Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Как улететь (уехать) по Интернету, не выходя из офиса

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Ноябрь, 2007/№ 93
В избранном В избранное
Печать
Статья

Как улететь (уехать) по Интернету, не выходя из офиса

 

Бурное развитие информационных технологий до неузнаваемости изменило современный мир. Интернет, без преувеличения, — в числе тех изобретений человечества, без которых сегодня нельзя ступить и шагу. Конечно, в буквальном смысле перемещаться посредством Интернета вокруг земного шара нельзя, — телепортация еще остается за гранью реальности. Но вот совершить с его помощью авиаперелет или путешествие по железной дороге можно запросто. О том, как это сделать практически и что нужно знать для правильного отражения расходов на такую деловую поездку в учете предприятия, пойдет речь в этой статье.

 

Игорь ХМЕЛЕВСКИЙ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор», igor.khmelevskiy@id.factor.ua

 

Документы статьи

ГКУ

— Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

Закон № 851

— Закон Украины «Об электронных документах и электронном документообороте» от 22.05.2003 г. № 851-IV.

Закон № 996

— Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон об НДФЛ

— Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV.

Правила № 187

— Правила воздушных перевозок пассажиров и багажа, утвержденные приказом Государственной службы Украины по надзору за обеспечением безопасности авиации от 14.03.2006 г. № 187.

Порядок № 712/431

— Порядок оформления расчетных и отчетных документов при осуществлении продажи проездных и перевозных документов на железнодорожном транспорте, утвержденный приказом Министерства транспорта Украины, ГНА Украины от 24.10.2001 г. № 712/431.

Положение № 137

— Положение о порядке эмиссии платежных карт и осуществления операций по их применению, утвержденное постановлением Правления НБУ от 19.04.2005 г. № 137.

 

Электронный авиабилет — примета времени

В силу специфики своей деятельности (широкое международное сотрудничество, ориентация на зарубежный опыт и т. п.) на сегодняшний день отечественные авиакомпании наиболее близко подошли к внедрению современных информационных технологий при продаже билетов на свои рейсы. Подстегивает их к этому еще и то, что в июне 2004 года более 700 авиакомпаний мира, входящих в Международную ассоциацию перевозчиков воздушным транспортом (IATA), приняли решение о переходе на электронный билет и полном прекращении выпуска бумажных билетов с 1 июня 2008 года.

Чтобы понять, какие преимущества дает такое нововведение и какие проблемы оно вызывает, рассмотрим сначала основные моменты законодательного регулирования отношений перевозчика и пассажира, имеющие отношение к процедуре оформления авиабилетов.

В соответствии со

ст. 60 Воздушного кодекса Украины от 04.05.93 г. № 3167-XII воздушные перевозки выполняются на основании договора. Каждый договор воздушной перевозки и его условия удостоверяются документом на перевозку, который выдается авиационным предприятием или уполномоченными им организациями или лицами (агентами).

Документами на перевозку

, в частности, являются:

билет — при перевозке пассажира;

багажная квитанция — при перевозке вещей пассажира как багажа.

Как указано в этой же

статье, формы документов на перевозку и правила их использования устанавливаются органом государственного регулирования деятельности авиации Украины. Так, в разделе 3 Правил № 187 определено, что билет — это документ, имеющий название «Пассажирский билет и багажная квитанция», в том числе электронный билет, выданный перевозчиком (его агентом), включающий условия договора перевозки и уведомления, вместе с полетными и пассажирскими купонами.

Как видим, специальное законодательство в сфере воздушных перевозок определяет проездной авиабилет как документ, который предоставляет право пассажиру на перелет соответствующим рейсом (рейсами) и обязывает перевозчика осуществить соответствующую перевозку пассажира и его багажа, а также предоставить другие услуги, связанные с перевозкой, согласно условиям договора перевозки. При этом такие билеты не могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому, так как являются именными документами (см.

пп. 6.1.1 и 6.3.1 Правил № 187).

Заметим, что все сказанное выше в полной мере относится не только к авиабилетам в традиционной для нас документарной форме, но и к электронному билету, определение которого содержится в

разделе 3 Правил № 187.

Итак,

электронный билетэто электронный документ, включающий распечатку маршрута, электронные купоны и, в случае использования, документ для посадки. При этом распечаткой маршрута является документ (документы), который перевозчик выдает пассажиру, путешествующему по электронному билету, и в котором содержатся фамилия пассажира, информация о рейсе и уведомление. Электронный купон, в свою очередь, — это часть электронного билета, использующаяся для перевозки на соответствующем рейсе, или другой документ, заменяющий его, который хранится в базе данных автоматизированной системы бронирования перевозчика.

Следовательно,

электронный билет — это электронный документ, включающий распечатку маршрута, электронные купоны и, в случае использования, документ для посадки. При этом распечаткой маршрута является документ (документы), который перевозчик выдает пассажиру, путешествующему по электронному билету, и в котором содержатся фамилия пассажира, информация о рейсе и сообщения. Электронный купон, в свою очередь, — это часть электронного билета, которая используется для перевозки на соответствующем рейсе, или другой заменяющий его документ, который хранится в базе данных автоматизированной системы бронирования перевозчика.

Рассмотрим, какие в действующем гражданском законодательстве существуют основания уравнивать в правах бумажный и электронный авиабилеты.

 

Электронный документ в гражданском законодательстве

ГКУ

, в принципе, предусматривает возможность заключения договора посредством электронной связи. По общему правилу, установленному статьей 207 этого Кодекса, сделка считается совершенной в письменной форме, если воля сторон выражена с помощью телетайпного, электронного или другого технического средства связи.

Законом № 851

создано правовое поле для применения электронных документов (а электронный билет, напомним, также является электронным документом) в гражданских правоотношениях. Так, согласно ст. 5 этого Закона электронный документ — это документ, информация в котором зафиксирована в виде электронных данных, включая обязательные реквизиты документа. Преимущество использования электронного документа заключается в том, что после любых операций с набором электронных данных (создание, передача, хранение) такие данные могут быть преобразованы в визуальную форму. Визуальной формой подачи электронного документа является отображение содержащихся в нем данных электронными средствами или на бумаге в форме, пригодной для восприятия его содержания человеком.

Особого внимания заслуживают следующие положения

ст. 8 Закона № 851:

— юридическая сила электронного документа не может быть оспорена исключительно из-за того, что он имеет электронную форму;

— допустимость электронного документа как доказательства не может опротестовываться исключительно на основании того, что он имеет электронную форму.

Таким образом, электронный документ является «равноправным» документом при заключении с его помощью гражданской сделки. А поскольку авиабилет, как указывалось выше, свидетельствует о заключении договора перевозки, следовательно, будет вполне правомерно заключить такой договор в электронной форме. Какие же преимущества имеет электронная форма билета?

 

Преимущества электронного билета

Электронный билет — это альтернативная бумажному билету технология, позволяющая хранить информацию о пассажире и маршруте его следования в базе данных авиакомпании. Электронный билет используется точно так же, как и билет, оформленный на бумажном бланке. Разница состоит в том, что

вместо получения данных путем обработки бумажного документа, вся информация, относящаяся к перевозке пассажира (маршрут, тариф, класс обслуживания, уплаченная сумма, сборы и т. д.), содержится в файле электронного билета, расположенном в базе данных соответствующей авиакомпании. На руки пассажир получает только пассажирский купон, как в обычном билете, и напечатанную на листе формата А4 распечатку маршрута. В принципе, для регистрации на рейс пассажиру, купившему электронный билет, достаточно иметь при себе паспорт и знать номер своего рейса. И все.

Преимущества электронного билета для пассажира

неоспоримы. Во-первых, из любой точки мира можно самостоятельно и без посредников найти удобный рейс, заказать электронный авиабилет и оплатить его стоимость. При этом все перечисленное выше становится возможным осуществить, не выходя из дома или офиса, при помощи Интернета. При желании пассажир может заранее заказать варианты питания из имеющегося меню и другие дополнительные услуги. Во-вторых, электронный билет невозможно утерять, тогда как восстановление утерянного бумажного билета обходится пассажиру в 100 долларов штрафа плюс утраченные нервы. Наконец, в-третьих, его легко изменить и для этого совсем не обязательно приезжать в авиаагентство для переоформления. В принципе, за билетом можно вообще не ехать — билет, вернее, распечатку маршрута агентство по продаже билетов или непосредственно авиаперевозчик могут прислать пассажиру на факс или e-mail.

Чтобы стимулировать пассажиров покупать электронные билеты, авиакомпании вводят дополнительные сборы в размере несколько десятков долларов за выписку бумажного билета. Таким образом, оформление авиаперелета в электронной форме позволит сэкономить на уплате указанного сбора, что, разумеется, выгодно пассажиру.

Основным преимуществом для авиакомпаний

является уменьшение затрат на выпуск бланков авиабилетов. На сегодняшний день себестоимость бумажного билета доходит до 10 долларов, в то время как предположительная себестоимость его электронного собрата составит 1 — 2 доллара. А по подсчетам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), использование электронного тикетинга позволит авиаперевозчикам во всем мире уменьшить расходы на 3,5 млрд долларов в год.

 

Процедура оформления электронного авиабилета

Опишем вкратце процедуру оформления электронного билета на примере одной из отечественных авиакомпаний, не конкретизируя при этом ее название, поскольку главные моменты такой процедуры у различных авиаперевозчиков во многом совпадают.

Шаг 1

. Пассажир, решивший купить электронный билет, должен зайти на Интернет-сайт авиакомпании, после чего про-
следовать по ссылке «Покупка билетов on-line» или аналогичной ей. Еще раз обращаем внимание: поскольку авиабилет является документом, удостоверяющим заключение договора на воздушную перевозку между пассажиром и авиакомпанией-перевозчиком, перед покупкой билета необходимо обязательно ознакомиться с его условиями, приведенными на сайте. В соответствии с международными правовыми нормами сам факт приобретения авиабилета означает, что пассажиру известны условия договора, и он с ними согласен.

Шаг 2

. Далее можно выбрать маршрут полета, дату и время вылета, количество пассажиров, классность билета, отметить наличие/отсутствие питания в стоимости перелета и прочие характеристики.

Шаг 3

. После этого в соответствующую форму вводятся личные данные пассажира (имя и фамилия, номер телефона, адрес электронной почты и т. п.), на основании которых будет осуществляться оформление авиабилета, подтверждение корректности завершения операции и оперативная связь сотрудников авиакомпании с пассажиром в случае возникновения такой необходимости.

Шаг 4

. Затем выбирается способ оплаты за билет. В настоящее время оплатить путешествие можно сразу в процессе бронирования. При этом к оплате принимаются все основные виды кредитных карт таких платежных систем, как Visa, Visa-Electron, Maestro, MasterCard, American Express, JCB, Discover, Diner's Club. Сумма с кредитной карточки будет снята в момент завершения бронирования в валюте, которую можно выбрать заранее (доллар США или гривня). По желанию пассажира об успешном завершении транзакции он будет уведомлен по мобильной связи SMS-сообщением.

Шаг 5

. По завершении оплаты предоставляется возможность выбрать один из следующих методов доставки авиабилета:

— забрать авиабилет в кассе в аэропорту;

— забрать авиабилет в городском офисе авиакомпании;

— заказать доставку авиабилетов почтой.

В момент бронирования система предложит все доступные методы доставки в зависимости от времени, которое остается до вылета рейса. Подчеркнем, что речь здесь идет все же о приобретении электронного авиабилета, поэтому на руки пассажиру выдается только распечатка маршрута и посадочный купон. Если же после оплаты услуги пассажир предпочтет оформление бумажного билета, то получить его также можно будет непосредственно в аэропорту перед вылетом или в любом из офисов авиакомпании (как в Украине, так и по всему миру), который покупатель укажет в процессе бронирования перевозки.

В случае возникновения непредвиденных обстоятельств существует возможность произвести возврат средств за неиспользованную перевозку. Для этого следует проинформировать перевозчика о принятом решении по электронной почте и отправить авиабилет (если он оформлялся в бумажном виде) в ближайший офис авиакомпании для процедуры возврата. Возврат соответствующей суммы будет произведен на кредитную карточку, которой была оплачена услуга авиаперевозки в момент бронирования.

 

Электронный билет в бухгалтерском и налоговом учете

Описанная выше процедура достаточно проста и, очевидно, может использоваться не только при оформлении частных авиапутешествий, но и в случае приобретения авиабилетов для совершения служебной командировки. Что при этом нужно учитывать в первую очередь?

Прежде всего напомним, что согласно

ст. 9 Закона № 996 основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы. Главный вопрос, который при этом возникает, — может ли электронный документ быть использован для целей бухгалтерского учета. Закон № 996 высказывается по этому поводу довольно четко, устанавливая в ч. 2 ст. 9, что первичные и сводные учетные документы могут быть составлены на бумажном или машинном носителях. Однако в случае оформления авиабилета в электронном виде вряд ли удастся сослаться на приведенную норму, поскольку соответствующий электронный документ, как уже отмечалось, хранится в базе данных авиакомпании, а должен найти свое отражение в учете предприятия, сотрудник которого воспользовался этой прогрессивной формой бронирования и оплаты авиаперелета.

За поиском решения обратимся к

ч. 2 ст. 9 Закона № 996, согласно которой в случае составления и хранения первичных документов и регистров бухгалтерского учета на машинных носителях информации предприятие обязано за свой счет изготовить их копии на бумажных носителях по требованию других участников хозяйственных операций. Такое требование, на наш взгляд, как раз и может быть адресовано авиакомпаниям, которые в случае оформления электронного авиабилета должны по требованию пассажира изготовить его бумажную копию, являющуюся должным основанием для бухучета транспортных расходов на командировку. Наличие указанной копии (другими словами, билета на самолет, оформленного традиционным способом) сняло бы все вопросы как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

А если по каким-то причинам сотрудник, возвратившись из командировки, не предоставляет бумажную копию своего электронного билета? Как быть тогда? Выходом из такой ситуации может быть подтверждение соответствующих расходов с помощью распечатки маршрута, о которой мы упоминали ранее. В отличие от самого электронного билета, не имеющего материальной формы, распечатка маршрута (которая представляет собой часть электронного билета) может быть переведена в материальную форму (распечатана). Этот документ в обязательном порядке предоставляется пассажиру, оформившему электронный билет, и содержит, как указывалось, фамилию пассажира, информацию о рейсе и уведомление (см.

раздел 3 Правил № 187).

Таким образом, именно

распечатка маршрута как документ, который можно материализовать и приложить к авансовому отчету, является основанием для отражения соответствующей хозяйственной операции в бухгалтерском учете и возмещения работнику расходов на перелет.

Что касается правомерности включения расходов на приобретение электронного билета в валовые расходы, то, как известно,

командировочные расходы на проезд разрешается относить на валовые расходы налогоплательщика только при наличии подтверждающих документов, удостоверяющих стоимость этих расходов, в виде транспортных билетов, транспортных счетов, багажных квитанций (п.п. 5.4.8 Закона о налоге на прибыль).

Согласно определению электронного билета, содержащемуся в специальном законодательстве (см. первый раздел этой статьи), такой билет также является документом, подтверждающим заключение договора воздушной перевозки. Соответственно,

распечатку маршрута как неотъемлемую часть электронного билета, имеющую бумажную форму, следует считать транспортным билетом в оригинале и на ее основании отражать валовые расходы (разумеется, в случае наличия связи такой командировки с хозяйственной деятельностью предприятия).

И наконец, несколько слов о

праве на налоговый кредит. В соответствии с п.п. 7.2.6 Закона об НДС основанием для начисления налогового кредита без получения налоговой накладной является, в частности, транспортный билет, содержащий общую сумму платежа, сумму налога и налоговый номер продавца, за исключением тех, форма которых установлена международными стандартами.

В отношении формы авиабилетов отметим, что в

Правилах № 187 изложены лишь самые общие требования к оформлению билетов. В п. 4.1 раздела 4 Правил указано, что Варшавская конвенция по унификации некоторых правил, касающихся международных авиаперевозок от 12.10.29 г. и международные договоры имеют приоритет над Правилами. Агенты по продаже авиабилетов аккредитованы в Международной ассоциации перевозчиков воздушным транспортом (IATA) и оформляют авиабилеты по правилам, изложенным в резолюциях IATA 800 и IATA 824.

Таким образом,

форма авиабилета соответствует международным стандартам, что позволяет считать такие билеты основанием для начисления налогового кредита даже без наличия в них налогового номера, но при условии, что данный документ содержит информацию о начисленной сумме НДС. На это указывает и ГНАУ в письме от 10.11.2005 г. № 22569/7/16-1517-26.

Учитывая, что внедрение электронных билетов инициировано также Международной ассоциацией перевозчиков воздушным транспортом (IATA) и в скором времени произойдет полный отказ от документарного оформления авиабилетов, можно говорить, что

форма электронного билета (в том числе и распечатки маршрута) также установлена международными стандартами. Это значит, что наличие такой распечатки является достаточным основанием для начисления налогового кредита согласно п.п. 7.2.6 Закона об НДС.

 

Бумажный отчет по электронному авиаперелету

Далее остановимся на нюансах предоставления авансового отчета по командировке, транспортные расходы на которые осуществлялись с оформлением электронного авиабилета. Как уже отмечалось, электронный билет можно оплатить непосредственно на сайте авиакомпании с помощью банковской платежной карточки. В случае направления работника в служебную командировку предприятие должно обеспечить его соответствующей суммой денежного аванса. При этом существует возможность как предоставления командированному работнику корпоративной пластиковой карточки (КПК) с определенной суммой средств, так и перечисления аванса на командировку на личную платежную карточку такого работника.

Поскольку сроки предоставления указанного аванса действующим законодательством не определены, он может быть зачислен на соответствующий карточный счет задолго до даты самой командировки (но не ранее издания руководителем соответствующего распорядительного документа по такой командировке). Имея необходимость в приобретении авиабилетов, работник заранее получает возможность забронировать и оплатить электронный билет на авиарейс за счет такого аванса. Понятно, что подтверждающих документов о частичном использовании аванса работник на этот момент еще не будет иметь, поскольку распечатку маршрута, свидетельствующую о понесенных транспортных расходах, он получит только при посадке на самолет, а предоставить в бухгалтерию сможет только по окончании командировки.

Интересная ситуация возникает в том случае, когда, кроме безналичного аванса на карточку, перед отъездом в командировку работник получает дополнительный аванс наличными из кассы предприятия. Как необходимо составить авансовые отчеты по этим операциям: отдельно при списании средств с карточного счета в оплату электронного билета и отдельно при возврате из командировки или достаточно одного авансового отчета за командировку в целом по возвращении из нее?

Как известно,

действующее законодательство рассматривает средства, списанные с картсчета юридического лица или физического лица — предпринимателя за операции, осуществленные с использованием КПК, выданными под отчет держателю платежной карточки (см. п. 3.12 Положения № 137). Что касается средств, зачисленных на личный картсчет работника, то они также считаются выданными ему под отчет, но в момент такого зачисления (п. 3.13 Положения № 137). Вместе с тем все средства, которыми было обеспечено подотчетное лицо (наличными и/или в безналичной форме), считаются предоставленными для выполнения одной командировки.

До окончания третьего банковского дня, следующего за днем, в котором командированное лицо завершило командировку, такое лицо должно предоставить отчет об использовании средств, предоставленных на командировку или под отчет, по форме, установленной центральным налоговым органом

(п.п. 9.10.2 Закона об НДФЛ). Кстати, работник может подать отдельно отчет об использовании средств, предоставленных на командировку, и для выполнения гражданско-правовых действий в период нахождения в командировке. Это косвенно подтверждает ГНАУ в письме от 30.04.2004 г. № 7941/7/17-3117 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2004, № 86). Но в нашем случае расходы на авиаперелет являются расходами на командировку, поэтому указанное правило здесь не действует.

Более того, ни

Инструкцией о служебных командировках в пределах Украины и за границу, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 13.03.98 г. № 59 , ни Законом об НДФЛ не предусмотрена возможность предоставления одновременно нескольких отчетов по одной командировке, поскольку одним из предназначений отчета в данном случае является определение суммы командировочных расходов, а также суммы средств, подлежащих возмещению подотчетному лицу или возврату предприятию в установленные сроки. При этом не имеет значения, в какой именно форме подотчетное лицо было обеспечено средствами на командировку — наличной, безналичной или смешанной.

Таким образом, до окончания третьего банковского дня после завершения командировки подотчетное лицо должно предоставить

один отчет, в котором указать все расходы, связанные с этой командировкой, в том числе и сумму, уплаченную за приобретение электронного авиабилета.

 

Перспективы «электронных» поездок железнодорожным транспортом

К сожалению, такие перспективы выглядят достаточно отдаленными — отечественные железнодорожники не поспевают за научно-техническим прогрессом. Те, кто следят за нашими публикациями о внедрении банковских платежных карточек (см., например, статью «Товары по карточкам: ближайшая перспектива» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 45), вероятно, помнят, что

постановлением КМУ от 29 марта 2006 г. № 377 продажа железнодорожных и авиабилетов названа в числе тех видов деятельности, осуществление которых влечет за собой необходимость перехода торговцев на прием специальных платежных средств.

Такой переход должен был состояться еще с 1 июля этого года, однако только недавно появилось сообщение о начале работы по организации продажи проездных железнодорожных документов через POS-терминалы с возможностью оплаты кредитной карточкой. Пока лишь предусматривается, что уже в этом году на вокзалах крупнейших городов Украины будет установлено более 150 таких терминалов. Это позволит пассажиру, придя в кассу за билетом, оплатить проезд не только наличными, но и банковской карточкой, а потом получить у кассира проездной документ. В 2008 году такие терминалы появятся и на других железнодорожных вокзалах Украины.

Разумеется, что при такой неповоротливости транспортников о возможности купить билет на поезд через Интернет сегодня речь пока не идет. Тем не менее через год — два «Укрзалізниця» намерена внедрить такую услугу. Рассматриваются два варианта осуществления «электронной» покупки. Первый дает возможность пассажиру самостоятельно распечатать себе билет на принтере после заказа его в Интернете и оплаты банковской карточкой. В поезде проводник будет иметь соответствующее устройство, чтобы проверить штрих-код распечатанного билета. Второй вариант — пассажир заказывает и оплачивает проездной билет через Интернет и в ответ получает пароль, который на вокзале вводит в специальный терминал (киоск), после чего получает билет.

Как видим, предполагаемый механизм реализации дистанционной покупки железнодорожных билетов несколько отличается от покупки авиабилетов через Интернет. Главное отличие состоит в том, что специальное законодательство, регулирующее железнодорожные перевозки, вообще не содержит такого понятия, как электронный билет.

Так,

п. 1.4 Порядка № 712/431 определено, что проездной (перевозной) документ — это расчетный документ установленной формы, оформленный в соответствии с требованиями этого Порядка, который удостоверяет заключение договора между железной дорогой и пассажиром (грузовладельцем) на проезд (перевозку груза, грузобагажа, багажа) и выдается пассажиру (отправителю, получателю багажа, грузобагажа, груза) после оплаты им стоимости этой услуги.

В результате, если покупка билетов на поезд через Интернет и будет внедрена, то при отсутствии изменений в законодательном регулировании пассажиру в любом случае придется получать бумажный билет, причем той же формы, что и при обычной покупке через кассу. А если вспомнить, что железнодорожные билеты в настоящее время являются бланками строгой отчетности, то призрачной выглядит возможность распечатывания такого билета на домашнем или офисном принтере. По крайней мере, если даже удастся осуществить поездку по такому билету, предъявив его проводнику, «вооруженному» соответствующим устройством для проверки штрих-кода распечатанного билета, то подтвердить валовые расходы или налоговый кредит с его помощью вряд ли получится. По крайней мере, до соответствующих изменений в нормативные акты.

Попутно заметим, что в соседней России уже сегодня можно купить билет через Интернет на поезда дальнего следования ОАО «РЖД» из любой точки мира. Услуга предоставляется как россиянам, так и иностранным гражданам. А забрать оригинал билета необходимо в России в кассе вокзала до отправления поезда. Как видим, у них тоже речь идет скорее об электронном резервировании и оплате проезда пластиковой карточкой через Интернет с последующим оформлением бумажного оригинала, чем о полноценном обороте электронных билетов, принятом в настоящее время большинством авиаперевозчиков.

В любом случае, удобства «электронного» путешествия как по воздуху, так и по железной дороге очевидны, и со временем все больше и больше пассажиров будут использовать эти прогрессивные формы приобретения проездных документов, в том числе и для служебных командировок. Наверняка в связи с этим у предприятий будут возникать интересные практические вопросы, на которые мы с радостью ответим на страницах нашей газеты. Счастливого пути!

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно