Что необходимо знать о сборе за спецводопользование
В данной статье ответим на самые распространенные вопросы, связанные с порядком расчета и уплаты сбора за специальное использование водных ресурсов бюджетными организациями, заполнения и предоставления соответствующей отчетности.
Светлана ФЕДОРЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Документы статьи
Водный кодекс
— Водный кодекс Украины от 06.06.95 г. № 213/95-ВР.Закон № 398
— Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам налогообложения» от 30.11.2006 г. № 398-V.Закон № 2181
— Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.Порядок № 1494
— Порядок взимания сбора за специальное использование водных ресурсов и сбора за пользование водами для нужд гидроэнергетики и водного транспорта, утвержденный постановлением КМУ от 16.08.99 г. № 1494.Инструкция № 231
— Инструкция о порядке исчисления и взимания сбора за специальное использование водных ресурсов и сбора за пользование водами для нужд гидроэнергетики и водного транспорта, утвержденная совместным приказом Минфина, ГНАУ, Министерства экономики Украины, Минэкобезопасности от 01.10.99 г. № 231/539/118/219.Разъяснения № 194
— Разъяснения по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденные приказом Госказначейства Украины от 04.11.2004 г. № 194 (в редакции приказа Госказначейства Украины от 08.12.2006 г. № 330).Сбор за специальное использование водных ресурсов
(далее — водосбор) — один из обязательных общегосударственных налогов и сборов, взимаемый за использование воды из водных объектов, забранной с применением сооружений или технических устройств, и сброс в них сточных вод.Вопросы исчисления и уплаты водосбора регулируются
Порядком № 1494 и Инструкцией № 231.
Существуют ли льготы по уплате водосбора для бюджетных организаций
Безусловно, главный вопрос, который интересует любое бюджетное учреждение: какие предусмотрены льготы по уплате водосбора для учреждений и организаций, которые полностью содержатся за счет государственного или местных бюджетов?
Действительно, при определенных условиях водосбор не взимается. Рассмотрим, в чем они состоят.
Так, согласно
ст. 30 Водного кодекса плательщиками водосбора являются предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, их филиалы, отделения, другие обособленные подразделения, а также граждане — субъекты предпринимательской деятельности, которые используют водные ресурсы.Однако это правило
не применяется, если вода используется для удовлетворения собственных питьевых и санитарно-гигиенических потребностей предприятий, учреждений и организаций — субъектов предпринимательской деятельности (п. 4.8 Инструкции № 231).Другими словами, если бюджетное учреждение или организация использует воду
исключительно для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических потребностей, то водосбор не взимается. На это обращает внимание также ГНАУ в письме от 16.06.2007 г. № 12216/7/15-0817 (см. на с. 8 этого номера). При этом главное налоговое ведомство акцентирует внимание, что к понятию «удовлетворение питьевых и санитарно-гигиенических потребностей» относится использование воды для личного потребления работниками, а также в санузлах, рукомойниках, душевых кабинах и для обеспечения соответствующего санитарно-гигиенического состояния перечисленных помещений и рабочих мест работников.Вместе с тем следует иметь в виду тот случай, когда исключение, содержащееся в
п. 4.8 Инструкции № 231, не применяется. Так, если бюджетные учреждения, организации используют воду одновременно для удовлетворения собственных потребностей, а также для осуществления деятельности в сфере общественного питания (приготовления еды), для осуществления лечебных процедур и т. п., то водосбор взимается на общих основаниях. При этом исчисление и уплата водосбора производятся за всю фактически использованную воду с учетом объема потерь воды в системах водоснабжения.По данному вопросу высказывал аналогичное мнение и Государственный комитет Украины по водному хозяйству в
письме от 29.11.2005 г. № МБ/9-688.В связи с этим возникает вопрос: а как быть с уплатой водосбора, если помещение арендуют?
Если помещение арендуют
Нередки случаи, когда бюджетные учреждения сдают здания (или их часть) в аренду. В данной ситуации порядок уплаты водосбора будет зависеть от того, с какой целью сдается помещение и для каких нужд используется вода.
Рассмотрим два варианта:
первый — помещение арендуется под офис; второй — помещение арендуется под производственные нужды (например, для осуществления деятельности в сфере общественного питания и т. п.). В данном случае бюджетное учреждение использует воду исключительно для удовлетворения собственных потребностей.В первом
варианте арендатор использует воду исключительно для удовлетворения собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд, и поэтому такое потребление воды не является объектом для взимания водосбора. В данном случае ни у арендодателя, ни у арендатора не возникает оснований для уплаты водосбора.Во втором
— арендатор использует воду не только для питьевых и санитарно-гигиенических потребностей, но и расходует воду на производственные цели. Следовательно, бюджетному учреждению водосбор необходимо уплачивать на общих основаниях за весь объем потребленной воды — как для удовлетворения собственных питьевых и санитарно-гигиенических потребностей бюджетного учреждения, так и за воду, потребленную арендатором для производственных нужд. Безусловно, такой вариант для бюджетного учреждения не совсем приемлем.Выход из данной ситуации может быть следующим: бюджетное учреждение полностью оплачивает стоимость услуг водоснабжения и водоотведения, а затем рассчитывает долю услуг, потребленных арендатором. При этом, кроме договора аренды помещения, между арендатором и арендодателем должен быть заключен договор о возмещении расходов балансодержателя на содержание арендованного помещения и предоставление коммунальных услуг арендатору. Примерная форма такого договора утверждена
приказом Фонда госимущества Украины от 23.08.2000 г. № 1774.Однако данный подход целесообразен только тогда, когда бюджетное учреждение (арендодатель) само является плательщиком водосбора. В противном случае следует
установить отдельные счетчики для учета воды, потребленной непосредственно бюджетным учреждением и арендатором. В результате чего учреждение будет продолжать использовать воду только для собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд, не являясь при этом плательщиком водосбора, а арендатор будет самостоятельно оплачивать услуги за потребленную воду.
Уплата водосбора филиалами
Согласно требованиям
Инструкции № 231 филиалы, отделения, другие обособленные подразделения (далее — филиалы) являются плательщиками сбора за специальное использование водных ресурсов. Порядок уплаты водосбора такими плательщиками урегулирован п.п. 2.2 и п.п. 2.3 Инструкции № 231.
Вид филиала | Кто уплачивает водный сбор |
Филиалы, которые имеют банковские счета, ведут отдельный бухгалтерский учет своей деятельности, составляют отдельный баланс | Такие филиалы уплачивают водосбор самостоятельно по месту налоговой регистрации (месту пребывания на налоговом учете в органах ГНС) — п.п. 2.2 Инструкции № 231 |
Филиалы, которые не имеют банковских счетов, не ведут отдельного бухгалтерского учета своей деятельности, не составляют отдельного баланса | Водосбор уплачивается учреждением-водопользователем, в состав которого входят такие филиалы, по месту налоговой регистрации (месту нахождения на налоговом учете в органах ГНС) таких филиалов — 2.3 Инструкции № 231 |
При этом согласно
п.п. 2.4 Инструкции № 231 ответственность за своевременную и полную уплату водосбора несут учреждения-водопользователи, в составе которых находятся филиалы.
Объект исчисления и нормативы водосбора
Согласно
п. 5 Порядка № 1494 объектом исчисления сбора за специальное использование водных ресурсов является фактический объем воды, который используют водопользователи, с учетом объема потерь воды в их системах водоснабжения в соответствии с установленными нормативами.Объем использованной воды определяется водопользователями самостоятельно по показателям измерительных приборов. Если таковые отсутствуют, то объем использованной воды определяется по технологическим данным (
п. 13 Порядка № 1494).Нормативы сбора за специальное водопользование на 2007 год утверждены
Законом № 398 и применяются с 1 января 2007 года. По сравнению с нормативами, которые применялись в 2006, новые нормативы увеличись. Из этого следует, что ежегодная индексация нормативов водосбора, предусмотренная постановлением КМУ от 06.11.2003 г. № 1735, в 2007 году не проводится (см. письмо ГНАУ от 17.01.2007 г. № 619/7/15-0817).Кроме того, напомним, что в случае превышения водопользователями годового лимита (устанавливается в разрешении на специальное водопотребление) водосбор исчисляется
в пятикратном размере.Объемы фактически использованной воды отражаются в отчетной форме «Расчет сбора за специальное использование водных ресурсов и сбора за пользование водами для нужд гидроэнергетики», приведенной в приложении 2 к
Инструкции № 231 (далее — Расчет).Одновременно с предоставлением Расчета в налоговый орган подается копия статистического отчета об использовании воды по форме № 2-ТП (водгосп), утвержденной
приказом Госкомстата Украины от 30.09.97 г. № 230.Согласно
п. 6 Инструкции № 231 расчет водосбора заполняется нарастающим итогом с начала года (за I квартал, полугодие, 9 месяцев и год) и предоставляется в налоговые органы по месту налоговой регистрации плательщика в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного квартала.
Как исправить ошибку
Порядок заполнения Расчета довольно прост, однако и при его составлении возможны ошибки. Как же исправить допущенную ошибку?
Исправление ошибок в исчислении водосбора осуществляется
только через новый (уточненный) Расчет, поскольку исправление ошибок прошлых периодов в текущем Расчете не предусмотрено.При заполнении нового (уточненного) Расчета ставится отметка в соответствующем поле, далее все строки (до строки 20) заполняются верными показателями.
В строке 20 отражается показатель строки 16 — сумма к начислению — по ошибочному (исправляемому) Расчету. После чего суммы к начислению по уточненному и ошибочному расчетам сравниваются (строка 16 и строка 20 уточненного Расчета) и результат сравнения отражается либо в строке 22 (недоплата), либо в строке 24 (переплата) уточненного Расчета.
Если при исправлении ошибки обнаружена недоплата (недоимка) по налогу, то, помимо погашения такой недоплаты (недоимки), необходимо уплатить штраф в размере
5 % суммы недоплаты (недоимки) — п. 17.2 ст. 17 Закона № 2181. Для отражения данного штрафа в Расчете предусмотрены строки 26 и 27 (обратите внимание: в них приведен неверный размер штрафа в размере 10 %). Если же уточняющий Расчет с исправленными показателями предоставлен до истечения предельного срока предоставления Расчета — штрафные санкции не применяются.В строке 28 кратко указывается причина, которая повлияла на размер налогового обязательства по водосбору.
Какая ответственность предусмотрена за непредоставление Расчета и неуплату водосбора
За нарушение налогового законодательства относительно предоставления Расчета и уплаты водосбора предусмотрены следующие штрафы:
Нарушение | Ответственность |
Непредоставление или задержка предоставления Расчета | Штраф в размере десяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (170 грн.) за каждое непредоставление или задержку предоставления Расчета (как Расчета на год, так и Расчета по приобретенным в течение года транспортным средствам) — п.п. 17.1.1 ст. 17 Закона № 2181* |
* Если определение или доначисление налогового обязательства производится налоговыми органами, применяются штрафные санкции в соответствии с пп. 17.1.2 — 17.1.6 Закона № 2181. | |
Неуплата налога в установленные сроки | Штраф в таких размерах ( п.п. 17.1.7 ст. 17 Закона № 2181)*:— при задержке до 30 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока уплаты согласованной суммы налогового обязательства, — в размере 10 % погашенной суммы налогового долга; — при задержке от 31 до 90 календарных дней включительно — в размере 20 % погашенной суммы налогового долга; — при задержке более 90 календарных дней — в размере 50 % погашенной суммы налогового долга |
* Начисляется пеня на сумму налогового долга (включая сумму штрафных санкций при их наличии) | |
Арифметическая или методологическая ошибка в Расчете (выявленная контролирующим органом в ходе камеральной проверки) | Штраф в размере 5 % от суммы доначисленного налогового обязательства, но не менее одного не облагаемого налогом минимума доходов граждан (17 грн.) совокупно за весь срок недоимки, независимо от количества прошедших налоговых периодов — п.п. 17.1.4 ст. 17 Закона № 2181 |
Статьей 1632 Кодекса об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X
предусмотрены также административные штрафы, налагаемые на руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, виновных в непредоставлении или несвоевременном предоставлении платежных поручений на перечисление подлежащих уплате налогов, сборов (обязательных платежей), — от 85 до 170 грн. За повторное нарушение в течение года — от 170 до 255 грн.
Отражение в учете расходов по уплате водосбора
Расходы по уплате водосбора согласно
Разъяснениям № 194 отражаются по коду экономической классификации расходов 1139 «Оплата прочих услуг и прочие расходы».В бухгалтерском учете начисление водосбора отражается проводкой:
Дт 801, 802, 811 — Кт 641. При уплате водосбора производится запись:Дт 641— Кт 321, 323.