Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Почта редакции. Основные фонды лучше продавать по безналичному расчету

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Ноябрь, 2007/№ 91
В избранном В избранное
Печать
Ответы на вопросы

Основные фонды лучше продавать по безналичному расчету

 

Сельскохозяйственное предприятие, которое занимается выращиванием сельскохозяйственных культур и предоставлением услуг в растениеводстве, планирует осуществить продажу трактора. Нужно ли наличную выручку от такой продажи принимать с использованием РРО?

(г. Симферополь)

 

Проблема, связанная с применением РРО при продаже основных фондов, не нова, она не раз обсуждалась на страницах нашей газеты. Тем не менее предприятия в процессе хозяйственной деятельности до сих пор сталкиваются с ней.

Прежде всего отметим, что правовые основы применения

регистраторов расчетных операций изложены в Законе Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР (далее — Закон об РРО). Согласно п. 1 ст. 3 указанного документа субъектами предпринимательской деятельности, которые осуществляют расчетные операции в наличной и/или безналичной форме (с использованием платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. д.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, обязаны проводить расчетные операции на полную сумму покупки (предоставления услуги) через зарегистрированные, опломбированные в установленном порядке и переведенные в фискальный режим работы РРО с распечаткой соответствующих расчетных документов, которые подтверждают выполнение расчетных операций. Таким образом, РРО следует применять при расчетах за товары в сфере торговли, общественного питания и услуг.

Для ответа на поставленный вопрос необходимо выяснить, можно ли рассматривать продажу трактора как продажу товара.

Поскольку

Закон об РРО не содержит определения термина «товар», обратимся к другим нормативно-правовым актам. Согласно п. 1.6 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции Закона от 22.05.97 г. № 283/97-ВР (далее — Закон о налоге на прибыль) товары — это материальные и нематериальные активы, а также ценные бумаги и деривативы, которые используются в любых операциях, кроме операций по их выпуску (эмиссии) и погашению. Как видим, в свете Закона о налоге на прибыль основные фонды можно рассматривать как товар.

Вместе с тем

Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV (далее — ХКУ) разграничивает рассматриваемые нами термины. Так, в соответствии с п. 6 ст. 139 ХКУ товарами в составе имущества субъектов хозяйствования признаются изготовленная продукция (товарные запасы) выполненные работы и услуги. Основными фондами производственного и непроизводственного назначения являются здания, сооружения, машины и оборудование, инструмент, производственный инвентарь и приспособления, хозяйственный инвентарь и прочее имущество длительного использования, отнесенное законодательством к основным фондам (п. 3 ст. 139 ХКУ). Такая неоднозначность может быть причиной следующего вывода: основные фонды и товары — это не одно и то же, их нельзя отождествлять.

Поскольку торговая деятельность, помимо всего прочего, регулируется и нормами

ХКУ (п. 4 Порядка проведения торговой деятельности и правил торгового обслуживания населения, утвержденного постановлением КМУ от 15.06.2006 г. № 833), можно говорить о том, что продажа основных фондов, которые не приобретались предприятием с целью продажи, не является торговой деятельностью. А раз так, то нет оснований и для применения РРО.

Заметим, что ГНАУ в своих письмах высказывает противоречащие друг другу мнения по рассматриваемому вопросу. Так, в

письме от 01.06.2004 г. № 4217/6/23-2119 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2004, № 54, посвященном продаже грузовика, был сделан вывод, что объект основных фондов, не изготовленный на предприятии, не является продукцией собственного производства, а значит, операция по продаже не освобождается от применения РРО по п. 1 ст. 9 Закона об РРО .

Спустя несколько месяцев работники ГНАУ

изменили свою точку зрения и в письме от 18.11.2004 г. № 10413/6/23-2119 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 13 отметили, что «основные фонды (основные средства) предприятия не являются продуктом труда, а также продукцией собственного производства, которая производится и/или реализуется субъектами предпринимательской деятельности через оптовую и розничную торговлю, т. е. не являются товаром, предназначенным для торговли», поэтому действие Закона об РРО на операции по их продаже не распространяется.

В

письме ГНАУ от 26.07.2006 г. № 14109/7/23-8017 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 79 сказано о том, что основные фонды в свете действующего законодательства являются товаром, а потому выручку от их продажи необходимо пропускать через РРО.

Учитывая неоднозначную позицию ГНАУ по этому вопросу, в случае, если предприятие откажется от проведения операции продажи трактора через РРО, не исключено и то, что свою позицию придется доказывать в суде. Поэтому, во избежание неприятностей,

выручку от продажи трактора целесообразно внести на текущий счет продавца через банк.

Так, например, покупатель без открытия собственного текущего счета может внести наличные денежные средства в кассу банка для дальнейшего перечисления на текущий счет предприятия. Такая операция является безналичной для предприятия-продавца (

п. 2.5 Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденного постановлением НБУ от 15.12.2004 г. № 637), что исключает необходимость применения РРО.

Марина Ковенко, экономист-аналитик

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно