Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Правовые основания для выдачи разрешения на размещение объектов торговли отсутствуют

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Октябрь, 2007/№ 80
В избранном В избранное
Печать
Письмо от 14.08.2007 г. № 6048

Правовые основания для выдачи разрешения на размещение объектов торговли отсутствуют

Письмо Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства от 14.08.2007 г. № 6048

 

Вопрос о разрешении на размещение объекта торговли неоднократно был предметом рассмотрения министерств и других центральных органов исполнительной власти. Госпредпринимательства Украины неоднократно предоставлялись разъяснения органам государственной власти относительно затронутого вопроса, а также размещена соответствующая информация на собственном официальном сайте (www.dkrp.gov.ua), которая сводится к следующему.

 

О разрешении на размещение объекта торговли

В предыдущие годы, со ссылкой на нормы налогового законодательства (в частности, Закона Украины «О системе налогообложения» и Декрета Кабинета Министров Украины от 20.05.93 г. № 56-93 «О местных налогах и сборах»), местными органами власти введена выдача разрешения на размещение объекта торговли.

Статья 15 Закона Украины «О системе налогообложения» содержит перечень местных сборов (обязательных платежей), к которым относится сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли.

Согласно статье 17 Декрета Кабинета Министров Украины от 20.05.93 г. № 56-93 «О местных налогах и сборах»

сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли — это плата за оформление и выдачу разрешений на торговлю в специально отведенных для этого местах.

Со вступлением в силу 05.10.2006 г. части первой статьи 4 Закона Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» правовых оснований на оформление и выдачу разрешений на размещение объекта торговли нет

, поскольку в соответствии с положениями этой части Закона исключительно законами, регулирующими отношения, связанные с получением документов разрешительного характера, устанавливаются: необходимость получения документа разрешительного характера; разрешительный орган, уполномоченный выдавать документ разрешительного характера; платность или бесплатность выдачи документа разрешительного характера; срок принятия решения о выдаче или отказе в выдаче документа разрешительного характера; исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче и аннулирования документа разрешительного характера; возможность приобретения субъектом хозяйствования права на осуществление определенных действий относительно осуществления хозяйственной деятельности по декларативному принципу.

В то же время в 2005 году был принят Закон Украины «О благоустройстве населенных пунктов» (далее — Закон о благоустройстве), согласно которому сельским, поселковым и городским советам были предоставлены полномочия по предоставлению разрешения на размещение на территории объектов благоустройства зданий и сооружений социально-культурного, бытового, торгового и другого назначения и введен запрет на самовольное установление на объектах благоустройства торговых лотков, павильонов, киосков и др.

В соответствии со статьей 13 Закона о благоустройстве объектами благоустройства, в частности, определены: территории общего пользования (улицы, парки, пляжи и др.); придомовые территории; территории зданий и сооружений инженерной защиты территорий; территории предприятий, учреждений, организаций и закрепленные за ними территории на условиях договора.

Однако требования части первой статьи 4 Закона Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» по поводу отношений, связанных с получением документов разрешительного характера, Законом о благоустройстве не предусмотрены.

То есть

на сегодня сложилась ситуация, когда согласно налоговому законодательству существует сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли, но отсутствуют правовые основания для выдачи таких разрешений, хотя по Закону Украины «О благоустройстве населенных пунктов» органы местного самоуправления имеют полномочия на предоставление разрешения на размещение зданий и сооружений социально-культурного, бытового, торгового и другого назначения.

В соответствии с абзацем двадцать четвертым части первой статьи 26 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» к исключительной компетенции сельских, поселковых, городских советов относится решение ими исключительно на пленарных заседаниях, в частности, вопросов установления местных налогов и сборов и размеров их ставок в пределах, установленных законом.

Однако в настоящее время, учитывая положение части первой статьи 4 Закона Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности», отсутствует объект взимания указанного сбора (разрешение на размещение объектов торговли).

Вместе с тем средства, полученные от уплаты сбора за выдачу разрешения на размещение объекта торговли, ежегодно предусматривались местной властью в доходной части местных бюджетов.

В связи с этим Госпредпринимательства Украины обращался в ГНА относительно определения целесообразности и возможности взимания вышеуказанного сбора и, в частности, относительно внесения изменений в законодательные акты, в том числе в Закон Украины «О системе налогообложения» и Декрет Кабинета Министров Украины от 20.05.93 г. № 56-93 «О местных налогах и сборах».

ГНА разделяет позицию Госпредпринимательства Украины относительно необходимости законодательного решения вопроса взимания указанного сбора.

 

Относительно ответственности субъектов хозяйствования за работу без разрешения на размещение объекта торговли

Госпредпринимательства Украины указывает, что разрешительным органам необходимо учитывать положение части четвертой статьи 10 Закона Украины «О

разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности», в соответствии с которой при применении разрешительным органом нормативно-правовых актов, принятых с нарушением требований части первой статьи 4 Закона Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности», субъект хозяйствования, законные права которого были нарушены в связи с принятием и применением таких нормативно-правовых актов, имеет право обратиться в суд с иском о защите (восстановлении) своих прав и возмещении причиненного вреда.

Так, могут быть признаны неправомерными действия разрешительных и контролирующих органов (их должностных лиц), связанные с применением статьи 164 Кодекса Украины об административных правонарушениях в части привлечения к административной ответственности за осуществление хозяйственной деятельности без получения разрешения, другого документа разрешительного характера, если его получение предусмотрено законом.

Заместитель председателя С. Иголкин

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно