Отражение малоценных активов в декларации по налогу на прибыль
Предприятие, плательщик НДС, в августе 2007 года приобрело кресло для офиса по цене 1080 грн., в том числе НДС — 180 грн. Предполагаемый срок его полезного использования в хозяйственной деятельности превышает 1 год, метод начисления амортизации в бухгалтерском учете — 100 % при передаче в эксплуатацию. Каким образом расходы на приобретение кресла отразятся в декларации по налогу на прибыль?
(г. Алушта)
Материальные ценности, которые используются в хозяйственной деятельности налогоплательщика более 365 календарных дней с даты ввода их в эксплуатацию, стоимостью, не превышающей 1000 грн., с позиции налогового законодательства не являются основными фондами. На практике они получили название «налоговая малоценка». Согласно
второму абзацу п.п. 8.2.1 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР (далее — Закон о налоге на прибыль) расходы на приобретение таких материальных ценностей включаются в состав валовых расходов и учитываются при пересчете по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль. Увеличение валовых расходов происходит по правилу первого события (п.п. 11.2.1 Закона о налоге на прибыль). Это правило «не работает», если налоговая малоценка приобретается у неплательщика налога на прибыль или «нестандартного» плательщика. Тогда валовые расходы увеличиваются в момент оприходования такой малоценки (п.п. 11.2.3 Закона о налоге на прибыль).Что касается отражения валовых расходов в декларации по налогу на прибыль, то для этого следует использовать строку
04.1 «Витрати на придбання товарів (робіт, послуг), крім визначених у 04.11», при условии, что такая малоценка приобретается для использования в хозяйственной деятельности плательщика. Ведь в налоговом учете малоценка ничем не отличается от запасов.При этом, учитывая требования
п. 5.9 Закона о налоге на прибыль, стоимость не введенного в эксплуатацию кресла по состоянию на конец соответствующего отчетного периода — 3 кварталов — отразится в графе 5 строки А7 таблицы 1 приложения К1/1 к декларации по налогу на прибыль. Там же, по мнению налоговиков, должны отражаться 50 % стоимости введенной в эксплуатацию налоговой малоценки, если в бухучете ее амортизируют по методу 50/50, т. е. 50 % износа начисляют при вводе объекта в эксплуатацию, а оставшиеся 50 % — при списании с баланса (см. письмо ГНАУ от 29.01.2007 г. № 1564/7/15-0217 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 11, письмо ГНАУ от 07.09.2006 г. № 16636/7/31-3017 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 83, с. 16).Если же кресло
было введено в эксплуатацию в III квартале с начислением бухгалтерской амортизации в размере 100 %, то в приложении К1/1 его стоимость не отразится.Для отражения операции по приобретению кресла для офиса в бухгалтерском и налоговом учете используются такие записи:
Учет налоговой малоценки
Содержание операции | Корреспонденция счетов | Сумма, | ВД | ВР | |
дебет | кредит | ||||
Перечислена поставщику предоплата за кресло для офиса | 371 | 311 | 1080 | — | 900* |
*Стоимость приобретенного кресла без НДС сравнивается со стоимостным критерием 1000 грн. Поскольку стоимость кресла без НДС (900 грн.) меньше 1000 грн., то расходы на его приобретение относятся к составу валовых расходов (п.п. 8.2.1 Закона о налоге на прибыль). | |||||
Отражена сумма налогового кредита по НДС | 641 | 644 | 180 | — | — |
Получено кресло от поставщика | 153 | 631 | 900 | — | — |
Списана сумма налогового кредита по ранее начисленной предоплате | 644 | 631 | 180 | — | — |
Введено кресло в эксплуатацию | 112 | 153 | 900 | — | — |
Начислена сумма износа | 92 | 132 | 900 | — | — |
Отражена сумма начисленного износа на забалансовом счете | 09 | — | 900 | — | — |
Осуществлен зачет задолженностей | 371 | 631 | 1080 | — | — |
Марина КОВЕНКО, экономист-аналитик