Темы статей
Выбрать темы

О проверках Госинспекции по контролю за ценами

Редакция НиБУ
Письмо от 28.09.2007 г. № 200/7-7/2315

О проверках Госинспекции по контролю за ценами

Письмо Государственной инспекции по контролю за ценами от 28.09.2007 г. № 200/7-7/2315

 

Государственная инспекция по контролю за ценами рассмотрела депутатское обращение <...> относительно предоставления разъяснения и сообщает.

В соответствии со статьей 2 Закона Украины от 05.04.2007 № 877-V «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» действие данного Закона не распространяется на отношения государственного контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции.

Статьей 13 Закона Украины [от 03.12.90 г. № 507-ХII] «О ценах и ценообразовании» установлено, что государственный контроль за ценами осуществляется при установлении и применении государственных фиксированных и регулируемых цен и тарифов. При этом контролируется правомерность их применения и соблюдение требований законодательства о защите экономической конкуренции. То есть

сфера действия Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» не распространяется на органы государственного контроля за ценами.

Кроме того, Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» на настоящий момент не вступил в силу и вступает в силу с 26.12.2007 г.

Относительно вопроса о перечне нормативных актов, которыми регламентируется порядок осуществления контроля деятельности субъектов хозяйствования органами Государственной инспекции по контролю за ценами, сообщаем.

Государственная инспекция по контролю за ценами в своей деятельности руководствуется Конституцией Украины, Законом Украины «О ценах и ценообразовании», постановлением Кабинета Министров Украины от 13.12.2000 № 1819 «Вопросы Государственной инспекции по контролю за ценами», совместным приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины и Министерства финансов Украины от 03.12.2001 № 298/519 «Об утверждении Инструкции о порядке применения экономических и финансовых (штрафных) санкций органами государственного контроля за ценами», зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 18.12.2001 под № 1047/6238.

Первый заместитель начальника
О. Савицкий



комментарий редакции

Позиция ценовиков: Закон № 877 на проверки не распространяется

Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 53) в большей части вступает в силу с 26.12.2007 г. Этот Закон определяет единые правила к проведению проверок различными государственными органами в сфере хозяйственной деятельности. И что немаловажно, этот Закон, в отличие от ряда других нормативно-правовых документов в этой области, оперирует достаточно четкими нормами (основания для проведения проверок, сроки проведения, невозможность продления, допуск контролеров к проверке и т. д.). Дело осталось за малым — признание этими органами факта применения ими норм этого Закона. Но на практике все не так просто.

В комментируемом письме один из органов государственного управления — Госинспекция по контролю за ценами — указывает, что на проверки, проводимые ею, действие этого Закона

не распространяется . Обоснование достаточно спорное: Закон № 877 не распространяется, в частности, на отношения, которые возникают во время осуществления мероприятий государственного контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции. А ведь при осуществлении контроля за ценами контролируется правомерность их применения и соблюдение требований законодательства о защите экономической конкуренции.

Позволим себе усомниться в данных выводах. Дело в том, что государственный контроль и надзор регламентированы еще и ст. 19 ХКУ. Из нее четко следует, что контроль в сфере цен и ценобразования и в сфере монополизма и конкуренции — совершенно разные вещи. Задача первого — соблюдение субъектами хозяйствования государственных цен на продукцию и услуги, задача второго — сдерживание антимонопольно-конкурентного законодательства.

Кроме того, согласно Закону Украины «Об Антимонопольном комитете Украины» от 26.11.93 г. № 3659-XII одной из основных задач Антимонопольного комитета Украины является участие в формировании и реализации конкурентной политики в части

осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции на основах равенства субъектов хозяйствования перед законом и приоритета прав потребителей, предотвращения, выявления и прекращения нарушений законодательства о защите экономической конкуренции.

Иными словами, вопросами соблюдения требований законодательства о защите экономической конкуренции должен заниматься Антимонопольный комитет, что прямо указано еще и в п. 4 ст. 4 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» от 11.01.2001 г. № 2210-III.

Кстати, ни в Положении о Государственной инспекции по контролю за ценами, утвержденном постановлением КМУ от 13.12.2000 г. № 1819, ни в Инструкции о порядке применения экономических и финансовых (штрафных) санкций органами государственного контроля за ценами, утвержденной приказом Минэкономики и Минфина от 03.12.2001 г. № 298/519, на которые ссылается Госинспекция в данном письме,

нет ни слова о защите экономической конкуренции.

Дмитрий Костюк

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше