Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Почта редакции. Ответственность за непроведение индексации

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Ноябрь, 2007/№ 91
В избранном В избранное
Печать
Ответы на вопросы

Ответственность за непроведение индексации

 

Какие штрафные санкции предусмотрены за непроведение индексации заработной платы работников и каков порядок их взыскания?

(г. Харьков)

 

Обязанность работодателей проводить индексацию денежных доходов работников закреплена в законодательстве о труде, в частности в

ст. 95 Кодекса законов о труде (далее — КЗоТ) и ст. 33 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР. Правовые, экономические и организационные основы индексации денежных доходов населения регламентированы Законом Украины «Об индексации денежных доходов населения» в редакции от 06.02.2003 г. № 491-IV.

Непроведение индексации заработной платы классифицируется как нарушение законодательства о труде. За такое нарушение предусмотрена ответственность согласно

части первой ст. 41 КУоАП в виде административного штрафа, налагаемого на должностных лиц и субъектов предпринимательской деятельности, в размере от 15 до 50 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 255 до 850 грн.). Отметим, что Минтруда в письмах от 29.03.2007 г. № 713/19/71-07 и от 07.03.2007 г. № 65/06/186-07 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 42) придерживается аналогичного мнения.

Контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют

территориальные государственные инспекции труда (ТГИТ).

Согласно

п.п. 3.3 Порядка проведения проверки состояния соблюдения законодательства о труде и общеобязательном государственном социальном страховании, проводимой должностными лицами Государственного департамента надзора за соблюдением законодательства о труде и его территориальными органами, утвержденного приказом Минтруда от 21.03.2003 г. № 72 (далее — Порядок № 72), в обязанности инспектора труда органов ТГИТ, в частности, входит проверка правильности и своевременности проведения индексации денежных доходов граждан на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности и у физических лиц, использующих наемный труд.

Если при проведении проверки инспектором труда будет выявлен факт непроведения либо неполного или несвоевременного проведения индексации зарплаты, инспектор труда, кроме

акта проверки, составляет предписание об устранении выявленных нарушений (по форме, приведенной в Приложении 2 к Порядку № 72).

В

предписании указываются нарушения в соответствии с заключениями акта, и в резолютивной части отдельно устанавливается срок устранения каждого из нарушений с определением срока письменного сообщения относительно их устранения (п.п. 4.3 п. 4 Порядка № 72).

По окончании срока, определенного предписанием для устранения выявленных нарушений,

возникает право на проведение инспектором труда контрольной перепроверки выполнения предписания.

Если инспектор труда

обнаруживает неустраненные нарушения, в частности индексация зарплаты так и не проведена, он обязательно составляет повторное предписание. Кроме того, в соответствии с п.п. 4.5 п. 4 Порядка № 72 по результатам проверки выполнения предписания инспектор труда может составить протокол об административном правонарушении вследствие нарушения требований законодательства о труде, согласно ст. 41 КУоАП.

Исходя из разъяснений

Минтруда, приведенных в письме от 22.03.2006 г. № 1993/0/14-06/13 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, 41), протокол об административном правонарушении инспектор труда может составить и после первой проверки.

Контрольные перепроверки осуществляются до полного устранения выявленных нарушений. Таким образом, чем быстрее и правильнее будут выполнены требования предписания, тем меньше контрольных проверок будет в дальнейшем. Кроме того, это поможет избежать дополнительного административного штрафа, предусмотренного

ст. 188-6 КУоАП за невыполнение законных требований государственных инспекторов труда об устранении нарушений законодательства о труде или создании препятствий в деятельности органов ТГИТ в размере от 5 до 9 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 85 до 153 грн.).

После оформления и подписания протокола формируется дело об административном правонарушении для направления в суд.

Только судом может быть вынесено решение о наложении административного штрафа по ст. 41 КУоАП.

Отметим, что наложить такой штраф могут не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения (

ст. 38 КУоАП).

В отношении наложения административного штрафа за невыполнение законных требований государственных инспекторов труда об устранении нарушений законодательства о труде, предусмотренного

ст. 188-6 КУоАП, отметим следующее. Принятия решений о наложении штрафных санкций по ст. 188-6 КУоАП находится в компетенции должностных лиц органа ТГИТ.

Дело об административном правонарушении по

ст. 188-6 КУоАП рассматривается по месту его совершения в пятнадцатидневный срок со дня получения протокола и других материалов дела (акта проверки, предписания и тому подобное) должностным лицом, в компетенцию которого входит его рассмотрение.

Ольга Маханько, экономист-аналитик

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно