Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Бюджетный учет. Финансовое обеспечение выборов

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Сентябрь, 2007/№ 73
В избранном В избранное
Печать
Статья

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫБОРОВ

 

В стране стартовала кампания внеочередных выборов народных депутатов в Верховную Раду. Финансирование мероприятий по обеспечению свободного волеизъявления граждан осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины и предусматривает разнообразные расходы. Поэтому предметом нашего сегодняшнего рассмотрения является порядок выделения ассигнований на подготовку и проведение выборов, поступления и расходования соответствующих средств, а также контроль за их целевым использованием.

 

Константин ПЕНСКОЙ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Елена Павленко, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Закон о выборах народных депутатов

— Закон Украины «О выборах народных депутатов Украины» от 25.03.2004 г. № 1665-IV.

Закон о ЦИК

— Закон Украины «О Центральной избирательной комиссии» от 30.06.2004 г. № 1932-IV.

Порядок № 350

— Порядок выделения ассигнований, учета поступления и использования средств Государственного бюджета Украины, выделяемых окружным избирательным комиссиям на подготовку и проведение выборов народных депутатов Украины, утвержденный постановлением Центральной избирательной комиссии от 31.01.2006 г. № 350.

Порядок № 349

— Порядок контроля за правильным и целевым использованием средств Государственного бюджета Украины, выделяемых на подготовку и проведение выборов Президента Украины, народных депутатов Украины и всеукраинского референдума, утвержденный постановлением Центральной избирательной комиссии от 31.01.2006 г. № 349.

 

Главным законодательным актом, регламентирующим проведение выборов депутатов в Верховную Раду Украины, является

Закон о выборах народных депутатов, большинство положений которого являлись основой для волеизъявления граждан в 2006 году. Этот Закон применяется и в нынешней избирательной кампании с учетом изменений, внесенных Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О выборах народных депутатов Украины» и некоторые другие законодательные акты Украины (относительно порядка проведения внеочередных выборов в Верховную Раду Украины и замещения народных депутатов Украины, полномочия которых были досрочно прекращены)» от 01.06.2007 г. № 1114-V.

 

Система избирательных комиссий

Для лучшего понимания порядка финансирования выборов рассмотрим структуру избирательной системы.

Согласно

ст. 24 Закона о выборах народных депутатов систему избирательных комиссий образуют комиссии, действующие на трех уровнях:

— Центральная избирательная комиссия (ЦИК);

— окружные избирательные комиссии (ОИК);

— участковые избирательные комиссии (УИК).

Статус, полномочия, а также порядок создания избирательных комиссий регулируются

Законом о ЦИК, а также Законом о выборах народных депутатов. Общие характеристики соответствующих избирательных комиссий приведем
в табл. 1.

Таблица 1

Общие характеристики избирательных комиссий

Показатели

ЦИК

ОИК

УИК

1

2

3

4

Статус

Юридическое лицо.
Является постоянно действующим коллегиальным государственным органом, возглавляющим систему избирательных комиссий

Юридическое лицо.
Является комиссией вышестоящего уровня по отношению ко всем УИК в пределах соответствующего территориального избирательного округа

Не является юридическим лицом.
Является субъектом соответствующего избирательного процесса

Территориальные полномочия

На всей территории Украины и в зарубежном избирательном округе

В пределах территориального избирательного округа

В пределах избирательного участка

Кем создается

Верховная Рада Украины назначает на должность и прекращает полномочия членов Комиссии по представлению Президента Украины

ЦИК

Соответствующей ОИК

Срок создания

Работает на постоянной основе

Не позднее чем за 60 дней до дня выборов.
Для внеочередных выборов народных депутатов — не позднее чем на 12-й день после начала избирательного процесса

Не позднее чем за 35 дней до дня выборов.
Для внеочередных выборов народных депутатов — не позднее чем за 15 дней до дня выборов

 

Граждане Украины, имеющие право голоса, могут принимать участие в работе избирательных комиссий как их члены, а также в проведении предвыборной агитации, осуществлении наблюдения за проведением выборов депутатов и других мероприятиях в порядке, определенном

Законом о выборах народных депутатов и другими законами.

 

Финансирование мероприятий по подготовке и проведению выборов

Финансовое и материально-техническое обеспечение выборов осуществляется ЦИК, которая является главным распорядителем бюджетных средств. Распорядителями бюджетных средств нижестоящего уровня являются ОИК в лице их председателей, а в случае их отсутствия — в лице заместителей председателей этих комиссий.

Финансирование избирательных комиссий осуществляется согласно

Порядку № 350, который регулирует вопросы выделения ассигнований, учета поступления и использования средств государственного бюджета, выделяемых ОИК на подготовку и проведение выборов народных депутатов Украины.

Согласно

п. 3 р. I Порядка № 350 ЦИК на основании копий свидетельств о государственной регистрации юридического лица формирует сеть ОИК и подает ее на электронных и бумажных носителях в Государственное казначейство Украины. Далее ЦИК формирует смету, распределяет средства и контролирует их целевое использование.

Расходы на подготовку и проведение выборов народных депутатов Украины осуществляются по следующим направлениям:

— мероприятия ЦИК;

— мероприятия ОИК и УИК.

К полномочиям ЦИК относятся:

— разработка сметы ЦИК в пределах бюджетных назначений, предусмотренных в государственном бюджете на подготовку и проведение выборов народных депутатов Украины;

— разработка и утверждение средних норм расходов ОИК, а также средних норм расходов для нужд УИК.

В свою очередь,

ОИК:

— на основании лимитной справки о бюджетных ассигнованиях ЦИК, рассчитанной согласно средним нормам расходов ОИК и средним нормам расходов для нужд УИК, подает на утверждение в ЦИК проект сметы и проект плана ассигнований общего фонда государственного бюджета согласно

Порядку составления, рассмотрения, утверждения и основным требованиям к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 28.02.2002 г. № 228, и приказу Министерства финансов Украины «Об утверждении документов, применяемых в процессе исполнения бюджета» от 28.01.2002 г. № 57;

— на основании средних норм расходов ОИК и средних норм расходов для нужд УИК составляет и подает на утверждение в ЦИК в десятидневный (семидневный — для внеочередных выборов) срок со дня ее создания единую смету расходов для подготовки и проведения выборов народных депутатов с включением в нее расходов ОИК и расходов для нужд УИК территориального избирательного округа;

— составляет и подает в ЦИК расшифровку показателей единой сметы расходов;

— разрабатывает и подает в ЦИК штатное расписание для ОИК и утверждает штатные расписания для УИК территориального избирательного округа.

Форма расшифровки показателей сметы расходов ОИК и формы штатных расписаний ОИК и УИК соответствующих территориальных избирательных округов утверждены

Порядком № 350.

Следует отметить, что для подготовки и проведения внеочередных выборов народных депутатов Украины 30 сентября 2007 года средние нормы расходов ОИК и средние нормы расходов УИК утверждены

постановлением ЦИК от 15.08.2007 г. № 112.

Остановимся детальнее на

порядке организации осуществления расходов.

Во-первых, ЦИК в пятидневный срок со дня поступления от ОИК проекта сметы, проекта плана ассигнований общего фонда государственного бюджета, единой сметы расходов, штатного расписания рассматривает и утверждает их.

Во-вторых, ЦИК составляет и утверждает распределение показателей сводной сметы и распределение показателей сводного плана ассигнований общего фонда государственного бюджета на подготовку и проведение выборов народных депутатов Украины в разрезе распорядителей средств нижестоящего уровня (ОИК) по территориям согласно сети распорядителей средств и подает их в Государственное казначейство.

В-третьих, ОИК подают в соответствующие органы Государственного казначейства на бумажных и электронных носителях утвержденные сметы, единые сметы и планы ассигнований общего фонда государственного бюджета.

В-четвертых, ОИК на основании утвержденного ЦИК единой сметы расходов составляет и утверждает единые сметы расходов и штатные расписания участковых избирательных комиссий.

Доведенные объемы бюджетных ассигнований являются основанием для принятия ОИК бюджетных обязательств.

Счета ОИК открываются в территориальном органе Государственного казначейства по местонахождению комиссии согласно

Порядку открытия счетов в национальной валюте в органах Государственного казначейства, утвержденному приказом Государственного казначейства Украины от 02.12.2002 г. № 221.

Карточки с образцами подписей председателя, заместителя председателя и главного бухгалтера ОИК, которые подаются в территориальный орган казначейства, заверяются председателем или заместителем председателя ЦИК либо нотариусом. В карточку включается также образец оттиска печати ОИК.

Расходы ЦИК и ОИК осуществляются в соответствии с

Порядком обслуживания государственного бюджета по расходам, утвержденным приказом Государственного казначейства Украины от 25.05.2004 г. № 89, и Порядком учета обязательств распорядителей бюджетных средств в органах Государственного казначейства Украины, утвержденным приказом Государственного казначейства Украины от 09.08.2004 г. № 136.

Расходование средств, предусмотренных сметами на подготовку и проведение выборов, должно осуществляться согласно ряду нормативно-правовых актов. Информацию о нормативно-правовом регулировании некоторых расходов, осуществляемых во время подготовки и проведения выборов, обобщим и представим в виде таблицы.

 

Таблица 2

Нормативно-правовое регулирование некоторых расходов на осуществление подготовки и проведения выборов


п/п

Наименование расходов

Документы, регулирующие осуществление расходов

1

2

3

1

Оплата труда членов окружных и участковых избирательных комиссий, специалистов, экспертов и технических работников, привлеченных для организационного, правового, технического обеспечения избирательных комиссий

— постановление КМУ «Об условиях оплаты труда членов избирательных комиссий» от 28.07.2004 г. № 966;
— Порядок начисления и выплаты заработной платы и единовременного денежного вознаграждения членам окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий по выборам народных депутатов Украины, депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских председателей, утвержденный постановлением ЦИК от 20.01.2006 г. № 251;
— постановление КМУ «О размерах и порядке выплаты вознаграждения специалистам, экспертам и техническим работникам, привлеченным к работе в избирательных комиссиях по выборам народных депутатов Украины для организационного, правового, технического обеспечения осуществления полномочий этих комиссий» от 24.02.2003 г. № 213;


Порядок привлечения специалистов, экспертов и технических работников для организационного, правового, технического обеспечения осуществления полномочий избирательных комиссий на время подготовки и проведения выборов народных депутатов Украины, утвержденный постановлением ЦИК от 20.01.2006 г. № 250

2

Оплата труда работников, включенных в состав рабочих групп учета избирателей

— постановление КМУ «Вопросы создания рабочих групп учета избирателей» от 18.07.2007 г. № 942

3

Приобретение расходных материалов, канцелярских и хозяйственных товаров

— Порядок оплаты или возмещения стоимости услуг, предоставленных окружным и участковым избирательным комиссиям во время подготовки и проведения выборов народных депутатов Украины, утвержденный постановлением КМУ от 21.12.2001 г. № 1713;
— Порядок предоставления транспортных услуг окружным и участковым избирательным комиссиям по выборам народных депутатов Украины, утвержденный постановлением ЦИК от 20.01.2006 г. № 253;
— постановление ЦИК «О нормативных требованиях к помещениям окружных и участковых избирательных комиссий по выборам народных депутатов Украины и помещениям для голосования, перечне и нормах обеспечения избирательных комиссий транспортными средствами, средствами связи, оборудованием, инвентарем, оргтехникой и перечне видов услуг, работ, которые могут предоставляться избирательным комиссиям за счет средств Государственного бюджета Украины, выделенных на подготовку и проведение выборов народных депутатов Украины 26 марта 2006 года» от 20.01.2006 г. № 252

4

Услуги автотранспорта

5

Услуги связи

6

Аренда и содержание помещений

7

Услуги государственных архивных учреждений

8

Оплата командировок

— постановление КМУ «О нормах возмещения расходов на командировку в пределах Украины и за границу» от 23.04.99 г. № 663

 

В ходе подготовки к проведению выборов

в пределах смет могут осуществляться и другие расходы, в частности, на оплату:

— использования услуг средств массовой информации;

— изготовления избирательной документации;

— печатания информационных плакатов с предвыборными программами партий (блоков);

— проведения комплекса семинаров и совещаний;

— печатания методических и информационно-аналитических материалов;

— изготовления нагрудного знака народного депутата Украины;

— изготовления вывесок;

— изготовления печатей.

Необходимо также добавить, что

ст. 1025 Закона о выборах народных депутатов предусмотрены особенности финансового и материально-технического обеспечения внеочередных выборов. В частности, закупка товаров, работ и услуг для подготовки и проведения внеочередных выборов депутатов осуществляется в порядке, утвержденном Межведомственной комиссией по вопросам государственных закупок по предложению ЦИК (на момент подготовки статьи упомянутый выше порядок еще не утвержден). Соответствующие изменения были также внесены в тендерное законодательство.

Что касается оплаты товаров, работ и услуг, связанных с организацией и проведением выборов, то порядок расчетов по ним не усложнен. Так, согласно

постановлению Кабинета Министров Украины «Вопросы предварительной оплаты товаров, работ и услуг, закупаемых за бюджетные средства» от 09.10.2006 г. № 1404 по таким товарам, работам и услугам предусмотрена возможность осуществления предварительной оплаты на срок не более одного месяца .

 

Прекращение движения средств и их возврат

ОИК не позднее пятидневного срока со дня официального обнародования результатов выборов подает в ЦИК выписки с регистрационного счета и прекращает движение средств.

В семидневный срок со дня официального обнародования результатов выборов народных депутатов Украины ЦИК отзывает остатки неиспользованных ассигнований, выделенных из общего фонда государственного бюджета на подготовку и проведение выборов, путем предоставления Государственному казначейству Украины корректировочного распределения выделенных ассигнований.

Председатель ОИК, в случае его отсутствия — заместитель председателя, обращается лично в орган регистрации с письменным уведомлением о дате прекращения комиссии. На основании данного уведомления в Бюллетене государственной регистрации бесплатно печатается информация о дате прекращения ОИК, что является основанием для предъявления комиссии претензий по долговым обязательствам.

ОИК после закрытия регистрационного счета уведомляет организации, зарегистрировавшие ее как плательщика налогов и сборов (платежей), о прекращении своих полномочий.

 

Возмещение расходов на предвыборную агитацию

Обратим внимание на возмещение расходов партий (партий, входивших в блок), связанных с финансированием их предвыборной агитации.

Согласно

ст. 98 Закона о выборах народных депутатов партии, избирательные списки которых получили три и более процентов голосов избирателей, получают право на возмещение за счет средств государственного бюджета расходов, связанных с финансированием своей предвыборной агитации, в размере фактически осуществленных расходов, но не более 100 тыс. размеров минимальной заработной платы для каждой партии (блока).

Сначала расходы на предвыборную агитацию покрываются только за счет избирательного фонда партии, который формируется за счет собственных средств партии, а также добровольных взносов физических лиц.

Затем ЦИК на основании предоставленного финансового отчета о поступлении и использовании средств избирательного фонда партии не позднее чем на десятый день со дня официального обнародования результатов выборов принимает решение о возмещении расходов, связанных с финансированием ее предвыборной агитации, или об отказе в таком возмещении.

Основанием для отказа может быть выявление ЦИК в ходе проверки сведений, содержащихся в финансовом отчете о поступлении и использовании средств избирательного фонда партии, фактов, свидетельствующих о нарушении установленных требований к порядку формирования избирательного фонда или об использовании средств на цели, не связанные с предвыборной агитацией.

Соответствующие средства на возмещение расходов, связанных с финансированием предвыборной агитации партий, предусматриваются законом о государственном бюджете на год, следующий за годом проведения выборов народных депутатов.

На основании соответствующего решения ЦИК перечисляет средства на счет соответствующей партии не позднее чем на 30-й день со дня вступления в силу закона о государственном бюджете.

 

Контроль за использованием средств

Контроль за целевым использованием средств государственного бюджета, выделяемых на подготовку и проведение выборов народных депутатов Украины, осуществляется ЦИК и соответствующими органами, на которые возложены полномочия контроля за соблюдением бюджетного законодательства (Счетной палатой, Государственной контрольно-ревизионной службой и Государственным казначейством Украины).

Процедура осуществления контроля за правильным и целевым использованием средств ЦИК и ОИК, выделяемых на подготовку и проведение выборов народных депутатов Украины, определена в

Порядке № 349. Виды такого контроля приведены в табл. 3.

Таблица 3

Виды контроля за правильным и целевым использованием средств избирательными комиссиями

Предварительный контроль

Текущий контроль

Следующий контроль

1

2

3

Цель осуществления

Проведение превентивных мероприятий путем предоставления разъяснений и рекомендаций, проверки правильности составления смет, планов ассигнований и планов закупок до их утверждения

Своевременное выявление и устранение недостатков и нарушений в работе избирательных комиссий в части целевого направления средств государственного бюджета

Проверка и анализ финансовых отчетов и других финансовых и бухгалтерских документов избирательных комиссий

Кем осуществляется

ЦИК и органы ГКУ

Органы ГКУ

ЦИК, органы ГКРС, Счетная палата

 

Порядок осуществления контроля за целевым использованием средств государственного бюджета, выделяемых на подготовку и проведение выборов народных депутатов Украины, органами ГКРС приведем в табл. 4.

 

Таблица 4

Порядок осуществления контроля за использованием бюджетных средств органами ГКРС

Мероприятия

Кем осуществляются

Документальное оформление результатов

Кому предоставляются документы и в какой срок

1

2

3

4

Предварительное информирование

ЦИК

Сведения об адресах, телефонах комиссий, а также фамилиях, именах и отчествах председателей соответствующих комиссий

ГлавКРУ (после создания избирательных комиссий)

Ревизия и проверка

I этап (завершается не позднее чем за 5 дней до дня выборов)

Органы ГКРС

Промежуточные справки или акты

Соответствующей избирательной комиссии

II этап (после установления итогов голосования до истечения срока полномочий комиссий)

Справки или акты

ГлавКРУ

ЦИК (срочно, но не позднее чем через 3 дня после подписания акта)

Правоохранительным органам (в случае выявления нарушений законодательства)

Обобщение результатов ревизий и проверок

ГлавКРУ

Обобщение со справкой о переданных в правоохранительные органы материалах ревизий и проверок

ЦИК (в течение 45 дней

от определенного законодательством дня подачи в ЦИК финансового отчета о поступлении и использовании средств)

 

К вопросам, подлежащим проверке во время ревизий органами ГКРС, относятся:

— соблюдение порядка составления, утверждения и исполнения смет и планов ассигнований, внесения в них изменений;

— состояние хранения денежных средств и материальных ценностей;

— соблюдение порядка ведения и учета кассовых операций и операций на счетах, открытых в органах Государственного казначейства;

— соблюдение требований законодательства Украины по оплате труда членов избирательных комиссий, специалистов и технических работников, привлеченных к работе в этих комиссиях, в частности: достоверность справок с основного места работы о средней заработной плате членов избирательных комиссий, освобожденных от исполнения производственных или служебных обязанностей по основному месту работы; наличие фактов выплаты заработной платы указанным членам избирательных комиссий одновременно в избирательной комиссии и по основному месту работы;

— расчеты с подотчетными лицами, в том числе в части соблюдения порядка возмещения расходов на служебные командировки;

— правильность и целевое использование средств на приобретение материальных ценностей (инвентаря и оборудования), полное и своевременное их оприходование, правомерность и достоверность передачи материальных ценностей на хранение в соответствующие местные советы, в том числе использование материальных ценностей, приобретенных во время проведения предыдущих выборов и переданных на хранение;

— наличие материальных ценностей (путем проведения выборочной инвентаризации);

— соблюдение требований законодательства Украины о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства;

— наличие договоров с предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами на поставку товаров, выполнение работ и предоставление услуг, расчеты по ним;

— соблюдение избирательными комиссиями установленного порядка использования автотранспорта;

— наличие фактов расходования средств государственного бюджета на оплату частных междугородных переговоров по телефонным номерам избирательных комиссий;

— правильность, полнота и достоверность ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности;

— достоверность сведений о дебиторской и кредиторской задолженностях;

— другие вопросы в рамках своих полномочий, предусмотренных законами Украины.

Надеемся, что наш анализ будет полезен бухгалтерам, в том числе бюджетных учреждений, привлекаемым для работы в избирательных комиссиях.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно