Темы статей
Выбрать темы

Скидки через лототрон: особенности предоставления

Редакция НиБУ
Статья

Скидки через лототрон: особенности предоставления

 

Чтобы как-то разнообразить процесс проведения рекламных мероприятий, сообразительные рекламисты догадались использовать лототрон. Элемент случайности, который присутствует при определении величины скидки с помощью лототрона, интригует покупателя, будит в нем здоровое чувство азарта и позволяет, между прочим, увеличить объем продаж, что и является главной целью любой рекламной кампании. Рассмотрим, что следует иметь в виду субъектам хозяйствования, использующим такой рекламный ход.

 

Игорь ХМЕЛЕВСКИЙ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор», igor.khmelevskiy@id.factor.ua

 

Как это происходит

Организация предоставления скидки путем случайного выбора ее размера (в процентном отношении к цене конкретного товара либо к общей сумме покупки) проста и незатейлива. Достаточно подготовить набор определенного количества лотерейных билетов, шариков, мини-контейнеров или других предметов, на поверхности которых или внутри будет размещена информация о величине скидки, на которую может претендовать покупатель. Причем для придания процессу получения скидки элемента случайности такая информация должна быть скрыта от обзора как покупателя, так и продавца. Достичь этого можно, например, запечатыванием лотерейных билетов, использованием непрозрачных шаров, нанесением на поверхность защитного покрытия, которое покупателю нужно будет стереть, чтобы узнать конкретный размер скидки, и т. п.

В качестве устройства, позволяющего разместить подготовленные указанным образом предметы, играющие роль лотерейных билетов, и обеспечить проведение розыгрыша, можно использовать традиционный лототрон. Каждому покупателю, совершившему покупку, непосредственно перед оплатой за нее, предлагается самому определить размер скидки, который может варьироваться в достаточно широких пределах (например, от 1 до 50 % изначальной стоимости приобретенного товара). Кроме того, «случайная» скидка может суммироваться со скидкой, на которую дает право дисконтная карта, действующая в данной торговой сети (при наличии у такого покупателя указанной карты). Применение итоговой скидки к стоимости покупки происходит при оплате товара кассиру.

Конечно же могут применяться и другие способы предоставления скидки в размере, который заранее не зафиксирован, а определяется по случайной вероятности. Дальнейшие рассуждения в принципе не зависят от выбора конкретного способа реализации рассматриваемого рекламного мероприятия и могут быть полезны большинству заинтересованных читателей.

 

Нужно ли приобретать лицензию на проведение розыгрыша?

Описывая выше идею применения лототрона для предоставления скидок предприятиями торговли, мы сознательно старались не использовать слова «розыгрыш», «лотерея», «приз» и т. п., которые бы ассоциировались с игорным бизнесом и организацией проведения лотерей как с одной из его разновидностей. Тем не менее при планировании таких рекламных мероприятий субъектов хозяйствования в первую очередь интересует вопрос: нужно ли получать лицензию для проведения подобных розыгрышей?

Дело в том, что согласно

п. 29 ст. 9 Закона о лицензировании деятельность по выпуску и проведению лотерей подлежит лицензированию. При этом в Законе о налоге на прибыль (п. 1.33) содержится определение лотереи как хозяйственной операции, которая предусматривает продажу игроку права на участие в розыгрыше приза по случайной вероятности за средства или в обмен на другие ценности, а также бесплатное получение такого приза в собственность в случае признания такого игрока победителем.

Как следует из приведенного выше определения, условием для отнесения хозяйственной операции к лотерее является факт продажи игроку за деньги или в обмен на другие ценности права на участие в розыгрыше приза. При проведении рекламного розыгрыша размера скидки покупателю право на участие в нем не продается. Участником такого розыгрыша он становится бесплатно, только на том основании, что он изъявил желание приобрести тот или иной товар. Не происходит также признания кого-либо из покупателей победителем, наоборот, все они без исключения получают право на скидку, величина которой определяется случайно.

Таким образом, этот вид розыгрыша в рамках проведения рекламной акции к лотерее не относится. А значит, для проведения таких рекламных розыгрышей лицензию получать не нужно. Аналогичную позицию, кстати, занимает Госкомпредпринимательства (см.

письмо от 06.03.2002 г. № 2-222/1297 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2002, № 34). И хотя в указанном документе говорится о деятельности субъекта хозяйствования по предоставлению призов покупателям в рамках проведения мероприятия по повышению покупательного спроса на продукцию, общей направленности письма это не изменяет.

С целью дополнительного подтверждения наших выводов стоит обратиться к

Лицензионным условиям № 128/1037, где в п. 1.1 говорится о том, что эти Лицензионные условия не распространяются на проведение на бесплатной основе розыгрышей среди покупателей товаров (услуг) с выдачей выигрышей в наличной или имущественной форме, которые проводятся с целью рекламы. Опять же скажем, что несмотря на наличие в этой норме упоминания о выдаче выигрышей, проведение рекламных розыгрышей размера скидки не является лотереей и не требует получения лицензии. Ключевой момент здесь заключается в том, что покупатели не должны нести никаких дополнительных расходов для участия в розыгрыше (например, приобретать лотерейные билеты). А это условие при определении скидки при помощи лототрона соблюдается безукоризненно.

 

Подлежит ли такая деятельность патентованию?

Для того чтобы ответить на поставленный вопрос, обратимся к

Закону о патентовании, статьей 5
которого предусмотрено патентование операций по предоставлению услуг в сфере игорного бизнеса, осуществляемых субъектами предпринимательской деятельности или их структурными (обособленными) подразделениями. При этом под игорным бизнесом понимается деятельность, связанная с устройством казино, других игорных мест (домов), игровых автоматов с денежным или имущественным выигрышем, проведением лотерей (кроме государственных) и розыгрышей с выдачей денежных выигрышей в наличной или имущественной форме.

Вместе с тем следует учитывать положения

п. 1 ст. 1 Закона о патентовании, устанавливающего, что нормы данного Закона распространяются на субъектов предпринимательской деятельности, для которых проведение лотерей и розыгрышей как части игорного бизнеса является видом предпринимательской деятельности. Из определения предпринимательства, приведенного в ст. 3 ХКУ, следует, что предпринимательская деятельность осуществляется для достижения экономических и социальных результатов и с целью получения прибыли.

Нельзя сказать, что предприятие, проводящее рекламную акцию в виде розыгрыша скидок на лототроне, не ставит своей целью получение прибыли. Разумеется, такая цель им однозначно преследуется, однако не от проведения розыгрыша как такового, а от торговой деятельности. В нашем случае

розыгрыш скидок является элементом рекламной кампании, направленной на привлечение покупателей и повышение спроса на реализуемые товары, и не рассматривается предприятием как дополнительный (отдельный) источник получения прибыли.

Таким образом,

приобретать торговый патент на осуществление операций по предоставлению услуг в сфере игорного бизнеса в рассматриваемой ситуации не нужно. Такого же мнения придерживается и Госкомпредпринимательства Украины, о письме которого (от 06.03.2002 г. № 2-222/1297) мы упоминали выше. Основная мысль, высказанная этим госорганом в интересующем нас контексте, сводится к следующему: «...уплачивать дополнительные налоги или сборы, получать какие-либо разрешения, лицензии не нужно. <...> условия проведения мероприятия устанавливаются самим субъектом хозяйствования».

ГНАУ, к сожалению, до сих пор так и не выработала окончательного мнения относительно затронутого нами в этом разделе вопроса. Ранее представители этого органа неоднократно указывали на необходимость приобретения торгового патента при проведении розыгрышей (см., например, консультацию в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2004, № 41, с. 45). В последнее же время, судя по

письмам ГНАУ от 14.02.2006 г. № 48/2/15-0410 («Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 31) и от 07.07.2006 г. № 4499/6/15-0416 («Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 102), налоговики считают иначе и уже не настаивают на патентовании рекламных розыгрышей. Однако нельзя полностью гарантировать, что этот подход налогового органа останется незыблемым, поэтому заинтересованным налогоплательщикам лучше получить письменное разъяснение из местной ГНИ.

 

Документальное оформление и проблема обычных цен

Тем не менее, во избежание претензий со стороны проверяющих рекомендуем позаботиться о правильном документальном оформлении проводимых розыгрышей скидок с помощью лототрона:

— во-первых, проведение такого розыгрыша необходимо представить как элемент рекламной акции. С этой целью имеет смысл издать соответствующий приказ, где четко сформулировать процедуру розыгрыша, механизм применения скидки, порядок программирования РРО на период акции и назначить ответственного за ее проведение;

— во-вторых, в тексте приказа, рекламных объявлениях о проведении такого мероприятия не употреблять термин «лотерея», а назвать эту операцию, например, праздничной акцией;

— в-третьих, проинформировать потенциальных покупателей о том, что по итогам данной акции никакие подарки в имущественной форме либо денежные выплаты не производятся. Покупатели лишь получают право уплатить за товар его стоимость за вычетом определенной случайным образом скидки.

В результате правильного оформления проводимой рекламной акции можно избежать ненужных трений с налоговыми органами по поводу получения лицензии и приобретения торгового патента. Кроме того, соответствующее документальное обеспечение акции поможет также обосновать уровень обычных цен в случае предоставления скидок, о чем подробнее можно прочитать в статье «Обычная цена в рекламных акциях» на с. 44 сегодняшнего номера.

Здесь лишь напомним, что

Законом о налоге на прибыль (п.п. 1.20.2) при определении обычных цен предусмотрена возможность учитывать различные скидки, обусловленные маркетинговой политикой предприятия. Главный критерий при предоставлении таких скидок, которого следует придерживаться с тем, чтобы считать цену со скидкой обычной ценой, — их неизбирательность. И хотя на первый взгляд может показаться, что указанный принцип при розыгрыше размера скидок через лототрон не соблюдается, на самом деле это не так. Неизбирательность в данном случае означает независимость от воли продавца, а это условие при выборе размера скидки при помощи лототрона однозначно выполняется. Значит, каждая цена, которая уплачена разными покупателями за один и тот же товар после применения к исходной цене скидок разного размера, является обычной, а каждая такая скидка — обычной скидкой.

 

Розыгрыш скидок и НДФЛ

Обычность скидки, предоставляемой покупателю — физическому лицу, имеет важное значение также с точки зрения налогообложения его доходов. Объясняется это тем, что в

Законе об НДФЛ существует норма (см. абзац «е» п.п. 4.2.9), позволяющая не считать дополнительным благом и не облагать налогом сумму скидки с цены (стоимости) товаров (услуг), не превышающую обычную, рассчитанную по правилам определения обычных цен. Опять же в данном случае действуют правила определения «обычности» скидки, установленные Законом о налоге на прибыль. Если эта скидка предоставляется всем покупателям при наступлении определенных условий (маркетинговые скидки), то такие скидки являются обычными и их сумма не включается в налогооблагаемый доход граждан.

В случае предоставления скидки при помощи лототрона обычный размер такой скидки соблюдается по тем же причинам, которые мы приводили для обоснования обычной цены, — скидка предоставляется каждому покупателю без исключения и при этом воля продавца никак не влияет на величину такой скидки. Следовательно, не существует никаких оснований считать скидки, полученные через лототрон, объектом обложения налогом с доходов физических лиц.

Кстати, так же подходит к этому вопросу и ГНАУ. Например, в

письме от 29.04.2004 г. № 3380/6/17-3116 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2004, № 73) говорится, что скидки, предоставляемые предприятиями покупателям (не работникам и не связанным лицам), не являются дополнительным благом в понимании Закона об НДФЛ , а значит, и не включаются в налогооблагаемый доход физического лица, получившего такую скидку.

 

Бухгалтерский учет «случайных» скидок

При всем разнообразии скидок для целей учета непринципиальны причины, по которым они предоставляются, или то, кому они предоставляются. Для бухгалтерского учета важно, во-первых, предоставляется такая скидка в розничной или оптовой торговле и, во-вторых,

когда предоставляется скидка (в момент продажи или после продажи). Очевидно, что скидки через лототрон, о которых мы ведем речь, относятся к скидкам в розничной торговле, которые предоставляются в момент продажи.

Главной

особенностью учета таких скидок является то, что они никак не отражаются на счетах учета. Указанные скидки фактически прекращают существовать после того, как товар отпущен покупателю. Предоставление скидок в момент продажи требует особого подхода к расчету суммы наценок, приходящихся на реализованный товар, и себестоимости реализованного товара. Эти особенности вызваны тем, что при передаче товаров в розницу на них начисляется определенный размер торговой наценки. Однако реально товары продаются либо по меньшей стоимости, т. е. реализуется не вся начисленная торговая наценка, либо даже с убытком, т. е. по цене ниже покупной стоимости.

За подробной теоретической информацией по рассматриваемому вопросу отсылаем читателей к статье «Еще раз о скидках» («Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 55). Здесь же ограничимся рассмотрением условного числового примера.

Пример

. Предприятием розничной торговли в течение месяца предоставлялись скидки, определенные покупателями посредством лототрона.

Сальдо по счетам бухгалтерского учета на начало месяца составило:

— по дебету субсчета 282 «Товары в торговле» — 20000 грн.;

— по кредиту субсчета 285 «Торговая наценка» — 6000 грн.

В течение месяца предприятие приобрело товар на сумму 18000 грн. (в том числе НДС — 3000 грн.). На поступивший товар начислена торговая наценка в сумме 4000 грн. В этом же месяце было реализовано товара на сумму 24000 грн., в том числе НДС 20 % — 4000 грн. (стоимость товара — 30000 грн., суммарная величина скидки, которая была предоставлена покупателям путем случайного выбора через лототрон, определенная по данным РРО, — 6000 грн.).

Рассчитаем средний процент торговых наценок и определим себестоимость реализованных товаров. Для удобства приведем все показатели в табл. 1.

 

Таблица 1

Условие примера

Показатель

Первоначальная (покупная) стоимость товаров

Сумма торговой наценки
(Кт 285)

Продажная стоимость товаров
(Дт 282)

1

2

3

4

1. Остаток на начало месяца,
грн.

14000

6000

20000

2. Поступило в отчетном месяце, грн.

15000

4000

19000

3. Скидка, грн.

Х

Х

6000

4. Средний процент торговой наценки, %

25,64
(6000 + 4000) :
: (20000 + 19000) х 100

Х

Х

5. Реализовано товаров, грн.

22308
(24000 +

6000) - 7692

7692
(24000 +

6000) х 25,64 %

24000

6. Остаток на конец месяца (стр. 1 + стр. 2 - стр. 3 - стр. 5)

6692

2308

9000

 

На счетах бухгалтерского учета рассмотренные операции отразятся следующим образом:

 

Таблица 2

Бухгалтерский и налоговый учет скидок

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма,
грн.

Налоговый учет,
грн.

дебет

кредит

ВД

ВР

1

2

3

4

5

6

Остаток товаров на начало периода:

 

 

 

 

 

— продажная стоимость

282

20000

— торговая наценка

285

6000

1. Получен товар от поставщика

281

631

15000

15000

2. Отражен налоговый кредит по НДС

641

631

3000

3. Переданы товары в розницу

282

281

15000

4. Начислена торговая наценка на поступивший товар

282

285

4000

5. Реализованы товары (выручка)

301

702

24000

20000

6. Отражены налоговые обязательства по НДС

702

641

4000

7. Списана себестоимость реализованного товара

902

282

22308

8. Списана сумма наценки, приходящейся на реализованный товар

285

282

7692

9. Сформирован финансовый результат

791

902

22308

702

791

20000

Остаток товаров на конец периода:

 

 

 

 

 

— продажная стоимость

282

9000

 

 

— торговая наценка

285

2308

 

 

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше