Темы статей
Выбрать темы

Дотации на трудоустройство безработных

Редакция НиБУ
Статья

Дотации на трудоустройство безработных

 

С целью обеспечения государственной гарантии по реализации гражданами права на труд, а также защиты населения от безработицы действующим законодательством Украины предусмотрена возможность предоставления дотаций работодателям на создание дополнительных рабочих мест для безработных. В данной статье рассмотрим особенности порядка предоставления таких дотаций.

Екатерина СКРИПКИНА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

  

Документы статьи

Закон № 803

— Закон Украины «О занятости населения» от 01.03.91 г. № 803-ХII.

Закон об оплате труда

— Закон Украины «Об оплате труда» 24.03.95 г. № 108/95-ВР.

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон № 889

— Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV.

Закон № 1533

— Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» от 02.03.2000 г. № 1533-III.

Инструкция № 5

— Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Госкомстата от 13.01.2004 г. № 5.

Порядок № 1

— Порядок предоставления работодателю дотации на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных, утвержденный приказом Минтруда от 10.01.2001 г. № 1.

 

В соответствии с

ч. 2 ст. 7 Закона № 1533 одним из видов социальных услуг, предоставляемых Фондом общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы (далее — Фонд), является поиск подходящей работы и содействие в трудоустройстве, в том числе путем предоставления работодателю дотации на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных.

Возможность предоставления работодателю дотации из Фонда предусмотрена

ч. 1 ст. 30 Закона № 1533. Предоставление таких дотаций осуществляется в соответствии с Порядком № 1.

Отметим, что

под дотацией понимаются средства Фонда для покрытия расходов на заработную плату лиц, трудоустроенных по направлению государственной службы занятости, а также на социальные взносы, начисляемые на заработную плату, которые предоставляются работодателю, создающему дополнительные рабочие места для трудоустройства безработных. Поскольку согласно п. 10 ст. 1 Закона № 1533 работодателями являются собственник предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган, физическое лицо, которое использует наемный труд, дотация может предоставляться как юридическим лицам, так и физическим лицам — субъектам предпринимательской деятельности.

Однако не все работодатели имеют право на получение дотации из Фонда. Так,

дотации не могут быть предоставлены:

— работодателям, которые

не зарегистрированы плательщиками взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы;

— работодателям, которые

на дату обращения имеют задолженность по страховым взносам (за исключением задолженности по взносам, срок уплаты которых не наступил), начисленную пеню и финансовые санкции за нарушение норм Закона № 1533 и Закона № 803;

бюджетным и неприбыльным организациям.

Далее рассмотрим, при соблюдении каких требований может быть предоставлена дотация из Фонда на создание дополнительного рабочего места для трудоустройства безработного.

 

При выполнении каких условий может предоставляться дотация

Итак, Фонд предоставит работодателю дотацию на покрытие расходов на заработную плату работника и начисляемые на нее социальные взносы, если:

1) работник

трудоустраивается по направлению государственной службы занятости;

2)

в течение 6 месяцев, предшествующих моменту трудоустройства, у работодателя не было сокращения работников профессии (специальности), на которую принимается направленный службой занятости работник;

3)

срок, на который трудоустраивают работника, превышает 2 года;

4) до принятия на работу такой работник

состоял на учете в государственной службе занятости не менее 6 месяцев .

Определенные категории безработных

направляются в первую очередь на дотационные рабочие места. При этом срок, в течение которого нужно состоять на учете в службе занятости, для них сокращен до 1 месяца. К таким безработным относятся:

— женщины, имеющие детей в возрасте до 6 лет;

— одинокие матери, имеющие детей в возрасте до 14 лет или детей-инвалидов;

— молодежь, которая закончила или прекратила обучение в средних общеобразовательных школах, профессионально-технических и высших учебных заведениях разных уровней аккредитации, уволилась со срочной военной или альтернативной (невоенной) службы и которой предоставляется первое рабочее место;

— дети (сироты), оставшиеся без опеки родителей;

— лица, которым исполнилось 15 лет и которые по согласию одного из родителей или лица, их заменяющего, могут как исключение приниматься на работу;

— лица предпенсионного возраста, а именно: за два года до наступления права на пенсию (мужчины после достижения 58 лет, женщины — 53 лет);

— лица, освобожденные после отбытия наказания или принудительного лечения;

— лица, входящие в состав семьи, где двое и больше ее членов являются безработными. Членами семьи считаются муж, жена и не состоящие в браке дети, проживающие вместе с родителями.

Обращаем внимание, что

срок пребывания на учете в службе занятости лиц определяется со дня предоставления им статуса безработного. В случае если лицо обратилось в службу занятости повторно для перерегистрации в течение двух лет, срок пребывания определяется суммарно, т. е. учитывается время, в течение которого лицо пребывало на учете в службе занятости после первого обращения до момента его трудоустройства.

Существует еще одно условие, выполнение которого необходимо для получения дотации из Фонда, а именно: работодатель должен гарантировать, что

трудовой договор с работником, который принимается на работу по направлению центра занятости, не будет расторгнут в течение 2 лет по следующим причинам:

в связи с изменениями в организации производства и труда, в том числе реорганизацией или перепрофилированием предприятия, учреждения, организации, сокращением численности или штата (п. 1 ч. 1 ст. 40 КЗоТ);

по соглашению сторон (п. 1 ч. 1 ст. 36 КЗоТ).

 

Процедура предоставления дотации

Процедура предоставления дотации начинается с того, что центр занятости по месту регистрации работодателя в качестве плательщика взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы на основании информации о наличии свободных мест (вакантных должностей) (Отчет о наличии вакансий по форме 3-ПН) или письма работодателя о его предварительном согласии на трудоустройство безработного отправляет работодателю направление на трудоустройство с предоставлением дотации согласно приложению 1 к

Порядку № 1.

В течение

трех дней работодатель должен уведомить центр занятости о принятом решении относительно трудоустройства безработного.

В случае если работодатель согласен трудоустроить безработного по направлению службы занятости с условием получения дотации, он предоставляет справку об отсутствии сокращения численности (штата) работников по профессии (специальности), на которую трудоустраивается безработный на предприятие в течение последних 6 месяцев. Такая справка должна быть подтверждена центром занятости.

В течение 10 рабочих дней

комиссия, созданная по инициативе рабочего органа исполнительной дирекции Фонда, рассматривает вопрос о возможности предоставления работодателю дотации. В состав комиссии входят представители исполнительной дирекции Фонда, районных и городских государственных администраций, организаций работодателей и их объединений, а также представители профсоюзов (по их согласию).

При рассмотрении вопроса о возможности предоставления дотации учитываются сведения, предоставленные центром занятости:

1) о регистрации работодателя плательщиком взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы;

2) об отсутствии на дату обращения:

— задолженности по уплате страховых взносов в Фонд;

— начисленной пени;

— финансовых санкций за нарушение норм

Закона № 1533 и Закона № 803.

На основании указанных документов

комиссия рассматривает вопрос о предоставлении работодателю дотации. Заключение комиссии носит рекомендательный характер.

Непосредственно решение о предоставлении работодателю дотации принимается директором центра занятости с учетом заключения комиссии.

Директор центра занятости рассматривает вопрос о возможности предоставления дотации в течение 5 календарных дней после получения заключения комиссии.

Если директор принимает положительное решение, работодателю

в течение 5 календарных дней направляется проект договора между центром занятости и работодателем о трудоустройстве безработного с предоставлением дотации.

В соответствии с

абзацем двенадцатым п. 13 Порядка № 1 форма договора между работодателем и центром занятости должна быть утверждена правлением Фонда, но на сегодняшний день утвержденной типовой формы договора нет. Поэтому договор между центром занятости и работодателем составляется в произвольной форме.

 

В каких размерах и в течение какого срока предоставляется дотация

В соответствии с

п. 5 Порядка № 1 дотация на создание дополнительных рабочих мест может предоставляться только в пределах средств Фонда, предусмотренных бюджетом и сметами для данной цели. Следует отметить, что нормы данного пункта уже свидетельствуют о том, что размеры дотации ограничены.

Более конкретное ограничение содержится в

п. 7 Порядка № 1. Так, согласно указанному пункту дотация предоставляется в размере фактических расходов на заработную плату работников, принятых по направлению центра занятости, но не выше среднего уровня заработной платы по всем видам экономической деятельности в соответствующей области за месяц, за который начислена заработная плата. В случае если работник отработал неполный месяц, предел рассчитывается исходя из вышеуказанной величины за фактически отработанное время. Если сумма фактических расходов на заработную плату превышает установленный предел, то возмещается сумма, равная средней заработной плате по всем видам экономической деятельности в соответствующей области.

За счет средств Фонда работодателю возмещаются:

— фактические расходы на основную и дополнительную заработную плату, определенную согласно

ч. 1 и 2 ст. 2 Закона об оплате труда;

— сумма страховых взносов, начисленных на сумму заработной платы «дотационных» работников (страховые взносы, уплачиваемые работодателями).

Подробный перечень составляющих фонда основной и дополнительной заработной платы содержится в

Инструкции № 5, которая является единственным нормативным документом, разработанным в соответствии с Законом об оплате труда. В соответствии с абзацем четвертым п. 1.5 Инструкции № 5 фонд оплаты труда работников, принятых на постоянную работу по направлениям государственной службы занятости согласно договору с работодателем о предоставлении дотации на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных, учитывается на общих основаниях. Обращаем внимание, что другие поощрительные и компенсационные выплаты (п. 2.3 Инструкции № 5) в дотацию не входят, т. е., если работодатель поощрит работника (например, выплатит премию за выполнение особо важного задания или материальную помощь на оздоровление и т. п.), принятого на работу по направлению службы занятости, Фонд такие выплаты не возместит. Не включаются в дотацию и выплаты, не относящиеся к фонду оплаты труда (п. 3 Инструкции № 5), например, оплата первых пяти дней временной нетрудоспособности.

Обращаем внимание, что дотация предоставляется работодателю

ежемесячно, на протяжении года. Учитывая, что для получения дотации работодатель обязуется трудоустроить безработного на срок более двух лет, начиная со второго года работы трудоустроенного по направлению службы занятости работника, Фонд уже не будет компенсировать расходы на выплату ему заработной платы, т. е. эти расходы будет нести сам работодатель.

Основанием для предоставления дотации является

справка о начисленной и выплаченной заработной плате лицу, трудоустроенному по направлению центра занятости, и уплате страховых взносов. Сроки подачи такой справки указываются в договоре.

Отметим, что в случае

перевода работника на другое рабочее место на постоянную работу на этом же предприятии дотация продолжает предоставляться при выполнении следующих условий (п. 9 Порядка № 1):

1) на рабочем месте, на которое предоставлялась дотация, работник проработал более 6 месяцев;

2) перевод произошел по согласию работника;

3) на новом рабочем месте сохраняются гарантии занятости, предусмотренные условиями предоставления дотации.

Кроме того, в течение 5 рабочих дней работодатель должен уведомить центр занятости о переводе работника по его согласию на другое рабочее место.

Не прекращается выплата дотации также в случае назначения пенсии лицу, достигшему пенсионного возраста, или лицу, которому установлена инвалидность, при условии, что такое лицо продолжает работать.

 

Налоговый и бухгалтерский учет

Заработная плата работника, на которого предприятие получает дотацию, облагается в общем порядке, а именно: из суммы заработной платы удерживается налог с доходов физических лиц, а также на нее начисляются и из нее удерживаются все социальные взносы. В соответствии с

п. 6.1 Закона № 889 к заработной плате «дотационного» работника может применяться налоговая социальная льгота, если общая сумма заработной платы не превышает предельного размера дохода, определенного согласно п.п. 6.5.1 того же Закона (в 2007 году — 740 грн.)

Следует отметить, что заработная плата работника, трудоустроенного по направлению центра занятости, подлежит индексации в общем порядке согласно

Порядку проведения индексации денежных доходов населения, утвержденному постановлением КМУ от 17.07.2003 г. № 1078.

Расходы предприятия на заработную плату «дотационного» работника относятся на валовые расходы предприятия на основании

п.п. 5.6.1 Закона о налоге на прибыль.

Что касается взносов в фонды социального страхования, то их сумма также относится в состав валовых расходов предприятия согласно

п.п. 5.7.1 Закона о налоге на прибыль.

Сумма дотации, полученная предприятием из центра занятости на покрытие расходов на заработную плату лиц, трудоустроенных по направлению государственной службы занятости, и социальные взносы включаются в состав валовых доходов на основании

абзаца двенадцатого п.п. 4.1.6 Закона о налоге на прибыль. Такие же разъяснения предоставлены в письме ГНАУ от 17.09.2004 г. № 8217/6/15-1116.

Пример.

ООО «Гранд» по договору с центром занятости 3 сентября 2007 года приняло на работу инспектора отдела кадров с условием предоставления дотации. Заработная плата инспектора отдела кадров составляет 460 грн. Начисления в социальные фонды — 170,29 грн. (460 грн. х 37,02 %). Сумма дотации, предоставляемая Фондом, — 630,29 грн. (460 грн. + +170,29 грн.). К заработной плате работника применяется налоговая социальная льгота в размере
200 грн.

Бухгалтерский учет операций по получению и использованию дотации из центра занятости представим в таблице.

  


п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспондирующие счета

Сумма,
грн.

ВР

ВД

дебет

кредит

1

Начислена заработная плата инспектору отдела кадров

92

661

460,00

460,00

2

Начислены взносы в социальные фонды
(460 х (33,2 % + 1,5 % + 1,3 % + 1,02 %))

92

651,652,
653,656

170,29

170,29

3

Удержан взнос в Пенсионный фонд (460 х 0,5 %)

661

651

2,30

4

Удержан взнос в Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности
(460 х 0,5 %)

661

652

2,30

5

Удержан взнос в Фонд социального страхования на случай безработицы
(460 х 0,5 %)

661

653

2,30

6

Удержан налог с доходов физических лиц
(460 - 2,30 - 2,30 - 2,30 - 200) х 15 %

661

641/НДФЛ

37,97

7

Отражена задолженность центра занятости на сумму дотации

377

48

630,29

8

Отражены доходы на сумму дотации

48

718

630,29

9

Перечислены взносы в социальные фонды
(170,29 + 2,30 + 2,30 + 2,30)

651,652,
653,656

311

177,19

10

Перечислен налог с доходов физических лиц

641/НДФЛ

311

37,97

11

Выплачена заработная плата инспектору отдела кадров
(460 - 2,30 - 2,30 - 2,30 - 37,97)

661

301

415,13

12

Получена дотация из центра занятости

311

377

630,29

630,29

* Ставка взноса в Фонд

социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины принята условно.

 

Ответственность работодателя за нарушение порядка использования дотации

Согласно

п. 14 Порядка № 1 ответственность за нарушение условий и порядка предоставления дотации несет директор центра занятости.

Работодатель

, в свою очередь, несет ответственность за обеспечение гарантии занятости лиц, принятых на работу по направлению центра занятости, а также за достоверность данных, являющихся основанием для определения размера дотации, и использование дотации (п. 15 Порядка № 1).

Проверку данных, предоставленных работодателем, а также использование им сумм дотации осуществляет центр занятости ежеквартально.

В случае выявления недостоверности предоставленных работодателем данных с целью получения дотации, использования дотации с нарушением законодательства и препятствования проведению проверки центр занятости прекращает выплату дотации, а работодатель добровольно или по решению суда должен возместить Фонду нанесенный ущерб.

Если работодатель нарушает гарантии занятости работников, принятых на работу по направлению центра занятости с условием предоставления работодателю дотации, а именно: увольняет их до окончания двух лет со дня трудоустройства на основаниях, предусмотренных

п. 1 ч. 1 ст. 36 КЗоТ, п. 1 ч. 1 ст. 40 КЗоТ, ч. 3 ст. 38 КЗоТ, кроме того, что он должен возвратить сумму полученной дотации, такой работодатель лишается права на получение дотации в течение трех лет со дня получения последней суммы средств.

Споры, возникшие между работодателем и центром занятости, предоставляющим дотацию, решаются центром занятости высшего уровня или в судебном порядке.

Как уже отмечалось выше, для получения дотации работодатель должен гарантировать, что направленный центром занятости работник не будет уволен на протяжении двух лет по основаниям, указанным в

п. 1 ч. 1 ст. 40 КЗоТ и п. 1 ч. 1 ст. 36 КЗоТ. В случае если работодатель нарушает данное условие, а также в случае увольнения работника по причине невыполнения работодателем законодательства о труде, условий трудового или коллективного договора (ч. 3 ст. 38 КЗоТ), дотация, полученная из Фонда, должна быть возвращена в полном объеме с учетом индекса роста цен на потребительские товары за период с месяца начала получения дотации до месяца, предшествующего месяцу ее возврата.

Сумма, подлежащая возврату, рассчитывается путем умножения суммы полученной дотации на

произведение индексов роста цен на потребительские товары за указанный период, деленных на 100*. Причем расчет суммы индексации проводится отдельно за каждый месяц, в котором была получена дотация. Проиллюстрируем порядок расчета на конкретном примере.

* Ежемесячные индексы потребительских цен публикуются Госкомстатом.

Пример.

Со 2 апреля 2007 года на предприятие по направлению центра занятости трудоустроен работник с условием получения дотации на компенсацию расходов по заработной плате. Сумма заработной платы работника составляет 460 грн., сумма начисленных на нее социальных взносов — 170,29 грн. Общая сумма дотации — 630,29 грн. в месяц. Фактически дотация выплачивалась начиная с мая 2007 года. 3 сентября 2007 года работник уволен по соглашению сторон (п. 1 ч. 1 ст. 36 КЗоТ), в связи с чем в сентябре дотацию необходимо вернуть центру занятости. На дату увольнения работника дотация в виде компенсации расходов на заработную плату и социальные взносы за август 2007 года еще не получена.

Рассчитаем сумму, подлежащую возврату центру занятости (сумму дотации с учетом индексации), в таблице.

  

Месяц

Сумма полученной дотации,
грн.

Расчет произведения индексов роста цен на потребительские товары за период

Сумма дотации с учетом индексации

1

2

3

гр. 2 х гр. 3

Май

630,29

1,006 х 1,022 х 1,014 х 1,006

661,04

Июнь

630,29

1,022 х 1,014 х 1,006

657,09

Июль

630,29

1,014 х 1,006

642,95

Август

630,29

1,006

634,07

Итого

2521,16

Х

2595,15

 

Теперь рассмотрим, как отразится на налоговом учете возврат дотации центру занятости. Если работодатель по вышеприведенным причинам возвращает дотацию центру занятости, по нашему мнению, на сумму такой дотации нужно откорректировать валовые доходы предприятия. Это обусловлено тем, что при возврате суммы дотации получается, что расходы на выплату заработной платы работнику, направленному центром занятости, фактически понесены работодателем. При этом нужно иметь в виду, что сумма индексации дотации не может быть включена в состав валовых расходов предприятия согласно

п.п. 5.3.5 Закона о налоге на прибыль.

Однако позиция ГНАУ может быть не столь лояльной. Поэтому осторожным плательщикам, прежде чем корректировать валовые доходы на сумму возвращенной дотации, рекомендуем обратиться за разъяснениями в налоговый орган.

Обращаем внимание, что в случае увольнения работника по иным основаниям, нежели предусмотренные

в Порядке № 1 , например, в случае перевода работника с его согласия на другое предприятие (п. 5 ч. 1 ст. 36 КЗоТ), увольнения по собственному желанию (ч. 1 ст. 38 КЗоТ), дотацию возвращать не нужно.

В заключение остается отметить, что использование дотации из Фонда выгодно для работодателя. Ведь фактически предприятие получает «бесплатного» работника. Но при этом работодателю нужно не забывать о соблюдении всех правил использования дотации.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше