Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

О налогообложении доходов физических лиц — единоналожников при превышении 500-тысячного ограничения

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Октябрь, 2007/№ 81
В избранном В избранное
Печать
Письмо от 13.08.2007 г. № 4005/

О налогообложении доходов физических лиц — единоналожников при превышении 500-тысячного ограничения

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 13.08.2007 г. № 4005/г/17-0715

 

Государственная налоговая администрация Украины рассмотрела вопрос, изложенный в письме, и сообщает.

Законом Украины от 22.05.2003 № 889 «О налоге с доходов физических лиц» (п.п. 9.12.1 п. 9.12 ст. 9) (далее — Закон № 889) установлено, что налогообложение доходов, полученных физическим лицом от продажи им товаров (предоставления услуг, выполнения работ) в рамках его предпринимательской деятельности без создания юридического лица, а также физическим лицом, уплачивающим рыночный сбор, осуществляется по правилам, установленным специальным законодательством по этим вопросам, с учетом норм этого пункта.

К специальному законодательству относится, в частности, специальная (упрощенная) система налогообложения учета и отчетности, порядок проведения которой осуществляется физическими лицами — субъектами предпринимательской деятельности по правилам, установленным Указом Президента Украины от 03.07.98 № 727 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» (в редакции Указа Президента Украины от 28.06.99 № 746) (далее — Указ).

Согласно статье 2 Указа физическое лицо — плательщик единого налога уплачивает единый налог по ставке, установленной местными советами по месту государственной регистрации этого плательщика в зависимости от вида деятельности.

Виды деятельности указываются в Свидетельстве плательщика единого налога, порядок выдачи которого утвержден приказом ГНА Украины от 29.10.99 № 599, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 02.11.99 под № 752/4045, и именно от вида (видов) деятельности зависит размер единого налога, который должен уплачиваться.

При этом

единый налог уплачивается исключительно с доходов, полученных физическим лицом — субъектом предпринимательской деятельности с соблюдением требований Указа, в частности, если доход плательщика единого налога не превышает 500 тыс. грн. в год, а в трудовых отношениях находится не более 10 человек.

Если

субъект предпринимательской деятельности, выбравший упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, получает доходы при условиях, отличающихся от установленных Указом для проведения упрощенной системы налогообложения, в частности, если доход (выручка) превышает 500 тыс. грн. в год, то, учитывая, что такие доходы получены субъектом предпринимательской деятельности, сумма такого превышения подлежит налогообложению в порядке, установленном разделом IV Декрета Кабинета Министров Украины от 26.12.92 № 13-92 «О подоходном налоге с граждан».

Заместитель председателя С. Лекарь



комментарий редакции

Превышение 500 тыс. грн. — уплатите налог с доходов?

Идею об обложении налогом с доходов суммы превышения порога выручки (500 тыс. грн.), установленного для единоналожников-физлиц, налоговики на местах продвигали давно. Относится к ней можно было разве что с иронией.

Нормы Указа Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 03.07.98 г. № 727/98 (далее — Указ) однозначно регулируют этот вопрос: плательщик единого налога, нарушивший хотя бы одно из условий пребывания на упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности (объем выручки, численность работников) должен со следующего отчетного периода (квартала) перейти на общую систему. Собственно, это и есть санкция за нарушение норм Указа. При этом само собой разумеется, что

до конца квартала, в котором произошло нарушение, такое лицо может доработать на едином налоге.

Сама ГНАУ не раз заявляла о такой возможности. Например, в сравнительно недавнем письме от 15.03.2007 г. № 1192/Б/17-0415 было указано, что в случае нарушения требований, установленных ст. 1 Указа, в частности, если в отчетном периоде (квартале) сумма дохода превысила объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) свыше 500 тыс. грн., плательщик единого налога должен перейти на общую систему налогообложения, учета и отчетности. При этом налогоплательщик должен подать в налоговый орган по месту жительства налоговую декларацию

по результатам отчетного квартала, следующего за тем, в котором возникло превышение объема выручки. Иными словами, в декларации о доходах отражаются только доходы, полученные в квартале, следующем после того квартала, в котором допущено нарушение норм Указа.

Подобные выводы прослеживаются и в более ранних письмах ГНАУ — от 14.01.2005 г. № 323/6/17-3116, от 15.06.2001 г. № 7953/7/17-0517, от 30.01.2003 г. № 1607/7/17-0517, в которых ни об уплате налога с доходов с суммы превышения, ни о декларировании суммы превышения путем предоставления декларации о доходах ГНАУ не указывает. Госкомпредпринимательства стоит на такой же позиции (письмо от 24.04.2007 г. № 2987).

С появлением комментируемого письма, судя по всему, позиция ГНАУ изменится при неизменном законодательстве!

В этой связи хотелось бы обратить внимание на один немаловажный факт. На сегодняшний день разработан проект постановления Кабинета Министров Украины «О внесении дополнений к постановлению Кабинета Министров Украины от 16 марта 2000 года № 507». Этим документом предполагается внедрить такую норму: «в случае нарушения субъектом малого предпринимательства — физическим лицом требований Указа доходы (выручка), полученные таким субъектом, подлежат налогообложению в порядке, установленном разделом ІV Декрета Кабинета Министров Украины от 26 декабря 1992 года № 13-92 «О подоходном налоге с граждан».

Налог уплачивается по результатам отчетного налогового периода (квартала), в котором возникли такие нарушения, на основании предоставленной в налоговый орган налоговой декларации». То есть предлагаемая норма воплощает в жизнь сегодняшнюю идею ГНАУ.

Спрашивается: если налоговики в комментируемом письме руководствуются действующим законодательствам и приходят к таким же выводам, то зачем вообще вводить такую норму? Ответ напрашивается сам собой: комментируемое письмо законодательству не соответствует, а говорить об обложении суммы превышения налогом с доходов можно будет только после принятия соответствующего постановления.

Дмитрий Костюк

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно