Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Бухгалтерский калейдоскоп. Так все же «выбираем» нормативы экосбора или ждем, пока нам подберут их местные органы власти?

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Сентябрь, 2007/№ 73
В избранном В избранное
Печать
Статья

Так все же «выбираем» нормативы экосбора или ждем, пока нам подберут их местные органы власти?

 

Реформирование экологического налогообложения уже не за горами. Необходимость такой реформы осознана высшими органами руководства страны, с закреплением соответствующих, пока еще декларативных, норм в

распоряжении КМУ от 19.02.2007 г. № 56-р «Об утверждении концепции реформирования налоговой системы». Однако это лишь в перспективе. Реалии сегодняшнего налогового законодательства вызывают немало вопросов у субъектов хозяйствования. Не является исключением и сбор за загрязнение окружающей природной среды. В частности, до сих пор возникают вопросы о порядке определения ставок указанного сбора для расчета суммы обязательства по нему, подлежащего уплате в бюджет.

Причины могут быть разные. Одни уплачивают этот сбор впервые, другие — запутались в непростых законодательных нормах, регулирующих уплату сбора, третьи — столкнулись с неправильным толкованием таких норм налоговиками.

Собственно говоря, именно благодаря последней причине мы решили вкратце напомнить порядок выбора норматива сбора, а также некоторые обстоятельства, связанные с ним (права / обязанность органов местного самоуправления по установлению нормативов).

В частности, в обсуждаемой ситуации вопрос был сформулирован следующим образом: «

Какие нормативы сбора следует применять к тем видам загрязняющих веществ, на которые устанавливается сбор за выбросы и сбросы, если они не вошли в основной перечень загрязняющих веществ, приведенный в табл. 1.1 и 1.7 приложения 1 к Порядку № 303?» (см. журнал «Вестник налоговой службы Украины», 2007, № 16).

Напомним, что сбор за загрязнение окружающей среды установлен

Законом Украины «Об охране окружающей природной среды» от 25.06.91 г. № 1264-XII. Статьей 44, указанного Закона не только установлен сбор за загрязнение окружающей природной среды, но и делегированы Кабмину полномочия относительно утверждения порядка установления норматива сбора и его взимания, которые он реализовал, утвердив соответствующий порядок постановлением от 01.03.99 г. № 303 (далее — Порядок № 303).

В соответствии с

п. 2 указанного Порядка сбор за загрязнение окружающей природной среды уплачивается за:

выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками загрязнения;

сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты;

размещение отходов.

Касательно нормативов сбора за загрязнение окружающей природной среды, то основное внимание им уделено в

табл. 1.1-1.9 приложения 1 к Порядку № 303. Для большей наглядности приводим соответствующую информацию в форме условной схемы (см. рисунок на с. 40).

img 1

Порядок определения нормативов сбора за загрязнение окружающей природной среды

 

Из предложенной схемы видно, что, например, нормативы за загрязнение атмосферного воздуха передвижными источниками загрязнения установлены в зависимости от вида транспорта и не содержат каких-либо альтернатив. В то время как для стационарных источников загрязнения воздуха и для сбросов в водные объекты выбор нормативов осуществляется поэтапно. То есть нормативы из последующих таблиц выбираются при условии отсутствия соответствующих нормативов в предыдущих таблицах. Непосредственно такой механизм в Порядке № 303 не прописан, он следует из «приписок» после табл. 1.2, 1.3, 1.8 приложения 1 к рассматриваемому порядку.

Роль местных органов самоуправления в механизме природоохранного налогообложения заключается в регулировании и учете местных особенностей осуществления хозяйственной деятельности. Они имеют право (но не обязаны) расширять перечень загрязняющих веществ (абз. второй п. 3 Порядка № 303), но с учетом критериев и ставок, установленных в упомянутых выше таблицах (табл. 1.2, 1.3 и 1.8).

Аналогичный механизм определения норматива сбора за загрязнение окружающей среды, но уже в более понятной (описательной) форме, а также право местных органов самоуправления расширять перечень загрязняющих веществ, изложены в п. 4.2 Инструкции о порядке исчисления и уплаты сбора за загрязнение окружающей природной среды, утвержденной приказом Минэкологии и ГНАУ от 19.07.99 г. № 162/379 (далее — Инструкция № 162/379).

В заключение вернемся все же к ситуации, послужившей поводом для написания данного материала. Невзирая на законодательно установленный алгоритм (например, в Инструкции № 162/379), в вышеупомянутой консультации налоговиков он (алгоритм) был проигнорирован. В результате этого органам местного самоуправления вменялась обязанность установления нормативов сбора за загрязняющие вещества, которые отсутствуют в табл. 1.1 и 1.7 приложения 1 к Порядку № 303.

Подобный вывод находит опровержение в самой же консультации. Посудите сами, ссылаясь на п. 4.2 Инструкция № 162/379, налоговики говорят о возможности местной власти устанавливать такие нормативы, учитывая местные условия, а немногим далее, в заключение, — об обязанности. В действительности такое право предоставлено местным властям п. 3 Порядка № 303 (указанный пункт инструкции налоговиков лишь продублировал его) — право, но не обязанность!

Другое дело, если бы вопрос был поставлен так: «Правомерны ли действия органов местного самоуправления в отношении расширения перечня загрязняющих веществ и установки на них нормативов сбора?». В таком случае, безусловно, действия органов местного самоуправления были бы правомерны.

Так что надеемся, что внимательные читатели будут читать эту консультацию не слишком внимательно, с учетом знания сути дела, а невнимательные проверяющие будут внимательнее читать инструкции, а не подобные консультации.

Антон ИВАНЧЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно