Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

О выплате перерабатывающими предприятиями дотаций личным крестьянским хозяйствам наличными

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Октябрь, 2007/№ 79
В избранном В избранное
Печать
Письмо от 07.06.2007 г. № 5506/6/16-1515

О выплате перерабатывающими предприятиями дотаций личным крестьянским хозяйствам наличными

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 07.06.2007 г. № 5506/6/16-1515

 

ГНАУ в ответ на письмо ООО об отдельных вопросах обложения НДС сообщает.

Согласно п. 11.21 ст. 11 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» (далее — Закон об НДС) до 01.01.2008 г. сумма НДС, которая должна уплачиваться в бюджет перерабатывающими предприятиями всех форм собственности за реализованные ими молоко и молочную продукцию, мясо и мясопродукты, в полном объеме направляется исключительно для выплаты дотаций сельхозтоваропроизводителям за проданные ими перерабатывающим предприятиям молоко и мясо в живом весе.

Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет сельхозпредприятиями всех форм собственности за реализованные ими молоко, скот, птицу, шерсть, а также за молочную продукцию и мясопродукты, произведенные в собственных перерабатывающих цехах, полностью остается в распоряжении этих сельхозпредприятий и направляется на поддержку собственного производства животноводческой продукции и продукции птицеводства.

Порядок начисления, выплат и использования средств, направленных для выплаты дотаций сельхозтоваропроизводителям за поставленные ими перерабатывающим предприятиям молоко и мясо в живом весе, утвержден постановлением КМУ от 12.05.99 г. № 805 (далее — Порядок).

Согласно п. 4 Порядка перерабатывающие предприятия при приеме поставленных молока и мяса в живом весе выписывают приемочные квитанции сельхозпредприятиям по формам ПК-1 и ПК-3, а личным крестьянским хозяйствам — по формам ПК-2 и ПК-3а. В квитанциях, кроме веса и стоимости поставленной продукции по договорным ценам, отдельной строкой указываются суммы дотаций, причитающиеся сельхозтоваропроизводителю, исходя из общего объема закупленной продукции и размера дотаций согласно предварительному расчету перерабатывающих предприятий.

В соответствии с п. 5 Порядка оплата личным крестьянским хозяйствам стоимости поставленных ими перерабатывающему предприятию молока и мяса в живом весе и выплата дотаций осуществляются наличными непосредственно из кассы перерабатывающего предприятия или согласно договорам поручения.

При этом Порядком не ограничивается круг субъектов хозяйствования, при помощи которых разрешена выплата дотаций согласно договорам поручения.

В соответствии с п. 3.4 Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине (далее — Положение), утвержденного постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637 и зарегистрированного в Минюсте Украины 13.01.2005 г. под № 40/10320, предприятия, занимающиеся закупкой товаров сельхозпродукции, проведение расчетов за которые не урегулировано законодательством Украины, могут осуществлять выдачу наличных сдатчикам такой сельхозпродукции по ведомостям, в которых указываются фамилии сдатчиков, их адреса, объемы сданной продукции и сумма выплаченных наличных, которые заверяются подписью сдатчика.

Таким образом, согласно приведенным нормам Закона, Порядка и Положения ООО

может осуществлять выплату дотаций сельхозтоваропроизводителям за поставленные ими мясо в живом весе наличными как непосредственно из кассы общества, так и согласно договорам поручения, заключенным с любыми субъектами хозяйствования, которые в установленном порядке предоставляют услуги по заготовке мяса в живом весе.

Директор Департамента НДС А. Богдан



комментарий редакции

Выплачивать дотацию личным крестьянским хозяйствам за молоко и мясо в живом весе могут любые поверенные

В отношении установленного п. 5 Порядка № 805 порядка расчетов перерабатывающих предприятий с личными крестьянскими хозяйствами ГНАУ справедливо отмечает, что этим Порядком

не ограничивается круг субъектов хозяйствования, с помощью которых разрешена выплата дотаций согласно договорам поручения. В письме делается вывод, что перерабатывающее предприятие может осуществлять выплату дотаций сельхозтоваропроизводителям за поставленное ими мясо в живом весе наличными средствами как непосредственно из кассы перерабатывающего предприятия, так и согласно договорам поручения, оформленным с любыми субъектами хозяйствования, которые в установленном порядке предоставляют предприятию услуги по заготовке мяса в живом весе.

Как видим, ГНАУ акцентирует внимание на двух моментах:

— на выплате в наличной форме

дотаций сельхозтоваропроизводителям за поставленное мясо в живом весе;

— на

круге поверенных (именно так с юридической точки зрения называется такой заготовитель).

В этой связи уместно напомнить правоотношения сторон договора поручения. По договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет второй стороны (доверителя) определенные юридические действия. Сделка, совершенная поверенным, создает, изменяет, прекращает гражданские права и обязанности доверителя (ст. 1000 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV).

Строго говоря, этот ответ ГНАУ не в полной мере соответствует нормам законодательства. По нашему мнению, необходимо уточнить следующее. Пунктом 5 Порядка № 805 установлен порядок расчета перерабатывающих предприятий

наличными средствами:

во-первых, не со всеми сельскохозяйственными товаропроизводителями независимо от формы собственности и ведения хозяйствования, включая личные крестьянские хозяйства, которым п. 1 Порядка № 805 дано обобщенное название «сельскохозяйственные товаропроизводители», а лишь с личными крестьянскими хозяйствами. Расчеты с сельхозпредприятиями должны осуществляться в безналичной форме;

во-вторых, не только по выплате дотаций, а и по оплате стоимости поставленной личными крестьянскими хозяйствами сельхозпродукции (молока и мяса в живом весе);

в-третьих, не только мяса в живом весе (упомянутого ГНАУ в выводах письма), но и молока.

Кроме этого, необходимо прояснить и сам предмет договора поручения таких заготовительных операций. Как мы понимаем, на практике перерабатывающее предприятие (доверитель) заключает с субъектом хозяйствования (поверенным)

договор поручения не на выплату дотаций, а на закупку для перерабатывающего предприятия в личных крестьянских хозяйствах молока и мяса в живом весе. Разумеется, что при этом доверитель по условиям договора поручает поверенному проведение и собственно расчетов по оплате указанной в приемочной квитанции стоимости поставленной продукции по договорным ценам и по выплате отмеченной в квитанции отдельной строкой суммы дотации по предварительному расчету.

Акцентируем внимание на важном нюансе: заготовитель-поверенный должен

изначально совершать сделку от имени и за счет доверителя (перерабатывающего предприятия), а не от своего имени и не за счет собственных средств. В противном случае на полученное перерабатывающим предприятием молоко и мясо в живом весе от заготовителей, нарушивших эти условия, согласно абзацу третьему п. 1 Порядка № 805 механизм начисления и выплат дотаций распространяться не будет, поскольку такие действия заготовителя будут признаны посредническими операциями.

Анатолий Бобро

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно