О начислении и уплате сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства предприятиями — производителями алкогольных напитков
Письмо Комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансов и банковской деятельности от 13.04.2007 г. № 06-10/10-289
Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам финансов и банковской деятельности рассмотрено письмо <...> о порядке начисления и уплаты сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства (далее по тексту — сбор) производителями алкогольных напитков. По существу затронутого вопроса Комитет сообщает следующее.
Статьей 1 Закона Украины «О сборе на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства» от 09.04.99 г. № 587-XIV определено, что плательщиками сбора являются субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности и подчиненности, реализующие в оптово-розничной торговой сети алкогольные напитки и пиво.
Определение оптовой и розничной торговли алкогольными напитками предоставляется Законом Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-ВР, в соответствии с которым:
оптовая торговля
— деятельность по приобретению и соответствующему преобразованию товаров для последующей их реализации предприятиям розничной торговли, другим субъектам предпринимательской деятельности;розничная торговля
— деятельность по продаже товаров непосредственно гражданам и другим конечным потребителям для их личного некоммерческого использования независимо от формы расчетов, в том числе на разлив в ресторанах, кафе, барах, других предприятиях общественного питания.Закон Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» не содержит определения термина «производство», вместо этого в Законе Украины «О безопасности и качестве пищевых продуктов» от 23.12.97 г. № 771/97-ВР определено, что производством пищевых продуктов (к которым относятся и алкогольные напитки) является хозяйственная деятельность, связанная с изготовлением объектов санитарных мероприятий, включая все стадии технологического процесса, в том числе изготовление, подготовку, смешивание и связанные с этим процедуры, обработку, наполнение, упаковку, переработку, подновление и прочие изменения состояния объекта. Кроме того, согласно нормам Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III
производство — это деятельность, связанная с выпуском продукции, включающая все стадии технологического процесса, а также реализацию продукции собственного производства.То есть в трактовке действующего законодательства производством является переработка сырья в товар, который потом будет приобретаться предприятиями
оптовой торговли для последующей реализации.Исходя из вышеизложенного, считаем, что
субъекты предпринимательской деятельности, занимающиеся производством алкогольных напитков и реализацией их в пределах собственного производства, не могут быть отнесены к предприятиям оптовой торговли.Наличие у предприятий — производителей алкогольных напитков лицензий на оптовую
торговлю согласно Закону Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно платы за лицензию и акцизного сбора на производство спиртов, алкогольных напитков и табачных изделий» от 17.11.2006 г. № 374-V не является достаточным основанием для отнесения их к категории плательщиков сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, поскольку в пределах собственного производства они не осуществляют оптовой торговли алкогольными напитками и в соответствии с Законом Украины «О сборе на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства» не относятся к субъектам предпринимательской деятельности, реализующим в оптово-розничной торговой сети алкогольные напитки.Однако
в случае, если предприятие-производитель приобретает или осуществляет продажу продукции, произведенной другими субъектами предпринимательской деятельности, средства, полученные от реализации такой продукции, облагаются сбором на общих основаниях.Председатель Комитета П. Порошенко
комментарий редакции
Производители алкогольных напитков и хмелесбор
Комитет ВР в комментируемом письме делает верные, на наш взгляд, выводы.
Во-первых, наличие у предприятий — производителей алкогольных напитков лицензий на оптовую торговлю (о необходимости получения такой лицензии см. далее в письме ГНАУ от 03.04.2007 г. № 6580/7/21-0317) не является достаточным основанием для отнесения их к категории плательщиков сбора,
поскольку в рамках собственного производства они не осуществляют оптовую торговлю алкогольными напитками и не относятся к субъектам предпринимательской деятельности, которые реализуют в оптово-розничной торговой сети алкогольные напитки.Во-вторых, в случае, когда предприятие-производитель приобретает или осуществляет продажу продукции,
произведенной другими субъектами предпринимательской деятельности, средства, полученные от реализации такой продукции, облагаются сбором на общих основаниях.Начнем с очевидного. Второй вывод не вызывает сомнений. Действительно, если
производитель является перепродавцом, то от уплаты хмелесбора ему никуда не деться. А вот ответ относительно уплаты сбора по собственной продукции все-таки не снимает вопроса по поводу судьбы фирменной торговли.С одной стороны, Комитет отмечает, что
в рамках собственного производства производители не относятся к субъектам предпринимательской деятельности, которые реализуют в оптово-розничной торговой сети алкогольные напитки. Иными словами, производитель с собственных объемов уплачивать сбор не должен.С другой, — в письме ударение делается на
оптовой торговле. Комитет акцентирует внимание на том, что в понимании действующего законодательства производством является переработка сырья в товар, который потом будет приобретаться предприятиями оптовой торговли для последующей реализации. Хотя определение производства (позаимствованное из Закона о лицензировании), на которое имеется ссылка в письме, вовсе не ограничивает его реализацией продукции именно путем оптовой торговли.В то же время ГНАУ стоит на позиции обязательности уплаты сбора в случае осуществления реализации производителем алкогольных напитков собственной продукции
через фирменную торговлю (письмо ГНАУ от 09.11.2001 г. № 15115/7/21-0117, 14.01.2000 г. № 526/7/16-2317).Не так давно (см. письмо от 12.10.2006 г. № 19003/7/21-0117, «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, №89, с. 7) ГНАУ заявила даже, что если субъекты хозяйствования осуществляют реализацию алкогольных напитков и пива в оптово-розничной сети и получают выручку от реализации этой продукции, которая учитывается на счете 70 «Доходы от реализации», они являются плательщиками сбора независимо от того, комитенты это (
в том числе предприятия-производители) или комиссионеры. Очевидно, речь уже идет не только о фирменной торговле.В вопросе уплаты хмелесбора с оптовых оборотов сторону производителей занял и Минагропром, который в письме от 10.08.2004 г. № 37-21-1-8/9619 заявил, что когда предприятие — производитель алкогольной продукции
реализует свою продукцию оптовому торговому предприятию, а последнее, в свою очередь, реализует ее оптовым и розничным покупателям, то предприятие-производитель не будет плательщиком сбора, поскольку оно не реализует продукцию в оптово-розничной сети.Дмитрий Винокуров