Что такое разовая и долговременная реклама?
Каким образом следует различать одноразовую рекламу и рекламу, размещенную на длительное время, от которых зависит выбор конкретной ставки налога с рекламы?
(г. Днепродзержинск)
В соответствии со
ст. 11 Декрета № 56-93 ставка налога с рекламы различается в зависимости от того, разовой или долговременной является размещаемая реклама. Так, предельный размер налога с рекламы не должен превышать 0,1 % стоимости услуг за размещение одноразовой рекламы и 0,5 % за размещение рекламы на длительное время. Конкретные же ставки налога с рекламы следует искать в соответствующих положениях местных органов самоуправления с учетом того, что согласно ст. 18 Декрета № 56-93 эти органы имеют право самостоятельно устанавливать и определять порядок уплаты местных налогов и сборов в рамках, установленных этим Декретом предельных размеров ставок.К сожалению, ни в одном общегосударственном нормативном документе не определено, что понимается под одноразовой рекламой. Не известно также, что подразумевается в
Декрете № 56-93 под «размещением рекламы на длительное время». На наш взгляд, при решении указанной проблемы необходимо исходить из:1) содержания документов, регулирующих порядок исчисления и уплаты налога с рекламы, которые приняты местными органами власти;
2) условий договора на установку и размещение рекламы;
3) того, каким образом и на каком носителе размещена реклама заказчика.
Проанализируем по очереди каждый из вышеперечисленных факторов, влияющих на отнесение той или иной рекламы к одноразовой либо долговременной.
Анализ нескольких нормативных документов, принятых на местном уровне, показывает, что критерии классификации рекламы в каждом из них свои и в некотором смысле даже неожиданны. Так, в действующем Положении о порядке исчисления и уплаты налога на рекламу в
г. Харькове указывается, что ставка 0,5 % от стоимости услуг за изготовление и размещение рекламы на длительное время применяется, если речь идет о сроке больше чем один день или о неодноразовой рекламе . Понятие же одноразовой рекламы вообще не расшифровывается.Для налогоплательщиков
г. Запорожья ситуация складывается несколько по-иному. Ставка 0,1 % применяется при взимании налога со стоимости услуг за размещение рекламы на срок до 6 месяцев и одноразовой рекламы в средствах массовой информации, что по сути приравнивает к одноразовой рекламе любую рекламу, размещенную менее чем на полугодичный срок. Долговременной же считается реклама, размещенная на срок от 6 месяцев до одного года и на протяжении одного календарного месяца в средствах массовой информации. При ее налогообложении применяется ставка 0,5 % стоимости рекламных услуг. В случае же когда реклама размещается на срок более одного года, налог с рекламы уплачивается за каждый год отдельно в установленном порядке, как при размещении предыдущей рекламы.Неопределенней всего выглядит ситуация с одноразовой и долговременной рекламой в г. Киеве, поскольку
Положение № 360/520 никаких указаний по их толкованию не содержит. А это значит, что плательщикам, поставленным местными органами власти в такое положение, следует ориентироваться на второй критерий — условия договора на установку и размещение рекламы.Например, если по условиям договора предусматривается одна публикация рекламы в печатных средствах массовой информации либо одна трансляция рекламного ролика по радио или телевидению, речь, безусловно, идет об одноразовой рекламе. Одноразовой рекламой является также ее распространение путем раздачи листовок в ходе какого-нибудь праздничного рекламного мероприятия (открытие магазина; презентация по случаю выхода на рынок новой торговой марки и т. п.).
В то же время, при условии публикации одного и того же рекламного объявления (трансляции ролика, раздачи листовок) в течение определенного периода времени (или несколько раз) такая реклама должна признаваться долговременной.
И наконец, руководствуясь третьим критерием, можно утверждать, что при установке рекламных щитов, призматронов и прочих технических средств, функционально предназначенных для размещения рекламы, а также ее размещении на транспортных средствах и на Интернет-сайтах, такая реклама по понятным причинам должна рассматриваться как долговременная. Исходить здесь следует из достаточной длительности существования самого носителя рекламы (щита, транспортного средства, сайта и т. п.) и многократной возможности ознакомления с этой рекламой.
Таким образом, только из анализа конкретной ситуации в привязке к конкретному решению органа местного самоуправления можно установить, относятся оказываемые рекламные услуги к одноразовой или долговременной рекламе. И уже в зависимости от ответа на этот вопрос можно определиться со
ставкой налога с рекламы (0,1 или 0,5 %), которая должна применяться в данном случае.Игорь Хмелевский, экономист-аналитик