НДС
При бесплатной раздаче рекламного журнала можно воспользоваться льготой по НДС
Рекламное агентство издает журнал на основании свидетельства о государственной регистрации. Рекламные объявления составляют 100 % объема данного журнала и он распространяется бесплатно. Вправе ли агентство воспользоваться льготой по НДС, предусмотренной для периодических изданий печатных средств массовой информации? Отражаются ли в составе налогового кредита суммы НДС, уплаченные полиграфической фирме в связи с изготовлением этого журнала?
(г. Днепропетровск)
Как известно, в отношении издательской продукции действует льготный режим обложения НДС. Так,
п.п. 5.1.2 Закона об НДС освобождает от обложения НДС операции по поставке (предоплате) периодических изданий печатных средств массовой информации и книг, кроме изданий эротического характера, ученических тетрадей, учебников и учебных пособий украинского производства, словарей украинско-иностранного или иностранно-украинского языка, доставки таких периодических изданий печатных средств массовой информации на таможенной территории Украины.Давайте разберемся, вправе ли предприятие, выпускающее рекламный журнал, воспользоваться данной льготой. А для этого выясним, относится ли такой журнал к периодическим изданиям печатных средств массовой информации.
О том, что журнал является не чем иным, как печатным средством массовой информации, прямо указано в
ст. 20 Закона об информации. К тому же и в ст. 1 Закона № 2782 говорится, что под печатным средством массовой информации (прессой) в Украине понимаются периодические и постоянные издания, выходящие под постоянным названием, с периодичностью один и более номеров (выпусков) в течение года на основании свидетельства о государственной регистрации.Итак, журнальный «статус» издания обязательно должен быть подтвержден Свидетельством о государственной регистрации печатного средства массовой информации. Порядок его получения регулируется
ст.ст. 11 — 17 Закона № 2782 и Положением о госрегистрации СМИ. Без свидетельства издавать журнал нельзя, соответственно нельзя и воспользоваться льготой, прописанной в п.п. 5.1.2 Закона об НДС. С этим у рекламного агентства, как видим, полный порядок.Деятельность печатных средств массовой информации в сфере производства и изготовления рекламы регулируется
Законом о рекламе. Согласно ст. 14 этого Закона объем рекламы в печатных средствах массовой информации определяется ими самостоятельно.Учитывая, что в рассматриваемой ситуации 100 % объема журнала составляют рекламные объявления, такое издание является
рекламным изданием (средством массовой информации рекламного характера). Ведь для того, чтобы изданию считаться таковым, достаточно, чтобы 40 % объема одного его номера составляла реклама (см. п. 2.2 Положения о госрегистрации СМИ). И хотя выпуск в свет и бесплатное распространение рекламных изданий согласно ст. 12 Закона № 318/97 не требует государственной регистрации предприятия как субъекта издательской деятельности, все без исключения издания должны быть зарегистрированы Книжной палатой Украины в соответствии со ст. 27 этого Закона.Таким образом, выпускаемый рекламным агентством журнал с размещенной в нем рекламой соответствует признакам
периодического издания печатных средств массовой информации, поэтому агентство, на наш взгляд, может претендовать на льготу из п.п. 5.1.2 Закона об НДС. Самое важное — указанная льгота на основании п. 1.4 этого Закона об НДС распространяется и на бесплатную раздачу журнала, т. е. п.п. 5.1.2 имеет приоритет над п. 4.2 Закона об НДС.А раз так, то в отношении сумм НДС, уплаченных полиграфической фирме в связи с изготовлением рекламного издания, предприятию следует учитывать нормы
п.п. 7.4.2 Закона об НДС. Согласно этому подпункту налогоплательщик, приобретающий (изготовляющий) товары (услуги), которые предназначены для использования в льготных операциях, перечисленных в статьях 3 и 5 Закона об НДС, не включает суммы «входного» НДС в состав своего налогового кредита. Иными словами, предприятие не имеет права на увеличение налогового кредита по операциям, освобожденным от обложения НДС. Это подтверждают и представители ГНАУ в консультации, опубликованной в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2005, № 34, с. 35.Однако путь к льготе из
п.п. 5.1.2 Закона об НДС на самом деле не так прост. Определенной преградой в этом плане является позиция ГНАУ и Минюста, которая фискально сужает сферу применения данной льготы (см. письмо ГНАУ от 15.04.2003 г. № 6085/7/15-3417-26 и письмо Минюста от 07.03.2003 г. № 17-35-29).По мнению этих ведомств, указанная льгота не должна применяться в отношении тех изданий, на которых не распространяются нормы государственной поддержки средств массовой информации, изложенные в
Законе № 540/97. А в их число попали и издания рекламного характера (см. ст. 2 Закона № 540/97).ГНАУ и Минюст считают: кто не попал под регулирование
Закона № 540/97, тот не может воспользоваться и формой господдержки в виде НДС-льготы. То есть, по их мнению, применение п.п. 5.1.2 Закона об НДС надо рассматривать через призму Закона № 540/97.С таким выводом согласиться нельзя, поскольку таких ограничений нет в
Законе об НДС. Ведь именно Закон об НДС на правах налогового закона имеет право устанавливать ставки и льготы в отношении НДС (ст. 1 Закона о системе налогообложения). А вот Закон № 540/97 налоговым назвать нельзя, поэтому, на наш взгляд, он не может изменять порядок льготирования НДС.Наталья Белова, экономист-аналитик