Темы статей
Выбрать темы

Почта редакции. Патенты в комиссионной торговле

Редакция НиБУ
Ответы на вопросы

Патенты в комиссионной торговле

 

Предприятие-комитент передало товар на реализацию предприятию-комиссионеру. Расчеты между сторонами договора будут производиться в наличной форме. Кто в этом случае должен приобретать торговый патент?

(г. Донецк)

 

Как известно, патентованию подлежит

торговая деятельность за наличные средства (см. ст. 1 Закона о патентовании). При этом под торговой деятельностью в целях патентования понимается розничная и оптовая торговля, деятельность в торгово-производственной сфере (общественное питание) за наличные средства, другие наличные платежные средства и с использованием кредитных карточек (ч. 2 ст. 3 Закона о патентовании). А торговый патент представляет собой государственное свидетельство, удостоверяющее право субъекта предпринимательской деятельности или его структурного (обособленного) подразделения заниматься патентуемыми видами предпринимательской деятельности.

Таким образом, чтобы ответить на вопрос, кому нужен патент при комиссионной торговле, необходимо выяснить, чья деятельность (комитента или комиссионера) подпадает под деятельность, подлежащую патентованию.

Согласно

ст. 1011 ГКУ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за плату совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. То есть по договору комиссии комитент передает товары на реализацию комиссионеру. А непосредственную реализацию таких товаров, причем уже от своего имени, осуществляет комиссионер.

Получается, что торговую деятельность за наличные средства в пунктах продажи товаров осуществляет именно

комиссионер. Подтверждением тому, что именно комиссионер осуществляет торговую деятельность (розничную торговлю), может служить, в частности, письмо Госкомстата Украины от 05.05.2005 г. № 08/1-1-3/47. В данном письме Госкомстат, ссылаясь на нормы КВЭД и руководствуясь положениями этого Классификатора (в настоящее время — это Классификатор ДК 009:2005), разъяснял, что посредническая деятельность в розничной торговле отдельно не выделяется, а является торговлей и классифицируется в соответствующих подклассах раздела 52 «Розничная торговля; ремонт бытовых изделий и предметов личного употребления» КВЭД в зависимости от вида реализуемого товара (товарной группы), а также места осуществления торговли.

Следовательно,

поскольку именно комиссионер в данном случае осуществляет розничную торговлю, то именно он и должен приобретать торговый патент.

Разумеется, если расчеты комиссионера с покупателями осуществляются

в безналичной форме, то торговый патент комиссионеру не нужен.

Что касается комитента, то его деятельность

не подпадает под определение торговой деятельности в понимании Закона о патентовании (комитент не осуществляет в данном случае розничную торговлю за наличные средства), в связи с чем приобретение торгового патента не требуется. Кроме того, комитенту не нужно приобретать торговый патент и при приеме от комиссионера наличных денежных средств за проданный товар, поскольку эта операция не соответствует определению торговой деятельности.

Наряду с этим нельзя не сказать о требованиях

абзаца второго п. 5.8 Правил № 37, в которых говорится, что денежные средства за проданные товары, принятые на комиссию от юридического лица, перечисляются на его счет в банке.

Попутно напомним, что, по мнению НБУ, комиссионер — юридическое лицо

может рассчитаться наличными с комитентом — юридическим лицом, выполняя свои договорные обязательства за принятые на комиссию и реализованные товары в пределах установленной суммы — 10000 грн. (см. письмо от 26.06.2003 г. № 11-113/1424).

Наталья Белова, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше