Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Вы нам писали. Кассовые операции в вопросах-ответах

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Октябрь, 2007/№ 85
В избранном В избранное
Печать
Ответы на вопросы

Кассовые операции в вопросах-ответах

 

Тема кассовых операций, пожалуй, никогда не утратит своей актуальности. Ведь использованию наличности присущи свои правила и своя «кассовая» ответственность (которая зачастую является лакомым кусочком для проверяющих). А потому сегодня мы в очередной раз вернемся к этой теме и в предлагаемой вашему вниманию статье приведем ответы на наиболее часто задаваемые редакции вопросы, касающиеся кассовой дисциплины.

Людмила СОЛОШЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

ХКУ

— Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

Закон о бухучете

— Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 16.07.99 г. № 996-ХIV.

Закон об РРО

— Закон Украины «О регистраторах расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 01.06.2000 г. № 1776-III.

Закон № 889

— Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV.

Положение № 614

— Положение о форме и содержании расчетных документов, утвержденное приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614.

Положение № 637

— Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637.

Положение № 72

— Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 19.02.2001 г. № 72.

Правила № 200

— Правила использования наличной иностранной валюты на территории Украины, утвержденные постановлением Правления НБУ от 30.05.2007 г. № 200.

Приказ № 51

— приказ Министерства статистики Украины «Об утверждении типовых форм первичного учета кассовых операций» от 15.02.96 г. № 51.

Указ № 436

— Указ Президента Украины «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличных» от 12.06.95 г. № 436/95.

 

  

Нецелевое использование наличности

 

Предприятие с наличности, полученной в банке на хознужды, выплатило ссуду работнику. Будет ли в этом случае применяться штраф за нецелевое использование денежных средств?

 

Нет

, не будет.

В отличие от старого «кассового» Положения № 72, новое Положение № 637 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 64 (вступившее в силу с 15 февраля 2005 года, письмо НБУ от 29.08.2006 г. № 11-113/3199-9042) требования о целевом использовании наличных денежных средств не содержит. Напомним, ранее п. 2.13 старого Положения № 72 предусматривал, что полученную с банковских счетов наличность предприятия (предприниматели) вправе расходовать исключительно на цели, указанные в денежном чеке на получение средств. Сегодня аналогичного требования в Положении № 637 нет. А значит, предприятия могут использовать полученную из банка наличность на любые цели (в том числе и отличные от указанных в банковских документах на получение средств). Поэтому, хотя в ст. 1 действующего Указа № 436 по-прежнему и упоминается штраф за нецелевое использование наличности, однако ввиду отсутствия на сегодняшний день законодательного требования о целевом использовании такой штраф к субъектам хозяйствования не применяется. Кстати, на неприменение этого штрафа указывал и НБУ в письме от 01.03.2005 г. № 11-111/680-1907 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 19.

Что касается возможности наложения этого штрафа по результатам проверок за периоды действия старого Положения № 72, то нужно заметить, что штрафы, предусмотренные Указом № 436, являются административно-хозяйственными санкциями, а значит, могут налагаться на субъектов хозяйствования в сроки, установленные ст. 250 ХКУ, т. е. в течение 6 месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через 1 год со дня такого нарушения. Об этом говорил и НБУ в письме от 10.08.2007 г. № 11-113/3036-8220. Таким образом, учитывая, что применение «наличных» штрафов (в том числе и штрафа за нецелевое использование наличности) ограничено сроками давности, установленными ст. 250 ХКУ, сегодня (ввиду истечения срока давности, отведенного для штрафования) возможность наложения такого штрафа за периоды действия старого Положения № 72 также исключена.

Вывод:

сегодня штраф за нецелевое использование наличности не применяется.

 

 

Нужно ли пересматривать лимит кассы

 

У предприятия в последнее время снизились объемы выручки. Нужно ли в связи с этим пересматривать лимит кассы?

 

Положение № 637

не выдвигает каких-либо требований о необходимости пересмотра лимита кассы (исключение, пожалуй, составляют только предприятия, начинающие свою деятельность, речь о которых пойдет при ответе на следующий вопрос). Таким образом, какие-либо обязательные сроки пересмотра лимита не установлены, а пересматривать лимит кассы предприятие может только по собственному желанию.

Подтверждением тому также служит и

п. 5.12 Положения № 637, предусматривающий возможность пересмотра лимита. Так, согласно этому пункту установленный лимит кассы и сроки сдачи наличной выручки могут пересматриваться в связи с изменениями законодательства Украины или при наличии соответствующих факторов объективного характера (изменений в поступлении/выдаче наличности, внутреннего трудового распорядка и т. п.). При этом документы (нормативные акты или внутренние документы предприятия), на основании которых пересмотрен лимит кассы, прилагаются к соответствующим приказам, договорам банковского счета предприятия. Как видим, и в этом случае (при возникновении новых обстоятельств) пересмотр лимита является правом, а не обязанностью предприятия.

Таким образом, действующим законодательством не предусмотрены требования об обязательном пересмотре лимита кассы в случае снижения объемов поступления наличности. На это указывал и НБУ в

письме от 19.05.2006 г. № 11-113/1903-5427 //«Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 51. Поэтому предприятие при снижении объемов выручки вправе самостоятельно решить, будет оно пересматривать лимит кассы или нет.

Вывод:

лимит кассы может пересматриваться по желанию предприятия.

 

 

Лимит кассы для новых предприятий

 

Предприятие только начинает свою деятельность. Как ему установить лимит кассы?

 

Для ответа на этот вопрос обратимся к

абзацу третьему п. 5.2 Положения № 637. Им предусмотрено, что предприятия, которые начинают свою деятельность (а также предприятия, деятельность которых была связана исключительно с безналичными расчетами и которые начинают новый дополнительный вид деятельности, предполагающий осуществление наличных расчетов), на первые 3 месяца работы устанавливают лимит кассы по прогнозным расчетам (т. е. устанавливают прогнозный предполагаемый лимит). В двухнедельный срок после окончания первых 3 месяцев работы установленный таким образом прогнозный лимит кассы пересматривается предприятием по фактическим показателям деятельности в соответствии с нормами Положения № 637.

Таким образом, открывающиеся предприятия первые 3 месяца работают с прогнозным (предполагаемым) лимитом (при установлении которого так же, как и в общем случае, составляется Расчет установления лимита остатка наличности в кассе по форме приложения 2 к

Положению № 637 и издается утверждающий лимит приказ), а затем пересматривают его, ориентируясь на реальные результаты своей трехмесячной деятельности.

Некоторые уточнения насчет того,

как при этом отсчитать первые 3 месяца работы вновь созданным предприятиям, также были сделаны в письме НБУ от 09.02.2007 г. № 11-113/543-1414 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 21. Так, в нем отмечалось, что, установив прогнозный лимит, отсчет первых 3 месяцев своей работы открывающимся предприятиям следует вести со дня проведения первого расчета наличными. Соответственно, отсчитав таким образом трехмесячный период с начала работы, после его истечения предприятию отводится двухнедельный срок для пересмотра величины лимита.

Также в

письме напоминалось, что в случае неустановления предприятием лимита кассы (независимо от причин неустановления) такой лимит считается нулевым, а вся наличность, пребывающая в кассе на конец рабочего дня и не сданная в сроки, установленные Положением № 637, считается сверхлимитной (п. 5.9 Положения № 637).

Вывод:

предприятия, которые начинают свою деятельность, на первые 3 месяца работы устанавливают прогнозный лимит.

 

 

Кассовая книга в электронной форме

 

Предприятие ведет учет с помощью компьютера. Можно ли при этом вести кассовую книгу в электронной форме?

 

Да,

можно, однако при соблюдении определенных условий. Такие условия оговорены п. 4.4 Положения № 637.

Так согласно этому

пункту предприятия могут вести кассовую книгу в электронной форме с помощью компьютерных средств. При этом программное обеспечение должно обеспечивать визуальное отображение и распечатывание каждой из двух частей листа кассовой книги («Вкладний аркуш касової книги» и «Звіт касира»), которые по форме и содержанию должны отражать форму и содержание кассовой книги в бумажной форме. Также электронная книга должна иметь все реквизиты, предусмотренные формой кассовой книги. Напомним, что форма кассовой книги утверждена приказом № 51.

Кассовая книга в электронном виде

заполняется в том же порядке, что и бумажная. Так, записи вносятся в нее на основании соответствующей информации из кассовых документов и должны осуществляться до начала следующего рабочего дня. Страницы электронной кассовой книги нумеруются автоматически в порядке увеличения с начала года.

Как правило, по итогам дня кассир распечатывает «Вкладний аркуш касової книги» и «Звіт касира», проверяет правильность составления этих документов, подписывает их и передает «Звіт касира» вместе с соответствующими кассовыми документами в бухгалтерию под роспись во «Вкладному аркуші касової книги».

В течение года «Вкладні аркуші касової книги» накапливаются и хранятся отдельно за каждый месяц. После окончания календарного года (или по мере потребности) «Вкладний аркуш касової книги» формируется в подшивки в хронологическом порядке. Общее количество листов за год удостоверяется подписями руководителя и главного бухгалтера, а подшивки формируются в книгу, которая скрепляется печатью предприятия. По окончании календарного года кассовая книга на электронных носителях вместе с распечатками хранится в течение отведенного для этого срока хранения (подробнее о сроках хранения — далее).

Таким образом, при соблюдении перечисленных выше условий предприятие может вести кассовую книгу в электронном виде. Также на возможность ведения электронной кассовой книги при выполнении этих условий в свое время обращал внимание и НБУ (

письмо от 30.08.2002 г. № 11-113/1504 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2002, № 81).

Вывод:

при соблюдении определенных условий кассовая книга может вестись в электронной форме.

 

 

Наличность в подотчет неработникам предприятия

 

Можно ли выдавать наличность в подотчет неработникам предприятия?

 

Такой вопрос, по-видимому, возник в связи с тем, что

Положением № 637 данная ситуация не конкретизируется (однако в то же время нужно заметить, и не запрещается), а также не уточняется, кому может быть выдана наличность в подотчет. Так, в п. 3.5 Положения № 637 только говорится, что выдача наличности лицам, которых нет в штатном расписании предприятия, осуществляется
(с предъявлением паспорта или другого документа, удостоверяющего личность) по расходным кассовым ордерам, которые выписываются отдельно на каждое лицо, или по отдельной расходной ведомости.

В связи с этим запрос о возможности выдачи предприятием наличных денежных средств в подотчет физическому лицу —

неработнику был адресован НБУ, который свою точку зрения на этот счет высказал в письме от 21.12.2006 г. № 11-113/4734-13871. Так, по мнению НБУ, выдача наличных денежных средств в подотчет возможна только физическим лицам — работникам. Однако при этом далее в том же письме НБУ за разъяснениями по этому вопросу рекомендовал обратиться к Минфину. В свою очередь Минфин письмом от 13.02.2007 г. № 31-34000-30-25/2774 разъяснил, что выдача наличных денежных средств в подотчет неработникам предприятия возможна. Для этого:

(1) такую ситуацию нужно оговорить в

приказе об учетной политике по предприятию. Ведь согласно п. 5. ст. 8 Закона о бухучете учетную политику предприятие определяет самостоятельно. А значит, оно вправе предусмотреть и возможность осуществления расходов, связанных с хозяйственными нуждами, с привлечением неработников, упомянув об этом в приказе об учетной политике;

(2) с неработником заключить

договор поручения (по которому физлицо обязуется выполнить для предприятия соответствующее поручение, в связи с чем предприятие соответственно обеспечивает его необходимыми для этого денежными средствами).

Стало быть, оформив операцию таким образом, предприятие может выдавать наличные денежные средства и лицам, не состоящим с ним в трудовых отношениях. При этом, конечно, нужно помнить, что отчитаться по

полученным в подотчет суммам неработники (так же, как и работники) должны в общеустановленном порядке и в установленный п.п. 9.10.2 Закона № 889 трехдневный срок.

Вывод:

наличность в подотчет может выдаваться и неработникам предприятия.

 

 

ТМЦ за счет работника

 

Работник для нужд предприятия приобрел ТМЦ за свои собственные средства. Когда ему нужно подать авансовый отчет?

 

Для начала заметим: после появления нового «кассового»

Положения № 637, не уточняющего такую ситуацию, на возможность приобретения работником ТМЦ для нужд предприятия за счет собственных средств (с последующим возмещением таких расходов предприятием) указывал НБУ в письмах от 01.09.2006 г. № 11-113/3225-9206, от 13.04.2005 г. № 11-113/1227-3746 //«Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 64.

Вместе с тем сроки подачи авансового отчета* в случае покупки ТМЦ работником за собственные средства

Положением № 637 не установлены. В п. 2.11 Положения № 637 только говорится, что отчитаться за полученные под отчет наличные денежные средства нужно в соответствии с законодательством. А таким законодательством, как известно, является Закон № 889, п.п. 9.10.2 которого отводит для подачи авансового отчета трехдневный срок. Правда, в абзаце «б» этого пункта опять-таки идет речь о ситуации, когда гражданско-правовая операция осуществляется по поручению и за счет лица, выдавшего средства под отчет (т. е. подразумевается случай, когда изначально имела место выдача средств, отчитаться за которую полагается). Поэтому формально можно говорить о том, что на сегодняшний день сроки подачи отчета работником, который приобрел для предприятия ТМЦ за свои средства, законодательством не определены. А стало быть, и никакие штрафы за несвоевременную подачу отчета в данном случае не грозят. Тем не менее, поскольку факт приобретения ценностей в данном случае состоялся, полагаем, что затягивать с подачей отчета работнику при этом не стоит (об этой ситуации также шла речь в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 84).

* Полное название — Отчет об использовании средств, предоставленных на командировку или под отчет (форма Отчета утверждена приказом ГНАУ от 19.09.2003 г. № 440).

Вывод:

хотя сроки предоставления авансового отчета в случае покупки работником ТМЦ за свой счет законодательно не установлены, затягивать с подачей отчета все же не стоит.

 

 

Сроки хранения кассовых документов

 

Каковы сроки хранения кассовых документов? Чем они установлены?

 

Пунктом 3.13 Положения № 637

предусмотрено, что кассовые документы после составления кассиром отчета и его обработки комплектуются в хронологическом порядке, нумеруются, переплетаются в отдельные папки и хранятся в соответствии с законодательством Украины ответственным лицом, на которое руководителем возложена обязанность по их хранению.

Нормативным документом, устанавливающим

сроки хранения возникающей в ходе ведения деятельности предприятия документации, является Перечень типовых документов, которые создаются в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, других учреждений, организаций и предприятий, с указанием сроков хранения документов, утвержденный приказом Главного архивного управления при КМУ от 20.07.98 г. № 41 (далее — Перечень № 41). Согласно этому документу для хранения кассовой документации на предприятии отведен 3-летний срок. При этом:

а) в течение 3 лет (при условии

завершения проверки государственным налоговым органом по вопросам соблюдения налогового законодательства, а в случае возникновения противоречий, споров, следственных и судебных дел — до вынесения окончательного решения) хранятся такие документы:

— кассовые, банковские документы, уведомления банков и переводные требования, выписки банков (

ст. 315 Перечня № 41);

— учетные регистры (главная книга, журналы) (

ст. 321 Перечня № 41);

— вспомогательные и контрольные книги, журналы, картотеки, кассовые книги, оборотные ведомости (

ст. 322 Перечня № 41);

— корешки, копии ордеров, счетов, квитанций, чековых книжек (

ст. 325 Перечня № 41);

— контрольные ленты РРО, книги учета расчетных операций (КУРО) (

ст. 86Д Перечня № 41);

б) в течение 3 лет (в данном случае условие о завершении проверки не выдвигается) хранятся:

— журналы, книги регистрации счетов, кассовых ордеров, доверенностей, платежных поручений и т. п. (

ст. 324 Перечня № 41).

Также напомним, что согласно

п. 2.9 Перечня № 41 исчисление сроков хранения документов начинается с 1 января года, следующего за годом завершения их деловодства. Например, исчисление срока хранения документов, датированных 2004 годом, начинается с 1 января 2005 года. И если такой срок составляет 3 года, то он истечет 1 января 2008 года.

По истечении срока хранения документы уничтожаются (сдаются на макулатуру).

Вывод:

для хранения кассовой документации на предприятии отведен 3-летний срок.

 

 

Кто может заменить кассира

 

Может ли (в случае необходимости) кассовые операции по приему и выдачи наличности осуществлять иное, нежели кассир, лицо?

  

Да,

может. Такая ситуация описана в п. 4.8 Положения № 637. Согласно этому пункту на предприятиях, имеющих одного кассира, в случае необходимости его временной замены по письменному приказу руководителя исполнение обязанностей кассира возлагается на другого работника. При этом на время выполнения таким работником обязанностей кассира с ним заключается договор о полной материальной ответственности.

В том же

пункте также оговаривается ситуация, когда на предприятии штатным расписанием не предусмотрена должность кассира. В таком случае выполнение обязанностей кассира по письменному распоряжению руководителя может возлагаться на бухгалтера или другого работника, с которым при этом заключается договор о полной материальной ответственности. В частности, о возможности совмещения работником должности бухгалтера с должностью кассира также говорилось в п. 3 письма НБУ от 26.09.2005 г. № 11-113/3262-9602 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 64.

Вывод:

заменить кассира может любой работник предприятия, с которым заключен договор о полной материальной ответственности.

 

 

Предприниматели не выписывают приходный кассовый ордер

 

Частный предприниматель работает без РРО и без выписки расчетных квитанций. Может ли он при приеме наличных денежных средств выписывать приходный кассовый ордер?

 

Хотя форма приходного кассового ордера по большому счету и могла бы подойти частному предпринимателю для отражения операции приема наличных денежных средств, однако хотим обратить внимание на мнение НБУ по этому вопросу. Так, в

письме НБУ от 30.10.2006 г. № 25-113/2453-11507 отмечалось, что в соответствии с п. 4.2 Положения № 637 частные предприниматели кассовой книги не ведут, а требования об оформлении кассовых операций приходными и расходными кассовыми ордерами (глава 3 Положения № 637) касается только юридических лиц (предприятий). На основании этого НБУ делал вывод: выписывать кассовые ордера частные предприниматели не могут.

Вместе с тем, как предусмотрено

п. 2.2 Положения № 637, предприниматели ведут учет операций с наличностью в соответствующих книгах учета. Так, для предпринимателей, осуществляющий наличные расчеты с использованием регистраторов расчетных операции (РРО) или расчетных квитанций (РК), такими книгами будут являться книга учета расчетных операций (КУРО), а также книга учета доходов и расходов (по ф. № 10). Соответственно, в этом случае подтверждать прием наличных денежных средств от покупателей в оплату стоимости реализованных товаров (работ, услуг) будут чек РРО или расчетная квитанция. Напомним, требования к оформлению таких расчетных документов оговорены Положением № 614.

Если же предприниматель принимает деньги без применения РРО и РК, то учет операций с наличностью будет отражаться им в книге учета доходов и расходов (ф. № 10). При этом, как предусматривает

п. 15 ст. 3 Закона об РРО, по требованию покупателя предприниматель должен выдать ему чек, накладную или другой письменный документ, удостоверяющий такую продажу. В связи с этим стоит обратить внимание на письмо от 30.12.2005 г. № 13365/6/23-8019 //«Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 37, в котором ГНАУ (ввиду отсутствия законодательно утвержденной формы товарного чека) не возражает против выписки в данном случае предпринимателем товарного чека произвольной формы (однако все же рекомендует включать в него реквизиты чека РРО из п. 3.2 Положения № 614).

Вывод:

предприниматели кассовой книги не ведут и потому выписывать приходные кассовые ордера не могут.

 

 

Инвалютная наличность

 

Предприятие в своей деятельности использует наличную иностранную валюту. Как учесть инвалюту в кассе предприятия? Нужно ли вести для этого отдельную кассовую книгу? Нужно ли устанавливать инвалютный лимит?

 

К сожалению, нормативного документа, подобного

Положению № 637, но касающегося учета кассовых операций с иностранной валютой, в отечественном законодательстве не существует. Так, Правилами № 200 оговорен только порядок использования наличной инвалюты на территории Украины. В результате выходит, что самый оптимальный вариант в данном случае — при оформлении операций с инвалютой руководствоваться по аналогии нормами Положения № 637 и вести учет инвалютных операций аналогично учету кассовых операций в национальной валюте.

При этом для оформления инвалютных кассовых операций можно использовать

типовые формы первичного учета кассовых операций, утвержденные приказом № 51. Тем более что в этом приказе нет оговорки, что эти формы применяются исключительно для учета кассовых операций в национальной валюте. При этом кассовые операции в инвалюте оформляются с выпиской отдельных приходных и расходных кассовых ордеров (имеющих свою нумерацию), ведением отдельного журнала их учета, а также ведением по валютным операциям отдельной кассовой книги. Кстати, в письме от 27.01.2006 г. № 11-113/353-954 НБУ также разъяснял, что для учета операций в иностранной валюте может вестись отдельная кассовая книга, в которой соответствующие суммы отражаются как в гривне, так и в инвалюте.

В случае же если предприятие осуществляет наличные расчеты с использованием

нескольких иностранных валют, то на каждую инвалюту целесообразно завести отдельную кассовую книгу (и при этом по каждому из видов валют выписывать свои кассовые ордера и вести свой журнал их учета).

Что касается установления инвалютного кассового лимита, то согласно

п. 8.11 Правил № 200 лимит остатков иностранной валюты в кассе устанавливается уполномоченным банком только тем субъектам хозяйствования, которым разрешается использовать наличную иностранную валюту как средство платежа, если остатки иностранной валюты при этом остаются в нерабочие часы суток в кассе (напомним, речь о таких платежных операциях и исчерпывающий перечень случаев использования на территории Украины наличной иностранной валюты как средства платежа приведены в главе 6 Правил № 200). В таком случае установления лимита сверхлимитные остатки наличной инвалюты подлежат сдаче в уполномоченный банк и зачислению на текущий инвалютный счет. Правда, если субъекты хозяйствования работают в выходные и праздничные дни, то они могут превышать установленный лимит остатка иностранной валюты в кассе, но не позднее следующего рабочего дня банка должны сдать в уполномоченный банк сверхлимитные остатки.

А вот во всех других случаях лимит кассы в иностранной валюте предприятиям не устанавливается, что отмечал и НБУ в

письме от 17.11.2006 г. № 13-123/4285-12303.

Ну и в заключение также хотим обратить внимание на следующие моменты, касающиеся операций с наличной инвалютой:

— в соответствии с

п. 8.13 Правил № 200 наличная иностранная валюта, полученная предприятиями с собственных текущих инвалютных счетов, используется исключительно на цели, на которые она получена. Таким образом, в отличие от кассовых операций с национальной валютой, по иностранной наличности действует требование о целевом ее использовании. В случае же ее нецелевого использования должностным лицам может грозить админштраф по ст. 1642 КоАП в размере от 8 до 15 ннмдг, т. е. от 136 грн. до 255 грн. (письмо НБУ от 17.11.2006 г. № 13-123/4285-12303). А вот штрафы, предусмотренные Указом № 436 (в том числе и за нецелевое использование), и касающиеся национальной валюты, к операциям с инвалютой не применяются;

— согласно

п. 8.4 Правил № 200 неиспользованный остаток наличной инвалюты, полученной с текущего счета на хознужды (командировки, эксплуатационные расходы, связанные с обслуживанием транспортных средств за границей), должен быть сдан в банк на текущий инвалютный счет предприятия в течение 5 банковских дней с момента оприходования валюты в кассе предприятия.

Вывод:

учет наличных операций в иностранной валюте ведется в отдельной кассовой книге.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно