О возмещении работнику денежных средств и санкциях за нарушение лимита кассы
Письмо Национального банка Украины от 10.08.2007 г. № 11-113/3036-8220
Национальный банк Украины рассмотрел <...> обращение <...> относительно толкования законодательства в сфере регламентации наличного обращения и разъяснения отдельных норм Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 15.12.2004 № 637 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 13.01.2005 под № 40/10320 (далее — Положение), и в пределах компетенции сообщает.
На сегодня вопрос возмещения предприятием собственных наличных средств работника, использованных им для решения производственных (хозяйственных) вопросов предприятия, урегулирован на законодательном уровне, в частности, Гражданским кодексом Украины (статьи 1159 — 1160).
В соответствии с пунктом 2.3 Положения наличные расчеты одного предприятия (предпринимателя) с другим предприятием (предпринимателем) в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам ограничены предельной суммой в размере 10000 (десять тысяч) гривень (постановление Правления Национального банка Украины от 09.02.2005 № 32). При этом количество предприятий (предпринимателей), с которыми осуществляются расчеты, в течение дня не ограничивается.
Согласно указанным выше законодательно установленным требованиям предприятие
должно возместить своему работнику его денежные средства, израсходованные им на нужды предприятия, даже в случае превышения им предельной суммы наличного расчета.Вместе с тем, с учетом того что в приведенном в письме случае физическое лицо действовало от имени предприятия, в случае приобретения таким лицом для нужд предприятия у другого предприятия товарно-материальных ценностей за собственные денежные средства
на такую операцию распространяются указанные выше ограничения относительно суммы расчета, при нарушении которых к предприятию-плательщику может применяться штрафная санкция как за превышение установленного лимита кассы (пункт 2.3 Положения).Применение и размер штрафной санкции за превышение установленного лимита кассы предусмотрены требованиями Указа Президента Украины от 12.06.95 № 436/95 «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности». Предусмотренные данным Указом штрафы в полном объеме взимаются в Государственный бюджет в порядке, установленном законодательством.
В соответствии со статьей 239 Хозяйственного кодекса Украины (далее — Кодекс) органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями и в порядке, установленном законом, могут применять к субъектам хозяйствования
административно-хозяйственный штраф , который уплачивается субъектами хозяйствования в соответствующий бюджет в случае нарушения ими установленных правил осуществления хозяйственной деятельности (статья 241 Кодекса).Таким образом,
штрафы, определенные Указом Президента, являются административно-хозяйственной санкцией, поскольку они применяются к субъектам хозяйствования в случае нарушения ими норм по регулированию обращения наличности в национальной валюте и взимаются в соответствующий бюджет.Что касается сроков применения административно-хозяйственных санкций, то они определены статьей 250 указанного Кодекса и могут быть применены к субъекту хозяйствования
в течение шести месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через один год со дня нарушения данным субъектом установленных законодательными актами правил осуществления хозяйственной деятельности, кроме случаев, предусмотренных законом.Вместе с тем в соответствии с требованиями действующих нормативно-правовых актов Украины применение штрафных санкций, их виды, сроки наложения и контроль за соблюдением предприятиями норм по регулированию обращения наличности в национальной валюте являются прерогативой соответствующих контролирующих органов (государственной налоговой службы, государственной контрольно-ревизионной службы и т. п.) и не относятся к компетенции Национального банка Украины.
Исполнительный директор по вопросам
налично-денежного обращения
А. Толстой
комментарий редакции
Наличные нюансы: расчет работника собственными средствами и штрафы
Ответ на первый вопрос, который рассматривается в данном письме, очевиден. Работник, приобретающий ТМЦ за собственные наличные средства, действует от имени предприятия. Во всех документах, выданных продавцом, в качестве покупателя и плательщика фигурирует предприятие, а не ФИО работника. Таким образом можно утверждать, что произошел наличный расчет одного предприятия (предпринимателя) с другим предприятием (предпринимателем), на который в полное мере распространяется ограничение в размере 10000 грн. (об этом мы писали в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2002, № 13, а также 2006, № 64).
Совершенно другое дело — последующее возмещение предприятием расходов подотчетного лица. На такой расчет ограничение не распространяется (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 64).
Что касается второго вопроса — сроков применения наличных штрафов, то опять же очевидно, что они являются административно-хозяйственными санкциями, а значит, на них в полной мере распространяются нормы ст. 250 ХКУ. Эта статья устанавливает два критерия по срокам давности: во-первых, штраф можно применить только в течение 6 месяцев со дня выявления нарушения, во-вторых, не позднее чем через год после совершения нарушения.
Поэтому если предприятие нарушило 10 тысячный лимит, скажем, 10.10.2007 г., а налоговики установили этот факт в ходе проверки, проводимой после 11.10.2007 г. (если точнее, вынесено решение о применении штрафа после этой даты), то штраф, установленный Указом № 436/95, применить нельзя. И с другой стороны, если решение о применении штрафа будет вынесено, скажем, 11.11.2007 г. (т. е. с соблюдением сроков) и по состоянию на 12.05.2008 г. сумма штрафа так и не была взыскана, то такой штраф не применяется (аналогичный подход наблюдается и при взыскании штрафов по РРО, подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 88).
Дмитрий Костюк