Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Выдача органами госпожарнадзора разрешения на начало работы предприятий и аренду помещений

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Октябрь, 2007/№ 79
В избранном В избранное
Печать
Статья

Выдача органами госпожарнадзора разрешения на начало работы предприятий и аренду помещений

 

Вступившие в силу изменения в инструкцию, регулирующую вопросы организации работы органов государственного пожарного надзора (далее — госпожарнадзор) по выдаче разрешения на начало работы предприятий и аренду помещений, в очередной раз повысили интерес к этой процедуре. Настоящая статья призвана напомнить всем нуждающимся в этом самом разрешении процедуру его получения с учетом внесенных в нее изменений, ведь, как известно, знание — это «страшная» сила.

 

Георгий Сфинцицки, юрист

 

Документы статьи

Закон № 3745

Закон Украины «О пожарной безопасности» от 17.12.93 г. № 3745-XII.

Порядок № 150

Порядок выдачи органами государственного пожарного надзора разрешения на начало работы предприятий и аренду помещений, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 14.02.2001 г. № 150.

Инструкция № 278

Инструкция по организации работы органов государственного пожарного надзора по вопросам выдачи разрешения на начало работы предприятий и аренду помещений, утвержденная приказом Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы от 11.05.2006 г. № 278.

Закон № 2806

Закон Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» от 06.09.2005 г. № 2806-IV.

ОНТП 24-86

ОНТП 24-86/МВД СССР (НАПБ Б.07.005-86) «Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности».

Инструкция № 59

Инструкция по организации работы органов государственного пожарного надзора, утвержденная приказом Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы (далее — МЧС Украины) от 06.02.2006 г. № 59.

КоАП

Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

 

Кто обязан получать разрешение на начало работы?

В соответствии с

ч. 8 ст. 10 Закона № 3745 вновь созданные предприятия, а также действующие предприятия при вводе в эксплуатацию новых и подвергшихся реконструкции объектов, при внедрении новых технологий, при передаче в производство образцов новых пожароопасных машин, механизмов, оборудования и продукции, а также вновь созданные и действующие предприятия при аренде каких-либо помещений обязаны получать разрешение органов госпожарнадзора на начало работы и аренду помещений (далее — разрешение на начало работы), которое выдается без взимания какой-либо платы.

Обязанность получить разрешение на начало работы не распространяется на случаи, когда ведение хозяйственной деятельности возможно по декларативному принципу или когда прием объекта в эксплуатацию осуществлен комиссией при участии органов госпожарнадзора.

В последнем случае

подпись государственного инспектора в акте государственной комиссии является согласием представляемого им органа госпожарнадзора на начало работы объекта со дня утверждения акта в установленном порядке
(п. 3.4.8.7 Инструкции № 59).

 

Начало работы по декларативному принципу

Декларативный принцип — это принцип, в соответствии с которым субъект хозяйствования приобретает право на осуществление хозяйственной деятельности без получения документа разрешительного характера путем сообщения соответствующему разрешительному органу о соответствии его материально-технической базы требованиям законодательства (

ст. 1 Закона № 2806), а возможность получения субъектом хозяйствования права осуществления хозяйственной деятельности по декларативному принципу определяется исключительно законами (абз. 1 ч. 1 ст. 4 Закона № 2806).

В частности,

при аренде помещений или их использовании на условиях иных гражданско-правовых договоров от арендатора (пользователя) не требуется получения разрешения на их использование при условии сохранения вида деятельности и состояния этих помещений, однако это правило не распространяется на потенциально опасные объекты (абз. 1 ч. 5 ст. 4 Закона № 2806).

Вновь созданные предприятия

(в том числе и расположенные в арендованных помещениях) могут начинать свою деятельность по декларативному принципу при условии, что они не меняют вида деятельности (функционального назначения) объектов и помещений (кроме потенциально опасных объектов) и не относятся к категории взрывопожароопасных и (или) объектов с массовым пребыванием людей, а также не размещаются на территории или внутри таких объектов, при этом должно соблюдаться еще одно правило — вновь созданные предприятия не должны изменять состояние помещений, в которых они располагаются, и не проводить их планировку (ч. 9 ст. 10 Закона № 3745, абз. 1
п. 111 Порядка № 150, абз. 9 п. 3.1 Инструкции № 278
).

Вновь созданные предприятия,

относящиеся к категории пожароопасных объектов, также могут начинать свою деятельность по декларативному принципу, но только при условии заключения договоров добровольного страхования ответственности перед третьими лицами по возмещению возможного ущерба и только в течение срока их действия (ч. 9 ст. 10 Закона № 3745, абз. 2 п. 111 Порядка № 150, абз. 11 п. 3.1 Инструкции № 278).

Как видим, возможность начать свою деятельность по декларативному принципу, не проходя процедуру получения от органов госпожарнадзора разрешения на начало работы, зависит от того, не относится ли предприятие (объект, помещение) к категории, принадлежность к которой не дает такого права, а для этого нужно как минимум знать, что они собой представляют.

Итак,

определение потенциально опасного объекта можно найти в п. 2 Положения о паспортизации потенциально опасных объектов (в редакции приказа МЧС Украины от 16.08.2005 г. № 140), в соответствии с которым потенциально опасный объект — это объект, на котором могут использоваться или изготовляться, перерабатываться, храниться или транспортироваться опасные вещества, биологические препараты, а также другие объекты, которые при определенных обстоятельствах могут создать реальную угрозу возникновения аварии (авария — опасное событие техногенного характера, повлекшее гибель людей или создающее на объекте или отдельной территории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса или наносящее вред окружающей среде).

Определения взрывопожароопасных, пожароопасных и объектов с массовым пребыванием людей даны в

п. 11 Порядка № 150
:

взрывопожароопасный объект

— это объект с наличием помещений производственного, складского или иного назначения, который по степени взрывопожарной опасности отнесен к категории «А» и «Б» в соответствии с ОНТП 24-86;

пожароопасный объект

— это объект с помещениями производственного, складского или иного назначения, который по степени взрывопожарной опасности отнесен к категории «В» в соответствии с ОНТП 24-86;

объекты с массовым пребыванием людей

— здания детских дошкольных, учебных, культурно-зрелищных и культовых заведений, заведений досуга, лечебно-профилактических заведений со стационарными отделениями, заведений отдыха и туризма, домов-интернатов общего и специального типа, гостиниц, санаториев и крытые спортивные сооружения, рынки, а также другие аналогичные по назначению объекты с постоянным или временным пребыванием у них от 50 и более человек.

Хотя

ОНТП 24-86 является документом бывшего СССР, однако он действует на сегодняшний день и им следует руководствоваться при определении категорий объектов с помещениями по взрывопожарной и пожарной опасности. Это прямо предусмотрено п. 11 Порядка № 150 , а также подтверждается в письме Государственного департамента пожарной безопасности МЧС Украины от 20.06.2006 г. № 32/1/2299.

Следует учесть, что

Инструкция № 278 (абз. 8 п. 3.1) предусматривает заключение договоров добровольного страхования ответственности перед третьими лицами по возмещению возможного ущерба во всех случаях начала деятельности по декларативному принципу, однако это положение противоречит Порядку № 150 и Закону № 3745, поэтому оно нуждается в уточнении с привязкой к категории пожароопасных объектов. Косвенно это подтверждается тем, что отсутствие такого договора не является основанием для отказа в регистрации декларации, если объект не относится к категории пожароопасных (абз. 18 п. 3.2 Инструкции № 278).

Таким образом, предоставление договора добровольного страхования ответственности перед третьими лицами по возмещению возможного ущерба является обязательным условием только для объектов, отнесенных к категории пожароопасных.

Вновь созданные предприятия, имеющие право начать свою деятельность по декларативному принципу, не позднее чем за 10 дней до начала хозяйственной деятельности должны направить органу госпожарнадзора декларацию соответствия объекта (объектов) требованиям законодательства по вопросам пожарной безопасности

установленной формы (приложение 3 к Порядку № 150), которая регистрируется органом госпожарнадзора в специальном журнале (п. 111 Порядка № 150) по месту расположения объекта или объектов (абз. 12 п. 3.1 Инструкции № 278).

В регистрации декларации может быть отказано в случае отсутствия договора страхования гражданской ответственности перед третьими лицами по возмещению возможного ущерба

(для объектов, отнесенных к категории пожароопасных), изменения функционального назначения или перепланировки объектов и помещений, несоответствия указанной в декларации информации или когда объект относится к категории взрывопожароопасных или является объектом с массовым пребыванием людей (абз. 18 п. 3.2 Инструкции № 278).

После регистрации декларации соответствующие сведения заносятся в Журнал учета объектов (

приложение 1 к п. 3.2.3 Инструкции № 59) и соответствующий план проверок, а также заводится надзорное дело, которое должно соответствовать требованиям, установленным приложением 4 к п. 3.3.20 Инструкции № 59. В дальнейшем проверка объекта проводится органами госпожарнадзора в сроки, установленные действующим законодательством и нормативно-правовыми актами МЧС Украины.

 

Получение разрешения на начало работы

Если предприятие не вправе или не желает начинать свою деятельность по декларативному принципу, ему нужно получать разрешение на начало работы в общем порядке. Что он собой представляет?

Для получения разрешения на начало работы собственник (арендатор) должен подать органу госпожарнадзора пакет документов

, состоящий из заявления установленной формы (приложение 1 к Порядку № 150), материалов оценки (экспертизы) противопожарного состояния предприятия (объекта, помещения) и заверенной в установленном порядке копии свидетельства о собственности (копию договора аренды).

Орган госпожарнадзора регистрирует полученные документы в Журнале регистрации и учета документов о выдаче разрешения на начало работы предприятий и аренде помещений и регистрации деклараций субъектов хозяйствования (

приложение 2 к п. 3.2 Инструкции № 278).

Оценка (экспертиза) противопожарного состояния предприятия может проводиться органом госпожарнадзора или другим юридическим (физическим) лицом, имеющим лицензию на ее проведение, при этом срок ее проведения и порядок оплаты устанавливаются в заключаемом сторонами договоре.

Основанием для выдачи разрешения на начало работы является заключение, которое оформляется по результатам оценки (экспертизы) противопожарного состояния предприятия (объекта, помещения)

, при этом если эта оценка (экспертиза) осуществлялась органами госпожарнадзора, то она приравнивается к плановой проверке.

В течение пяти рабочих дней со дня подачи заявителем пакета документов орган госпожарнадзора принимает решение о выдаче разрешения на начало работы или об отказе в его выдаче

в случае наличия нарушений правил пожарной безопасности, которые могут привести к возникновению пожара либо созданию препятствий при гашении пожара и эвакуации людей (ч. 11 ст. 10 Закона № 3745).

При наличии иных нарушений правил пожарной безопасности разрешение на начало работы может быть выдано при условии представления субъектом хозяйственной деятельности

договора страхования гражданской ответственности перед третьими лицами по возмещению возможного ущерба на период до устранения нарушений правил пожарной безопасности и плана мероприятий по устранению этих нарушений с конкретными сроками выполнения (п. 6 Порядка № 150).

После выдачи разрешения на начало работы соответствующие сведения заносятся в Журнал учета объектов (

приложение 1 к п. 3.2.3 Инструкции № 59) и соответствующий план проверок, а также заводится надзорное дело, которое должно соответствовать требованиям, установленным приложением 4 к п. 3.3.20 Инструкции № 59.

Решение об отказе в выдаче разрешения на начало работы может быть обжаловано вышестоящему органу госпожарнадзора (должностному лицу) либо в суд

(п. 7 Порядка № 150).

 

Аннулирование разрешения на начало работы

При обнаружении во время проверки фактов предоставления в заявлении и приложенных к нему документах недостоверной информации работниками органа госпожарнадзора составляется

Акт об установлении факта предоставления в заявлении и документах, прилагаемых к нему, недостоверной информации (Приложение 3 к п. 4 Инструкции № 278), копия которого вручается руководителю (собственнику) или уполномоченному лицу субъекта хозяйствования. При отказе руководителя (собственника) или уполномоченного лица субъекта хозяйствования от подписания или получения копии акта на нем делается соответствующая отметка, но в любом случае акт служит основанием для принятия решения об аннулировании разрешения на начало работы.

Выявление при проверке

противопожарного состояния объекта фактов нарушения правил пожарной безопасности , которые могут привести к возникновению пожара (либо созданию препятствий при гашении пожара и эвакуации людей), также является основанием для принятия решения об аннулировании разрешения на начало работы (п. 131 Порядка № 150).

Ранее выданное

разрешение на начало работы аннулируется путем вынесения руководителем соответствующего или вышестоящего органа госпожарнадзора постановления установленной приложением № 4 к Порядку № 150 формы, которое может быть обжаловано вышестоящему органу пожарного надзора либо в суд в пятидневный срок со дня его вручения.

Аннулирование разрешения на начало работы органом госпожарнадзора не лишает субъекта хозяйствования права после устранения обнаруженных нарушений снова подать документы на его получение (

ч. 8 п. 4 Инструкции № 278).

 

Ответственность субъектов хозяйствования

При обнаружении работниками органа госпожарнадзора во время проведения плановых проверок фактов предоставления субъектами хозяйствования

, зарегистрированными по декларативному принципу, в заявлении и приложенных к нему документах недостоверной информации относительно соответствия материально-технической базы требованиям законодательства по вопросам пожарной безопасности или фактов осуществления хозяйственной деятельности без разрешения на начало работы субъектами хозяйствования, обязанными его получать, должностные лица, виновные в допущении этих нарушений, привлекаются к административной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

В частности,

за предоставление органам госпожарнадзора недостоверной информации относительно соответствия материально-технической базы требованиям законодательства по вопросам пожарной безопасности должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере от 40 до 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 680 до 1700 грн.) на основании ч. 3 ст. 164 КоАП.

За осуществление хозяйственной деятельности без разрешения на начало работы

должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере от 20 до 40 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 340 до 680 грн.) с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой на основании ч. 1 ст. 164 КоАП, а при повторном совершении этого нарушения должностным лицом, которое в течение года уже привлекалось к административной ответственности за это же нарушение, оно может быть привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере от 30 до 60 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 510 до 1020 грн.) с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой (ч. 2 ст. 164 КоАП).
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно