Темы статей
Выбрать темы

1.1. Расчеты с поставщиками и подрядчиками

Редакция НиБУ
Статья

1. Расчеты с дебиторами и кредиторами

  

Дмитрий Костюк, заместитель главного редактора, Наталья Белова, Людмила Солошенко,
Антон Иванченко, Екатерина Скрипкина, экономисты-аналитики Издательского дома «Фактор»

 

1.1. Расчеты с поставщиками и подрядчиками

  

В ходе осуществления хозяйственной деятельности предприятие взаимодействует с другими предприятиями и организациями, которые поставляют товарно-материальные ценности (необоротные активы, запасы), предоставляют услуги, выполняют работы. Для предприятия такие субъекты хозяйствования являются

поставщиками и подрядчиками. Разумеется, операции с ними должны найти свое отражение в бухгалтерском и налоговом учете предприятия-покупателя.

 

Бухгалтерский учет

Порядок проведения расчетов на условиях предоплаты

При приобретении ТМЦ

на условиях предоплаты первым событием является перечисление аванса поставщику.

Учет расчетов по текущим авансам, выданным другим предприятиям и организациям, ведут на субсчете 371 «Расчеты по выданным авансам», если авансы выдаются в иностранной валюте, к субсчету 371 открываются соответствующие субсчета второго порядка

.

По дебету этого субсчета отражают суммы выданных авансов (предварительной оплаты) за товары, работы, услуги, в корреспонденции со счетами учета денежных средств (30 «Касса», 31 «Счета в банках»

). Таким образом предприятие отражает возникновение текущей дебиторской задолженности за товары, работы, услуги.

Товарно-материальные ценности, полученные от поставщиков, зачисляются в состав необоротных активов или запасов соответствующим отражением по дебету счетов 15 «Капитальные инвестиции», 20 «Производственные запасы», 22 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы», 28 «Товары» и кредиту соответствующего субсчета к счету 63 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

.

По кредиту субсчета 371 отражают суммы, погашенные зачетами при расчетах за поставленные материалы, выполненные работы, предоставленные услуги, в корреспонденции со счетом 63 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», а также суммы, возвращенные поставщиками или подрядчиками как неиспользованные, в корреспонденции со счетами учета денежных средств

.

Другими словами, после выполнения поставщиками и подрядчиками своих обязательств по кредиту данного субсчета отражают погашение задолженности, а в случае невыполнения — ее списание при признании такой задолженности сомнительной либо безнадежной.

Сальдо по субсчету 371 характеризует наличие текущей дебиторской задолженности, а субсчета 183 — долгосрочной.

 

Порядок проведения расчетов при последующей оплате

Для отражения текущих расчетов с поставщиками и подрядчиками

за поставленные товарно-материальные ценности, выполненные работы, предоставленные услуги применяют субсчета к счету 63 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»:

— 631 «Расчеты с отечественными поставщиками»

— 632 «Расчеты с иностранными поставщиками».

По кредиту счета 63 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражают задолженность за полученные производственные запасы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, товары, выполненные работы, предоставленные услуги. При этом счет 63 корреспондирует со счетами учета производственных запасов, товаров, затрат на производство и расходов деятельности.

При погашении задолженности перед поставщиками и подрядчиками счет 63 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» корреспондирует со счетами учета денежных средств (30 «Касса», 31 «Счета в банках»).

Остаток по счету 63 характеризует наличие текущей кредиторской задолженности за товары, работы, услуги.

Кроме счетов 37 и 63 для учета расчетов с прочими кредиторами предприятия применяют счет 68 «Расчеты по прочим операциям». В соответствии с

Планом счетов счет 68 используется предприятиями для учета расчетов по операциям, которые не могут быть отражены на счетах 63 — 67.

Особого внимания заслуживает субсчет 685 «Расчеты с другими кредиторами»

. Планом счетов предусмотрено, что данный субсчет применяется для учета расчетов с различными организациями по операциям некоммерческого характера (учебными и научно-исследовательскими заведениями и т. д.); со съемщиками квартир и лицами, которые проживают в общежитиях жилищно-коммунального хозяйства предприятия (организации); с арендаторами нежилых помещений; с родителями детей за посещение детских заведений, а также по другим операциям.

 

Налоговый учет

Для удобства приведем общий порядок налогообложения операций с поставщиками и подрядчиками в табл. 1 и 2.

Таблица 1

 

Взаимоотношения с поставщиками — резидентами Украины

Валовые расходы

Налоговый кредит по НДС

дата увеличения

пункт

Закона о налоге на прибыль

дата возникновения

пункт

Закона об НДС

Дата первого из событий, произошедшего ранее:

— либо дата списания средств с банковских счетов налогоплательщика в оплату
товаров (работ, услуг);

 — либо дата оприходования налогоплательщиком товаров, а для работ (услуг) — дата фактического получения их результатов

П.п. 11.2.1

В общем случае — дата первого из событий, произошедшего ранее:

— либо дата списания средств с банковского счета плательщика налога в оплату товаров (работ, услуг), дата выписки соответствующего счета (товарного чека)

— в случае расчетов с использованием кредитных дебетовых карточек или коммерческих чеков; — либо дата получения налоговой накладной, подтверждающей факт приобретения налогоплательщиком товаров (работ, услуг)

П.п. 7.5.1

Дата оформления соответствующего счета (товарного чека), если товары (работы, услуги) приобретаются с использованием кредитных, дебетовых или коммерческих карточек

П.п. 11.2.2

Дата оприходования товаров, а для работ (услуг) — дата их фактического получения от резидентов, уплачивающих налог на прибыль по ставке ниже установленной, или не являющихся плательщиками налога на прибыль, независимо от наличия оплаты таких товаров (работ, услуг), в том числе частичной или авансовой

П.п. 11.2.3

По итогам налогового периода, в котором осуществляется начисление лизингового платежа по договору аренды имущества. При этом факт предоплаты по такому договору не приводит к налоговым последствиям. Аналогичный порядок действует и в отношении договоров аренды земли и жилых помещений

П.п. 7.9.6

 

Таблица 2

 

Взаимоотношения с поставщиками — нерезидентами Украины

Название операции

Валовые расходы

НДС

размер валовых расходов

дата увеличения валовых расходов

база налогообложения

ставка налогообложения

дата возникновения налоговых обязательств по НДС

дата возникновения налогового кредита по НДС

1

2

3

4

5

6

7

Импорт товаров и сопутствующих такому импорту услуг*

Сумма валовых расходов определяется согласно

п.п. 7.3.2 Закона о налоге на прибыль. Из него следует, что размер валовых расходов равен балансовой стоимости иностранной валюты, израсходованной на приобретение импортируемых товаров, определенной в соответствии с положениями пп. 7.3.1, 7.3.4, 7.3.6 ст. 7 Закона о налоге на прибыль , и не подлежит пересчету в связи

Согласно

п.п. 11.2.3 Закона о налоге на прибыль датой увеличения валовых расходов плательщика налога при осуществлении им операций с нерезидентами, является дата оприходования товаров (а при их импорте — также работ (услуг), сопутствующих или вспомогательных такому импорту товаров), а для работ (услуг) — дата их фактического

Договорная (контрактная) стоимость товаров, но не ниже таможенной стоимости, указанной во ввозной ГТД с учетом расходов на транспортировку, погрузку, разгрузку, перегрузку и страхование до пункта пересечения таможенной границы Украины, уплаты брокерских, агентских, комиссионных и других видов вознаграждений, связанных с импортом таких товаров, платы за использование объектов интеллектуальной собственности, относящихся к таким товарам, акцизных сборов, ввозной пошлины, а также других налогов, сборов (обязательных платежей), за исключением НДС, входящего в цену товаров (работ, услуг) в соответствии с законами Украины по вопросам налогообложения. Определенная стоимость пересчитывается в украинские гривни по валютному (обменному) курсу НБУ, действовавшему на конец операционного дня,

20 % от базы налогообложения (

п.п. 6.1.1 Закона об НДС)

Дата предоставления ГТД с указанием в ней суммы налога, подлежащей уплате (

п.п. 7.3.6 Закона об НДС)

Дата уплаты НДС по налоговым обязательствам согласно

п.п. 7.3.6 Закона об НДС (п.п. 7.5.2 Закона об НДС). При этом налоговое обязательство и налоговый кредит при импорте товаров отражаются в одном и том же периоде и подтверждаются ГТД, оформленной в соответствии с требованиями законодательства

 

с изменением обменного курса гривни в течение такого отчетного периода

получения от нерезидентов независимо от наличия их оплаты (в том числе частичной или авансовой)

предшествовавшего дню, в который товар (товарная партия) впервые подпадает под режим таможенного контроля согласно таможенному законодательству (

абзац первый п. 4.3 Закона об НДС)

 

 

 

Поставка работ (услуг) нерезидентом с местом их предоставления на таможенной территории Украины**

Договорная (контрактная) стоимость таких работ (услуг) с учетом акцизного сбора, а также других налогов, сборов (обязательных платежей), за исключением налога на добавленную стоимость, которые включаются в цену поставки работ (услуг) согласно законам Украины по вопросам налогообложения. Определенная стоимость пересчитывается в украинские гривни по валютному (обменному) курсу Национального банка Украины, действовавшему на конец операционного дня, предшествующего дню, в котором был составлен акт, удостоверяющий факт получения услуг (

абзац второй п. 4.3 Закона об НДС)

20 % от базы налогообложения (

п.п. 6.1.1 Закона об НДС с учетом положений п. 6.5 данного Закона)

Дата оформления документа, подтверждающего факт выполнения работ (услуг) нерезидентом (

п.п. 7.3.6 Закона об НДС)

Дата уплаты НДС по налоговым обязательствам согласно

п.п. 7.3.6 Закона об НДС (п.п. 7.5.2 Закона об НДС). Под датой уплаты налога в бюджет главное налоговое ведомство понимает дату подачи декларации по НДС за период, в котором были отражены налоговые обязательства по импортированным работам (услугам), т. е. в которой заполнена строка 7 декларации (см. письмо ГНАУ от 17.10.2005 г. № 20667/7/16-1517-26 в газете «Налоги

 

 

 

 

 

 

и бухгалтерский учет», 2005, № 97). Такая дата, как правило, приходится на следующий период после того, в котором были отражены налоговые обязательства

Поставка работ (услуг) нерезидентом с местом их предоставления за пределами таможенной территории Украины

Нет объекта налогообложения

*Детально с порядком налогообложения операций по импорту товаров и основных фондов можно ознакомиться в статье «Расчеты в иностранной валюте по импортным операциям» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 86).

**Подробно порядок обложения НДС операций по поставке услуг изложен в статьях «Место поставки услуг, или Загадочный п. 6.5» и «Услуги в ВЭД: вопросы налогообложения» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 70).

 

Отдельно следует сказать о предприятиях, избравших кассовый метод налогового учета по НДС (напомним, в их число могут попасть лица, объем налогооблагаемых операций которых в течение последних двенадцати календарных месяцев не превысил 300 тыс. грн. без НДС). Такие налогоплательщики увеличивают свой налоговый кредит исключительно на дату оплаты товаров (работ, услуг), даже если первым событием была дата их оприходования (подписания акта выполненных работ).

Кстати, в аналогичном порядке покупателю (в том числе и абсолютно стандартному) придется действовать и в ситуации, когда кассовый метод налогового учета избран поставщиком товаров (работ, услуг). Ведь свои налоговые обязательства поставщик увеличит на дату поступления средств от покупателя, а значит, именно эта дата будет фигурировать в налоговой накладной, дающей право на отражение налогового кредита. Такое утверждение содержит

п. 1.11 Закона об НДС.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше