О выплате перерабатывающими предприятиями дотаций личным крестьянским хозяйствам наличными
Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 07.06.2007 г. № 5506/6/16-1515
ГНАУ в ответ на письмо ООО об отдельных вопросах обложения НДС сообщает.
Согласно п. 11.21 ст. 11 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» (далее — Закон об НДС) до 01.01.2008 г. сумма НДС, которая должна уплачиваться в бюджет перерабатывающими предприятиями всех форм собственности за реализованные ими молоко и молочную продукцию, мясо и мясопродукты, в полном объеме направляется исключительно для выплаты дотаций сельхозтоваропроизводителям за проданные ими перерабатывающим предприятиям молоко и мясо в живом весе.
Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет сельхозпредприятиями всех форм собственности за реализованные ими молоко, скот, птицу, шерсть, а также за молочную продукцию и мясопродукты, произведенные в собственных перерабатывающих цехах, полностью остается в распоряжении этих сельхозпредприятий и направляется на поддержку собственного производства животноводческой продукции и продукции птицеводства.
Порядок начисления, выплат и использования средств, направленных для выплаты дотаций сельхозтоваропроизводителям за поставленные ими перерабатывающим предприятиям молоко и мясо в живом весе, утвержден постановлением КМУ от 12.05.99 г. № 805 (далее — Порядок).
Согласно п. 4 Порядка перерабатывающие предприятия при приеме поставленных молока и мяса в живом весе выписывают приемочные квитанции сельхозпредприятиям по формам ПК-1 и ПК-3, а личным крестьянским хозяйствам — по формам ПК-2 и ПК-3а. В квитанциях, кроме веса и стоимости поставленной продукции по договорным ценам, отдельной строкой указываются суммы дотаций, причитающиеся сельхозтоваропроизводителю, исходя из общего объема закупленной продукции и размера дотаций согласно предварительному расчету перерабатывающих предприятий.
В соответствии с п. 5 Порядка оплата личным крестьянским хозяйствам стоимости поставленных ими перерабатывающему предприятию молока и мяса в живом весе и выплата дотаций осуществляются наличными непосредственно из кассы перерабатывающего предприятия или согласно договорам поручения.
При этом Порядком не ограничивается круг субъектов хозяйствования, при помощи которых разрешена выплата дотаций согласно договорам поручения.В соответствии с п. 3.4 Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине (далее — Положение), утвержденного постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637 и зарегистрированного в Минюсте Украины 13.01.2005 г. под № 40/10320, предприятия, занимающиеся закупкой товаров сельхозпродукции, проведение расчетов за которые не урегулировано законодательством Украины, могут осуществлять выдачу наличных сдатчикам такой сельхозпродукции по ведомостям, в которых указываются фамилии сдатчиков, их адреса, объемы сданной продукции и сумма выплаченных наличных, которые заверяются подписью сдатчика.
Таким образом, согласно приведенным нормам Закона, Порядка и Положения ООО
может осуществлять выплату дотаций сельхозтоваропроизводителям за поставленные ими мясо в живом весе наличными как непосредственно из кассы общества, так и согласно договорам поручения, заключенным с любыми субъектами хозяйствования, которые в установленном порядке предоставляют услуги по заготовке мяса в живом весе.Директор Департамента НДС А. Богдан
комментарий редакции
Выплачивать дотацию личным крестьянским хозяйствам за молоко и мясо в живом весе могут любые поверенные
В отношении установленного п. 5 Порядка № 805 порядка расчетов перерабатывающих предприятий с личными крестьянскими хозяйствами ГНАУ справедливо отмечает, что этим Порядком
не ограничивается круг субъектов хозяйствования, с помощью которых разрешена выплата дотаций согласно договорам поручения. В письме делается вывод, что перерабатывающее предприятие может осуществлять выплату дотаций сельхозтоваропроизводителям за поставленное ими мясо в живом весе наличными средствами как непосредственно из кассы перерабатывающего предприятия, так и согласно договорам поручения, оформленным с любыми субъектами хозяйствования, которые в установленном порядке предоставляют предприятию услуги по заготовке мяса в живом весе.Как видим, ГНАУ акцентирует внимание на двух моментах:
— на выплате в наличной форме
дотаций сельхозтоваропроизводителям за поставленное мясо в живом весе;— на
круге поверенных (именно так с юридической точки зрения называется такой заготовитель).В этой связи уместно напомнить правоотношения сторон договора поручения. По договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет второй стороны (доверителя) определенные юридические действия. Сделка, совершенная поверенным, создает, изменяет, прекращает гражданские права и обязанности доверителя (ст. 1000 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV).
Строго говоря, этот ответ ГНАУ не в полной мере соответствует нормам законодательства. По нашему мнению, необходимо уточнить следующее. Пунктом 5 Порядка № 805 установлен порядок расчета перерабатывающих предприятий
наличными средствами:—
во-первых, не со всеми сельскохозяйственными товаропроизводителями независимо от формы собственности и ведения хозяйствования, включая личные крестьянские хозяйства, которым п. 1 Порядка № 805 дано обобщенное название «сельскохозяйственные товаропроизводители», а лишь с личными крестьянскими хозяйствами. Расчеты с сельхозпредприятиями должны осуществляться в безналичной форме;—
во-вторых, не только по выплате дотаций, а и по оплате стоимости поставленной личными крестьянскими хозяйствами сельхозпродукции (молока и мяса в живом весе);—
в-третьих, не только мяса в живом весе (упомянутого ГНАУ в выводах письма), но и молока.Кроме этого, необходимо прояснить и сам предмет договора поручения таких заготовительных операций. Как мы понимаем, на практике перерабатывающее предприятие (доверитель) заключает с субъектом хозяйствования (поверенным)
договор поручения не на выплату дотаций, а на закупку для перерабатывающего предприятия в личных крестьянских хозяйствах молока и мяса в живом весе. Разумеется, что при этом доверитель по условиям договора поручает поверенному проведение и собственно расчетов по оплате указанной в приемочной квитанции стоимости поставленной продукции по договорным ценам и по выплате отмеченной в квитанции отдельной строкой суммы дотации по предварительному расчету.Акцентируем внимание на важном нюансе: заготовитель-поверенный должен
изначально совершать сделку от имени и за счет доверителя (перерабатывающего предприятия), а не от своего имени и не за счет собственных средств. В противном случае на полученное перерабатывающим предприятием молоко и мясо в живом весе от заготовителей, нарушивших эти условия, согласно абзацу третьему п. 1 Порядка № 805 механизм начисления и выплат дотаций распространяться не будет, поскольку такие действия заготовителя будут признаны посредническими операциями.Анатолий Бобро