Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Дисконтные карточки как элемент маркетинговой стратегии

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Сентябрь, 2007/№ 76
В избранном В избранное
Печать
Статья

Дисконтные карточки как элемент маркетинговой стратегии

 

Дисконтные карточки прочно вошли в наш обиход. Покупатели предпочитают приобретать необходимые товары и услуги у тех предприятий, которые предоставляют им возможность получать дополнительные выгоды от этого. О видах дисконтных карточек, порядке их выпуска, отражении в учете предприятия и многом другом пойдет речь в этой статье.

Марина КОВЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Классификация дисконтных карточек

Дисконтные карточки

(от англ. слова «discount» — «скидка») представляют собой документ, подтверждающий право на получение скидок и бонусов. Держателем карточки является потребитель товаров, работ, услуг предприятия, выпустившего ее.

Дисконтная политика торговых предприятий достаточно разнообразна. Для того, чтобы разобраться во всем многообразии дисконтных карточек, приведем их классификацию.

В зависимости от

порядка выпуска они делятся на:

— карточки, которые создаются предприятием самостоятельно;

— карточки, выпускаемые дисконтным клубом.

В первом случае способ и условия распространения дисконтных карточек устанавливаются предприятием самостоятельно. При этом бонусы и скидки, которые получил покупатель — владелец такой карточки, предоставляются в рамках одного предприятия или его структурного подразделения. Как правило, такой порядок выпуска дисконтных карточек дает возможность привлечь большее число покупателей и увеличить товарооборот.

Во втором случае предприятие присоединяется к дисконтному клубу путем заключения договора. Владелец клубной дисконтной карточки может воспользоваться скидкой или накапливать бонусы на

всех предприятиях, которые являются членами такого клуба. Этот порядок выпуска рассматривается предприятием как рекламная акция, позволяющая распространить информацию о предприятии среди более широкого круга потребителей.

В зависимости от

условий распространения карточки могут:

— приобретаться покупателями за денежные средства;

— предоставляться покупателям при выполнении определенных условий (совершение покупки на определенную сумму единоразово или с определенной периодичностью);

— распространяться бесплатно.

По

видам предоставляемых скидок карточки бывают:

— фиксированные (изменение размера предоставляемой скидки не предусмотрено);

— накопительные (размер скидки увеличивается вместе с количеством приобретаемого товара).

 

Изготовление дисконтных карточек

Бухгалтерский учет

. Согласно п. 4 П(С)БУ 2 «Баланс» активы — это ресурсы, контролируемые предприятием в результате прошлых событий, использование которых, как ожидается, приведет к наступлению экономических выгод в будущем. Если дисконтную карточку продают, то минимальной экономической выгодой, которая может быть получена предприятием при ее выпуске, является сумма денежных средств, уплаченная покупателем при ее приобретении. Но главное, конечно же, не это, а то, что выпуск дисконтных карточек, как правило, приводит к увеличению объема продаж. И здесь уже не важно, продается такая карточка или передается бесплатно.

Таким образом, в

бухгалтерском учете такие карточки являются активами. Поступление карточек от поставщика (изготовителя) отражается по дебету счета 209 «Прочие материалы», а выбытие по кредиту этого счета — в корреспонденции с дебетом счета 93 «Расходы на сбыт».

Налоговый учет

. Расходы на изготовление дисконтных карточек включаются в валовые расходы, поскольку они связаны с хозяйственной деятельностью предприятия (п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль). При этом дисконтные карточки до момента их передачи потребителям участвуют в расчете прироста (убыли) ТМЦ по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль.

Суммы НДС, уплаченные производителям дисконтных карточек при наличии налоговых накладных, включаются в налоговый кредит, поскольку такие расходы непосредственно связаны с хозяйственной деятельностью. Однако такое включение справедливо в том случае, если дисконтная карточка предоставляет скидку на товары, облагаемые НДС. Если же дисконтная карточка дает право на скидку только в части необлагаемых товаров, то суммы входящего НДС включаются не в налоговый кредит, а в валовые расходы (

п.п. 7.4.2 Закона об НДС, третий абзац п.п. 5.3.3 Закона о налоге на прибыль).

В том случае, если скидка распространяется как на налогооблагаемую продукцию, так и на освобожденную от налогообложения, то согласно

п.п. 7.4.3 Закона об НДС необходимо распределять налоговый кредит. Такое распределение происходит пропорционально объему налогооблагаемых и необлагаемых операций.

 

Выпуск и распространение дисконтных карточек

Действующее законодательство не содержит требований относительно выпуска и распространения дисконтных карточек. Поэтому субъекту хозяйственной деятельности прежде всего необходимо утвердить Положение об условиях выдачи дисконтных карточек и продаже товаров (работ, услуг) держателям карточек, утвержденное приказом руководителя.

В этом документе должны найти свое отражение:

— виды дисконтных карточек;

— условия их предоставления и порядок выдачи;

— скидки, бонусы, которые предоставляются владельцам дисконтных карточек;

— правила продажи товаров (работ, услуг) по дисконтным карточкам;

— правила проверки дисконтных карточек (возможность получить информацию о владельце карточки, накопленных бонусах);

— порядок отражения в учете и списания дисконтных карточек.

Положение об условиях выдачи дисконтных карточек и продаже товаров (работ, услуг) необходимо разместить на видном месте, например, в «Уголке покупателя».

Налоговый и бухгалтерский учет выпуска дисконтных карточек зависит главным образом от условий распространения карточки.

 

Дисконтные карточки выдаются покупателям за плату

Для того, чтобы разобраться в учете продажи дисконтной карточки, нужно прежде всего выяснить, что же она представляет собой как в юридическом плане, так и в налоговом учете. Дисконтная карточка дает ее держателю право на определенные преимущества в виде получения скидки.

Покупатель дисконтной карточки платит именно за это право, а не за саму карточку. Дисконтная карточка является лишь материальным носителем этого права, и было бы неправильно отделять их друг от друга. Юридически такое право следует рассматривать как имущественное право.

В налоговом учете основные проблемы возникают с НДС (в отношении налога на прибыль судьба полученных от покупателя средств очевидна: их следует включить в валовые доходы).

Продажу дисконтной карточки можно рассматривать либо как поставку товаров, либо как поставку услуг. Однако с учетом вышесказанного (о приоритетности имущественного права над его материальным носителем), считаем, что правильно рассматривать продажу дисконтной карточки не как поставку товаров, а как

поставку услуг, хотя сама карточка соответствует определению термина «товары».

Дело в том, что согласно определению, приведенному в

Законе об НДС, поставкой услуг считаются любые операции гражданско-правового характера по выполнению работ, предоставлению услуг, предоставлению права на пользование или распоряжение товарами, в том числе нематериальными активами, а также по поставке любых иных, нежели товары, объектов собственности за компенсацию, а также операции по бесплатному выполнению работ, предоставлению услуг.

На наш взгляд, поставка дисконтной карточки подпадает под «поставку любых иных, нежели товары,

объектов собственности за компенсацию». Ведь согласно ст. 316 ГКУ правом собственности является право лица на вещь (имущество), которое оно осуществляет в соответствии с законом по своей воле, независимо от воли других лиц, а имущественные права являются непотребительской вещью (ст. 190 ГКУ).

Некоторые специалисты придерживаются другого подхода. Они предлагают вообще не рассматривать продажу карточки как продажу товаров или услуг, а преподносить эту операцию как получение дохода из прочих источников. При таком подходе НДС на стоимость карточки не начисляется (нет объекта), но полученные средства все равно включаются в состав валовых доходов на основании

п.п. 4.1.6 Закона о налоге на прибыль. Но, на наш взгляд, доказать такую точку зрения очень непросто.

Пример

. Предприятие — плательщик НДС приняло решение о продаже 500 дисконтных карточек, предоставляющих скидку на облагаемые НДС товары, по цене 6 грн. за 1 шт. Расходы на их изготовление составили 1800 грн. (в том числе НДС — 300 грн.). Дисконтные карточки в полном объеме были реализованы.

 

Содержание операции

Корреспонденция счетов

Сумма,
грн.

ВД

ВР

дебет

кредит

Осуществлена предоплата поставщику за изготовление дисконтных карточек

371

311

1800

1500

Отражен налоговый кредит по НДС

641

644

300

Оприходованы дисконтные карточки

209

631

1500

— *

* Приобретенные карточки участвуют в пересчете по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль.

Списана сумма ранее отраженного налогового кредита по НДС

644

631

300

Произведен зачет задолженностей

631

371

1800

Реализованы дисконтные карточки покупателям

301

719

3000

2500

Начислены обязательства по НДС

719

641

500

Списана балансовая стоимость дисконтных карточек

93

209

1500

*

Списана на финансовый результат себестоимость дисконтных карточек

791

93

1500

Списан на финансовый результат доход, полученный от реализации дисконтных карточек

719

791

2500

* Списаны карточки с расчета прироста (убыли) ТМЦ согласно п. 5.9 Закона о налоге на прибыль.

 

Дисконтные карточки предоставляются покупателям бесплатно

Гораздо сложнее ситуация, когда карточки раздаются бесплатно. Приведем несколько аргументов в пользу того, что такая передача

не приводит к налоговым последствиям ни по НДС, ни по налогу на прибыль.

1. Юридически имущественные права ни работами, ни услугами считаться не могут, их продажу мы приравниваем к продаже услуг исключительно в целях налогообложения. Обратите внимание на определение термина «поставка услуг» из

Закона об НДС, приведенное выше. Бесплатное выполнение работ, предоставление услуг указано отдельно, через оборот «а также». А ведь, включая продажу имущественных прав в понятие продажи результатов услуг, мы подразумевали, что они являются «другими, нежели товары, объектами права собственности», и о бесплатной их передаче в этом определении ничего не сказано! Рассматривать же поставку карточки как поставку товаров тоже неправильно (почему — см. выше).

2. По общему правилу при продаже (в том числе бесплатной передаче)

товаров (работ, услуг) нестандартным плательщикам налога на прибыль (а карточки будут распространяться, скорее всего, преимущественно среди физлиц) валовые доходы увеличиваются исходя из договорной цены, но не ниже обычных цен. Однако, как мы уже выяснили, в нашем случае нет ни поставки товаров, ни поставки работ, услуг (определение этих терминов в Законе о налоге на прибыль схоже с аналогичными терминами из Закона об НДС). Значит, по налогу на прибыль обычные цены не применяются. Учитывая, что никакого дохода от бесплатной передачи дисконтной карты предприятие не получило, увеличивать валовые доходы не нужно.

3. И даже если бы надо было облагать бесплатную передачу дисконтной карточки НДС и увеличивать валовые доходы исходя из обычной цены, то

непонятно, что взять за основу такого начисления. Каждая дисконтная карточка по-своему уникальна; обычную цену установить невозможно, поскольку в Украине нет рынка дисконтных карт.

4. Совсем нет никаких оснований для НДС и налога на прибыль, если передача карточки является следствием определенных действий покупателя, что чаще всего и случается в жизни. Например, дисконтная карточка вручается каждому покупателю, совершившему покупки на сумму 500 грн. Эта ситуация ничем не отличается от другой — когда каждому покупателю, купившему один товар, другой продается со значительной скидкой. Например, каждому покупателю, купившему упаковку кетчупа, предоставляется право приобрести горчицу за 0,1 грн. Но ведь никому же не придет в голову облагать НДС или налогом на прибыль передачу права на применение такой скидки. Налоговики иногда пытаются доначислить налог при продаже акционного товара, но это, во-первых, не соответствует законодательству, а во-вторых, связано с поставкой акционного товара и особенностями применения обычной цены, а не с поставкой имущественного права на применение скидки.

Учитывая, что такие карточки используются в хозяйственной деятельности, право на валовые расходы неоспоримо. И если скидка будет предоставляться на облагаемые НДС товары, то предприятие имеет право увеличить и налоговый кредит.

Приведем пример приобретения и бесплатной раздачи дисконтных карточек.

Пример

. Руководство супермаркета приняло решение о бесплатном распространении дисконтных карточек среди своих клиентов в количестве 1500 штук. Расходы, связанные с производством карточек, составили 3000 грн. (в том числе НДС — 500 грн.). Отразим в учете распространение таких карточек.

 

Содержание операции

Корреспонденция счетов

Сумма,
грн.

ВД

ВР

дебет

кредит

Осуществлена предоплата поставщику за изготовление дисконтных карточек

371

311

3000

2500

Отражен налоговый кредит по НДС

641

644

500

Оприходованы дисконтные карточки

209

631

2500

*

* Приобретенные карточки участвуют в пересчете по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль.

Списана сумма ранее отраженного налогового кредита по НДС

644

631

500

Произведен зачет задолженностей

631

371

3000

Распространены карточки бесплатно

93

209

2500

*

Списаны расходы на финансовый результат

791

93

2500

* Списаны карточки с расчета прироста (убыли) ТМЦ согласно п. 5.9 Закона о налоге на прибыль.

 

Реализация товара со скидкой владельцам дисконтных карточек

Отражение в учете реализации товара по дисконтной карточке не вызывает особых сложностей. В

бухгалтерском учете доход от реализации товара со скидкой отражают на счете 702 «Доход от реализации товаров» исходя из фактической цены реализации с последующим уменьшением на сумму НДС. Сумма скидки на счете 704 «Вычеты из дохода» не отражается, поскольку этот счет предназначен для учета скидок, предоставленных покупателям после даты реализации . В нашем случае скидка предоставляется в момент реализации товара, поэтому корректировать доход нет необходимости.

Что касается

налогового учета реализации товара со скидкой владельцам дисконтных карточек, то валовые доходы отражаются точно так же, как и доходы в бухгалтерском учете, исходя из всей суммы фактически полученного дохода за минусом НДС по правилу первого события (подробнее об обычной цене на товары, проданные в ходе рекламных акций, см. статью «Обычная цена в рекламных акциях» на с. 44). Из этой же базы следует исходить и при начислении НДС.

Пример

. Предприятие розничной торговли реализует кондиционеры по цене 2400 грн. (в том числе НДС — 400 грн.) за 1 шт., стоимость их приобретения — 1800 грн. (в том числе НДС — 300 грн.). Торговая надбавка составила 900 грн. Владельцу дисконтной карточки кондиционер продан со скидкой в размере 5 %.

 

Содержание операции

Корреспонденция счетов

Сумма,
грн.

ВД

ВР

дебет

кредит

Реализован товар со скидкой 5 % держателю дисконтной карточки (2400 грн. - (2400 грн. х 0,05) =
= 2280 грн.)

301

702

2280

1900

Начислены обязательства по НДС

702

641

380

Уменьшена торговая наценка на сумму скидки
(2400 грн. х 0,05 = 120 грн.)

285

282

120

Списана сумма торговой наценки

285

282

780

Отражена продажная стоимость реализованных товаров

902

282

1500

Списаны доходы на финансовый результат

702

791

1900

Списаны расходы на финансовый результат

791

902

1500

 

Учет движения дисконтных карточек

Для ведения учета движения дисконтных карточек приказом руководителя назначается материально ответственное лицо. Оно отвечает за сохранность и выдачу дисконтных карточек. Поскольку законодательство не устанавливает каких-либо требований к первичным документам, информация о движении карточек фиксируется в Журнале полученных и выданных дисконтных карточек. Он может состоять из двух разделов, в которых отражается информация о дате получения дисконтных карточек, их количестве и номерах, а также о дате и причине выдачи. При этом для осуществления контроля за дисконтными карточками необходимо иметь информацию об их держателях. Как правило, такую информацию можно получить при помощи анкетирования, которое проводится на момент выдачи карточки.

Приведем пример формы Журнала полученных и выданных дисконтных карточек.

  

Журнал полученных и выданных дисконтных карточек

I. Полученные дисконтные карточки

Дата получения

Наименование поставщика

Количество

Номер дисконтной карточки

Подпись

20.08.2007 г.

ООО «Луч»

500

0201 — 0700

 

27.08.2007 г.

ООО «Луч»

1000

0701 — 1700

 

  

 

II.

Выданные дисконтные карточки

Дата выдачи

Номер дисконтной карточки

Основания
для выдачи

Ф.И.О. держателя дисконтной карточки

Личные данные

Подпись

03.09.2007 г.

0201

Одноразовая покупка продукции на сумму 120 грн.

Морозова Ирина Васильевна

г. Харьков,
ул. Томская, 48

 

04.09.2007 г.

0202

Приобретение карточки за денежные средства

Смирнов Иван Иванович

г. Харьков
ул. Ленина, д.173,
кв. 98, тел. 769-76-75

 

04.09.2007 г.

0203

Предоставлены кассовые чеки на сумму 2000 грн.

Борисова Светлана Сергеевна

г. Харьков,
ул. Зерновая, д. 45, кв. 17, тел. 756-34-98

 

 

Для списания дисконтных карточек приказом руководителя создается специальная комиссия. Она изучает причины ликвидации дисконтных карточек и составляет акт.

 

Отражение в учете полученных дисконтных карточек

Теперь рассмотрим учет дисконтной карточки у другой стороны — у получателя.

Дисконтная карточка является активом, поскольку этот ресурс контролируется предприятием в результате прошлых событий, его использование

принесет в будущем экономические выгоды. Однако согласно п. 10 П(С)БУ 2 одно из необходимых условий отражения актива в балансе — его достоверная оценка. Поскольку достоверно оценить бесплатно полученную дисконтную карточку не представляется возможным, отражать ее в качестве актива нельзя.

В налоговом учете не возникают ни обязательства по НДС, ни налоговый кредит. Что касается валового дохода, то в соответствии с

п.п. 4.1.6 Закона о налоге на прибыль в его состав включаются доходы из других источников, в том числе и доход в виде стоимости товаров (работ, услуг), бесплатно предоставленных налогоплательщику в отчетном периоде. Вместе с тем Закон о налоге на прибыль не уточняет, в каком размере необходимо показывать такой доход, а ориентироваться на обычные цены здесь нельзя, поскольку рынка дисконтных карточек в нашей стране нет. Поэтому валовой доход тоже не отражается.

Приобретая дисконтную карточку

за денежные средства, видимо, следует говорить о приобретении нематериального актива, так как имущественные права, получаемые из дисконтной карточки, являются правами на использование экономических и других привилегий, которые отражаются на счете 127 «Прочие нематериальные активы». Строго говоря, и в налоговом учете полученную дисконтную карточку надо отражать как нематериальный актив*.

* Не исключено, что в определении термина «нематериальный актив» речь идет только об интеллектуальных, авторских, смежных и прочих подобных правах. При таком подходе стоимость карточки увеличит валовые расходы.

Пример

. Предприятие приобрело две дисконтные карточки по цене 30 грн. (в том числе НДС — 5 грн.). Отразим операцию в налоговом и бухгалтерском учете.

 

Приобретение дисконтной карточки за денежные средства

Содержание операции

Корреспонденция счетов

Сумма,
грн.

ВД

ВР

дебет

кредит

Выданы в подотчет денежные средства кладовщику на покупку дисконтной карточки

372

301

70,00

Отражены расходы на приобретение дисконтной карточки

154

631

50,00

— *

* Формируется объект нематериальных активов.

Сформирован нематериальный актив

127

154

50

Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе стоимости полученных услуг

641

631

10,00

Произведен зачет задолженностей

631

372

60,00

Возвращен излишек денежных средств в кассу предприятия

301

372

10,00

Списаны расходы на парковку на финансовый результат

791

949

50,00

  

Однако вполне возможно, что из-за невысокой стоимости карточки в бухгалтерском учете никто не будет отражать ее как нематериальный актив (с учетом порога существенности). В таком случае доказать отнесение ее стоимости в состав валовых расходов, а не нематериальных активов, будет проще.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно