Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Бухгалтерский калейдоскоп. Продажа неликвидов производственным предприятием: как быть с торговым патентом

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Май, 2007/№ 43
В избранном В избранное
Печать
Статья

Продажа неликвидов производственным предприятием: как быть с торговым патентом

 

Тема изложенного материала дискуссионная, причем проблема существует с рождения Закона о патентовании. На протяжении всего этого времени законодатели не посчитали нужным внести ясность в формулировки нормативки, поэтому нередко вопросы о патентовании разовых продаж всплывают в письмах наших читателей. Сегодня речь пойдет о неторговом предприятии, которое хочет продать неликвидные ТМЦ
за наличку.

Алексей ПАВЛЕНКО, консультант газеты «Налоги и бухгалтерский учет»

 

Документы статьи

Закон № 98

— Закон Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности» от 23.03.96 г. № 98/96-ВР.

Положение

№ 1077 — Положение об изготовлении, хранении и реализации торговых патентов, утвержденное постановлением КМУ от 13.07.98 г. № 1077.

КУоАП

— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

 

Для того чтобы очертить круг проблемы, приведем конкретные вопросы одного из наших читателей: «...

Наше предприятие (неторговое) собирается реализовать за наличные средства некоторые неликвиды. Согласно разъяснению местных налоговиков даже для таких разовых операций необходимо приобретать торговый патент. Насколько правомерно данное требование? И если патент обязателен, то на какой срок его надо приобретать (может быть, проще уплатить санкцию за его отсутствие, чем заниматься его приобретением)?

Итак, сначала рассмотрим ситуацию в аспекте действующих «патентных» нормативов и соответствующих разъяснений налоговиками их норм.

 

Нужен ли патент «в принципе»: мнение налоговиков

К сожалению, на сегодняшний день наш архив не шибко богат разъяснениями налоговиков на данную тему. Вот одно из нам доступных —

письмо ГНА в г. Киеве от 21.06.2004 г. № 697/10/31-105. В этом письме киевские налоговики (в ответ на вопрос плательщика о необходимости приобретения патента при продаже за наличные средства основных фондов) написали следующее:

«...в случае продажи товаров (

основных фондов) предприятием торговли из отдельного помещения (офиса) путем наличных расчетов (в том числе с оформлением приходного кассового ордера) согласно ст. 3 Закона № 98 предприятием приобретается торговый патент».

Что касается правомерности такого требования, то, на наш взгляд, она весьма сомнительна. Ведь согласно

п. 1 ст. 1 Закона № 98 патентованию подлежит торговая деятельность за наличные средства (а также другие наличные платежные средства). В свою очередь, определение понятия «торговая деятельность» дано в п. 2 ст. 3 Закона № 98 — под таковой для целей этого закона законодатель понимает розничную и оптовую торговлю, а также деятельность в сфере общепита за наличные средства. А на наш взгляд, подобная вынужденная продажа основных фондов или других ТМЦ-неликвидов не может относиться ни к рознице, ни к опту (ни тем более к общепиту). Обратите внимание, что в упомянутом письме речь идет о предприятии торговли, а если вы к таковому не относитесь, то вам можно и не очень-то обращать на него внимание.

Однако по крайней мере еще одно разъяснение нам отыскать удалось. Выход его, кстати, приходится практически на то же самое время — речь ведем о консультации из журнала «Вестник налоговой службы Украины», 2004, № 22.

Здесь подобный вопрос — о (не)подпадании под патентование (и РРО) операций по продаже остатков материалов (неликвидов) — задавало не торговое, а производственное предприятие. (Возможно, поэтому и ответ вышел не настолько фискальным и более обоснованным.)

Приведем основные выводы:

«Таким образом, при осуществлении продажи материалов за наличные средства следует приобрести торговый патент на период, когда такая продажа будет осуществляться.

При этом отметим, что деятельность в сфере торговли, как и любая другая предпринимательская деятельность, характеризуется определенными признаками. Так, согласно ч.1 ст. 42 Хозяйственного кодекса предпринимательство — это самостоятельная, инициативная, систематическая, на собственный риск хозяйственная деятельность, осуществляемая субъектами хозяйствования (предпринимателями) в целях достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли. Исходя из этого разовую продажу остатков материалов, не являющуюся систематической деятельностью, нельзя классифицировать как торговлю.

С учетом изложенного можно сделать вывод: при осуществлении

систематической, неединоразовой продажи за наличные средства остатков материалов следует приобретать торговый патент...»

Итак, по мнению ответственных специалистов ГНАУ (а это все-таки — ранг повыше киевского ГНА), несистематическая

(разовая) продажа неликвидов торговлей не является и приобретения патента не требует. Причем, исходя из контекста, данная логика вполне распространима и на подобную продажу неликвидов предприятиями торговли и общепита. Однако несистематическая продажа — это когда не более двух раз в год (п. 4 постановления Пленума ВСУ от 25.03.2003 г. № 3), поэтому, если вы не хотите вступать в «суперечки» с налоговиками, старайтесь не проводить подобные операции более двух раз в году (т. е. даже когда неликвидов много, старайтесь их продать «кучно» и максимум в два захода). Либо рассчитывайтесь по безналу или с оплатой наличными через кассы банков*.

непатентуемости операций с подобным способом расчетов прямо прописано в письме ГНАУ от 03.08.2000 г. № 4420/6/15-1316.

Перейдем ко второй части вопроса: если исходить из того, что в подобной ситуации приобретение патента необходимо, то на какой срок его нужно приобретать, и обойдется ли он плательщику дешевле, чем уплата штрафов за беспатентную продажу неликвидов?

 

Допустим, патент нужен — во сколько он обойдется предприятию?

Для начала определимся со сроком патента и общей суммой расходов на его приобретение. Здесь уместно будет напомнить в табличной форме содержание

п. 4 ст. 3 Закона № 98, регулирующего, в частности, вопросы стоимости торгового патента.

 

Сроки действия и стоимость торговых патентов

Вид торгового патента

(в зависимости от срока действия)

Срок действия

Стоимость

Годовой

12 месяцев

За месяц:

 

в г. Киеве, областных центрах, некоторых курортных и приграничных населенных пунктах — от 60 до 320 грн.;

 — в г. Севастополе, городах областного подчинения (кроме областных центров) и районных центров —

от 30 до 160 грн.;

 — в других населенных пунктах —

до 80 грн.

Примечание! Стоимость патента устанавливается органами местного самоуправления в зависимости от местонахождения пункта продажи товаров и ассортиментного перечня товаров.

Краткосрочный

от 1 до 15 дней

За день — 10 грн.

 

Как видим, по сроку есть два варианта —

или годовой, или краткосрочный. Оптимально было бы в данной ситуации приобрести дешевый — краткосрочный патент, но на практике получить краткосрочный патент без «фактического наличия» выставки/ярмарки в местной налоговой вряд ли удастся**.

** Согласно п. 6 Положения № 077:

«В случае проведения ярмарок, выставок-продаж и других краткосрочных мероприятий, связанных с демонстрацией и продажей товаров, субъект предпринимательской деятельности приобретает краткосрочный торговый патент по месту осуществления указанной деятельности».

Посчитаем, во сколько примерно обойдется предприятию приобретение годового патента.

В соответствии с

п. 5 Положения № 1077 при приобретении некраткосрочного торгового патента придется уплатить как минимум сумму стоимости патента, установленную вашим местным советом, за два месяца его действия — первый и последний.

Теперь

поговорим о штрафах и попробуем определиться с их суммой.

 

Выгодно ли патент заменить штрафом?

Согласно действующей редакции

ст. 8 Закона № 98: «...за осуществление операций, предусмотренных настоящим Законом, без получения соответствующих торговых патентов или с нарушением порядка использования торгового патента, предусмотренного частью второй статьи 7 настоящего Закона, уплачивают штраф в двойном размере стоимости торгового патента за полный срок деятельности субъектов предпринимательской деятельности с указанным нарушением».

Чтобы исчислить сумму штрафа, необходимо определить «полный срок деятельности с указанным нарушением». Разъяснения налоговиков в отношении определения такого срока и применения штрафов в подобных ситуациях нам не известны.

На практике же в аналогичных случаях за разовую беспатентную операцию налоговики пытаются применять штраф в размере двукратной стоимости торгового патента за один месяц его действия. Это когда такое «нарушение» (прием наличной оплаты за товар при отсутствии торгового патента) было единичным. Если же было несколько подобных разовых продаж в разные месяцы, то штраф рассчитывают за период, начиная с месяца первой продажи и заканчивая месяцем последней (даже если между ними были и «порожние» месяцы).

Однако, как нам кажется, такой подход налоговиков не слишком законен — применение штрафа в виде месячной суммы платы за патент, в то время как срок работы без патента составил всего один день. Очевидно, что приведенная штрафная норма (

ст. 8 Закона) однозначностью не блещет, и здесь, помимо такого фискального, возможны иные варианты ее трактовки.

Например, штрафуемый субъект может в такой ситуации возражать против санкции, исчисленной исходя их месячной стоимости патента, и потребовать применения к нему санкции в двойном размере от однодневной стоимости торгового патента в сумме 20 грн. (10 х 2), установленной в

п. 4 ст. 3 Закона № 98 (см. выше). Правда, налоговики наверняка парируют тем, что такая ставка упомянутой нормой Закона предусмотрена только для краткосрочных патентов, выдаваемых исключительно в случаях проведения ярмарок, выставок-продаж и других краткосрочных мероприятий, связанных с демонстрацией и продажей товаров. А поскольку, мол, подобных мероприятий плательщиком не проводилось, то и использование для целей штрафования стоимости краткосрочного патента представляется здесь им (т. е. налоговикам) некорректным. Вот чтобы здесь было чем им возразить, лучше заранее позаботиться о документальной имитации «краткосрочного мероприятия, связанного с продажей товаров». Скажем, оформить распоряжение директора о демонстрации и продаже (в порядке исключения — за наличные) неликвидных товаров... такого-то числа, в помещении склада... с назначением ответственного лица. Тогда, возможно, штрафование и ограничится 20-ю гривнями (плюс возможный админштраф)...

Если же такой спецподготовки вы не проведете, то можно повести аргументацию следующим образом: «Поскольку штраф должен применяться «за полный срок деятельности... с нарушением», а срок этот составляет всего один день, то было бы правильным применить штраф в размере месячной платы, установленной для конкретного вида торговли местным советом, но разделенной при этом на количество календарных дней в месяце, в котором было допущено данное нарушение». При этом можно косвенно сослаться на

п. 13 Положения № 1077:

«В случае приобретения торгового патента на право осуществления деятельности, предусмотренной Законом Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности», не с начала месяца (квартала) размер платы за торговый патент за первый отчетный месяц (квартал) определяется

пропорционально количеству календарных дней месяца (квартала) начиная со дня приобретения торгового патента».

В общем, как нам кажется, за снижение размера штрафа здесь есть определенные основания побороться.

Заметим также, что на практике традиционное сопровождение «патентного» штрафа еще и административными санкциями к должностным лицам субъекта-нарушителя осуществляется далеко не всегда, так как админсанкция за торговлю без патента в

КУоАП прямо не предусмотрена. Правда, особо искусные налоговики пытаются применять здесь штрафы по ст. 1632 КУоАП за непредоставление или несвоевременное предоставление платежных поручений на перечисление подлежащих уплате налогов и сборов (обязательных платежей — от 85 до 170 грн.).

Итак, что же выгоднее в данной ситуации?

Безусловно, если вам удастся вырвать у своей ГНИ краткосрочный патент, то это будет выгоднее (поскольку даже сумма админштрафа обойдется дороже).

В ситуации с годовым патентом (а она здесь наиболее вероятна) вполне может быть выгоднее уплатить штрафы. Ведь сумма штрафа даже за одноразовое нарушение (см. выше) составит в самом худшем случае — двухмесячную стоимость торгового патента. То есть сумма штрафа (даже в сочетании с админштрафом) вполне может быть ниже расходов на приобретение такого патента. (А если вы убедите инспектора штрафовать вас по «краткосрочным» расценкам — то штраф будет и вовсе невелик.)

В общем, прикидывать можно, только ориентируясь на конкретную ситуацию.

Например,

п. 3 ст. 2 Закона № 98 говорит о следующем: «Субъект предпринимательской деятельности, прекративший деятельность, которая в соответствии с настоящим Законом подлежит патентованию, до 15 числа месяца, предшествующего отчетному, письменно уведомляет о прекращении такой деятельности соответствующий государственный налоговый орган. При этом торговый патент подлежит возврату в государственный налоговый орган, выдавший его, а субъекту предпринимательской деятельности возвращается излишне уплаченная сумма стоимости торгового патента». Поэтому, если вы, приобретя годовой патент, успеете совершить нужную наличную продажу, а также подать упомянутое заявление до 15 числа первого месяца действия патента, то у вас есть шанс, не неся дополнительных расходов, получить назад половину от уплаченного (т. е. сумму стоимости патента, перечисленную авансом за последний месяц «патентуемого» года). В таком случае приобрести патент будет дешевле.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно