Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

О применении упрощенной системы налогообложения и специфики налогообложения и инвестирования в СЭЗ и на ТПР

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Октябрь, 2007/№ 81
В избранном В избранное
Печать
Письмо от 15.08.2007 г. № 20-9-7599

О применении упрощенной системы налогообложения и специфики налогообложения и инвестирования в СЭЗ и на ТПР

 

Письмо Министерства юстиции Украины от 15.08.2007 г. № 20-9-7599

 

В связи с выполнением поручения Кабинета Министров Украины и в пределах компетенции Министерством юстиции предоставляется разъяснение законодательства о применении упрощенной системы налогообложения и специфики налогообложения и инвестирования в специальных экономических зонах и на территориях приоритетного развития следующего содержания.

1.

О применении упрощенной системы налогообложения.

Статьями 1, 2 и 3 Указа Президента Украины от 3 июля 1998 года № 727/98 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» (далее — Указ) установлено, что упрощенная система налогообложения, учета и отчетности вводится для следующих субъектов малого предпринимательства:

физических лиц, которые занимаются предпринимательской деятельностью без создания юридического лица и в трудовых отношениях с которыми, включая членов их семей, на протяжении года состоит не более 10 лиц и объем выручки которых от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 500 тыс. гривень;

юридических лиц — субъектов предпринимательской деятельности любой организационно-правовой формы и формы собственности, у которых за год среднеучетная численность работающих не превышает 50 лиц и объем выручки которых от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 1 млн гривень.

Ставка единого налога для субъектов малого предпринимательства — физических лиц устанавливается местными советами по месту их государственной регистрации в зависимости от вида деятельности и не может составлять меньше 20 гривень и больше 200 гривень в месяц.

Если физическое лицо — субъект малого предпринимательства осуществляет несколько видов предпринимательской деятельности, для которых установлены разные ставки единого налога, им будет приобретаться одно свидетельство и уплачиваться единый налог, не превышающий установленной максимальной ставки.

Субъект предпринимательской деятельности — юридическое лицо, перешедший на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, самостоятельно избирает одну из таких ставок единого налога:

6 процентов суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) без учета акцизного сбора в случае уплаты налога на добавленную стоимость согласно Закону Украины «О налоге на добавленную стоимость»;

10 процентов суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), за исключением акцизного сбора, в случае включения налога на добавленную стоимость в состав единого налога.

Статьей 6 Указа установлено, что субъект малого предпринимательства, уплачивающий единый налог, в частности, не является плательщиком налога на добавленную стоимость, кроме случая, когда юридическое лицо избрало способ налогообложения доходов по единому налогу по ставке 6 процентов.

Учитывая изложенное, отметим, что субъект малого предпринимательства — физическое лицо и субъект малого предпринимательства — юридическое лицо, принявший решение уплачивать единый 10-процентный налог от суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг), не является плательщиком налога на добавленную стоимость. При этом Указом введена упрощенная система налогообложения, учета и отчетности в отношении операций по продаже (реализации) товаров (работ, услуг), но не установлен отличный от общего порядок приобретения товаров (работ, услуг) как на территории Украины, так и за ее пределами.

В связи с чем налогообложение товаров, приобретаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые перешли на упрощенную систему налогообложения (независимо от того, зарегистрирован такой субъект плательщиком налога на добавленную стоимость или нет), как на территории Украины, так и ввозимых из-за пределов таможенной территории Украины, осуществляется в общем порядке, установленном для всех субъектов хозяйственной деятельности Законом Украины «О налоге на добавленную стоимость».

Так, статьей 2 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» определены плательщики налога на добавленную стоимость.

Согласно подпункту «в» пункта 2.1 этой статьи Закона плательщиком налога является любое лицо, импортирующее товары (сопутствующие услуги) в объемах, подлежащих обложению этим налогом в соответствии с нормами этой статьи.

При этом, согласно пункту 2.4 этой статьи Закона плательщиком налога является любое лицо, которое импортирует (для физических лиц — ввозит (пересылает)) товары (сопутствующие услуги) на таможенную территорию Украины для их использования или потребления на таможенной территории Украины, независимо от того, какой режим налогообложения оно использует согласно законодательству, за исключением физических лиц, не зарегистрированных плательщиками налога, которые ввозят (пересылают) товары (предметы) в сопровождаемом багаже или получают их как почтовое отправление в рамках неторгового оборота в объемах, не подлежащих налогообложению согласно таможенному законодательству (кроме ввоза транспортных средств или запасных частей к ним такими физическими лицами) и нерезидентов, пересылающих почтовые отправления в соответствии с правилами Международного почтового союза на таможенную территорию Украины, и получателей таких почтовых отправлений.

В случае ввоза (пересылки) товаров (предметов) физическими лицами, не зарегистрированными как плательщики этого налога, в объемах, превышающих неторговый оборот, подлежащий налогообложению, такие лица уплачивают налог на добавленную стоимость при пересечении такими товарами (предметами) таможенной границы Украины без регистрации исходя из таможенной стоимости товаров (предметов), превышающих размер неторгового оборота.

Вместе с этим, в соответствии со статьей 5 Указа в случае нарушения требований, установленных статьей 1 этого Указа, плательщик единого налога должен перейти на общую систему налогообложения, учета и отчетности, начиная со следующего отчетного периода (квартала).

В связи с этим и учитывая положения Указа,

в случае нарушения субъектом малого предпринимательства — физическим лицом требований Указа, в частности касающихся предельной численности лиц, состоящих с ним в трудовых отношениях на протяжении года, и объема выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год, доходы (выручка), полученные таким субъектом, подлежат налогообложению в порядке, установленном разделом IV Декрета Кабинета Министров Украины от 26 декабря 1992 года № 13-92 «О подоходном налоге с граждан», который действует в части налогообложения доходов физических лиц от занятия предпринимательской деятельностью*.

* Как видим, Минюст разделяет новую позицию ГНАУ (см. с. 20) о необходимости обложения налогом с доходов выручки единоналожника — физического лица в части превышения 500 тыс. грн. —

Примеч. ред.

2.

О специфике налогообложения и инвестирования в специальных экономических зонах и на территориях приоритетного развития.

Законом Украины от 25 марта 2005 года № 2505-IV «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2005 год» и некоторые другие законодательные акты Украины» внесены изменения в соответствующие законы о специальных (свободных) экономических зонах и территориях приоритетного развития, в соответствии с которыми, в частности:

— отменены налоговые льготы, режим специальной таможенной зоны для субъектов специальных (свободных) экономических зон и субъектов предпринимательской деятельности, реализующих инвестиционные проекты на территориях приоритетного развития;

— исключена норма о государственных гарантиях стабильности правового режима функционирования соответствующих специальных (свободных) экономических зон и территорий приоритетного развития, которые были установлены соответствующими законами на весь срок, определенный этими законами.

Частью первой статьи 7 Закона Украины «О режиме иностранного инвестирования» определено, что если в дальнейшем специальным законодательством Украины об иностранных инвестициях будут изменяться гарантии защиты иностранных инвестиций, указанные в разделе II данного Закона, то на протяжении десяти лет со дня вступления в силу такого законодательства по требованию иностранного инвестора применяются государственные гарантии защиты иностранных инвестиций, указанные в этом Законе.

При этом гарантиями защиты иностранных инвестиций согласно разделу II данного Закона являются:

— гарантии о принудительных исключениях, а также незаконных действиях государственных органов и их должностных лиц;

— компенсация и возмещение ущерба иностранным инвесторам;

— гарантии в случае прекращения инвестиционной деятельности;

— гарантии перевода прибылей, доходов и других средств, полученных в результате осуществления иностранных инвестиций, после уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей.

Также специальное законодательство Украины об иностранных инвестициях, в том числе государственные гарантии защиты иностранных инвестиций, определенные законодательством Украины, не регулируют вопросы валютного, таможенного и налогового законодательства, действующего на территории Украины, что установлено статьей 3 Закона Украины «Об устранении дискриминации в налогообложении субъектов предпринимательской деятельности, созданных с использованием имущества и средств отечественного происхождения».

Кроме того, условия договоров, заключенных между субъектами инвестиционной деятельности, сохраняют свою силу на весь срок действия настоящих договоров и в случаях, когда после их заключения законодательством (кроме, в частности, налогового, таможенного) установлены условия, ухудшающие положение субъектов или ограничивающие их права, если они не пришли к согласию об изменении условий договора.

Государственные гарантии защиты инвестиций, в том числе и иностранных, не касаются вопросов финансово-хозяйственной деятельности участников инвестиционной деятельности и уплаты ими налогов, сборов, обязательных платежей (статьи 18 и 19 Закона Украины «Об инвестиционной деятельности»).

В свою очередь, статья 1 Первого протокола к Конвенции о защите прав и основных свобод человека определяет, что положение мирного владения юридическим лицом своим имуществом и нелишение этого имущества иначе, чем в интересах общества и на условиях, предусмотренных Законом или общими принципами международного права, не ограничивают право государства вводить законы для обеспечения уплаты налогов или других сборов.

Таким образом,

со дня вступления в силу Закона Украины от 25 марта 2005 года № 2505-IV, а именно с 31 марта 2005 года, налогообложение субъектов предпринимательской деятельности, реализующих инвестиционные проекты в специальных (свободных) экономических зонах и на территориях приоритетного развития, осуществляется на общих основаниях, определенных соответствующими законами Украины по вопросам налогообложения.

Заместитель министра Л. Ефименко

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно