Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Налог на прибыль. Амортизация расходов на улучшение арендованного помещения

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Май, 2007/№ 42
В избранном В избранное
Печать
Ответы на вопросы

Налог на прибыль

 

Амортизация расходов на улучшение арендованного помещения

 

Для осуществления хозяйственной деятельности предприятие арендует помещение. В IV квартале 2006 года были выполнены проектные работы, подписан акт выполненных работ, после чего сформирована группа I основных фондов «Улучшение арендованного помещения». Тем не менее реконструкция помещения, осуществляемая с согласия арендодателя, еще не закончена.

Можно ли начислять амортизацию на уже сформированную группу «Улучшение арендованного помещения» в I квартале 2007 года или же необходимо накапливать расходы до окончания реконструкции?

(г. Киев)

 

Зачастую использование в хозяйственной деятельности арендованных объектов основных фондов не обходится без проведения ремонтов и улучшений таких объектов. При этом право арендатора на проведение улучшений должно быть

указано в договоре аренды (п.п. 8.8.1 Закона о налоге на прибыль). Иначе расходы на улучшение предприятию нельзя отражать в налоговом учете.

Согласно

п.п. 8.8.1 Закона о налоге на прибыль часть стоимости ремонтных работ, в пределах десятипроцентного лимита, относится на валовые расходы, остальная сумма расходов — на увеличение (создание) балансовой стоимости группы основных фондов. Заметим, что дата возникновения валовых расходов определена в п.п. 11.2.1 Закона о налоге на прибыль, т. е. правило первого события распространяется и на расходы по улучшению арендованного помещения (см. «Мнение официальных органов» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 63).

А теперь остановимся на вопросах амортизации расходов на улучшение объекта аренды.

Напомним, что в

бухгалтерском учете затраты на улучшение объекта операционной аренды отражаются арендатором как капитальные инвестиции на создание прочих необоротных материальных активов (п. 8 П(С)БУ 14 «Аренда», при этом используется счет 153 «Приобретение (изготовление) прочих необоротных активов»). После окончания работ по реконструкции объекта происходит формирование объекта прочих необоротных активов, исходя из стоимости выполненных работ. Сумма накопленных расходов списывается на счет 117 «Прочие необоротные материальные активы». Таким образом, до момента ввода объекта в эксплуатацию амортизация на него не начисляется.

В

налоговом учете увеличение балансовой стоимости отдельного объекта основных фондов группы I не может произойти раньше, чем закончится реконструкция. Здесь можно провести аналогию с моментом начала амортизации приобретенных (изготовленных) основных фондов. Как известно, объекты основных фондов группы I начинают амортизироваться после ввода в эксплуатацию. Поэтому, несмотря на завершенность проектных работ, они не могут создавать в учете самостоятельную группу (как это было сделано на предприятии), а значит, не могут амортизироваться.

Расходы на реконструкцию и ввод в эксплуатацию помещения формируют балансовую стоимость объекта основных фондов группы I «Улучшение арендованного помещения», которые начинают амортизироваться с квартала, следующего за кварталом, в котором был закончен ремонт*.

* Если сумма ремонтных расходов при аренде основных фондов группы I оказалась меньше 1700 грн., то предприятие имеет право отнести стоимость такого ремонта на валовые расходы в соответствии с п.п. 8.3.7 Закона о налоге на прибыль. Такие валовые расходы можно отразить только в следующем квартале, после того как будет сформирована балансовая стоимость группы основных фондов группы I (см. письмо ГНАУ от 24.01.2007 г. № 718/6/15-0316// «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 15).

Пример

. Предприятие производит реконструкцию арендованного помещения. Работы осуществляются подрядной организацией. В IV квартале 2006 года по акту выполненных проектных работ было уплачено 12000 грн. (в том числе НДС — 2000 грн.). Лимит в размере 10 % уже исчерпан. В учете арендатора будут сделаны следующие записи:

 

Учет расходов на улучшение арендованного помещения

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма,
грн.

Налоговый учет

дебет

кредит

 

ВД

ВР

Операции в IV квартале 2006 года

Отражены капитальные инвестиции на улучшение арендованного помещения согласно акту выполненных проектных работ

153

631

10000

Отражен налоговый кредит по НДС на основании налоговой накладной

641

631

2000

Оплачены работы подрядной организации

631

311

12000

После окончания реконструкции объекта

Сформирован объект прочих необоротных материальных активов

117

153

Сумма накопленных расходов*

* В налоговом учете сумма накопленных расходов сформирует балансовую стоимость объекта основных фондов группы I «Улучшение арендованного помещения».

Начислена амортизация по объекту прочих необоротных материальных активов

132

117

Сумма амортизации

 

Марина Ковенко, экономист-аналитик

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно