Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Документы, которые должен выдавать частный предприниматель

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Октябрь, 2007/№ 82
В избранном В избранное
Печать
Ответы на вопросы

Документы, которые должен выдавать частный предприниматель

 

Какие документы должен выдавать частный предприниматель при приобретении у него товара? Обязательно ли на них должна быть печать?

(г. Керч)

 

Данный вопрос интересует в большей степени плательщиков налога на прибыль, которые работают с частными предпринимателями и обусловлен он необходимостью подтверждения валовых расходов документально (

п.п. 5.3.9 Закона о налоге на прибыль). В связи с этим возникает ряд закономерных вопросов: какими документами может быть подтверждена операция по приобретению товара, какие документы обязан выдавать частный предприниматель, какие должны быть обязательные реквизиты на таких документах, чтобы подтвердить факт осуществления расходов, и т. п.

Начнем с

Закона об РРО. В случае если деятельность частного предпринимателя попадает в сферу действия Закона об РРО, то он обязан выдать покупателю расчетный документ (зачастую это чек, выбиваемый РРО или РК) по строго установленной форме. Поэтому сложностей с документальным подтверждением валовых расходов при наличии у субъектов хозяйствования фискального кассового чека или РК быть не должно.

Однако как быть в ситуации, когда предприниматель не применяет установленную

Положением № 614 форму расчетных документов? Дело в том, что применение образцов расчетных документов, утвержденных указанным Положением, необходимо при осуществлении операций, на которые распространяется действие Закона об РРО. Но ст. 9 указанного Закона предусмотрены исключения, которые позволяют не применять РРО и КУРО с РК, а значит, и не соблюдать предусмотренные для них обязательные формы расчетных документов. Рассмотрим, каким требованиям должны отвечать документы, выданные в таких ситуациях.

Напомним, что о необходимости выдачи расчетного документа по установленной форме говорится и в

п. 11 ст. 8 Закона Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-XII . Однако установленной на сегодняшний день является лишь форма фискальных чеков и РК. В остальных случаях, по нашему мнению, для соблюдения установленной формы расчетного документа достаточно будет в нем указать все реквизиты, которые являются обязательными для первичных документов. Иными словами, необходимо выдержать требования п. 2 ст. 9 Закона о бухучете и п. 2.4 Положения № 88. Данными нормами установлено, что первичные документы должны содержать:

название документа;

дату и место составления;

название предприятия, от имени которого составлен документ;

содержание и объем хозяйственной операции, единицу измерения хозяйственной операции;

должности лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции, правильность ее оформления;

личную подпись или другие данные, дающие возможность идентифицировать

лицо, принимавшее участие в осуществлении хозяйственной операции.

Наличие в расчетном документе указанных реквизитов позволит покупателю

подтвердить валовые расходы. Обратите внимание: среди всех обязательных реквизитов первичного документа печать не значится.

Несколько иной позиции в данном вопросе придерживаются налоговики. Они не возражают против произвольной формы расчетного документа, но при этом настаивают, что он должен соответствовать требованиям, которые предусмотрены

п. 3.2 Положения № 614. Этот подход прослеживался в письмах ГНАУ от 29.04.2003 г. № 3825/5/23-1116 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2003, № 61), от 30.12.2005 г. 13365/6/23-8019 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 37).

В комментарии к последнему

письму, с учетом рекомендаций налогового ведомства, мы предложили оформлять расчетные документы по форме, напоминающей отрывную часть расчетной квитанции по форме № РК-1. Надеемся, налоговики не будут возражать против такого подхода, а осторожным налогоплательщикам советуем им воспользоваться.

Довольно часто возникает вопрос: могут ли частные предприниматели оформить расчетную операцию выдачей приходного или расходного кассовых ордеров, ведь на сегодняшний день нормы

Положения № 637 распространяются на частных предпринимателей? К сожалению, применение кассовых ордеров для контрагентов физлиц-предпринимателей представляют определенную опасность. Дело в том, что в соответствии с п. 4.2 Положения № 637 частные предприниматели кассовую книгу не ведут, а требование относительно обязательного оформления наличных операций приходными и расходными кассовыми ордерами касается только юридических лиц. Такие выводы были сделаны в письме НБУ от 30.10.2006 г. № 25-113/2453-11507. Такого же мнения придерживается и Госкомпредпринимательства в письме от 16.03.2005 г. № 1679. А раз нет кассовой книги, то и оприходование наличности оформлено с нарушением Положения № 637. Ведь с учетом второго абзаца п.п. 2.6 и норм п. 4 указанного Положения все поступления наличности, оформленные кассовыми ордерами, должны отражаться в кассовой книге, а у физлиц ее нет.

Антон Иванченко, экономист-аналитик

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно