Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Представительские расходы

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Октябрь, 2007/№ 83
В избранном В избранное
Печать
Статья

Представительские расходы

 

В продолжение обсуждения вопросов, связанных с организацией, проведением и налогообложением рекламных акций (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 79), рассмотрим основные моменты по оформлению и отражению в учете представительских расходов. Связь между ними заключается в том, что порядок их налогообложения урегулирован одной и той же нормой Закона о налоге на прибыль. Между тем имеются и некоторые различия, на которых мы сегодня и остановимся.

 

Игорь ХМЕЛЕВСКИЙ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор», igor.khmelevskiy@id.factor.ua

 

Документы статьи

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон № 481

— Закон Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-ВР.

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон № 889

— Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV.

Нормы № 88

— Нормы денежных средств на представительские цели, рекламу и выплату компенсации за использование личных легковых автомобилей для служебных поездок и порядок их расходования, утвержденные приказом Министерства финансов Украины и Министерства экономики Украины от 12.11.93 г. № 88.

П(С)БУ 16

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 31.12.99 г. № 318.

 

О чем пойдет речь?

Вопрос, сформулированный в подзаголовке, отнюдь не праздный, ведь четкая классификация тех или иных расходов предприятия, понесенных в определенной производственной ситуации, позволяет правильно отразить такие расходы в учете, не подвергая себя излишним налоговым рискам.

В отношении представительских расходов ситуация несколько своеобразная.

Закон о налоге на прибыль, один из главных законов по налогообложению, не содержит даже упоминания о таких расходах, не говоря уже о детализации их состава или подробностях отнесения в состав валовых. Единственным нормативным документом, на который в настоящее время можно опереться при изучении рассматриваемого вопроса, являются Нормы № 88. Однако и на этом пути нас ожидает препятствие — действие Норм в части, регулирующей расходы хозрасчетных предприятий и организаций на представительские цели, утратило силу еще в 1995 году.

Вместе с тем следует отметить, что отменены только нормы расходов, при этом изменения не коснулись других положений указанного документа. Это означает, что содержащимся в нем определением представительских расходов вполне можно воспользоваться. Кроме того, представляет интерес состав таких расходов и порядок их документального оформления, о котором также говорится в

Нормах № 88. К рассмотрению этого документа мы и перейдем.

Итак,

представительские расходы — это расходы министерств, ведомств, предприятий, учреждений на прием и обслуживание иностранных представителей и делегаций и представителей других предприятий, которые прибыли по приглашениям для проведения переговоров с целью осуществления международных связей, установки и поддержания взаимовыгодного сотрудничества и решения вопросов, связанных с коммерческой деятельностью.

Исходя из такого определения, расходы на представительские цели могут быть связаны не только с приемом иностранных делегаций (представителей), но и с ведением переговоров с представителями украинских предприятий, в том числе и расположенных в том же населенном пункте. Еще один важный момент, который следует иметь в виду, заключается в том, что представители и делегации, вне зависимости от того, украинские они или зарубежные, должны быть

официально приглашены на предприятие.

 

Состав и структура расходов

Согласно

Нормам № 88 в состав расходов на представительские цели включаются следующие группы затрат:

1. Затраты, связанные с проведением официального приема

(завтрака, обеда, ужина) прибывающих на предприятие представителей других предприятий и организаций. Здесь следует остановиться на вопросе правомерности включения в такие расходы стоимости приобретаемых для официальных приемов спиртных напитков. Дело в том, что действующими нормативными документами какие-либо ограничения по составу меню официальных приемов не регламентированы, поэтому оснований для исключения стоимости таких напитков из представительских расходов мы не видим. Вместе с тем такой вывод полностью справедлив лишь в случае организации официального приема при помощи заведения ресторанного хозяйства. Если же предприятие за свои средства приобретает спиртные напитки для потребления их в ходе приема, оно нарушает специальное законодательство, регулирующее оборот алкогольных напитков на территории Украины, а именно Закон № 481.

Согласно

ст. 15 данного Закона розничная торговля, в частности, алкогольными напитками может осуществляться субъектами предпринимательской деятельности всех форм собственности только при наличии у них лицензий. При этом под розничной торговлей в ст. 1 Закона № 481 понимается деятельность по продаже товаров непосредственно гражданам и другим конечным потребителям для их личного некоммерческого использования независимо от формы расчетов, в том числе на разлив в ресторанах, кафе, барах, прочих предприятиях общественного питания.

По мнению ГНАУ, выраженному в одной из консультаций ее ведущего специалиста (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2004, № 47), поскольку при употреблении алкогольных напитков среди участников официальных приемов право собственности на эти напитки переходит к их потребителям, это означает их продажу (в понимании

п. 1.31 Закона о налоге на прибыль ). А если такие операции будут произведены без наличия лицензии на право розничной торговли алкогольными напитками, то применяется штраф в размере 200 % стоимости полученной партии товара, но не менее 1700 грн. (согласно ст. 17 Закона № 481).

2.

Расходы на транспортное обеспечение представительских мероприятий
, включающие в себя затраты на аренду и эксплуатацию автотранспортных средств, выделяемых непосредственно для обслуживания прибывающих представителей других предприятий или официальных делегаций, а также на оплату железнодорожных и авиабилетов при поездках внутри страны (например, при посещении территориально обособленных структурных подразделений предприятия). Затраты же на транспортное обслуживание работников предприятия, участвующих в приеме делегаций, в состав представительских расходов не включаются. Несмотря на это, на наш взгляд, такие затраты могут включаться непосредственно в состав валовых расходов как связанные с подготовкой, организацией, ведением производства, продажей продукции, работ, услуг (см. п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль).

3. Расходы на оплату мероприятий культурной программы

(стоимость билетов на концерты, спектакли, посещения музеев, выставок и т. п.).

4. Стоимость буфетного обслуживания во время переговоров

(чай, кофе, минеральная вода и другие прохладительные напитки, бутерброды, печенье, конфеты и т. п.). Буфетное обслуживание принимающая сторона может обеспечить самостоятельно или привлечь для этого предприятия общественного питания (кафе, рестораны и т. п.). Замечания к этому пункту по поводу алкогольных напитков те же, что и к пункту 1 нашего перечня. Добавим также, что о налоговых аспектах чайно-кофейной церемонии, проводимой в рамках деловой встречи, можно подробно узнать из одноименной статьи в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 47.

5. Оплата услуг переводчика и другого обслуживающего персонала

(стенографистка, работники, осуществляющие буфетное обслуживание, и т. п.). Обязательным условием включения этого вида затрат в расходы на представительские цели, которое специально оговорено Нормами № 88, является отсутствие переводчика в штате принимающего предприятия.

6. Оплата номеров в гостинице.

При приеме представителей других предприятий и организаций, включая иностранные делегации, стоимость проживания в гостинице оплачивается полностью, затраты же на бронирование номеров предусматриваются в размере 50 % от стоимости проживания за сутки.

7. Стоимость приобретенных подарков.

Эта статья расходов как составляющая именно представительских расходов в Нормах № 88 не упоминается. Однако привести ее здесь, в перечне таких расходов, все же имеет смысл. Подарки и сувениры традиционно вручаются представителям других предприятий и принимаемых делегаций, а налогообложение таких расходов осуществляется в одном ключе с прочими представительскими расходами, поскольку регулируется одной и той же законодательной нормой. Однако если с мнением налоговиков об обязательности взаимосвязи прочих представительских расходов с рекламными целями можно не соглашаться, то в отношении подарков этого требует непосредственно Закон о налоге на прибыль. Более подробно об этом поговорим ниже, а сейчас остановимся на документальном обеспечении представительских расходов.

 

Документальное оформление

Порядок документального оформления представительских расходов также содержится в

Нормах № 88, применять его следует с учетом требований Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 24.05.95 г. № 88.

Прежде всего на предприятии ежегодно составляется

смета представительских расходов, которая утверждается директором или советом (для хозяйственных обществ) предприятия. Учреждения, финансируемые из бюджета, осуществляют прием иностранных делегаций исключительно в пределах средств, предусмотренных сметой. Так же, как и на хозрасчетных предприятиях, смета затрат на прием и обслуживание иностранных представителей и делегаций утверждается руководителем учреждения с отнесением затрат за счет общей экономии по смете на содержание этих учреждений.

По каждому мероприятию представительского характера разрабатывается и утверждается программа его проведения, в которой оговариваются:

— место и дата проведения;

— календарный план с развернутой программой представительского мероприятия;

— приглашенные лица (количественный состав делегации);

— общее количество и персональный состав представителей принимающей стороны;

— сумма расходов.

Приказом (распоряжением) руководителя определяется круг сотрудников, имеющих отношение к рассматриваемым во время проведения представительского мероприятия вопросам.

Все понесенные расходы представительского характера должны быть подтверждены соответствующими первичными документами (билетами, квитанциями, счетами, договорами, актами приемки-сдачи выполненных работ и т. п.), что особенно важно для отражения таких затрат в налоговом учете.

Для подтверждения связи проведенного представительского мероприятия с хозяйственной деятельностью, что также не менее важно для налогового учета принимающего предприятия, целесообразно завершать такое мероприятие подписанием меморандума о дальнейшем сотрудничестве, протокола о намерениях или других подобных документов. В то же время заметим, что нормативными документами по предпринимательской деятельности и налогообложению обязательное наличие указанных документов не предусмотрено. Их оформление лишь помогает отстоять валовые расходы, понесенные в представительских целях, перед контролирующими органами.

Налогообложение представительских расходов

Разобравшись с определением и составом представительских расходов, можем заключить: несмотря на отсутствие в

Законе о налоге на прибыль непосредственно рассматриваемого понятия, в нем есть нормы, регулирующие порядок отнесения на валовые расходы затрат, связанных с проведением приемов, презентаций и праздников. Представительские мероприятия по своей сути относятся к приемам, презентациям и т. п., поэтому для их налогообложения целиком и полностью подходит п. 5.4.4 данного Закона.

Прежде всего отметим, что в соответствии с

п.п. 5.3.1 Закона о налоге на прибыль не включаются в состав валовых расходы предприятия, не связанные с ведением хозяйственной деятельности, а именно расходы на проведение приемов и презентаций, праздников, развлечений и отдыха, приобретение и распространение подарков (за исключением расходов, связанных с проведением рекламной деятельности, которые регулируются п.п. 5.4.4 Закона о налоге на прибыль). Указанное ограничение не касается налогоплательщиков, основной деятельностью которых является организация приемов, презентаций и праздников по заказу и за счет других лиц.

Вместе с тем, согласно

абз. второму п. 5.4.4 Закона о налоге на прибыль расходы на организацию приемов, презентаций и праздников, приобретение и распространение подарков, включая бесплатную раздачу образцов товаров или бесплатное предоставление услуг (выполнение работ) в рекламных целях, разрешено относить на валовые расходы, но не более 2 % налогооблагаемой прибыли плательщика налога за предыдущий отчетный (налоговый) год. Сумма представительских расходов (в пределах 2 %) отражается в строке 04.13 декларации по налогу на прибыль предприятия.

Кроме того, существенное ограничение при формировании валовых расходов по представительским мероприятиям содержится в

п.п. 5.4.8 Закона о налоге на прибыль, согласно которому не включаются в состав валовых расходов наличные, потраченные на цели, определенные пп. 5.3.1 и 5.4.4 этого Закона, а также на цели, не связанные с возмещением личных расходов физического лица, которое находится в командировке. О несовместимости наличной формы расчетов при организации приема (презентации, праздника, приобретении подарков и т. п.) с валовыми расходами ГНАУ отмечала еще в письме от 07.10.99 г. № 5654/6/15-0216.

Обращаем внимание, что с точки зрения налогового учета расходы на проведение представительских мероприятий являются

расходами двойного назначения. Это означает, что отнести такие расходы в состав валовых предприятие сможет, только соблюдая определенные условия. Какие же условия имеются в виду?

Как видим, налоговое законодательство двояко подходит к налогообложению расходов на организацию приемов и презентаций. С одной стороны, не разрешается относить такие расходы на проведение приемов, презентаций и праздников в состав валовых, если они не связаны с хозяйственной деятельностью предприятия. Учитывая специфику представительских расходов, укажем также, что

последним абзацем п.п. 5.3.1 Закона о налоге на прибыль запрещено за счет валовых расходов финансировать личные потребности физических лиц, за исключением выплат, предусмотренных пп. 5.6 (расходы на оплату труда), 5.7 (взносы на социальные мероприятия), и в других случаях, установленных нормами этого Закона. Аналогичную норму содержит и п.п. 7.4.4 Закона об НДС, запрещающий налоговый кредит по приобретенным материальным и нематериальным активам (услугам), не предназначенным для использования в хозяйственной деятельности предприятия.

С другой стороны, если расходы предприятия связаны с проведением презентации в хозяйственных целях, то оно будет иметь право и на валовые расходы в пределах 2 % от налогооблагаемой прибыли за предыдущий отчетный (налоговый) год (на основании

абз. второго п.п. 5.4.4 Закона о налоге на прибыль), и на налоговый кредит в полной сумме (основание — п.п. 7.4.1 Закона об НДС).

В отношении формирования валовых расходов при проведении представительских мероприятий имеет смысл остановиться на следующем обстоятельстве. Существует спорное мнение налоговых органов, высказанное еще в

письме ГНАУ от 07.03.2000 г. № 1159/6/15-1116 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2000, № 40) и повторенное в консультации из «Вестника налоговой службы Украины», 2005, № 21, с. 46. Так, представители Госналогслужбы считают, что увеличение валовых расходов предприятия на сумму расходов, осуществленных в связи с организацией и проведением приемов (презентаций) в установленных рамках, возможно только в случае, если эти расходы связаны с проведением его рекламной деятельности. Кроме того, к такой рекламной деятельности налоговиками выдвигаются дополнительные требования:

— ее целью должно быть прямое или опосредованное получение прибыли;

— ее можно четко идентифицировать как рекламу.

Однако справедливости ради заметим, что есть и другая точка зрения. Ее сторонники считают, что нормы

п.п. 5.4.4 Закона о налоге на прибыль позволяют представительские расходы включать в состав валовых даже в том случае, если они с рекламными акциями не связаны — достаточно лишь подтвердить их связь с хоздеятельностью. На чем она основана?

В преамбуле статьи мы уже отмечали: порядок налогообложения представительских и рекламных мероприятий урегулирован одной и той же нормой

Закона о налоге на прибыль (имеется в виду абз. второй п.п. 5.4.4 Закона о налоге на прибыль). Так вот, слова «в рекламных целях» можно рассматривать как относящиеся к приобретению и распространению подарков, включая бесплатную раздачу образцов товаров или бесплатное предоставление услуг (выполнение работ), но не ограничивающие цели проведения приемов, презентаций и праздников.

Тем не менее, зная указанный выше подход налоговиков, целесообразно так документально оформить подобные мероприятия, чтобы была очевидной связь презентации (приема) с хозяйственной деятельностью предприятия и одновременно усматривалось то, что указанные мероприятия проводятся исключительно в рекламных целях. В связи с этим в приказе на проведение мероприятия можно, например, указать примерно следующие цели его проведения:

— ознакомление партнеров (контрагентов, потенциальных покупателей) с изготовляемой продукцией и установление взаимовыгодных отношений;

— представление качественных характеристик товара и ценовой политики, проводимой предприятием;

— обсуждение возможностей взаимовыгодного сотрудничества с целью расширения позиций на внутреннем (внешнем) рынке и т. п.

По сути, любую деловую встречу (прием) можно считать рекламным мероприятием, так как в ходе ее проведения так или иначе распространяется информация о самом предприятии или о его товаре.

Что касается НДС, то к уже сказанному добавим, что при наличии налоговой накладной суммы этого налога, уплаченные (начисленные) при приобретении товаров (услуг) в рамках представительских расходов, могут быть отнесены в налоговый кредит на основании

п.п. 7.4.1 Закона об НДС без какой-либо взаимосвязи с валовыми расходами. С тем, что формирование налогового кредита не ставится в зависимость от процедуры формирования валовых расходов налогоплательщика, согласна и ГНАУ (см. письмо от 15.05.2006 г. № 9120/7/16-1517-15 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 55). Единственное требование Закона об НДС — понесенные расходы должны быть связаны с приобретением товаров и услуг с целью их последующего использования в налогооблагаемых операциях в рамках хоздеятельности налогоплательщика.

Это значит, что даже при отсутствии у предприятия прибыли за предыдущий отчетный год (и, как следствие, права на валовые расходы по представительским мероприятиям) налоговый кредит может быть отражен в размере 100 %. Главное — при оформлении соответствующей документации по таким мероприятиям отчетливо продемонстрировать их хозяйственную направленность. «Околорекламные» уловки налоговиков не имеют здесь решительно никакого значения.

 

Представительские расходы и НДФЛ

При проведении представительских мероприятий у принимающей стороны возникает вопрос: а нужно ли облагать налогом с доходов физических лиц стоимость продуктов питания, билетов на культурные мероприятия и другие расходы на обслуживание и прием гостей?

Согласно

п. 1.2 Закона Украины № 889 доход плательщика налога определен как сумма каких-либо средств, стоимость материального и нематериального имущества, других активов, которые имеют стоимость, в том числе ценных бумаг или деривативов, полученных плательщиком налога в собственность или начисленных в его пользу.

Очевидно, что представительские расходы

не являются доходами приглашенной стороны, поскольку осуществляются не как финансирование личных нужд гостей — физических лиц, что прямо запрещено Законом о налоге на прибыль, а как представителей субъекта хозяйствования, в установлении деловых связей с которым заинтересована принимающая сторона. При этом возможны два варианта осуществления представительских расходов: с их персонификацией и без таковой. Что думают по каждому из них налоговики?

По расходам, которые невозможно персонифицировать, все ясно: объект для обложения налогом с доходов отсутствует (

письма ГНАУ от 26.08.2004 г. № 7335/6/17-3116 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2004, № 86, от 18.02.2005 г. № 1453/6/17-3116, от 29.07.2005 г. № 7129/6/17-3116 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 71). К таким расходам можно отнести оплату питания по типу шведского стола, расходы на транспортировку представителей (если перевозятся группы физических лиц).

Что касается расходов, которые можно персонифицировать (расходы на оплату проживания представителей официальных делегаций в гостинице, включая бронь, приобретение билетов на культурно-массовые мероприятия, памятные подарки, символические презенты, раздачу образцов товаров и т. п.), то, по нашему мнению, и здесь оснований для обложения этих сумм налогом с доходов нет.

Заметим, что представительские расходы, которые берет на себя принимающая сторона, не являются объектом налогообложения у участников этих мероприятий независимо от того, превышен 2 % лимит, установленный

п.п. 5.4.4 Закона о налоге на прибыль, или нет. Объясняется это тем, что такое суммовое ограничение распространяется только на валовые расходы и к налогообложению доходов физических лиц не имеет никакого отношения.

Дополнительно укажем, что ГНАУ при рассмотрении вопросов обложения представительских расходов налогом с доходов физических лиц также упоминает о рекламных акциях (см.

письмо от 29.09.2004 г. № 18835/7/17-3117 и консультацию в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2005, № 21, с. 46). Однако в этом случае расходы на проведение рекламных акций стоят в одном ряду с расходами на организацию проведения конференций, симпозиумов, официальных приемов и бизнес-встреч, в том числе на фуршетное обслуживание приглашенных лиц — участников указанных мероприятий, а не являются условием необложения представительских расходов налогом с доходов физлиц. Кстати, это лишний раз подчеркивает необоснованность мнения налоговиков в отношении непременной связи представительских расходов с рекламными целями для права на валовые расходы по п.п. 5.4.4 Закона о налоге на прибыль.

 

Бухгалтерский учет представительских расходов

В отличие от налогового законодательства в нормативных документах, регулирующих бухгалтерский учет расходов, понесенных предприятием в процессе хозяйственной деятельности, можно встретить прямое упоминание о представительских расходах.

Так,

П(С)БУ 16, определяя административные расходы как общехозяйственные расходы, связанные с управлением и обслуживанием предприятия, включает в их число общие корпоративные расходы (см. п. 18). К ним, в частности, относятся, организационные расходы, расходы на проведение годовых собраний, представительские расходы и т. п.

Иногда бывает сложно отделить расходы на рекламу от представительских расходов, тем более когда налоговики требуют обязательной связи между первыми и вторыми для отнесения представительских расходов в состав валовых. В связи с этим укажем, что в соответствии с

п. 19 П(С)БУ 16
расходы на рекламу относятся к расходам на сбыт.

Добавим также, что независимо от включения/невключения суммы расходов на представительские мероприятия в валовые расходы в налоговом учете,

для бухгалтерского учета представительские расходы являются расходами отчетного периода.

Учет сумм представительских расходов ведется на счетах 92 «Административные расходы», 93 «Расходы на сбыт». Предприятия, ведущие учет с использованием счетов класса 8, суммы представительских расходов отражают на счете 84 «Прочие операционные расходы».

В завершение покажем на условном числовом примере порядок отражения представительских расходов в бухгалтерском и налоговом учете.

Пример.

С целью формирования портфеля заказов на будущий год предприятие устроило презентацию для представителей нескольких фирм. Затраты на проведение указанного мероприятия составили:

— проживание представителей в гостинице — 3600 грн., в том числе НДС — 600,00 грн.;

— ужин в ресторане (оплачен наличными через подотчетное лицо) — 4200 грн., в том числе НДС — 700,00 грн.;

— буфетное обслуживание (счет оплачен в безналичной форме) — 700 грн. без НДС;

— экскурсионное обслуживание (согласно акту выполненных работ, выставленному экскурсионной фирмой) — 900 грн. без НДС.

Налогооблагаемая прибыль по итогам 2006 года составляет 175 тыс. грн. Соответственно, в валовые расходы предприятие может включить 3500 грн. (175000

х 2 %) из общей суммы затрат, понесенных на представительские цели. Что касается НДС, то в налоговый кредит можно включить всю его сумму, невзирая на то, что валовые расходы лимитированы.

 

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма,
грн.

Налоговый учет,
грн.

дебет

кредит

ВД

ВР

1. Оплачен счет гостиницы за проживание представителей

371

311

3600,00

3000,00

2. Отражен налоговый кредит по НДС

641

644

600,00

3. Отнесена стоимость гостиничных услуг
к расходам на сбыт

93

685

3000,00

4. Списана сумма НДС

644

685

600,00

5. Проведен зачет задолженностей

685

371

3600,00

6. Выданы денежные средства подотчетному лицу на оплату ужина в ресторане

372

301

4500,00

7. Отражены расходы на деловой ужин (согласно счету ресторана, прикрепленному к авансовому отчету)

93

372

3500,00

 

— *

* Несмотря на то что предприятие еще не исчерпало 2 % лимит для отнесения представительских расходов в состав валовых, по расходам на деловой ужин оно такого права не имеет, так как счет ресторана был оплачен наличными (см. п.п. 5.4.8 Закона о налоге на прибыль)

8. Отражен налоговый кредит по НДС

641

372

700,00

9. Остаток неиспользованных сумм внесен подотчетным лицом в кассу предприятия

301

372

300,00

10. Начислены расходы за буфетное обслуживание

93

685

700,00

500,00*

* В состав валовых расходов отнесен остаток 2 % лимита по представительским расходам, исчисленный от прибыли предприятия за предыдущий отчетный (налоговый) год.

11. Оплачено буфетное обслуживание

685

311

700,00

12. Перечислена предоплата экскурсионной фирме

371

311

900,00

13. Списаны расходы на экскурсионное обслуживание

93

685

900,00

14. Произведен зачет задолженностей

685

371

600,00

 

В завершение статьи отметим, что проведение того или иного представительского мероприятия иногда просто жизненно необходимо для налаживания деловых связей, и бизнесмены это прекрасно понимают. Теперь же, после прочтения этой статьи, и каждый бухгалтер будет вооружен знанием того, как правильно отразить представительские расходы в налоговом и бухгалтерском учете. Успешного вам бизнеса, уважаемые читатели!

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно