Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Бюджетный учет. Что необходимо знать о сборе за спецводопользование

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Сентябрь, 2007/№ 71
В избранном В избранное
Печать
Статья

Что необходимо знать о сборе за спецводопользование

 

В данной статье ответим на самые распространенные вопросы, связанные с порядком расчета и уплаты сбора за специальное использование водных ресурсов бюджетными организациями, заполнения и предоставления соответствующей отчетности.

 

Светлана ФЕДОРЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Водный кодекс

— Водный кодекс Украины от 06.06.95 г. № 213/95-ВР.

Закон № 398

Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам налогообложения» от 30.11.2006 г. № 398-V.

Закон № 2181

Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

Порядок № 1494

— Порядок взимания сбора за специальное использование водных ресурсов и сбора за пользование водами для нужд гидроэнергетики и водного транспорта, утвержденный постановлением КМУ от 16.08.99 г. № 1494.

Инструкция № 231

— Инструкция о порядке исчисления и взимания сбора за специальное использование водных ресурсов и сбора за пользование водами для нужд гидроэнергетики и водного транспорта, утвержденная совместным приказом Минфина, ГНАУ, Министерства экономики Украины, Минэкобезопасности от 01.10.99 г. № 231/539/118/219.

Разъяснения № 194

— Разъяснения по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденные приказом Госказначейства Украины от 04.11.2004 г. № 194 (в редакции приказа Госказначейства Украины от 08.12.2006 г. № 330).

Сбор за специальное использование водных ресурсов

(далее — водосбор) — один из обязательных общегосударственных налогов и сборов, взимаемый за использование воды из водных объектов, забранной с применением сооружений или технических устройств, и сброс в них сточных вод.

Вопросы исчисления и уплаты водосбора регулируются

Порядком № 1494 и Инструкцией № 231.

 

Существуют ли льготы по уплате водосбора для бюджетных организаций

Безусловно, главный вопрос, который интересует любое бюджетное учреждение: какие предусмотрены льготы по уплате водосбора для учреждений и организаций, которые полностью содержатся за счет государственного или местных бюджетов?

Действительно, при определенных условиях водосбор не взимается. Рассмотрим, в чем они состоят.

Так, согласно

ст. 30 Водного кодекса плательщиками водосбора являются предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, их филиалы, отделения, другие обособленные подразделения, а также граждане — субъекты предпринимательской деятельности, которые используют водные ресурсы.

Однако это правило

не применяется, если вода используется для удовлетворения собственных питьевых и санитарно-гигиенических потребностей предприятий, учреждений и организаций — субъектов предпринимательской деятельности (п. 4.8 Инструкции № 231).

Другими словами, если бюджетное учреждение или организация использует воду

исключительно для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических потребностей, то водосбор не взимается. На это обращает внимание также ГНАУ в письме от 16.06.2007 г. № 12216/7/15-0817 (см. на с. 8 этого номера). При этом главное налоговое ведомство акцентирует внимание, что к понятию «удовлетворение питьевых и санитарно-гигиенических потребностей» относится использование воды для личного потребления работниками, а также в санузлах, рукомойниках, душевых кабинах и для обеспечения соответствующего санитарно-гигиенического состояния перечисленных помещений и рабочих мест работников.

Вместе с тем следует иметь в виду тот случай, когда исключение, содержащееся в

п. 4.8 Инструкции № 231, не применяется. Так, если бюджетные учреждения, организации используют воду одновременно для удовлетворения собственных потребностей, а также для осуществления деятельности в сфере общественного питания (приготовления еды), для осуществления лечебных процедур и т. п., то водосбор взимается на общих основаниях. При этом исчисление и уплата водосбора производятся за всю фактически использованную воду с учетом объема потерь воды в системах водоснабжения.

По данному вопросу высказывал аналогичное мнение и Государственный комитет Украины по водному хозяйству в

письме от 29.11.2005 г. № МБ/9-688.

В связи с этим возникает вопрос: а как быть с уплатой водосбора, если помещение арендуют?

 

Если помещение арендуют

Нередки случаи, когда бюджетные учреждения сдают здания (или их часть) в аренду. В данной ситуации порядок уплаты водосбора будет зависеть от того, с какой целью сдается помещение и для каких нужд используется вода.

Рассмотрим два варианта:

первый — помещение арендуется под офис; второй — помещение арендуется под производственные нужды (например, для осуществления деятельности в сфере общественного питания и т. п.). В данном случае бюджетное учреждение использует воду исключительно для удовлетворения собственных потребностей.

В первом

варианте арендатор использует воду исключительно для удовлетворения собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд, и поэтому такое потребление воды не является объектом для взимания водосбора. В данном случае ни у арендодателя, ни у арендатора не возникает оснований для уплаты водосбора.

Во втором

— арендатор использует воду не только для питьевых и санитарно-гигиенических потребностей, но и расходует воду на производственные цели. Следовательно, бюджетному учреждению водосбор необходимо уплачивать на общих основаниях за весь объем потребленной воды — как для удовлетворения собственных питьевых и санитарно-гигиенических потребностей бюджетного учреждения, так и за воду, потребленную арендатором для производственных нужд. Безусловно, такой вариант для бюджетного учреждения не совсем приемлем.

Выход из данной ситуации может быть следующим: бюджетное учреждение полностью оплачивает стоимость услуг водоснабжения и водоотведения, а затем рассчитывает долю услуг, потребленных арендатором. При этом, кроме договора аренды помещения, между арендатором и арендодателем должен быть заключен договор о возмещении расходов балансодержателя на содержание арендованного помещения и предоставление коммунальных услуг арендатору. Примерная форма такого договора утверждена

приказом Фонда госимущества Украины от 23.08.2000 г. № 1774.

Однако данный подход целесообразен только тогда, когда бюджетное учреждение (арендодатель) само является плательщиком водосбора. В противном случае следует

установить отдельные счетчики для учета воды, потребленной непосредственно бюджетным учреждением и арендатором. В результате чего учреждение будет продолжать использовать воду только для собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд, не являясь при этом плательщиком водосбора, а арендатор будет самостоятельно оплачивать услуги за потребленную воду.

 

Уплата водосбора филиалами

Согласно требованиям

Инструкции № 231 филиалы, отделения, другие обособленные подразделения (далее — филиалы) являются плательщиками сбора за специальное использование водных ресурсов. Порядок уплаты водосбора такими плательщиками урегулирован п.п. 2.2 и п.п. 2.3 Инструкции № 231.

 

Вид филиала

Кто уплачивает водный сбор

Филиалы, которые имеют банковские счета, ведут отдельный бухгалтерский учет своей деятельности, составляют отдельный баланс

Такие филиалы уплачивают водосбор самостоятельно по месту налоговой регистрации (месту пребывания на налоговом учете в органах ГНС) —

п.п. 2.2 Инструкции № 231

Филиалы, которые

не имеют банковских счетов, не ведут отдельного бухгалтерского учета своей деятельности, не составляют отдельного баланса

Водосбор уплачивается учреждением-водопользователем, в состав которого входят такие филиалы, по месту налоговой регистрации (месту нахождения на налоговом учете в органах ГНС)

таких филиалов2.3 Инструкции № 231

  

При этом согласно

п.п. 2.4 Инструкции № 231 ответственность за своевременную и полную уплату водосбора несут учреждения-водопользователи, в составе которых находятся филиалы.

 

Объект исчисления и нормативы водосбора

Согласно

п. 5 Порядка № 1494 объектом исчисления сбора за специальное использование водных ресурсов является фактический объем воды, который используют водопользователи, с учетом объема потерь воды в их системах водоснабжения в соответствии с установленными нормативами.

Объем использованной воды определяется водопользователями самостоятельно по показателям измерительных приборов. Если таковые отсутствуют, то объем использованной воды определяется по технологическим данным (

п. 13 Порядка № 1494).

Нормативы сбора за специальное водопользование на 2007 год утверждены

Законом № 398 и применяются с 1 января 2007 года. По сравнению с нормативами, которые применялись в 2006, новые нормативы увеличись. Из этого следует, что ежегодная индексация нормативов водосбора, предусмотренная постановлением КМУ от 06.11.2003 г. № 1735, в 2007 году не проводится (см. письмо ГНАУ от 17.01.2007 г. № 619/7/15-0817).

Кроме того, напомним, что в случае превышения водопользователями годового лимита (устанавливается в разрешении на специальное водопотребление) водосбор исчисляется

в пятикратном размере.

Объемы фактически использованной воды отражаются в отчетной форме «Расчет сбора за специальное использование водных ресурсов и сбора за пользование водами для нужд гидроэнергетики», приведенной в приложении 2 к

Инструкции № 231 (далее — Расчет).

Одновременно с предоставлением Расчета в налоговый орган подается копия статистического отчета об использовании воды по форме № 2-ТП (водгосп), утвержденной

приказом Госкомстата Украины от 30.09.97 г. № 230.

Согласно

п. 6 Инструкции № 231 расчет водосбора заполняется нарастающим итогом с начала года (за I квартал, полугодие, 9 месяцев и год) и предоставляется в налоговые органы по месту налоговой регистрации плательщика в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного квартала.

 

Как исправить ошибку

Порядок заполнения Расчета довольно прост, однако и при его составлении возможны ошибки. Как же исправить допущенную ошибку?

Исправление ошибок в исчислении водосбора осуществляется

только через новый (уточненный) Расчет, поскольку исправление ошибок прошлых периодов в текущем Расчете не предусмотрено.

При заполнении нового (уточненного) Расчета ставится отметка в соответствующем поле, далее все строки (до строки 20) заполняются верными показателями.

В строке 20 отражается показатель строки 16 — сумма к начислению — по ошибочному (исправляемому) Расчету. После чего суммы к начислению по уточненному и ошибочному расчетам сравниваются (строка 16 и строка 20 уточненного Расчета) и результат сравнения отражается либо в строке 22 (недоплата), либо в строке 24 (переплата) уточненного Расчета.

Если при исправлении ошибки обнаружена недоплата (недоимка) по налогу, то, помимо погашения такой недоплаты (недоимки), необходимо уплатить штраф в размере

5 % суммы недоплаты (недоимки) — п. 17.2 ст. 17 Закона № 2181. Для отражения данного штрафа в Расчете предусмотрены строки 26 и 27 (обратите внимание: в них приведен неверный размер штрафа в размере 10 %). Если же уточняющий Расчет с исправленными показателями предоставлен до истечения предельного срока предоставления Расчета — штрафные санкции не применяются.

В строке 28 кратко указывается причина, которая повлияла на размер налогового обязательства по водосбору.

 

Какая ответственность предусмотрена за непредоставление Расчета и неуплату водосбора

За нарушение налогового законодательства относительно предоставления Расчета и уплаты водосбора предусмотрены следующие штрафы:

 

Нарушение

Ответственность

Непредоставление или задержка предоставления Расчета

Штраф в размере десяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (170 грн.) за каждое непредоставление или задержку предоставления Расчета (как Расчета на год, так и Расчета по приобретенным в течение года транспортным средствам) —

п.п. 17.1.1 ст. 17 Закона № 2181*

* Если определение или доначисление налогового обязательства производится налоговыми органами, применяются штрафные санкции в соответствии с пп. 17.1.2 — 17.1.6 Закона № 2181.

Неуплата налога в установленные сроки

Штраф в таких размерах (

п.п. 17.1.7 ст. 17 Закона № 2181)*:
— при задержке до 30 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока уплаты согласованной суммы налогового обязательства, — в размере 10 % погашенной суммы налогового долга;
— при задержке от 31 до 90 календарных дней включительно — в размере 20 % погашенной суммы налогового долга;
— при задержке более 90 календарных дней — в размере 50 % погашенной суммы налогового долга

* Начисляется пеня на сумму налогового долга (включая сумму штрафных санкций при их наличии)
из расчета 120 % годовых учетной ставки НБУ, действующей на день возникновения такого налогового долга или на день его погашения, в зависимости от того, какая из величин таких ставок является больше, за каждый календарный день просрочки по его уплате — п.п. 16.4.1 ст. 16 Закона № 2181.

Арифметическая или методологическая ошибка в Расчете (выявленная контролирующим органом в ходе камеральной проверки)

Штраф в размере

5 % от суммы доначисленного налогового обязательства, но не менее одного не облагаемого налогом минимума доходов граждан (17 грн.) совокупно за весь срок недоимки, независимо от количества прошедших налоговых периодов — п.п. 17.1.4 ст. 17 Закона № 2181

  

Статьей 1632 Кодекса об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X

предусмотрены также административные штрафы, налагаемые на руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, виновных в непредоставлении или несвоевременном предоставлении платежных поручений на перечисление подлежащих уплате налогов, сборов (обязательных платежей), — от 85 до 170 грн. За повторное нарушение в течение года — от 170 до 255 грн.

 

Отражение в учете расходов по уплате водосбора

Расходы по уплате водосбора согласно

Разъяснениям № 194 отражаются по коду экономической классификации расходов 1139 «Оплата прочих услуг и прочие расходы».

В бухгалтерском учете начисление водосбора отражается проводкой:

Дт 801, 802, 811 — Кт 641. При уплате водосбора производится запись:
Дт 641— Кт 321, 323.

 

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно