационной системы Гостаможслужбы.

Заместитель председателя Службы А. Шейко



комментарий редакции

Ввоз гуманитарной помощи: работает правило конфликта интересов

Проблему, затронутую в данных письмах, отчасти можно назвать

надуманной. Возникла она с 01.01.2007 г., т. е. с даты вступления в силу Закона Украины от 14.12.2006 г. № 463-V (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 8).

В соответствии с п.п. 3.2.5 Закона об НДС импорт гуманитарной помощи согласно нормам международных договоров Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, или

в соответствии с законом не является объектом налогообложения. Таким законом является Закон Украины «О гуманитарной помощи» от 22.10.99 г. № 1192-XIV. Этот Закон также предусматривает освобождение от НДС гуманитарной помощи, причем в некоторых случаях даже подакцизными товарами (например, автомобили).

Похожая льгота установлена и в п.п. 5.1.21 Закона об НДС. Причем начиная с 01.01.2007 г. его пятый абзац сформулирован таким образом, что если ввозится гуманитарная помощь в виде подакцизных товаров, то освобождение от НДС не работает, кроме тех товаров, которые подпадают под действие международных договоров, согласие на заключение которых дано Верховной Радой Украины. Обратите внимание: упоминания о соответствующем законе (т. е. Законе «О гуманитарной помощи») здесь уже

нет. Причем согласно появившемуся с 01.01.2007 г. последнему абзацу п.п. 5.1.21 Закона об НДС «...если другие законы устанавливают правила налогообложения благотворительной (в том числе гуманитарной) помощи, которые отличаются от правил, установленных этим подпунктом, то действуют правила этого подпункта».

На первый взгляд выходит, что при получении таких товаров в соответствии с Законом «О гуманитарной помощи» НДС уплатить все равно придется. Однако при более детальном анализе очевидно, что правила п.п. 5.1.21 Закона об НДС являются приоритетными только в том случае, если иные правила установлены в другом законе. Однако иные правила налогообложения установлены в самом Законе об НДС (п.п. 3.2.5). Говорить же о том, что п.п. 3.2.5 Закона об НДС для применения льготы фактически отсылает к Закону «О гуманитарной помощи» (т. е. к «другому закону») и уже он устанавливает освобождение, тоже не совсем правильно, ведь этот подпункт говорит об импорте имущества в соответствии с Законом, а не об освобождении от налогообложения этого импорта в соответствии с Законом.

Вот почему в начале комментария мы назвали проблему несколько надуманной.

Как бы там ни было, и Минфин, и ГТСУ, ссылаясь в двух публикуемых письмах на правило конфликта интересов, фактически дают добро на

необложение ввозным НДС такой гуманитарной помощи.

Дмитрий Костюк

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно