Темы статей
Выбрать темы

О применении положений Закона Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства»

Редакция НиБУ
Письмо от 09.08.2007 г. № 20-109/11-5788-

О применении положений Закона Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства»

Письмо Антимонопольного комитета Украины от 09.08.2007 г.
№ 20-109/11-5788-дз

 

По обращению <...> о применении положений Закона Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» (далее — Закон) Антимонопольный комитет Украины сообщает следующее.

1. Статьей 33 Закона установлено, что порядок определения предмета закупки (далее — Порядок) утверждает Межведомственная комиссия по вопросам государственных закупок. Согласно действующей редакции Закона заказчик при определении предмета закупки должен руководствоваться указанным Порядком.

Данный Порядок утвержден решением Межведомственной комиссии по вопросам государственных закупок от 19.06.2007 № 01/7-рш и размещен на официальном Интернет-сайте Комитета по адресу www.amc.gov.ua.

2. В соответствии с Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам закупки товаров, работ и услуг за государственные средства» от 1 декабря 2006 года № 424-V статья 6 Закона «Условия защиты отечественного рынка», которая предусматривала применение преференциальной поправки, была исключена.

Следовательно,

действующая редакция Закона не предусматривает применения преференциальных поправок к цене тендерных предложений, поданных отечественными производителями или предприятиями общественных организаций инвалидов, предприятиями, где количество инвалидов, имеющих там основное место работы, составляет не меньше 50 процентов среднеучетной численности штатных работников учетного состава за год.

3. Согласно Инструкции по форме Годового плана деятельности тендерного комитета по организации и проведению процедур государственных закупок, утвержденной Распоряжением Антимонопольного комитета Украины от 20.06.2006 № 218-р (в редакции распоряжения Антимонопольного комитета Украины от 12.04.2007 № 138-р) экземпляр Годового плана деятельности тендерного комитета, утверждаемого заказчиком не позднее чем в месячный срок после утверждения сметы (программы, плана использования государственных средств), изменения к нему направляются в специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам координации закупок товаров, работ и услуг в течение 15 календарных дней с даты его утверждения.

4. Согласно части 2 статьи 34 Закона

корректировка цены договора допускается только в случае получения соответствующего заключения Межведомственной комиссии по вопросам государственных закупок.

Порядок подачи и рассмотрения обращений по корректировке цены договора, утвержденный решением Межведомственной комиссии по вопросам государственных закупок от 19.07.2007 № 01/8-рш и размещенный на официальном Интернет-сайте Антимонопольного комитета Украины по адресу www.amc.gov.ua.

В соответствии с Порядком к обращению заказчика обязательно прилагаются:

а) подтверждение проведения процедуры закупки (отчет о результатах осуществления соответствующей процедуры закупки);

б) копия договора о закупке;

в) копия обращения поставщика (исполнителя) к заказчику с предложением изменить цену договора;

г) подтверждение уровня цены на соответствующем рынке на момент обращения в Комиссию.

Для подтверждения уровня цены на соответствующем рынке поставщик (исполнитель) обращается к одной из следующих структур или их территориальных отделений:

— Государственной инспекции по контролю за ценами (согласно Перечню социально значимых товаров и услуг, по которым будет проводиться постоянный мониторинг цен и тарифов на потребительском рынке регионов, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 13.06.2002 № 803);

— Торгово-промышленной палате Украины;

— Государственному комитету статистики Украины;

— ГП «Укрпромвнешэкспертиза»;

— ГИАЦ «Госвнешинформ».

Заместитель председателя Комитета
С. Стефановский



комментарий редакции

Нюансы применения норм тендерного законодательства: разъясняет Антимонопольный комитет

В комментируемом письме Антимонопольный комитет Украины дает ответы на вопросы о применении норм Закона Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» от 22.02.2000 г. № 1490-ІІІ, с изменениями и дополнениями (далее — Закон № 1490).

Каким документом следует руководствоваться при применении преференциальной поправки к тендерным предложениям (ч. 2 ст. 6 Закона № 1490), поданным предприятиями общественных организаций инвалидов и предприятиями, где количество инвалидов, имеющих там основное место работы, составляет не менее 50 процентов среднеучетной численности штатных работников?

История вопроса

. Тендерная палата Украины предоставила Заключение по вопросам государственных закупок от 27.09.2006 г. № в-43/09 по применению преференциальной поправки, где указано, что преференциальная поправка предоставляется заказчиками торгов — распорядителями бюджетных средств предприятиям общественных организаций инвалидов, даже если они не являются производителями товаров, работ и услуг, являющихся предметом государственной закупки.

Согласно ч. 2 ст. 6 Закона № 1490 до внесения в него изменений Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам закупки товаров, работ и услуг за государственные средства» от 01.12.2006 г. № 424-V (далее — Закон № 424) преференциальная поправка предоставляется «

если указанные предприятия являются производителями закупаемых товаров, работ и услуг».

Согласно ст. 173 Закона № 1490 одной из задач Тендерной палаты Украины является предоставление заключений по вопросам государственных закупок, но они могут быть обжалованы в судебном порядке.

Не подлежит сомнению, что Закон № 1490 имеет юридическую силу выше, чем заключение Тендерной палаты Украины. Указанный выше вопрос был актуален

до 12.03.2007 г., т. е. до введения в действие новой редакции Закона № 1490, с изменениями, внесенными Законом № 424.

В действующей редакции Закона

№ 1490 были учтены многочисленные вопросы и недоразумения, возникавшие при применении преференциальной поправки, и ст. 6 Закона № 1490 была исключена.

 

В каком порядке предоставляются годовой план закупок и изменения к нему в Антимонопольный комитет?

Согласно п. 2 ст. 22 Закона № 1490

экземпляр годового плана, который утверждается заказчиком не позднее чем в месячный срок после утверждения сметы (программы, плана использования государственных средств), и изменения к нему направляются Антимонопольному комитету Украины в случаях и в порядке, определенных этим органом, и обнародуются путем размещения по крайней мере в одной информационной системе в сети Интернет в течение 15 календарных дней с даты его утверждения.

Согласно п. 1 Инструкции по форме Годового плана государственных закупок, подлежащего обнародованию, утвержденной распоряжением Антимонопольного комитета Украины от 20.06.2006 г.
№ 218-р (в редакции распоряжения Антимонопольного комитета Украины от 20.06.2006 г. № 138-р),

изменениями к годовому плану считаются любые изменения, внесенные в план (исключение из плана закупки, включение в план закупки, изменение названия предмета закупки и т. п.). Изменения к Годовому плану государственных закупок, подлежащему обнародованию, обнародуются в форме полного годового плана государственных закупок с учетом изменений.

Следует отметить, что во исполнение п. 2 решения Межведомственной комиссии

по вопросам государственных закупок «Об утверждении порядка определения предмета закупки» от 19.06.2007 г.
№ 01/7рш заказчики обязаны были:

— привести утвержденные ранее годовые планы государственных закупок в соответствие с Порядком определения предмета закупки, утвержденным этим же решением;

— обнародовать годовые планы государственных закупок согласно требованиям ст. 2 Закона № 1490 не позднее чем в месячный срок со дня обнародования этого решения в информационном бюллетене, издаваемом Тендерной палатой Украины, и на официальных сайтах Тендерной палаты Украины и Антимонопольного комитета Украины.

 

Возможна ли корректировка цены в течение срока действия договора, если это предусмотрено тендерной документацией и договором о закупке?

Согласно п. 2 ст. 34 Закона № 1490

условия договора о закупке не должны отличаться от условий тендерного (ценового) предложения участника — победителя процедуры закупки, кроме случаев уменьшения цены тендерного предложения в порядке, предусмотренном Законом № 1490, и не должны изменяться после подписания договора о закупке, кроме случаев корректировки цены договора при получении соответствующего положительного заключения Межведомственной комиссии по вопросам государственных закупок (далее — Межведомственная комиссия).

В ответ на многочисленные обращения и с целью надлежащей подготовки заказчиками документов по корректировке цены договора решением Межведомственной комиссии от 19.07.2007 г. № 01/8рш был утвержден Порядок подачи и рассмотрения обращений по корректировке цены договора согласно положениям части второй статьи 34 Закона № 1490 (далее — Порядок).

Прежде всего следует отметить отдельные

важные моменты, определенные Порядком:

действие этого Порядка распространяется на все договоры, заключенные согласно положениям Закона № 1490, независимо от его редакции, действовавшей на момент заключения договора;

— уменьшение цены договора не требует дополнительного обращения в Межведомственную комиссию

;

— закон не предусматривает возможности изменения условий договора, отличных от цены договора.
То есть

увеличение цены за единицу товара в пределах общей цены договора путем уменьшения объема предмета закупки противоречит положениям Закона № 1490;

— заказчик после получения от поставщика обращения по увеличению цены договора имеет право отказать ему

и расторгнуть договор согласно ст. 34 Закона № 1490.

Обращение

распорядителя государственных средств по корректировке цены договора должно содержать:

— краткое изложение причин, вызвавших необходимость обращения в Межведомственную комиссию;

— ссылку на обращение поставщика (исполнителя) о невозможности дальнейшего соблюдения условий заключенного договора;

— указание начальной цены договора и уровня цены, до которого ее необходимо повысить;

— приложения к обращению:

1) подтверждение проведения процедуры закупки (отчет о результатах осуществления соответствующей процедуры закупки);

2) копию договора о закупке;

3) копию обращения поставщика (исполнителя) к заказчику с предложением изменить цену договора;

4) подтверждение уровня цены на соответствующем рынке на момент обращения в Межведомственную комиссию.

По поводу подтверждения уровня цены на соответствующем рынке заказчик обращается в одну из следующих структур или их территориальные отделения: Государственную инспекцию по контролю за ценами, Торгово-промышленную палату Украины, Государственный комитет статистики Украины, ГП «Укрпромвнешэкспертиза», ГИАЦ «Госвнешинформ».

В случае обращения по поводу корректировки цены договора на закупку работ

для возможности предоставления Межведомственной комиссией положительного заключения к пакету документов, оформленному согласно положениям этого Порядка, заказчик должен приложить положительные комплексные заключения, предоставляемые органами службы «Укринвестэкспертиза», о соответствии проектной документации действующим государственным строительным нормативам.

Согласно п. 4.1. Порядка

после получения заказчиком заключения в случаях, предусмотренных этим Порядком, корректировка цены договора осуществляется путем заключения дополнительного соглашения к первичному договору о закупке.

Для осуществления регистрации обязательств

по дополнительным соглашениям заказчик подает в органы Государственного казначейства Украины или обслуживающий банк дополнительное соглашение вместе с первичным договором, а также заключение, полученное в случаях, предусмотренных Порядком.

Светлана Замазий

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше