Темы статей
Выбрать темы

Форменная (фирменная) одежда: проблема ВР

Редакция НиБУ
Статья

Форменная (фирменная) одежда: проблема ВР

 

Отсутствие в Законе о налоге на прибыль прямых норм об учете расходов на обеспечение работников форменной (фирменной) одеждой привело к тому, что налоговики подходят к данному вопросу слишком уж фискально, не признавая за налогоплательщиком права на включение таких расходов в состав валовых. Так ли это на самом деле? Ведь использование такой одежды в хозяйственной деятельности предприятия вполне очевидно? О возможности отнесения стоимости форменной (фирменной) одежды налогоплательщиком на валовые расходы мы сейчас и поговорим.

Людмила СОЛОШЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Для начала хотим процитировать нормы

п.п. 5.4.1 Закона о налоге на прибыль, ссылаясь на который налоговики, собственно, и строят свои выводы. Так, согласно этому подпункту в валовые расходы включаются «расходы плательщика налога на обеспечение наемных работников специальной одеждой, обувью, обмундированием, необходимыми для выполнения профессиональных обязанностей, а также продуктами специального питания по перечню, устанавливаемому Кабинетом Министров Украины».

Рассматривая нормы этого

подпункта исключительно как регулирующие расходы налогоплательщика на обеспечение работников специальной одеждой, налоговики в этом вопросе всегда придерживались неизменной точки зрения: в валовые расходы (с учетом перечня № 994) можно относить только стоимость спецодежды в пределах норм и перечней, установленных нормативно-правовыми актами.

Что касается форменной и фирменной одежды, то ее отражение в составе валовых расходов, по мнению налоговиков, возможно только в том случае, если такая одежда опять-таки будет являться

специальной. Так, например, в письме ГНАУ от 22.01.2004 г. № 439/6/15-1116 по поводу возможности включения в валовые расходы стоимости форменной одежды работников гостиницы разъяснялось, что в случае если такая одежда включена в перечень специальной одежды, утвержденный КМУ, и предусмотрена Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, то предприятия гостиничного хозяйства могут такие расходы относить на валовые расходы. В другом же письме ГНАУ от 05.12.2005 г. № 24181/7/22-1017 (п. 5 письма), касающемся обеспечения форменной одеждой работников банка, прямо указывалось, что в случае если форменная одежда не относится к категории специальной одежды, то все расходы на ее приобретение в состав валовых расходов не включаются. Как видим, в обоих письмах ГНАУ смешивает понятия специальной и форменной одежды (что само по себе является не вполне корректным), утверждая, что право на валовые расходы возникает только по той форменной одежде, которая является специальной.

В сложившейся ситуации стоит заметить, что отсутствие в

п.п. 5.4.1 Закона о налоге на прибыль прямого упоминания о форменной (фирменной) одежде еще не означает, что ее стоимость нельзя включать в валовые расходы. И хотя расходы на обеспечение работников одеждой являются по своей сути расходами двойного назначения (т. е. могут относиться в состав валовых расходов только при соблюдении определенных условий), считаем, что налоговики слишком уж ужесточают такие условия, ограничивая право налогоплательщика на отражение валовых расходов. Ведь, как известно, общий принцип валоворасходности (внутри которого уже Законом о налоге на прибыль могут устанавливаться какие-либо ограничения) — связь расходов с хозяйственной деятельностью. А то, что расходы на обеспечение работников форменной (фирменной) одеждой неразрывно связаны с хоздеятельностью налогоплательщика, не вызывает сомнений. Поэтому, как ни парадоксально, но, учитывая позицию налоговиков, за отнесение стоимости форменной (фирменной) одежды в налоговом учете в состав валовых расходов налогоплательщику приходится бороться. И помогут в этом следующие аргументы (приведем их отдельно как по форменной, так и по фирменной одежде).

 

Форменная одежда

Во-первых

, справедливости ради нужно заметить, что в п.п. 5.4.1 Закона о налоге на прибыль речь идет не только о спецодежде (как это пытаются представить налоговики), но также упоминается еще и обмундирование. А такое обмундирование, по сути, является ни чем иным, как форменной одеждой. Стало быть, расходы на обеспечение наемных работников форменной одеждой (наравне с расходами на спецодежду) также регулируются нормами п.п. 5.4.1 Закона о налоге на прибыль и, следовательно, при соблюдении установленных этим подпунктом условий могут относиться на валовые расходы.

Кстати, примечательно, что в консультации В. Пархоменко, касающейся форменной одежды (в «Вестнике налоговой службы Украины», 2005, № 16, с. 41), прямо указывалось, что в современных словарях украинского и русского языков термин «обмундирование» понимается как

форменная одежда. При этом подчеркивалось, что согласно п.п. 5.4.1 Закона о налоге на прибыль расходы на обеспечение наемных работников обмундированием, необходимым для выполнения профессиональных обязанностей, включаются в валовые расходы.

Во-вторых

, нужно заметить, что обеспечение форменной одеждой своих работников — это не просто прихоть работодателя, а его обязанность. Причем порядок обеспечения работников форменной одеждой, перечень лиц, имеющих право на ношение форменной одежды, отличительные особенности ее внешнего вида (образцы), а также нормы обеспечения и сроки ношения форменной одежды установлены рядом нормативно-правовых актов, к числу которых, в частности, относятся:

Порядок и нормы выдачи, сроки и правила ношения предметов форменной одежды и знаков различия работниками морского и речного транспорта, утвержденные приказом Министерства транспорта Украины от 20.08.2004 г. № 758;

— постановление КМУ от 26.12.2002 г. № 1988 «Об утверждении образцов форменной одежды должностных лиц таможенной службы Украины, их описания, норм обеспечения и сроков эксплуатации»;

— постановление КМУ от 11.12.96 г. № 1508 «О знаках различия и форменной одежде работников железнодорожного транспорта»;

— постановление КМУ от 09.12.93 г. № 1022 «О форменной одежде служебных лиц государственных налоговых инспекций».

Таким образом, действующим законодательством в отношении форменной одежды предусмотрены соответствующие

перечни и нормы ее выдачи. А если мы обратимся к распоряжению № 462-р , то увидим, что именно это и является главным и достаточным условием для включения стоимости одежды в валовые расходы. Напомним, что распоряжение № 462-р устанавливает, что в валовые расходы в соответствии с п.п. 5.4.1 Закона о налоге на прибыль включаются расходы плательщика налога на обеспечение наемных работников специальной одеждой, обувью, обмундированием, необходимыми для выполнения профессиональных обязанностей, а также продуктами специального питания в соответствии с перечнем и нормами, установленными действующими нормативно-правовыми актами. Как видим, в отношении форменной одежды эти условия целиком соблюдаются. Поэтому считаем, что форменная одежда, выдаваемая наемным работникам в соответствии с законодательно установленными перечнями и в пределах норм, может на вполне законных основаниях относиться на валовые расходы.

В-третьих

, интересно, что вопрос о включении стоимости форменной одежды на валовые расходы прямо урегулирован в некоторых отраслевых нормативных документах. Так, к примеру, п. 6 ст. 19 Закона о горэлектротранспорте предусмотрено, что работникам перевозчика во время выполнения служебных обязанностей предоставляется право на ношение форменной и специальной одежды, обуви и обмундирования по перечню, установленному центральным органом исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и центральным органом исполнительной власти в области транспорта. При этом непосредственно в том же пункте указывается, что расходы на указанные цели включаются в валовые расходы перевозчика.

Все вышесказанное дает основание утверждать, что нормы

п.п. 5.4.1 Закона о налоге на прибыль в равной мере касаются как специальной, так и форменной одежды. Поэтому считаем, что при соблюдении условий, установленных этим подпунктом (т. е. в случае выдачи в пределах существующих норм и в соответствии с установленными перечнями), расходы на обеспечение наемных работников форменной одеждой имеют полное право попасть на валовые расходы.

 

Фирменная одежда

С фирменной одеждой дела обстоят несколько сложнее. Дело в том, что утвержденных

законодательством перечней и норм выдачи такой одежды (подобно форменной и специальной одежде) нет. Да это и понятно. Ведь такая одежда потому и называется фирменной, что изготавливается она для работников какого-то определенного предприятия и является для такого предприятия сугубо индивидуальной. Причем именно такое предприятие само и определяет круг лиц, которым такая одежда будет выдаваться, ее дизайн (внешний вид), срок службы и нормы выдачи. В результате ввиду отсутствия законодательно установленных перечней и норм выдачи п.п. 5.4.1 Закона о налоге на прибыль как основание для отнесения стоимости такой одежды на валовые расходы в данном случае применяться не может. Поэтому основания для включения стоимости фирменной одежды в валовые расходы будем искать среди других подпунктов*.

* Хотя, справедливости ради, все же стоит заметить, что раз уж в Законе о налоге на прибыль присутствует отдельный п.п. 5.4.1, касающийся обеспечения наемных работников

одеждой (причем, на удивление, ни разу не менявшийся за всю историю существования самого Закона о налоге на прибыль), то для полноты картины и системности норм этого Закона было бы оптимальным вариантом, если бы законодатели учли процесс современного развития рыночных отношений в сфере торговли и услуг (в результате чего, собственно, и появилось такое понятие, как «фирменная одежда») и внесли в этот подпункт изменения, касающиеся обеспечения фирменной одеждой наемных работников (а заодно в нем же более четко уточнили, что нормы этого подпункта также распространяются и на случаи обеспечения наемных работников форменной одеждой).

Итак прежде всего не вызывает сомнения, что обеспечение работников фирменной одеждой всецело

связано с хозяйственной деятельностью предприятия. Ведь она призвана обеспечить опрятный внешний вид обслуживающего персонала и тем самым оставить в памяти покупателей (клиентов) приятное впечатление от посещения предприятия. А значит, это, в свою очередь, будет направлено на привлечение большего числа посетителей, повышение конкурентоспособности предприятия, поддержание его имиджа, завоевание рынка сбыта.

Кроме того, зачастую на фирменной одежде размещается логотип торговой марки, бренд или слоган предприятия, и такая одежда подчас имеет цветовую гамму, гармонирующую, к примеру, с узнаваемыми и отличительными цветами, характерными для самого предприятия, что способствует его образной узнаваемости и запоминаемости. Вдобавок фирменная одежда позволяет посетителям и клиентам вовремя и оперативно сориентироваться и отыскать обслуживающий персонал в торговом зале предприятия для получения необходимой консультации, подборки товара, нахождения его места расположения на прилавках и т. п. Все это, на наш взгляд, позволяет предприятию отстаивать право по включению стоимости фирменной одежды на валовые расходы либо на основании общего валоворасходного

п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль (т. е. как расходы, связанные с ведением хоздеятельности), либо в соответствии с «рекламным» п.п. 5.4.4 Закона о налоге на прибыль (т. е. как расходы на проведение предпродажных и рекламных мероприятий). Напомним, что во втором случае согласно первому абзацу п.п. 5.4.4 Закона о налоге на прибыль такие расходы включаются в валовые расходы в полной сумме (т. е. 2 % ограничение, предусмотренное абзацем вторым этого подпункта, к таким расходам не применяется)**.

** Правда, нужно заметить, что отнесение стоимости фирменной одежды на валовые расходы справедливо, если она не подпадает под налоговое определение основных фондов. А вот в том случае, когда срок службы фирменной одежды превышает 1 год, а стоимость — 1000 грн. (т. е. в налоговом учете такая фирменная одежда соответствует определению основных фондов), то расходы на ее приобретение в налоговом учете будут подлежать налоговой амортизации.

Конечно, для отражения валовых расходов не следует забывать, что операции с обеспечением наемных работников фирменной одеждой должны быть надлежащим образом оформлены документально. То есть составляющие комплекта фирменной одежды, перечень работников, которым она выдается, нормы выдачи и сроки ношения должны быть оговорены в приказе по предприятию, а также в коллективном до-
говоре.

И все же, помня мнение налоговиков по данному вопросу, нужно быть готовым к тому, что валоворасходность по фирменной одежде налогоплательщику придется отстаивать. В связи с этим, пожалуй, стоит упомянуть еще один возможный вариант отражения валовых расходов. Так, предприятие может подойти к порядку обеспечения работников необходимой одеждой с несколько другой стороны, используя при этом «зарплатный подход». Суть его заключается в том, что каждому из работников выплачивается материальная помощь (в размере стоимости комплекта одежды), а работники уже приобретают фирменную одежду самостоятельно. В таком случае сумма матпомощи будет включаться в фонд оплаты труда и, соответственно, в налоговом учете на основании

п.п. 5.6.1 Закона о налоге на прибыль относиться на валовые расходы. Правда, в данном случае нужно учесть, что исходя из суммы матпомощи, включенной в ФОТ, предприятию придется произвести начисления и удержания взносов в соцфонды, а также удержать с работников налог с доходов.

Ну а напоследок остается пожелать, чтобы необходимое в ходе ведения хозяйственной деятельности обеспечение наемных работников форменной (фирменной) одеждой и связанное с этим отражение в налоговом учете валовых расходов все же не вызывали протеста со стороны контролирующих органов.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше