Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Почта редакции. Когда SMS не будет дополнительным благом

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Май, 2007/№ 41
В избранном В избранное
Печать
Ответы на вопросы

Когда SMS не будет дополнительным благом

 

В счетах за мобильную связь были включены услуги за отправку SMS. ГНИ настаивает, что эти суммы — дополнительное благо работника, с соответствующим обложением налогом с доходов физических лиц. Можно ли плату за отправку SMS отнести на валовые расходы и нужно ли удерживать налог с доходов физических лиц?

(г. Кривой Рог)

 

В первую очередь следует отметить, что в соответствии со

ст. 1 Закона Украины «О телекоммуникациях» от 18.11.2003 г. № 1280-IV (далее — Закон № 1280) передвижная (мобильная) связь — это электросвязь с применением радиотехнологий, во время которой хотя бы один из потребителей может свободно перемещаться в рамках всех пунктов окончания телекоммуникационной сети, сохраняя уникальный идентификационный номер мобильной станции. При этом под телекоммуникацией (электросвязью) Законом № 1280 предусмотрена передача, излучение и/или прием знаков, сигналов, письменного текста, изображений и звуков или сообщений любого рода по радио, проводным, оптическим или иным электромагнитным системам.

Таким образом,

предоставление услуг мобильной связи предусматривает возможность как осуществления разговоров, так и написания SMS, а также иные услуги, предоставляемые оператором мобильной связи. В валоворасходном плане важным является факт использования услуг мобильной связи в рамках хозяйственной деятельности предприятия, о чем может свидетельствовать наличие соответствующих приказов и распоряжений директора предприятия относительно правил и условий пользования мобильными телефонами и услугами мобильной связи. Требования по ведению реестра SMS и отражению их содержания законодательно не предусмотрены, как не предусмотрено и ведение реестра звонков по мобильному телефону.

Следует отметить, что спор относительно перечня документов, необходимых для подтверждения валоворасходности мобильных услуг, ведется давно. Камнем преткновения стала необходимость наличия на предприятии

журнала учета звонков, в котором работники указывают их цель, продолжительность и детализации счета (распечатки телефонных звонков), о чем ГНАУ неоднократно говорила (письмо ГНАУ от 08.05.2001 г. № 3324/6/22-3216 («Налоги и бухгалтерский учет», 2001, № 60), «Вестник налоговой службы Украины», 2002, № 29) и о чем Госкомпредпринимательства написал в письме от 28.11.2003 г. № 125-1.

Однако суды к этой проблеме подошли иначе.

Постановлением ВХСУ от 01.07.2004 г. по делу № 5/1961-3/213 («Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 44) наличие расшифровок телефонных разговоров признано не обязательным, поскольку они не являются теми документами, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения налогового учета (подобные решения были вынесены хозяйственными судами Харьковской области от 04.04.2003 г. по делу № А-27/39-03, Львовской области от 16.09.2003 г. по делу № 8/2412-25/189, Ривненской области от 20.08.2003 г. по делу № 17/241, а также постановлением Львовского апелляционного суда от 25.11.2003 г. по делу № 17/241).

В

определении Высшего административного суда Украины от 06.04.2006 г. («Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 44) указывается, что для установления связи «мобильных» расходов с хозяйственной деятельностью предприятия не требуется ведение журнала учета звонков, поскольку такая процедура не предусмотрена правилами бухгалтерского и налогового учета.

На сегодня устоявшимся является мнение, о том, что

для отнесения на валовые затраты расходов на услуги мобильной связи достаточно иметь в наличии следующие документы (см. письма Госкомпредпринимательства от 09.02.2004 г. № 719, от 30.03.2004 г. № 1964 («Налоги и бухгалтерский учет», 2004, № 45)):

— расчетные документы об оплате услуг мобильной связи на основании счетов оператора;

— приказ руководителя о приобретении мобильных телефонов, об утверждении правил пользования ими и перечня сотрудников, обеспеченных мобильными телефонами;

— договор с оператором мобильной связи о предоставлении услуг с указанием перечня обслуживаемых номеров телефонов

В одной из консультаций налоговиков («Вестник налоговой службы Украины», 2006, № 24) также приведен перечень документов, подтверждающих валоворасходность мобильных услуг. Среди указанных выше документов там числятся и детализированные счета. Однако перечень налоговиков не определен как безусловный. В консультации говорится о

возможности (а не обязанности) применения детализированного счета в качестве подтверждения отнесения на валовые расходы оплаты услуг мобильной связи.

В соответствии с

абзацем «а» п.п. 4.2.9 Закона Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV у работника предприятия не возникает дополнительное благо при предоставлении объектов материального или нематериального имущества в бесплатное пользование в случае, если такое предоставление связано с выполнением работником трудовых функций.

Данное обоснование необложения стоимости услуг мобильной связи налогом с доходов физических лиц при использовании мобильного телефона в служебных целях приведено в

письме ГНАУ от 26.06.2004 г. № 6371/5/17-3116.

Таким образом, при наличии соответствующих приказов и распоряжений директора о пользовании услугами мобильной связи

дополнительное благо в рамках такого пользования не возникает, удержание налога с доходов физических лиц не производится.

Антон Иванченко, экономист-аналитик

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно