Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Лицензирование игровых автоматов

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Май, 2007/№ 41
В избранном В избранное
Печать
Статья

Лицензирование игровых автоматов

 

Долгое время в Украине игорный бизнес находился в «свободном плавании». Несмотря на то что Закон о лицензировании принят в 2000 году, определены органы лицензирования, установлены сроки утверждения лицензионных условий, плотно правовым регулированием игорного бизнеса занялись лишь с прошлого года. О том, какие требования выдвигаются к установке и использованию игровых автоматов, пойдет речь в данной статье.

Антон ИВАНЧЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Закон о лицензировании

— Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III.

Приказ № 86

— приказ Лицензионной палаты Украины «Об утверждении Инструкции об условиях и правилах проведения предпринимательской деятельности (лицензионные условия) по созданию и содержанию игорных заведений, организации азартных игр и контроле за их соблюдением» от 11.09.1998 г. № 86.

Приказ № 40/374

— приказ Государственного комитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства и Министерства финансов Украины «Об утверждении Лицензионных условий осуществления организации деятельности по проведению азартных игр и Порядка контроля за соблюдением Лицензионных условий осуществления организации деятельности по проведению азартных игр» от 18.04.2006 г. № 40/374.

Приказ № 12

— приказ представительства Государственного комитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства в г. Киеве «Об утверждении Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по организации и содержанию тотализаторов, игорных заведений в городе Киеве» от 06.11.2006 г. № 12.

Положение № 637

— Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления Национального банка Украины от 15.12.2004 г. № 637.

Закон об РРО

— Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

 

Закон о лицензировании

предусматривает наличие такого документа, как лицензионные условия. Именно несоответствие действующих на момент принятия Закона о лицензировании лицензионных условий самому Закону, а после их отмены — отсутствие законодательно предусмотренных лицензионных условий, стали основой многочисленных вопросов. Попробуем разобраться, как на сегодняшний день обстоят дела с лицензированием игорного бизнеса, точнее, с наличием или отсутствием законодательно предусмотренных требований и ограничений, на примере игровых автоматов с возможностью выигрыша.

Сразу же отметим, что вопросы, связанные с разрешительной системой в сфере хозяйствования, в данной статье рассматриваться не будут, а нормы

Закона Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйствования» от 06.09.2005 г. № 2806-IV на отношения в сфере лицензирования не распространяются, о чем прямо указано в ст. 2 этого Закона.

 

Лицензионные условия: to be or not to be?

Что же представляют собой лицензионные условия? Лицензионные условия — это нормативно-правовой документ (

ч. 1 ст. 8 Закона о лицензировании), устанавливающий исчерпывающий перечень организационных, квалификационных и других специальных требований, обязательных для выполнения при проведении хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию (ст. 1 Закона о лицензировании).

Субъект хозяйствования должен осуществлять лицензируемый вид хозяйственной деятельности в соответствии с установленными для такого вида деятельности лицензионными условиями. В случае

если для осуществления того или иного вида лицензируемой деятельности необходимы особые требования к помещениям, строениям, оборудованию, другим техническим средствам, то они включаются в лицензионные условия (ч. 4 ст. 8 указанного Закона).

Лицензионные условия принимаются

специально уполномоченным органом по вопросам лицензирования (Госкомпредпринимательства) совместно с органом лицензирования, кроме случаев, предусмотренных законом (ст. 5, ст. 6 Закона о лицензировании).

Таким образом, лицензионные условия представляют собой свод правил и требований, соблюдение которых является обязательным для осуществления того или иного вида деятельности, подлежащего лицензированию.

Закон о лицензировании

на момент вступления в силу к видам деятельности, подлежащим лицензированию, относил организацию и содержание тотализаторов, игорных заведений (п. 29 ст. 9 указанного Закона). Исходя из такой формулировки нормы Закона, говорить об однозначном подпадании использования игровых автоматов под лицензируемый вид деятельности было сложно. И здесь на помощь должны прийти лицензионные условия.

Действовавшие на тот момент лицензионные условия, утвержденные

приказом № 86, с одной стороны — не соответствовали ряду требований, в частности, были приняты не уполномоченным на то органом. С другой стороны — это был единственный документ, разъясняющий понятие «игорное заведение» и устанавливающий хоть какие-то требования к его организации и содержанию, что давало возможность определить лицензируемость использования игровых автоматов.

В соответствии с данными лицензионными условиями игра на игровых автоматах являлась азартной игрой, однако их использование не подлежало лицензированию, поскольку в соответствии с

п. 1.3 приказа № 86 они были исключены из определения игорного заведения. А Законом о лицензировании лицензировались именно организация и содержание игорных заведений, а не проведение азартных игр. Более подробно данный вопрос рассматривался на страницах газеты «Налоги и бухгалтерский учет», 2002, № 50.

К такому же выводу пришел и Госкомпредпринимательства в

письмах от 30.05.2001 № 4-431-535/3445 («Налоги и бухгалтерский учет», 2001, № 76), от 26.10.2001 г. № 4-431-1045/6400 .

После отмены

приказа № 86 и ввиду отсутствия каких-либо других лицензионных условий возникла некая неразбериха в отношении необходимости лицензирования игорного бизнеса в целом и использования игровых автоматов в частности. Так, в письме Госкомпредпринимательства от 04.04.2003 г. № 2006 («Налоги и бухгалтерский учет», 2003, № 41) было указано, что до принятия лицензионных условий субъект хозяйствования может осуществлять деятельность без получения лицензии. Позже Комитет исправился и указал на обратное, что лицензию необходимо иметь при осуществлении указанного в ст. 9 Закона о лицензировании вида деятельности (см. письмо от 22.03.2004 г. № 1745). Такая же позиция была высказана Комитетом и в письме от 20.04.2004 г. № 2601 («Налоги и бухгалтерский учет», 2004, № 62) в отношении игорных заведений.

Кардинальным образом для использования игровых автоматов, да и игорного бизнеса в целом, ситуация изменилась с принятием

Закона Украины от 25.03.2005 г. № 2505-IV «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2005 год» и некоторые другие законодательные акты Украины», которым Закон о лицензировании был дополнен таким лицензируемым видом деятельности, как организация деятельности по проведению азартных игр. Во исполнение данных изменений довольно оперативно (в течение года) были определены орган лицензирования — Министерство финансов, перечень необходимых для выдачи лицензии документов, приняты лицензионные условия. Размер платы, установленный непосредственно в Законе о лицензировании вносимыми изменениями, составил и составляет 30 тыс. евро в год и уплачивается за весь срок действия лицензии (5 лет) единоразово (что в итоге составляет 150 тыс. евро). При этом лицензия на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр выдается на каждое лицо, осуществляющее такую деятельность на игровых автоматах (ст. 15 Закона о лицензировании).

Ключевыми эти изменения стали потому, что отныне использование

игровых автоматов однозначно подлежит лицензированию как организация деятельности по проведению азартной игры. При этом для азартных игр были утверждены новые лицензионные условия (приказ № 40/374). Однако ситуация с необходимостью получения лицензии при отсутствии лицензионных условий не потеряла свою актуальность и по сей день (об этом пойдет речь ниже).

Далее попробуем разобраться, какие требования выдвигаются к установке игровых автоматов и каким образом можно осуществлять расчеты.

 

Правила осуществления лицензируемой деятельности

Начнем с органов лицензирования, которые определены

постановлением КМУ «Об утверждении перечня органов лицензирования» от 14.11.2000 г. № 1698. На сегодняшний день в Украине действует своего рода двухуровневая система лицензирования игорного бизнеса:

— на центральном уровне Минфином лицензируется организация деятельности по проведению азартных игр (стоимость лицензии 150 тыс. евро);

— на местном уровне Советом министров АР Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими госадминистрациями — организация и содержание тотализаторов, игорных заведений (стоимость лицензии 255 грн.).

Дело в том, что такой вид лицензируемой деятельности, как организация и содержание игорных заведений, отменен не был, как и не были приняты по ним лицензионные условия, а орган лицензирования по вновь принятому виду лицензируемой деятельности определен иной.

Теперь перейдем к лицензионным условиям. И начнем с лицензионных условий, утвержденных

приказом № 40/374 , для лицензирования азартных игр. Азартной игрой считается игра, участие в которой дает возможность получить приз (выигрыш), результат которой определяется действиями (событиями), полностью или частично зависящими от случайности, и условием участия в которой является внесением игроком ставки (абз. второй п. 1.2 приказа № 40/374). Игровой автомат, в соответствии с п. 1.2 приказа № 40/374, представляет собой механическое, электрическое, электронное оборудование или устройство, используемое для проведения азартных игр, результат которых определяется без участия работника лицензиата программой работы этого оборудования (устройства) с использованием генератора случайных чисел, который содержится внутри корпуса такого оборудования (устройства), и сумма выигрыша начисляется оборудованием (устройством) автоматически.

Как видим, зависимость выигрыша от случая игровой автомат исходя из его определения обеспечивает. А значит, если игра на игровом автомате предусматривает возможность получения приза (выигрыша) и платность, то она вполне соответствует определению азартной игры. Более того,
в

п.п. 3.9.1 приказа 40/374 указано, что на игровых автоматах разрешается проводить азартные игры только при условии, что процесс таких игр основан на случайности результата.

Приказом 40/374

установлен также перечень игр, которые не считаются азартными. В частности, это игры, которые проводятся без получения игроком выигрыша (приза); игра на игровых автоматах типа «кран-машина» и некоторые виды розыгрышей. Однако поскольку предметом рассмотрения данной статьи являются игровые автоматы с возможностью выигрыша, то этим перечнем нам воспользоваться не удастся.

Таким образом, для установки игровых автоматов, предусматривающих возможность получения приза (выигрыша) и игра на которых осуществляется платно, необходимо получать лицензию как для организации деятельности по проведению азартных игр.

Для осуществления такой деятельности лицензиат должен выполнить определенные условия, установленные

приказом 40/374. В данной статье остановимся лишь на требованиях к месту установки игрового автомата и форме проведения расчетов.

Так, в

п.п. 3.6.2 приказа 40/374 установлено, что осуществлять организацию деятельности по проведению азартных игр лицензиат должен только в отведенных для этого помещениях, кроме передвижных малых архитектурных форм, или зданиях. Что следует понимать под словами «... в отведенных для этого...», сказать сложно. Назвать эти слова конкретным требованием к зданию или помещению, возможность установления которых прямо предусмотрена ч. 4 ст. 8 Закона о лицензировании, будет некорректно. Скорее всего, эта норма должна применяться с учетом иных норм, содержащихся в рассматриваемом приказе. В частности, для игровых автоматов это будут пп. 3.7.4, 3.7.5 приказа № 40/374, которыми установлено, что лицензиату запрещается организовывать и проводить азартные игры в помещениях заведений здравоохранения, учебных заведений, органов государственной власти и местного самоуправления, культовых зданий, за пределами помещений.

Из этого следует, что

игровые автоматы необходимо размещать в зданиях, помещениях, малых архитектурных формах, кроме передвижных, и которые не указаны в п.п. 3.7.4 приказа № 40/374. При этом запрещается проведение азартных игр на игровых автоматах по местонахождению, которое не соответствует месту, указанному в торговом патенте на оказание услуг в сфере игорного бизнеса ( п.п. 3.9.2 указанного приказа).

Других требований непосредственно к игровому автомату либо его месторасположению лицензионные условия по лицензированию азартных игр не содержат.

С отменой

приказа № 86 вопрос о лицензировании использования игровых автоматов как деятельности по организации и содержанию игорных заведений снова стал актуальным. Более того, отсутствие лицензионных условий в большинстве регионов не дает возможности ответить на него однозначно. Правда, это, в свою очередь, и позволяет говорить об отсутствии необходимости в получении данного вида лицензии.

Как мы уже отметили выше, по мнению Госкомпредпринимательства отсутствие лицензионных условий не является основанием для неполучения лицензии. Определенная логика в таком подходе есть, ведь необходимость получения лицензии определена законом, порядок ее выдачи также не связан с лицензионными условиями. Они (лицензионные условия) всего лишь определяют круг требований, которые необходимо соблюдать при осуществлении того или иного вида деятельности.

Однако возникает вполне логичный вопрос: как определить, являются те или иные действия лицензируемым видом деятельности? Ведь именно лицензионные условия вносят ясность и определяют критерии, признаки того, что подлежит лицензированию. По нашему мнению, в тех регионах, где отсутствуют лицензионные условия по организации и содержанию игорных заведений, нет необходимости получать подобную лицензию. Такого же мнения придерживается и Верховный Суд Украины (см.

определение от 25.04.2003 г. № 3 «О практике применения судами законодательства об ответственности за отдельные преступления в сфере хозяйственной деятельности» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2003, № 54).

Одним из немногих регионов, где приняты лицензионные условия по организации и содержанию игорных заведений, является г. Киев. Об этом также упомянул первый заместитель главы Госкомпредпринимательства К. Ващенко в информации, размещенной на официальном сайте Комитета. Он отметил, что в случае положительных результатов реализации данных лицензионных условий опыт столицы будет перенесен в регионы. Кстати, на официальных сайтах Львовской и Ровенской облгосадминистраций размещены аналогичные лицензионные условия. Поэтому в нескольких словах скажем и о них.

Исходя из требований

приказа № 12, которым утверждены лицензионные условия г. Киева, лицензию на организацию и содержание игорных заведений для использования игровых автоматов получать необходимо.

В соответствии с

п. 1.2 приказа № 12 игорное заведение — отдельное помещение или здание с игровым залом (залами) для посетителей, в котором (которых) проводятся азартные игры. Поскольку игра на игровых автоматах относится к азартным играм, а их установка, как мы выяснили выше, возможна только в зданиях или помещениях, то они вполне соответствуют данному определению, а значит, деятельность по содержанию игровых автоматов подлежит лицензированию не только как организация деятельности по проведению азартных игр, но и как организация и содержание игорных заведений. Косвенно необходимость лицензирования игровых автоматов как игорных заведений подтверждается пп. 2.7.3 и 2.15.3 приказа № 12.

Так, в

п.п. 2.7.3 указано, что азартные игры могут проводиться только в игорных заведениях, а в п.п. 2.15.3 среди перечня документов, копии которых необходимо разместить на удобном для ознакомления месте, указаны лицензия на организацию и содержание тотализаторов, игорных заведений, лицензия по организации деятельности по проведению азартных игр.

В общем, следует отметить, что лицензионные условия, утвержденные

приказом № 12, представляют собой обобщение требований, установленных Законом о лицензировании, приказом № 40/374. Мы же остановимся лишь на тех нормах, которые имеют отношение к месту размещения игровых автоматов, а также дополняют положения приказа № 40/374 в этом вопросе.

Так, в соответствии с

п. 2.7 приказа № 12 на фасаде игорного заведения должна размещаться вывеска с указанием наименования лицензиата (логотипа). Игорное заведение должно включать зону (зоны) обслуживания посетителей и служебную зону. В зоне обслуживания посетителей размещаются: игорный зал, касса, уборная для посетителей. В зоне обслуживания посетителей может размещаться объект ресторанного хозяйства (бар, буфет, прочее), который функционирует в соответствии с действующим законодательством. Помещение игрового зала не должно быть доступным для визуального осмотра снаружи.

Игорные заведения

не должны размещаться ближе 150 метров от территории детских дошкольных заведений, средних общеобразовательных школ и других учебных заведений, где обучаются дети в возрасте до 18 лет, заведений здравоохранения и культовых сооружений (п.п. 2.7.12 приказа № 12).

Приказом № 12

установлены также требования относительно соблюдения игорным заведением нормативных актов по вопросам пожарной безопасности, охраны труда, санитарных норм, строительных норм и правил, перечня необходимых документов.

Напомним, что требования, утвержденные

приказом № 12, касаются только г. Киева и других регионов, где действуют аналогичные условия.

Если сравнивать лицензионные условия, утвержденные

приказами № 40/374 и № 12, с лицензионными условиями, утвержденными приказом № 86, то практически все требования приказа № 86 учтены в действующих лицензионных условиях и даже расширены и уточнены. В то же время некоторые нормы изложены в менее категоричной форме — это касается использования заменителей гривни.

 

Возможно ли использование игровых автоматов, вводимых в действие денежными знаками?

Напомним, что

приказом № 86 были установлены жесткие требования к организации азартных игр. Так, в каждом игорном заведении должна была размещаться касса по продаже и оплате жетонов или других заменителей гривни (п. 2.5), а субъект предпринимательской деятельности должен иметь кассовые аппараты для расчетов с клиентами (п. 4.3 приказа № 86).

Также

приказом № 86 было установлено, что:

1. Игры в казино осуществляются только на игровые жетоны (

п. 4.5).

2. Автоматические разыгрывающие устройства (т. е. игровые автоматы) должны работать на жетонах (других заменителях гривни) и не могут использовать копейки или купюры, в том числе иностранную валюту (

п. 4.6).

3. При каждой выдаче или оплате жетонов должен выдаваться платежный документ в порядке, установленном центральным налоговым органом (п. 4.7).

В итоге, применение игровых автоматов, вводимых в действие денежными знаками, было невозможно. Действующими же лицензионными условиями подобные требования явно не установлены, хотя вопросов осуществления расчетов лицензионные условия коснулись. Так,

п.п. 3.13.2 приказа № 40/374 установлен запрет на осуществление приема ставок за пределами касс лицензиата. Ставкой, в соответствии с данным приказом, является плата игрока за участие в азартной игре, сумма которой используется для определения размера приза (выигрыша).

Однако данный пункт касается организации и проведения азартных игр в казино.

Казино, в свою очередь, определено как отдельное нежилое помещение или здание, в котором могут проводиться цилиндрические игры (в том числе рулетка), игры в карты, игры в кости при участии работника лицензиата в качестве участника или наблюдателя, а также игры на игровых автоматах и другие азартные игры.

То, что игровые автоматы — это азартная игра, вполне понятно, но представляет ли собой зал игровых автоматов казино, сказать сложно. Скорее всего, он может, но не должен, быть таковым. А значит, данная норма на зал игровых автоматов может и не распространяться. Других требований к форме проведения расчетов

приказ № 40/374 не содержит.

Здесь следует отметить практику г. Киева, где данный вопрос урегулирован местными лицензионными условиями по организации и содержанию игорных заведений. Как уже отмечалось, в игорном заведении должна находиться касса.

Касса — это специально оборудованное лицензиатом место с регистратором расчетных операций, где осуществляются продажа и обмен игровых заменителей гривни, пополнение игровых счетов или прием ставок от игроков, расчеты по результатам игры. Как видим, прием ставок осуществляется только в кассе игорного заведения, что исключает возможность применения игровых автоматов, вводимых в действие денежными средствами.

Однако как быть в регионах, где отсутствуют лицензионные условия по организации и содержанию игорных заведений либо зал игровых автоматов не является таким видом деятельности? Проблема здесь заключается в оформлении факта оплаты услуг.

Так, в соответствии со

ст. 2 Закона об РРО автоматы по продаже товаров (услуг) отнесены к РРО. В то же время п. 3 ст. 3 указанного Закона говорит о возможности применения лишь тех РРО, которые внесены в Государственный реестр регистраторов расчетных операций, утвержденный решением Государственной комиссии по вопросам внедрения электронных систем от 16.12.2005 г. № 20. На сегодняшний день игровых автоматов там нет, а значит, и нет возможности применять их в качестве РРО.

На практике распространенными являются случаи, когда денежные средства инкассируются из игрового автомата по итогу дня и приходуются через РРО. По нашему мнению, такой вариант не вполне допустим. Ведь оформлению через РРО подлежит

каждая операция в отдельности в момент ее оплаты. Оплатой же услуг в данном случае будет ставка (п. 1.2 приказа № 40/374). А значит, в момент приема денег через купюроприемник необходимо выдавать расчетный документ. О невозможности применения этого варианта говорили и налоговики в своей консультации (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2007, № 5).

Инкассирование денежных средств из игрового автомата после каждого игрока — процедура громоздкая и не всегда реализуемая. В данном случае проще проводить все эти операции через РРО с выдачей заменителей гривни либо пополнением электронного счета игрока.

Что касается возможности неприменения РРО на основании

ст. 9 Закона об РРО, то, во-первых, ею могут воспользоваться только юридические лица* (п. 1 указанного Закона), а во-вторых, она, скорее всего, применима лишь при продаже заменителей гривни с оформлением приходных кассовых ордеров в кассе предприятия и соблюдением всех требований Положения № 637. Правда, здесь возникает вопрос о целесообразности таких мероприятий, тем более что для продажи заменителей гривни существуют специальные РРО.

* Физические лица, работающие по упрощенной системе налогообложения, в данном случае не рассматриваются, поскольку игорный бизнес исключает возможность применения упрощенной системы налогообложения.

Как видите, применение игровых автоматов с купюроприемниками практически невозможно, несмотря на отсутствие прямого запрета. Альтернативой здесь может быть подключение к игровым автоматам РРО и создание централизованной системы учета расчетных операций. В заключение выразим надежду, что данному вопросу местные органы лицензирования при принятии лицензионных условий уделят больше внимания.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно