Темы статей
Выбрать темы

Мнение специалистов официальных органов. Уплата сбора за специальное использование водных ресурсов бюджетными учреждениями

Редакция НиБУ
Статья

Уплата сбора за специальное использование водных ресурсов бюджетными учреждениями

 

Подпунктом 13 п. 1 ст. 14 Закона Украины «О системе налогообложения» от 25.06.91 г. № 1251-ХІІ

к общегосударственным налогам и сборам отнесен сбор за использование природных ресурсов. В перечень природных ресурсов общегосударственного значения входят подземные воды и поверхностные воды, которые находятся или используются на территории более чем одной области. При этом специальное водопользование согласно ст. 49 Водного кодекса является платным.

Сбор за специальное использование водных ресурсов включает сбор за использование воды водных объектов и за сброс загрязняющих веществ. Размер сбора за использование воды определяется на основании нормативов сбора, фактических объемов использованной воды и установленных лимитов использования воды

(ст. 30 Водного кодекса).

В соответствии с

Порядком взимания сбора за специальное использование водных ресурсов и сбора за пользование водами для нужд гидроэнергетики и водного транспорта, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 16.08.99 г. № 1494 (далее — Порядок), сбор за специальное использование водных ресурсов взимается за использование воды из водных объектов, забранной с применением сооружений или технических устройств, а также от других водопользователей, и сброс в них обратных вод.

Пунктом 2.1 Инструкции о порядке исчисления и взимания сбора за специальное использование водных ресурсов и сбора за пользование водами для нужд гидроэнергетики и водного транспорта

, утвержденной совместным приказом Минфина Украины, ГНАУ, Минэкономики Украины, Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины от 01.10.99 г. № 231/539/118/219 (далее — Инструкция № 231), установлено, что плательщиками сбора, в частности, являются предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности, их филиалы, отделения, другие обособленные подразделения, использующие водные ресурсы и пользующиеся водами для нужд гидроэнергетики и водного транспорта.

Водопользователи, которые осуществляют забор воды из водного объекта или используют в установленном законодательством порядке воду, полученную от других водопользователей, имеют соответственно разрешения на специальное водопользование или

договоры на поставку воды. Водопользователям в установленном порядке утверждаются лимиты использования водных ресурсов.

Согласно

п. 5 Порядка и п. 4.1 Инструкции № 231 объектом исчисления сбора за специальное использование водных ресурсов является фактический объем воды, используемый водопользователями (за исключением объема воды, переданной населению) с учетом объема потерь воды в их системах водоснабжения. При начислении сбора за специальное водопользование учитываются фактический объем использованной воды и норматив сбора.

Пунктом 4.5 Инструкции № 231

предусмотрено, что при использовании водопользователями воды одновременно для собственных нужд и для нужд объектов социально-культурного назначения, жилищно-коммунального хозяйства (за исключением объема воды, переданной населению), подсобного сельского и рыбного хозяйства или других вспомогательных служб сборы в бюджеты вносят за всю фактически использованную воду с учетом объема потерь воды в их системах водоснабжения. В то же время сбор за специальное использование водных ресурсов не взимается за воду, используемую для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд населения, в том числе для удовлетворения исключительно собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности (п. 4.8 Инструкции № 231).

Таким образом, бюджетные учреждения, в том числе заведения здравоохранения, образования и социальной защиты населения, дошкольные детские заведения, которые в своей деятельности используют воду

только для питьевых и санитарно-гигиенических нужд, не являются плательщиками сбора за специальное использование водных ресурсов. Если указанные учреждения используют воду одновременно для питьевых и санитарно-гигиенических нужд, для хозяйственно-бытовых, лечебных, оздоровительных и других нужд, они уплачивают сбор за специальное использование водных ресурсов на общих основаниях за всю фактически использованную воду, с учетом объема потерь воды в системах водоснабжения.

Объем использованной воды определяется водопользователями

самостоятельно на основании данных первичного учета по показаниям измерительных приборов (п. 4.6 Инструкции № 231).

Если водопотребление бюджетного учреждения осуществляется

отдельными водоводами и объемы такого водопотребления по направлениям использования можно определить водомером, то объемы воды, переданные исключительно для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд, не включаются в налогооблагаемый объем воды.

Финансирование уплаты налогов бюджетными учреждениями, в том числе и сбора за специальное использование водных ресурсов, следует предусмотреть

в смете расходов на основании соответствующих расчетов.

Анатолий ЮРЧЕНКО,
 начальник отдела администрирования ресурсных (рентных) и неналоговых платежей ГНА в Харьковской области

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше