Темы статей
Выбрать темы

Среднеучетность подрядника

Редакция НиБУ
Статья

Среднеучетность подрядника

 

К сожалению, многие бухгалтеры без должного внимания относятся к расчету показателей статистических отчетов, в частности, так называемых отчетов по труду. Никого не пугает почти мифический админштраф за искажение этих данных. Подумаешь — единичка сюда, единичка туда... А если от этого зависит искать ли предприятию для приема на работу инвалида? А если таковой не принят — в полном или половинном размере платить административно-хозяйственную санкцию? А если вопрос стоит ребром: можно ли предприятию переходить на упрощенную систему или оставаться на ней в следующем году? Тогда «цена вопроса» идет на тысячи... При этом на практике чаще всего из виду упускается влияние на величину указанных показателей такой категории лиц, как физические лица — подрядники.

 

Александр ГОЛЕНКО, главный редактор

 

Как известно, в национальном законодательстве касательно ситуации, когда для предприятия (как лица юридического) выполняет работы физическое лицо, существует достаточно строгое разделение с точки зрения статуса такого физического лица: таковое может быть или

наемным работником, на которого распространяются все правила трудового распорядка и социальные гарантии с возложением на него трудовых обязанностей (т. е. оформляется трудовой договор), или оно может быть подрядником, т. е. выполнять работы на основании гражданско-правового договора (без соблюдения правил трудового распорядка работы выполняются на свой риск — с получением вознаграждения, при условии приемки заказчиком определенного договором результата работ).

В то же время это самое национальное законодательство явно полагает подобное разделение чересчур упрощенным (видимо, считая грань слишком тонкой, из перечисленных первостепенных критериев различия на первое место ставятся формально общие обстоятельства — то, что выполняются именно

работы и именно физическом лицом). Такой подход находит свое отражение, в частности, в методологии статистических наблюдений, реализованной в Инструкции по статистике количества работников, утвержденной приказом Госкомстата от 28.09.2005 г. № 286 (далее — Инструкция № 286), которая вопреки своему названию предусматривает определение известных количественных показателей предприятия не только в отношении собственно «работников» (т. е. штатных работников и совместителей), но и в отношении физических лиц, которых «работниками» предприятие может назвать лишь с формально-схоластических позиций (на самом деле это подрядники, выполняющие работы в рамках соответствующих гражданско-правовых договоров).

И ладно, если эти показатели и эта

Инструкция № 286 использовались бы только для целей статистики, как об этом твердит Госкомстат: на деле же они достаточно широко применяются и в совсем других — далеких от собственно статистических — целях. Самые одиозные примеры у всех на слуху: критерий для выбора норматива по трудоустройству инвалидов (среднеучетное количество штатных работников за год); расчет коммунального налога (среднеучетное количество штатных работников); один из ограничительных критериев для плательщиков единого налога — юридических лиц (среднее общее количество работников, включая внешних совместителей и лиц, работающих по гражданско-правовым договорам). Самый свежий пример (и наверное, самый наглядный) — своеобразный «гандикап» при подсчете баллов для категорирования предприятия как крупного плательщика налогов, установленный в измененном в соответствии с приказом ГНАУ от 20.08.2007 г. № 497 Порядке учета плательщиков (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 77): для малочисленных предприятий там изобретен показатель, которого нет в Инструкции № 286, — «среднеучетная численность работников» (впрочем, позднее — см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 79, с. 61 — специалисты ГНАУ растолковали, что имели в виду показатель среднеучетного количества штатных работников за год).

После такого вступления перейдем собственно к

Инструкции № 286.

 

Три источника и три составные части

Если этот основополагающий документ станет анализировать сам подрядник, то прежде всего он заметит самое очевидное: из трех усредняемых показателей, установленных в

пункте 1.8 Инструкции № 286, показателя среднеучетного количества штатных работников, показателя среднего общего количества работников и показателя среднего количества всех работников в эквиваленте полной занятости, — на первый — показатель среднеучетного количества штатных работниковподрядник абсолютно не влияет.

Это прямо установлено в

подпункте 2.6.2 Инструкции № 286, согласно которому лица, привлеченные к выполнению работ по гражданско-правовым договорам, не включаются в учетное количество штатных работников. Здесь же установлено другое очень важное правило: если гражданско-правовой договор заключается с работником, состоящим в штате предприятия, т. е. штатный работник предприятия одновременно выступает и в роли подрядника (по аналогии с совместителями такого подрядника можно назвать «внутренним»), то такой работник учитывается только один раз — в среднеучетном количестве штатных работников и вовсе не учитывается в количестве работающих по гражданско-правовым договорам (разумеется, только для целей расчета обсуждаемых здесь количественных показателей).

Что касается второго усредняемого показателя — среднего общего количества работников, — то согласно

пункту 3.1 Инструкции № 286 он складывается из таких трех, в свою очередь, усредняемых показателей: среднеучетного количества штатных работников, среднего количества внешних совместителей и среднего количества работающих по гражданско-правовым договорам.

Понятно, что каждый из этих трех показателей рассчитывается по своим особым правилам, после чего

как результат их сложения получают собственно показатель среднего общего количества работников .

Напрашивается вывод, что каждый подрядник определенно влияет на величину показателя среднего общего количества работников. Однако ранее мы уже обнаружили одно исключение из понятия «каждый» в данном контексте: на величину показателя среднего общего количества работников не влияют «внутренние» подрядники (т. е. штатные работники предприятия, с которыми заключен гражданско-правовой договор на выполнение работ). Есть в

Инструкции № 286 еще одно важное исключение: в абзаце четвертом пункта 3.3 прямо сказано, что «к количеству работающих по гражданско-правовым договорам не принадлежат граждане-предприниматели, выполнявшие работы по гражданско-правовым договорам».

Таким образом,

на величину показателя среднего общего количества работников влияют только «внешние» подрядники, и то при условии, что они просто граждане, а не граждане-предприниматели (как известно, статус предпринимателя подтверждается установленной формы документом, но, по нашему мнению, достаточно указания соответствующих реквизитов в самом гражданско-правовом договоре). Забегая вперед, отметим, что только указанная категория подрядников учитывается и в расчете показателя среднего количества всех работников в эквиваленте полной занятости, т. е. определенно влияет и на величину последнего.

Влиять-то она влияет, но как?

 

Лучше меньше, да лучше

Соответствующие правила установлены тем же

пунктом 3.3 Инструкции № 286, согласно которому среднее количество работающих по гражданско-правовым договорам за месяц (разумеется, речь здесь идет только о тех подрядниках, которые включаются в такой расчет, — во-первых, «внешних», а во-вторых, не имеющих статуса предпринимателя) рассчитывается аналогично методологии определения среднеучетного количества штатных работников с той особенностью, что эти подрядники учитываются как целые единицы в течение всего срока действия договора.

Это значит, что для расчета величины показателя

среднего количества работающих по гражданско-правовым договорам за месяц все начинается именно с определения величины месячного показателя) нужно взять календарь и, начиная с первого числа календарного месяца, записывать на каждый календарный день количество действующих договоров подряда на выполнение работ, исполнителями по которым выступают «внешние» граждане — не предприниматели, причем если срок такого договора не истекает в пятницу (другой предвыходной или предпраздничный день), то такое же количество будет записано и на соответствующие выходной или праздничный дни, и сделать такие записи нужно вплоть до последнего дня месяца, после чего все записанные числа сложить, разделить полученную сумму на общее количество календарных дней в таком месяце, а результат округлить до целого числа по правилу четной цифры (подробности применения этого правила округления описаны в статье «Округление: ничего лишнего» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 27).

Так что, если бы авторы

Инструкции № 286 положили руку на сердце, то они признались бы, что подобным образом фактически подсчитывают отнюдь не среднее количество работающих по гражданско-правовым договорам, как декларирует указанный документ, а среднее количество заключенных гражданско-правовых договоров на выполнение работ с физическими лицами — «внешними» подрядниками. Но это совсем другая песня...

Продолжим.

 

Месяц так же неисчерпаем, как и год

При необходимости определения величины показателя среднего общего количества работников

за период (квартал, полугодие, девять месяцев, год) возникает одна тонкость, которую следует обсудить здесь и сейчас.

Это сделать всего нагляднее на примере определения величины другого показателя — среднеучетного количества штатных работников, потому что в отношении него

Инструкция № 286 максимально щедра на подробности и даже содержит конкретный пример расчета (см. подпункт 3.2.3).

Что касается определения величины этого показателя

за месяц, то благодаря примеру из подпункта 3.2.3 Инструкции № 286 все предельно ясно. А вот если обратиться к порядку определения величины этого же показателя, скажем, за календарный квартал, то абсолютно корректным было бы продолжить соответствующую таблицу (составленную при расчете показателя за первый календарный месяц этого календарного квартала) еще на два следующих календарных месяца этого же квартала. И дальше работать (складывать, делить, округлять) с показателями количества штатных работников за календарные дни всего данного квартала в целом. Но внимание: в подпункте 3.2.5 Инструкции № 286 установлен иной порядок, согласно которому величину показателя, усредненного скажем за квартал (или другой период с начала года) определяют исходя из отдельных показателей за календарные месяцы такого квартала (или другого соответствующего периода). Другими словами, сначала в любом случае следует рассчитать показатель отдельно за каждый календарный месяц из тех, которые входят в календарный квартал (округлив результаты до целого значения), потом эти показатели сложить, разделить на соответствующее количество месяцев в квартале и результат округлить до целого значения.

В чем разница? Разница итоговых результатов (разумеется, она не превысит единицы, но для пограничных ситуаций — например, 7 среднеучетных штатных работников за год или 8; 14 или 15; 50 в среднем всего работников за год или 51, — эта самая единица может сыграть очень серьезную роль для предприятия), — разница между тем, что даст гипотетический порядок расчета, который мы назвали корректным, и тем, что даст порядок расчета, который фактически установлен в

подпункте 3.2.5 (а также и в абзаце пятом пункта 3.3) Инструкции № 286, как обычно в подобных ситуациях может возникнуть из-за округления результатов расчетов : в первом случае округление будет максимум одно (итогового результата), а во втором — округлений будет максимум четыре (каждого месячного результата и потом итогового). Это если считать (усреднять) за календарный квартал, а если за год — округлений всего будет (в общем случае) максимум тринадцать.

Тот факт, что Госкомстат избрал именно такую методологию, вполне объяснимо: для определения годового показателя удобно брать готовые месячные показатели (фигурирующие в соответствующих отчетах). Кстати, и тот факт, что такая методология выбрана сознательно, косвенно подтверждается тем, что для округления результатов (как промежуточных, так и итогового) Госкомстат требует применять именно

правило четной цифры (его еще называют правилом банковского округления), придуманное как раз для подобных схем расчетов.

Здесь следует напомнить о

важном исключении: при составлении формы отчетности № 10-ПІ «Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов» итоговый показатель среднеучетного количества штатных работников за год следует округлить не по правилу четной цифры, а по общему правилу: если первая цифра справа от запятой 5 или больше, то результат увеличивается на 1.

Возвращаясь к обсуждаемой теме, акцентируем внимание на том, что при расчете показателя

среднего количества работающих по гражданско-правовым договорам за известный календарный период с начала календарного года, состоящий из нескольких календарных месяцев (скажем, тот же календарный квартал), применяется аналогичный порядок, установленный в абзаце пятом
пункта 3.3 Инструкции № 286: «Среднее количество... работающих по гражданско-правовым договорам за период с начала года и год определяется путем суммирования количества этих работников за все месяцы с начала года и деления полученной суммы на количество месяцев, т. е. на 2, 3, 4, 5... 12».

Мы настаиваем на том, что порядок должен быть именно

аналогичным (с точки зрения единства методологии), несмотря на то что данная формулировка несколько неудачна в сравнении с более четкой формулировкой подпункта 3.2.5 Инструкции № 286 (сказано же, что к определению количественных показателей штатного персонала Госкомстат подошел более тщательно): «Среднеучетное количество штатных работников за период с начала года (в том числе за квартал, полугодие, 9 месяцев, год) рассчитывается путем суммирования среднеучетного количества штатных работников за все месяцы работы предприятия, прошедшие за период с начала года до отчетного месяца включительно, и деления полученной суммы на количество месяцев в этом периоде, т. е. на 2, 3, 4, 5... 12» (отличия выделены). Напрасно авторы Инструкции № 286 поскупились потом на чернила!

Тем не менее, как уже отмечено, методология аналогичных расчетов отличаться не может, и поэтому мы уверены, что и при определении величины показателя

среднего количества работающих по гражданско-правовым договорам за известный календарный период с начала календарного года, состоящий из нескольких календарных месяцев, следует сначала рассчитать данный показатель отдельно за каждый календарный месяц из тех, которые входят в период (округлив результаты до целого значения по правилу четной цифры), потом эти показатели сложить, разделить на соответствующее количество месяцев в периоде и результат округлить до целого значения тоже по правилу четной цифры.

 

Прежде чем объединиться, нужно размежеваться

А теперь вернемся к обсуждению

показателя среднего общего количества работников, который, как отмечено ранее, в свою очередь, складывается из таких трех показателей: среднеучетного количества штатных работников, среднего количества внешних совместителей и среднего количества работающих по гражданско-правовым договорам.

Здесь тоже не обошлось без тонкостей.

Впрочем, что касается общего правила — в любом случае

начинать следует с определения величин усредняемых показателей за каждый календарный месяц отдельно (с округлением каждого из результатов до целых единиц), — то как раз этот момент никаких сомнений не вызывает. Однако при необходимости определения величины показателя среднего общего количества работников предприятия за известный календарный период с начала календарного года, состоящий из нескольких календарных месяцев, то тут банальная эрудиция услужливо подсказывает как минимум два варианта: первый — сначала путем сложения трех месячных показателей (среднеучетного количества штатных работников, среднего количества внешних совместителей и среднего количества работающих по гражданско-правовым договорам) получить соответствующий месячный показатель среднего общего количества работников, а потом действовать по описанному ранее алгоритму — сложить месячные показатели среднего общего количества работников, разделить сумму на количество месяцев в периоде, округлить; второй — сначала применить описанный выше алгоритм, рассчитав каждый из трех показателей за период (среднеучетное количество штатных работников за период, среднее количество внешних совместителей за период и среднее количество работающих по гражданско-правовым договорам за период), т. е. получив по одной величине каждого из них — усредненной за весь период расчета, — а затем сложить эти три (кстати, целочисленные) показателя и получить искомую величину показателя среднего общего количества работников предприятия за известный календарный период с начала календарного года.

Интересно, что если сравнить между собой эти два варианта с точки зрения количества возможных округлений, то, исключив из рассмотрения все округления месячных показателей (потому что для обоих вариантов их может получиться равное количество), мы увидим, что в первом варианте расчета возможно максимум одно округление (итогового результата), а во втором — максимум три (по одному для каждого из усредняемых показателей).

Не будем темнить: Госкомстат выбрал

второй вариант (см. мнение специалиста — «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 83, с. 60).

Этот вывод прямо следует из

пункта 3.1 Инструкции № 286, который заслуживает того, чтобы его процитировали:

«Среднее количество работников предприятия

за период (месяц, квартал, с начала года, год) определяется как сумма таких показателей:

среднеучетного количества штатных работников;

среднеучетного количества внешних совместителей;

среднего количества работающих по гражданско-правовым договорам».

Смотрите: если не придираться к формулировке этой новеллы (в частности, по поводу текста в скобках), то для любого из упоминаемых в ней периодов с начала года ее нельзя понять иначе, чем вот так, например: «Среднее количество работников предприятия

за год определяется как сумма показателей среднеучетного количества штатных работников за год, среднеучетного количества внешних совместителей за год и среднего количества работающих по гражданско-правовым договорам за год».

Другими словами, алгоритм определения величины

показателя среднего общего количества работников предприятия за известный календарный период с начала календарного года выглядит так:

1) рассчитываются (при наличии соответствующих категорий физических лиц) соответственно среднеучетное количество штатных работников, среднеучетное количество внешних совместителей, среднее количество работающих по гражданско-правовым договорам — каждый показатель

отдельно за каждый календарный месяц отчетного периода с начала календарного года (с округлением каждого такого показателя до целых единиц по правилу четной цифры);

2) рассчитываются (при наличии соответствующих категорий физических лиц) соответственно среднеучетное количество штатных работников

за период, среднеучетное количество внешних совместителей за период, среднее количество работающих по гражданско-правовым договорам за период — все с начала календарного года (с округлением каждого из этих трех показателей до целых единиц по правилу четной цифры);

3) полученные показатели складываются, давая итоговый (целочисленный) результат.

Касаясь определения этого показателя, если уж на то пошло, нельзя не упомянуть в одном слове о

совместителях : внутренние на величину соответствующего показателя не оказывают абсолютно никакого влияния, внешние же влияют точно так же, как на свой показатель влияют «внешние» подрядники: тоже учитываются как целые единицы независимо от продолжительности рабочего времени в течение всего срока действия договора (правда, в случае совместительства — договора трудового).

 

Отчетность должна быть понятной народу

Обсуждением подробностей порядка расчета

показателя среднего количества всех работников в эквиваленте полной занятости утомлять не будем. Во-первых, потому что этот показатель востребован действительно только для целей статистики, а во-вторых, в Инструкции № 286 имеется достаточно наглядный (и с некоторых пор достаточно верный) пример его расчета (см. приложение к ней).

Что же касается возможного влияния на величину этого показателя собственно подрядников, то заметим, что оно абсолютно аналогично описанному ранее: во-первых, здесь учитываются подрядники только «внешние» и при этом не имеющие статуса предпринимателя; во-вторых, фактически при этом учитывается не столько количество таких лиц, сколько количество договоров подряда на выполнение работ, заключенных с ними по состоянию на определенную календарную дату; в-третьих, что касается определения величины этого показателя за период с начала года, то тут авторы

Инструкции № 286 не стали выдумывать ничего нового и в пункте 4.7 написали: «Порядок исчисления среднего количества всего персонала в эквиваленте полной занятости за месяц, период с начала года, неполный отчетный период аналогичен порядку, изложенному в разделе 3 Инструкции». То есть справедливо все сказанное ранее.

Для полноты картины акцентируем внимание на порядке проведения расчетов в контексте статьи в случаях, если фактически предприятие было создано не первого или наоборот — ликвидировано — не последнего числа календарного месяца (для месячных показателей) либо соответственно не 1 января или не 31 декабря (для годовых показателей или любых показателей за

период с начала календарного года — причем не обязательно с самого начала). В таких случаях (согласно подпунктам 3.2.4 и 3.2.6 Инструкции № 286 соответственно) в расчетах усредняемых показателей единственные отличия такие: при усреднении месячных показателей фактические данные о количестве штатных работников, совместителей и заключенных договоров подряда на выполнение работ физлицами делить нужно не на фактическое количество дней, которые предприятие существовало в первом или последнем своем календарном месяце, а на полное (согласно календарю) количество дней такого месяца; при усреднении за календарный год — на полное количество месяцев в календарном году. Например, если предприятие создано 12 марта 2007 года, то при расчете средних показателей за март делить нужно не на 20, а на 31, а при расчете средних годовых показателей — не на 10, а на 12. Это крайне важный момент, который часто тоже упускают из виду.

Отсюда можно сделать еще один важный вывод:

если в течение, например, календарного года были такие календарные месяцы, когда на предприятии вообще не работало внешних совместителей или вообще не было заключенных гражданско-правовых договоров на выполнение работ «внешними» подрядниками, а в другие календарные месяцы — были, то при расчете среднегодовых показателей все равно делить нужно на полное количество месяцев в году, т. е. на 12.

Кстати говоря, напомним, что согласно

статье 1 Указа Президента Украины от 28.06.99 г. № 746/99 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» в отношении юридических лиц установлено такое ограничение: «за год среднеучетная численность работающих не превышает 50 человек». При этом пунктом 1 разъясняющего постановления КМУ от 16.03.2000 г. № 507 определено, что, в частности, в цитируемой норме «год» — это именно календарный год.

В заключение акцентируем внимание на том обстоятельстве, что в отличие от расчетов по штатным работникам или совместителям, когда в качестве первичного документа используется табель учета их рабочего времени, —

для расчетов по подрядникам первичными документами являются гражданско-правовые договоры с «внешними» физлицами на выполнение работ (а исходными данными — сведения о сроках действия таких договоров). Понятно, что поскольку подрядник не связан ограничениями трудового законодательства, то, работая по 25 часов в сутки, он может выполнять работы за очень короткий срок. настолько короткий, чтобы своими нежелательными единицами не сильно влиять на величины соответствующих показателей отчетов по труду. Это бывает очень желательным, если существует количественное ограничение сверху по мотивам, далеким от сугубо статистических. Например, можно заключить договоры сроком действия на месяц с 10 подрядниками, и это даст величину соответствующего показателя, равную 10, а можно с теми же 10 подрядниками заключить такие же договоры сроком на 3 дня каждый, и тогда величина среднего за месяц показателя будет равна 1.

А то и меньше...

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше