Темы статей
Выбрать темы

Возврат и обмен (гарантийный ремонт) товаров, полученных при проведении акций

Редакция НиБУ
Статья

Возврат и обмен (гарантийный ремонт) товаров, полученных при проведении акций

 

В последнее время широкое распространение получили различные акции, проводимые предприятиями торговли (самостоятельно или совместно с производителями), при которых товар при определенных условиях (например, при покупке другого товара) дарится, продается по условной цене (например, за 1 грн. или 1 коп.) либо со значительной скидкой, но при этом покупателя обычно предупреждают, что такие товары возврату, обмену (гарантийному ремонту) не подлежат. Возникает вопрос, насколько правомерно то, что такие товары, ничем не отличающиеся от обычных, по мнению предприятий торговли, не подлежат возврату, обмену (гарантийному ремонту).

 

Георгий СФИНЦИЦКИ, юрист

  

Для того чтобы узнать, насколько правомерны действия работников торговых предприятий, утверждающих, что «акционные» товары возврату, обмену (гарантийному ремонту) не подлежат, необходимо разобраться, какие товары вообще подлежат возврату, обмену (гарантийному ремонту).

 

Товары, не подлежащие обмену (возврату)

Перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену (возврату),

приводится в приложении № 3 к постановлению № 172
.
В этот перечень включено довольно много товаров, все их перечислить не представляется возможным, однако следует обратить внимание на то, что к товарам, не подлежащим обмену (возврату), отнесены все продовольственные товары, лекарственные препараты и средства, предметы сангигиены и ряд непродовольственных товаров (например, парфюмерно-косметические изделия, перьево-пуховые изделия, мягкие детские игрушки, зубные щетки, мундштуки, аппараты и помазки для бритья, расчески, гребни и щетки массажные, ткани, белье нательное, белье постельное, чулочно-носочные изделия, товары в аэрозольной упаковке, печатные издания, аудио-, видеокассеты, диски с записью, товары для младенцев (пеленки, соски, бутылки для кормления и т. п.), инструменты для маникюра, педикюра (ножницы, пилочки и т. п.), ювелирные изделия из драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней и др.).

На основании изложенного можно предположить, что если товар не включен в вышеуказанный перечень или он ненадлежащего качества, то его можно обменять (вернуть).

 

Товары, подлежащие гарантийному ремонту

Перечень групп технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту (обслуживанию) или гарантийной замене

, приводится в приложении 1 к Порядку гарантийного ремонта
, в частности, в него включены: радиоэлектронная бытовая аппаратура; электробытовые машины и приборы; машины и приборы для механизации работ в быту; бытовые приборы электронной техники (в том числе вычислительная техника); средства связи; приборы сложной механики (в том числе часы и секундомеры); музыкальные инструменты; сложные комплектующие изделия, на которые выдается отдельная гарантия; транспортные средства и номерные агрегаты; продукция производственно-технического назначения, которая может быть использована в быту; товары медицинского назначения; товары для занятия физической культурой, спортом и туризмом; спортивное огнестрельное, газовое, пневмогазовое, пружинное, пневматическое оружие; средства измерительной техники бытового назначения.

Товары, не вошедшие в вышеуказанный перечень, гарантийному ремонту (обслуживанию, гарантийной замене) не подлежат.

Таким образом, мы выяснили, что

есть категории товаров, которые не подлежат возврату, обмену (гарантийному ремонту). Поэтому, если таковые становятся по желанию предприятия торговли (или по инициативе производителя) «акционными», то покупателя должны предупреждать о том, что эти товары не подлежат возврату, обмену (гарантийному ремонту), а действия работников предприятия торговли при этом вполне правомерны.

Теперь давайте разберемся, что же такое «акционный» товар.

Действующее законодательство не содержит понятия «акционный» товар как отдельный вид товара. Это, как правило, обычный товар, который используется при проведении определенных рекламных или маркетинговых мероприятий, хотя он может быть произведен (изготовлен) и специально для проведения таких мероприятий (например, различного рода пробники и т. п.). В любом случае для целей нашей статьи значение имеет лишь то, продается или дарится «акционный» товар.

 

Продажа «акционного» товара

Е

сли «акционный» товар продается (по условной цене либо со скидкой — не имеет значения), то он должен соответствовать всем требованиям действующего законодательства, предъявляемым к обычному товару, т. е. он должен быть надлежащего качества, безопасным, пригодным для использования по назначению и т. д.

Предприятия торговли обязаны реализовывать товары только при наличии ценника на товар (прейскуранта), по требованию покупателя предоставить ему полную информацию о производителе, основных потребительских качествах и безопасности товара и его цене, при этом покупатель имеет право на проверку качества товара, его комплектности, цены, демонстрацию безопасного и правильного использования (

пункты 24 — 25 Порядка № 108).

Продажа товаров, не имеющих надлежащего товарного вида и с истекшим сроком годности, а также товаров, поступивших без документов, удостоверяющих их качество и безопасность, запрещена

(п. 29 Порядка № 108).

При продаже товара, подлежащего гарантийному ремонту

(обслуживанию) или гарантийной замене, продавец должен в присутствии покупателя осуществить проверку потребительских свойств товара, наличия эксплуатационных документов, в том числе гарантийного талона и отрывных талонов на гарантийное обслуживание, комплектности товара, проинформировать потребителя о правилах пользования товаром, заполнить соответствующие разделы гарантийного и отрывного талонов на гарантийное обслуживание, выдать потребителю расчетный документ (квитанцию, кассовый (товарный) чек и т. п.), удостоверяющий факт покупки товара (п. 15 Порядка гарантийного ремонта).

Принимать к продаже и реализовывать без технического паспорта и гарантийных талонов товары, на которые нормативными документами установлены гарантийные сроки, запрещено

(п. 1.17 Правил розничной торговли непродовольственными товарами, утвержденных приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 11.03.2004 г. № 98).

В случае выявления недостатков или фальсификации товара на протяжении гарантийного срока потребитель имеет право в установленном порядке требовать бесплатного устранения недостатков или замены на аналогичный товар надлежащего качества или на такой же товар другой марки (модели, артикула, модификации) с соответствующим пересчетом цены

(п. 16 Порядка гарантийного ремонта, п. 31 Порядка № 108) либо вернуть товар и получить обратно уплаченную за него сумму.

Таким образом, приходим к выводу, что

покупатель имеет право купить «акционный» товар надлежащего качества, такой товар ничем не должен отличаться от обычного и продаваться в том же порядке, а если товар подлежит возврату, обмену (гарантийному ремонту), то действия работников предприятия торговли, предупреждающие покупателя о том, что «акционный» товар не подлежит возврату, обмену (гарантийному ремонту), неправомерны, а права покупателя нарушаются.

При нарушении своих прав покупатель может их защитить в порядке, предусмотренном

Законом № 1023, в частности, путем обращения в органы по защите прав потребителей либо в суд.

 

Дарение «акционного» товара

Народная мудрость гласит: дареному коню в зубы не смотрят. Это подтверждает и действующее законодательство.

Договор дарения предметов личного пользования и бытового назначения может быть заключен в устной форме (

ч. 1 ст. 719 ГКУ), при этом право собственности на подарок у одариваемого возникает с момента его принятия (ч. 1 ст. 722 ГКУ).

При дарении «акционного» товара у предприятия торговли есть только одна обязанность — передать подарок одариваемому, и лишь тогда, когда ему известно о недостатках подарка или о его особенных свойствах, которые могут быть опасными для жизни, здоровья, имущества одариваемого или других лиц, он обязан сообщить о них одариваемому

(ч. 1 ст. 721 ГКУ), а у одариваемого есть право отказаться от подарка и не принимать его, но если уж он его принял, то у него не возникает никаких прав на его возврат, обмен (гарантийный ремонт) и его должны предупредить об этом, а значит, действия работников предприятия торговли, предупреждающие одариваемого, что подарок не подлежит возврату, обмену (гарантийному ремонту), правомерны.

 

Товары, которые не могут быть «акционными»

«Акционные» товары, независимо от того, продаются или дарятся предприятием торговли, должны соответствовать определенным требованиям, установленным действующим законодательством, а предприятия торговли при их продаже (дарении) должны придерживаться определенных правил.

В частности,

запрещено вводить в обращение фальсифицированную продукцию (п. 4 ст. 6 Закона № 1023), товары с истекшим сроком годности (ч.3 п. 2 ст. 14 Закона № 1023), продавать товары, на которых срок годности не указан или с истекшим сроком годности (ч.3 п. 3 ст. 7 Закона № 1023), реализовывать продукцию (в том числе импортные товары) без маркировки национальным знаком соответствия и/или без сертификата соответствия либо декларации о соответствии (ч. 2 п. 4 ст. 14 Закона № 1023), реализовывать продукцию, изготовление (производство) и реализация которой запрещены соответствующим государственным органом и т. п.

Также

запрещено совершать действия, вводящие потребителя в заблуждение, например: предлагать к реализации продукцию по определенной цене, если есть основания считать, что продавец не сможет предоставить такую продукцию по такой цене; отказывать в предъявлении предлагаемого товара или демонстрировать дефектный образец товара; сообщать о наличии ограниченного количества товаров, если это не соответствует действительности; торопить покупателя с принятием решения; предлагать к свободной реализации продукцию, изъятую из обращения или в отношении обращения которой установлены ограничения; использовать сообщения о распродаже в связи с закрытием магазина, если это не соответствует действительности и т. п. (п. 3 ст. 19 Закона № 1023).

Продавцам также

запрещено принуждать потребителя приобретать продукцию ненадлежащего качества или ненужного ему ассортимента (ч.3 п. 2 ст. 17 Закона № 1023).

В случаях когда продажа «акционного» товара по условной цене либо со скидкой (дарение) проводится при покупке определенного товара, возможна ситуация, когда покупатель после приобретения этого товара обнаруживает, что приобретенный вместе с ним (полученный в качестве подарка) «акционный» товар ненадлежащего качества или имеет другие недостатки, о которых ему продавец не сообщил.

Получается, что продавец с помощью «акционного» товара побудил покупателя приобрести определенный товар, в результате чего покупатель получил «акционный» товар ненадлежащего качества (или с недостатками) и не особо нужный ему товар, приобретение которого было условием проводимой акции, и почувствовал себя обманутым.

Для защиты своих прав в этой ситуации

покупатель может в судебном порядке признать недействительным договор купли-продажи товара, приобретение которого было условием проводимой акции, как договор, заключенный под воздействием обмана (ч. 1 ст. 230 ГКУ). При признании договора недействительным каждая из сторон обязана вернуть другой стороне в натуре все, что она получила по этому договору
(ч. 1 ст. 216 ГКУ).
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше