Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Почта редакции. Продажа основных фондов за наличные требует приобретения торгового патента

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Октябрь, 2007/№ 86
В избранном В избранное
Печать
Ответы на вопросы

Продажа основных фондов за наличные требует приобретения торгового патента

 

Производственное предприятие, реализующее собственную продукцию по безналичному расчету, решило продать своему работнику за наличные автомобиль, числящийся в составе основных фондов. Нужно ли при осуществлении такой разовой продажи приобретать торговый патент?

(г. Львов)

 

Начнем с того, в соответствии с

Законом о патентовании патентованию подлежит любая торговая деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской деятельности или их структурными (обособленными) подразделениями в пунктах продажи товаров.

А под

торговой деятельностью ст. 3 указанного Закона понимает розничную и оптовую торговлю, деятельность в торгово-производственной (общественное питание) сфере за наличные средства, другие наличные платежные средства и с использованием кредитных карточек.

За расшифровкой понятий оптовая и розничная торговля имеет смысл обратиться к

Национальному стандарту Украины «Розничная и оптовая торговля. Термины и определения понятий», утвержденному приказом Госпотребстандарта Украины от 08.06.2004 г. № 130 (ДСТУ 4303:2004).

Так,

оптовая торговля — это вид экономической деятельности в сфере товарооборота, охватывающий куплю-продажу товаров по договорам поставки партиями для последующей их продажи конечному потребителю через розничную торговлю или для производственного потребления и предоставления связанных с этим услуг.

Розничная торговля

— это вид экономической деятельности в сфере товарооборота, охватывающий куплю-продажу товаров конечному потребителю и предоставление ему торговых услуг.

Иными словами, при оптовой торговле товары приобретают для последующей перепродажи, а в розничной — продают конечным потребителям для их личного некоммерческого использования.

Таким образом, если деятельность предприятия соответствует одному из признаков, а именно: осуществляется в сфере розничной или оптовой торговли за наличные средства в пунктах продажи товаров, то для этого необходимо приобрести патент.

В рассматриваемой ситуации операция по продаже предприятием автомобиля (объекта основных фондов), с точки зрения

Закона о патентовании, относится к розничной торговле. Ведь данный Закон никаких исключений в отношении операций с основными фондами не предусматривает. Поэтому, по мнению налоговиков, продажу основных фондов предприятия, если она осуществляется за наличные средства, следует сопровождать приобретением торгового патента. Обойтись без патента можно, только если при оплате товара покупатель воспользуется услугами банка, т. е. если оплата произойдет в безналичной форме (см. письмо ГНА в г. Киеве от 21.06.2004 г. № 697/10/31-105).

Следует предупредить, что здесь не получится применить норму

ч. 10 ст. 3 Закона о патентовании, позволяющую реализовывать без торгового патента продукцию собственного производства работникам, ведь приобретенный объект основных фондов нельзя считать такой продукцией.

Впрочем, смелым налогоплательщикам указанная выше позиция налоговиков, согласно которой

разовую продажу объекта основных фондов следует рассматривать как торговую деятельность, может показаться уж слишком категоричной.

Ведь указанный в вопросе автомобиль когда-то приобретался предприятием в качестве

объекта основных фондов, а не с изначальной целью последующей его продажи. Так что подобного рода разовая продажа как торговая деятельность классифицироваться не может, а значит, и требование относительно приобретения патента при осуществлении такой операции обязательным не является.

К тому же, в аргументации налоговых органов есть слабое место. Они ссылаются на то, что патентованию подлежит торговая деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской деятельности или их структурными (обособленными) подразделениями не где-нибудь, а

в пунктах продажи товаров (ст. 3 Закона о патентовании). Однако указанным Законом предоставлен исчерпывающий перечень пунктов продажи товаров, к которым отнесены лишь:

— магазины и другие торговые точки, находящиеся в отдельных помещениях, зданиях или их частях и имеющие торговый зал для покупателей или использующие для торговли его часть;

— киоски, палатки и другие малые архитектурные формы, занимающие отдельные помещения, но не имеющие встроенного торгового зала для покупателей;

— автомагазины, развозки и другие виды передвижной торговой сети;

— лотки, прилавки и другие виды торговых точек в отведенных для торговой деятельности местах, кроме лотков, прилавков, предоставленных в аренду субъектам предпринимательской деятельности — физическим лицам и находящихся в пределах специализированных предприятий сферы торговли — рынков всех форм собственности;

— стационарные, малогабаритные и передвижные автозаправочные станции, заправочные пункты, осуществляющие торговлю нефтепродуктами и сжиженным газом;

— фабрики-кухни, фабрики-заготовительные, столовые, рестораны, кафе, закусочные, бары, буфеты, открытые летние площадки, киоски и другие пункты общественного питания;

— оптовые базы, склады-магазины или другие помещения, используемые для осуществления оптовой торговли за наличные средства, другие наличные платежные средства и с использованием кредитных карточек.

Как видим, разовая продажа объекта основных фондов никак не увязывается ни с одним из указанных пунктов продажи, а значит, не может относиться ни к рознице, ни к опту (ни тем более к общепиту).

Определенную поддержку

в этом вопросе может оказать позиция Комитета ВР по вопросам финансов и банковской деятельности, изложенная в письме от 23.12.2002 г. № 06-10/685, где сказано, что если деятельность предприятия не была систематической, не имела целью получение прибыли и реализация ценностей осуществлялась с производственных складов предприятия, не являющихся пунктами продажи, исключительный перечень которых указан в Законе о патентовании, предприятие может осуществлять такую деятельность без приобретения торгового патента.

Еще большую уверенность может придать консультация ответственных специалистов ГНАУ, опубликованная в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2004, № 22, где сказано, что

несистематическая (разовая) продажа материалов торговлей не является и приобретения патента не требует.

Для тех же, кто не хочет спорить с проверяющими, самый безболезненный вариант в подобных ситуациях — осуществление платежей путем внесения денежных средств покупателем в кассу банка

для последующего перечисления на текущий счет продавца. Этот вариант поможет продавцу чувствовать себя спокойно и сэкономить деньги на патенте, да и для покупателя он не слишком сложен.

Наталья Белова, экономист-аналитик

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно