Уплата налога с рекламы как разницы между «налоговыми обязательствами» и «налоговым кредитом»
Может ли рекламное агентство перечислять в бюджет только разницу между суммой налога с рекламы, полученной от заказчика, и суммой этого налога, уплаченной третьим лицам (подрядчикам), являющимся фактическими исполнителями услуг по размещению или установке рекламы?
(г. Чернигов)
В соответствии со
ст. 11 Декрета № 56-93 объектом налога с рекламы является стоимость услуг по установке и размещению рекламы. Плательщиками указанного налога являются юридические лица и граждане.Налог с рекламы уплачивается со всех видов объявлений и сообщений, передающих информацию в коммерческих целях с помощью средств массовой информации, прессы, телевидения, афиш, плакатов, рекламных щитов, других технических средств, имущества и одежды; на улицах, магистралях, площадях, домах, транспорте и в других местах.
Предельный размер налога с рекламы не должен превышать 0,1 % стоимости услуг за размещение разовой рекламы и 0,5 % — за размещение рекламы на длительное время.
Декретом № 56-93
уплата налога с рекламы привязана к оплате услуг по установке и размещению рекламы, хотя следует иметь в виду, что некоторыми местными советами приняты соответствующие положения, обязывающие уплачивать этот налог по факту оказания услуг по установке и размещению рекламы, даже если эти услуги не были оплачены. В любом случае, кроме стоимости рекламных услуг, оплаченных рекламодателем рекламному агентству или оказанных рекламным агентством без предварительной оплаты рекламодателем, дополнительно уплачивается налог с рекламы, который рекламное агентство обязано аккумулировать и в установленные сроки (ежемесячно или ежеквартально) перечислять в местный бюджет.Рекламные агентства, в свою очередь, выполняя заказы на размещение рекламы, часть средств, полученных от рекламодателей, перечисляют своим субподрядчикам, которые непосредственно осуществляют установку и размещение рекламы.
При этом
действующее законодательство не содержит положений, которые бы позволяли рекламным агентствам, действующим на рынке рекламных услуг, перечислять в бюджет только разницу между суммой налога с рекламы, полученной от заказчиков, и суммой этого налога, уплаченной третьим лицам (подрядчикам).Вместе с тем обложение налогом с рекламы одного и того же объекта (стоимости услуг по установке и размещению рекламы) и у рекламного агентства, и у подрядчика противоречило бы общим принципам построения системы налогообложения, а именно: недопущения двойного налогообложения.
Как выход из сложившейся ситуации ГНАУ в г. Киеве в своем
письме от 18.09.97 г. № 18-01/3/6492 предложила перечислять налог с рекламы в местный бюджет сальдовым методом, т. е. исходя из стоимости собственных услуг, предоставленных рекламным агентством (другим посредником). В то же время, по мнению налоговиков, такой порядок уплаты налога с рекламы действителен только при наличии у налогоплательщика первичных документов (с соответствующими записями в них), которые бы свидетельствовали о перечислении рекламным агентством налога с рекламы конечному распространителю из расчета выполняемых им объемов работ (услуг) по рекламированию рекламодателя. В противном случае рекламное агентство обязано перечислять налог с рекламы в бюджет в полном объеме.Судя по всему, ГНАУ также не возражает против применения такого порядка уплаты налога с рекламы, о чем свидетельствует консультация ее ведущего специалиста аналогичного содержания (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 91, рубрика «Мнение специалистов официальных органов») и
письмо ГНАУ от 24.09.2002 г. № 6303/6/15-3416 (см. с. 42).Покажем на числовом примере, как работает описанный выше метод при уплате налога с рекламы.
Пример 1.
Предприятие заказало рекламному агентству разместить в печатном издании рекламный материал. Стоимость услуг рекламного агентства:— по размещению рекламного материала — 36,15 грн., в том числе НДС — 6 грн., налог с рекламы — 0,15 грн.
Издательство, которое разместило рекламный материал в газете, выставило счет рекламному агентству на сумму 241 грн., в том числе НДС — 40 грн., налог с рекламы — 1 грн.
Обязательства по налогу с рекламы начисляются при получении оплаты.
№ | Содержание операции | Бухгалтерский учет | Сумма, | Налоговый учет | ||
дебет | кредит | ВД | ВР | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
У издательства | ||||||
1 | Отражена реализация услуг | 361 | 703 | 241 | 201 | — |
2 | Начислены налоговые обязательства по НДС | 703 | 641/НДС | 40 | — | — |
3 | Отражена подлежащая уплате рекламным агентством сумма налога с рекламы в составе стоимости предоставленных рекламных услуг | 703 | 645* | 1 | — | — |
* Для удобства ведения аналитического учета сумм налога с рекламы в разрезе контрагентов предприятие на свое усмотрение может открыть новый субсчет 645 «Обязательства по налогу с рекламы». | ||||||
4 | Получена оплата от рекламного агентства | 311 | 361 | 241 | — | — |
5 | Отражена сумма налоговых обязательств по налогу с рекламы при получении оплаты за предоставленные рекламные услуги | 645 | 641/НР | 1 | — | 1 |
6 | Перечислен налог с рекламы в бюджет | 641/НР | 311 | 1 | — | — |
У рекламного агентства | ||||||
1 | Отражены услуги издательства | 23 | 631 | 200 | — | 200 |
2 | Отражено право на налоговый кредит | 641/НДС | 631 | 40 | — | — |
3 | Отражена сумма налога с рекламы* | 641/НР | 631 | 1 | — | 1 |
* Такая запись рекламным агентством делается только при размещении чужой рекламы посредством третьих лиц. Сумма налога с рекламы со стоимости размещения собственной рекламы не выделяется отдельно, а отражается в составе стоимости таких услуг записью Дт 93 — Кт 631, 685 и включается в валовые расходы. | ||||||
4 | Отражена реализация услуг по размещению рекламы (241 грн. + 36,15 грн.) | 361 | 703 | 277,15 | 231,15 | — |
5 | Начислены налоговые обязательства по НДС | 703 | 641/НДС | 46 | — | — |
6 | Отражена подлежащая уплате рекламным агентством сумма налога с рекламы в составе стоимости предоставленных рекламных услуг | 703 | 645 | 1,15 | — | — |
7 | Получена оплата от заказчика | 311 | 361 | 277,15 | — | — |
8 | Отражена сумма налоговых обязательств по налогу с рекламы при получении оплаты за предоставленные рекламные услуги | 645 | 641/НР | 1,15 | — | 0,15 |
9 | Перечислен налог с рекламы в бюджет | 641/НР | 311 | 0,15 | — | — |
10 | Сформирован финансовый результат: — списана сумма доходов |
703 |
791 |
231,15 | — | — |
У заказчика | ||||||
1 | Отражены расходы по изготовлению и размещению рекламы | 93 | 685 | 231,15 | — | 231,15 |
2 | Сумма НДС включена в состав налогового кредита | 641/НДС | 685 | 46 | — | — |
Таким образом, из общего объема налога с рекламы 1,15 грн. (230 х 0,5 %), исчисленного со всей стоимости предоставленных заказчику рекламных услуг без учета НДС, основную часть уплатило издательство (0,5 % со стоимости своих услуг без НДС, что составляет 200 х 0,5 % = 1 грн.). Рекламному же агентству пришлось уплатить лишь разницу в сумме 0,15 грн. (30 х 0,5 %) между суммой налога 1,15 грн., полученного от заказчика, и суммой этого налога 1 грн., перечисленной издательству.
В завершение считаем своим долгом еще раз подчеркнуть, что уплата налога с рекламы вышеуказанным способом не основывается на требованиях
Декрета № 56-93 и, следовательно, может стать предметом споров между налогоплательщиком и налоговыми органами. Для рекламных агентств, для которых применение сальдового способа позволяет значительно сократить суммы налога с рекламы, уплачиваемые в бюджет, выходом из сложившейся ситуации было бы получение благоприятного разъяснения из местной ГНИ. Ведь, как известно, не может быть привлечен к ответственности плательщик налогов, действовавший в соответствии с предоставленным ему налоговым разъяснением при отсутствии налоговых разъяснений по этому вопросу, имеющих высший приоритет (абз. «д» п.п. 4.4.2 Закона № 2181).Игорь Хмелевский, экономист-аналитик