Темы статей
Выбрать темы

Уплата налога с рекламы как разницы между «налоговыми обязательствами» и «налоговым кредитом»

Редакция НиБУ
Ответы на вопросы

Уплата налога с рекламы как разницы между «налоговыми обязательствами» и «налоговым кредитом»

 

Может ли рекламное агентство перечислять в бюджет только разницу между суммой налога с рекламы, полученной от заказчика, и суммой этого налога, уплаченной третьим лицам (подрядчикам), являющимся фактическими исполнителями услуг по размещению или установке рекламы?

(г. Чернигов)

 

В соответствии со

ст. 11 Декрета № 56-93 объектом налога с рекламы является стоимость услуг по установке и размещению рекламы. Плательщиками указанного налога являются юридические лица и граждане.

Налог с рекламы уплачивается со всех видов объявлений и сообщений, передающих информацию в коммерческих целях с помощью средств массовой информации, прессы, телевидения, афиш, плакатов, рекламных щитов, других технических средств, имущества и одежды; на улицах, магистралях, площадях, домах, транспорте и в других местах.

Предельный размер налога с рекламы не должен превышать 0,1 % стоимости услуг за размещение разовой рекламы и 0,5 % — за размещение рекламы на длительное время.

Декретом № 56-93

уплата налога с рекламы привязана к оплате услуг по установке и размещению рекламы, хотя следует иметь в виду, что некоторыми местными советами приняты соответствующие положения, обязывающие уплачивать этот налог по факту оказания услуг по установке и размещению рекламы, даже если эти услуги не были оплачены. В любом случае, кроме стоимости рекламных услуг, оплаченных рекламодателем рекламному агентству или оказанных рекламным агентством без предварительной оплаты рекламодателем, дополнительно уплачивается налог с рекламы, который рекламное агентство обязано аккумулировать и в установленные сроки (ежемесячно или ежеквартально) перечислять в местный бюджет.

Рекламные агентства, в свою очередь, выполняя заказы на размещение рекламы, часть средств, полученных от рекламодателей, перечисляют своим субподрядчикам, которые непосредственно осуществляют установку и размещение рекламы.

При этом

действующее законодательство не содержит положений, которые бы позволяли рекламным агентствам, действующим на рынке рекламных услуг, перечислять в бюджет только разницу между суммой налога с рекламы, полученной от заказчиков, и суммой этого налога, уплаченной третьим лицам (подрядчикам).

Вместе с тем обложение налогом с рекламы одного и того же объекта (стоимости услуг по установке и размещению рекламы) и у рекламного агентства, и у подрядчика противоречило бы общим принципам построения системы налогообложения, а именно: недопущения двойного налогообложения.

Как выход из сложившейся ситуации ГНАУ в г. Киеве в своем

письме от 18.09.97 г. № 18-01/3/6492 предложила перечислять налог с рекламы в местный бюджет сальдовым методом, т. е. исходя из стоимости собственных услуг, предоставленных рекламным агентством (другим посредником). В то же время, по мнению налоговиков, такой порядок уплаты налога с рекламы действителен только при наличии у налогоплательщика первичных документов (с соответствующими записями в них), которые бы свидетельствовали о перечислении рекламным агентством налога с рекламы конечному распространителю из расчета выполняемых им объемов работ (услуг) по рекламированию рекламодателя. В противном случае рекламное агентство обязано перечислять налог с рекламы в бюджет в полном объеме.

Судя по всему, ГНАУ также не возражает против применения такого порядка уплаты налога с рекламы, о чем свидетельствует консультация ее ведущего специалиста аналогичного содержания (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 91, рубрика «Мнение специалистов официальных органов») и

письмо ГНАУ от 24.09.2002 г. № 6303/6/15-3416 (см. с. 42).

Покажем на числовом примере, как работает описанный выше метод при уплате налога с рекламы.

Пример 1.

Предприятие заказало рекламному агентству разместить в печатном издании рекламный материал. Стоимость услуг рекламного агентства:

— по размещению рекламного материала — 36,15 грн., в том числе НДС — 6 грн., налог с рекламы — 0,15 грн.

Издательство, которое разместило рекламный материал в газете, выставило счет рекламному агентству на сумму 241 грн., в том числе НДС — 40 грн., налог с рекламы — 1 грн.

Обязательства по налогу с рекламы начисляются при получении оплаты.

 


п/п

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма,
грн.

Налоговый учет

дебет

кредит

ВД

ВР

1

2

3

4

5

6

7

У издательства

1

Отражена реализация услуг

361

703

241

201

2

Начислены налоговые обязательства по НДС

703

641/НДС

40

3

Отражена подлежащая уплате рекламным агентством сумма налога с рекламы в составе стоимости предоставленных рекламных услуг

703

645*

1

* Для удобства ведения аналитического учета сумм налога с рекламы в разрезе контрагентов предприятие на свое усмотрение может открыть новый субсчет 645 «Обязательства по налогу с рекламы».

4

Получена оплата от рекламного агентства

311

361

241

5

Отражена сумма налоговых обязательств по налогу с рекламы при получении оплаты за предоставленные рекламные услуги

645

641/НР

1

1

6

Перечислен налог с рекламы в бюджет

641/НР

311

1

У рекламного агентства

1

Отражены услуги издательства

23

631

200

200

2

Отражено право на налоговый кредит

641/НДС

631

40

3

Отражена сумма налога с рекламы*

641/НР

631

1

1

* Такая запись рекламным агентством делается только при размещении чужой рекламы посредством третьих лиц. Сумма налога с рекламы со стоимости размещения собственной рекламы не выделяется отдельно, а отражается в составе стоимости таких услуг записью Дт 93 — Кт 631, 685 и включается в валовые расходы.

4

Отражена реализация услуг по размещению рекламы (241 грн. + 36,15 грн.)

361

703

277,15

231,15

5

Начислены налоговые обязательства по НДС

703

641/НДС

46

6

Отражена подлежащая уплате рекламным агентством сумма налога с рекламы в составе стоимости предоставленных рекламных услуг

703

645

1,15

7

Получена оплата от заказчика

311

361

277,15

8

Отражена сумма налоговых обязательств по налогу с рекламы при получении оплаты за предоставленные рекламные услуги

645

641/НР

1,15

0,15

9

Перечислен налог с рекламы в бюджет

641/НР

311

0,15

10

Сформирован финансовый результат:

— списана сумма доходов
— списана сумма расходов

 

 

703
791

 

 

791
903

 

 

231,15
200

У заказчика

1

Отражены расходы по изготовлению и размещению рекламы

93

685

231,15

231,15

2

Сумма НДС включена в состав налогового кредита

641/НДС

685

46

 

Таким образом, из общего объема налога с рекламы 1,15 грн. (230 х 0,5 %), исчисленного со всей стоимости предоставленных заказчику рекламных услуг без учета НДС, основную часть уплатило издательство (0,5 % со стоимости своих услуг без НДС, что составляет 200 х 0,5 % = 1 грн.). Рекламному же агентству пришлось уплатить лишь разницу в сумме 0,15 грн. (30 х 0,5 %) между суммой налога 1,15 грн., полученного от заказчика, и суммой этого налога 1 грн., перечисленной издательству.

В завершение считаем своим долгом еще раз подчеркнуть, что уплата налога с рекламы вышеуказанным способом не основывается на требованиях

Декрета № 56-93 и, следовательно, может стать предметом споров между налогоплательщиком и налоговыми органами. Для рекламных агентств, для которых применение сальдового способа позволяет значительно сократить суммы налога с рекламы, уплачиваемые в бюджет, выходом из сложившейся ситуации было бы получение благоприятного разъяснения из местной ГНИ. Ведь, как известно, не может быть привлечен к ответственности плательщик налогов, действовавший в соответствии с предоставленным ему налоговым разъяснением при отсутствии налоговых разъяснений по этому вопросу, имеющих высший приоритет (абз. «д» п.п. 4.4.2 Закона № 2181).

Игорь Хмелевский, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше