Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Бесплатное распространение рекламной газеты

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Сентябрь, 2007/№ 76
В избранном В избранное
Печать
Статья

Бесплатное распространение рекламной газеты

 

В последнее время появилось много газет, издаваемых не с целью продажи, а с целью их бесплатного распространения. При этом доход получается только за счет размещения рекламы в этих изданиях. Такая деятельность имеет непосредственную связь с рекламными мероприятиями, поэтому в сегодняшнем номере мы рассматриваем налогообложение таких операций.

Дмитрий КОСТЮК, заместитель главного редактора

 

Для правильного отражения в налоговом учете бесплатной раздачи газеты, полностью состоящей из рекламных объявлений, главное — правильно разобраться в одновременном применении нескольких норм налоговых законов. С одной стороны, это поставка печатных средств массовой информации (пусть и бесплатная), с другой — поставка рекламных услуг.

Но прежде чем перейти к анализу налоговых нюансов операции, следует определиться со статусом такой газеты: является ли она печатным средством массовой информации. Согласно

Закону Украины «О печатных средствах массовой информации (прессе) в Украине» от 16.11.92 г. № 2782-XII под печатными средствами массовой информации (прессой) в Украине понимают периодические и продолжающиеся издания, которые выходят под постоянным названием, с периодичностью один и больше номеров (выпусков) на протяжении года на основании свидетельства о государственной регистрации. Если рекламная газета соответствует этому определению, то она имеет все шансы считаться средством массовой информации*.

*Если Свидетельства о государственной регистрации нет, то такая газета не может считаться СМИ, ее следует рассматривать как рекламный буклет.

 

НДС

Согласно

п.п. 5.1.2 Закона о налоге на прибыль операции по поставке (подписке) периодических изданий печатных средств массовой информации и книжек, кроме изданий эротического характера, освобождаются от обложения НДС.

Как известно, под определение поставки подпадает и бесплатная передача товара (

п. 1.4 Закона об НДС). И здесь мы оказываемся перед дилеммой: с одной стороны, бесплатная передача всегда приводит к начислению налоговых обязательств, причем исходя из обычных цен, без применения 20-процентного коридора (п. 4.2 Закона об НДС), с другой — для поставки печатных средств массовой информации предусмотрена льгота. В таких случаях приоритет имеет та норма закона, которая предусматривает применение льготы, т. е. льгота в полной мере распространяется и на бесплатную передачу. Следовательно, бесплатное распространение печатных средств массовой информации освобождается от налогообложения.

При этом в стр. 4 декларации по НДС необходимо указывать объем поставки, который в нашем случае определяется исходя из обычных цен. Определить обычную цену на такие газеты не так-то просто. Как вариант в качестве ориентира может быть использована себестоимость изготовления.

Кроме того, издательство предоставляет и рекламные услуги, которые от НДС не освобождены. По таким услугам уж точно придется начислить налоговые обязательства.

А что с

налоговым кредитом? Как известно, если плательщик НДС использует товары (услуги) в необлагаемых операциях, то налоговый кредит по таким товарам (услугам) увеличивать нельзя (п.п. 7.4.2 Закона об НДС). И наверное, осторожный налогоплательщик так и поступит: вообще забудет о том, что такое налоговый кредит.

В то же время можно посмотреть на эту ситуацию и с другой стороны. Причем здесь есть две позиции.

Позиция первая (взвешенная)

. Кроме необлагаемой операции, издательство осуществляет и облагаемую НДС поставку рекламных услуг, причем с помощью все той же газеты. Иными словами, нельзя сказать, что приобретенные для изготовления газеты товары и услуги используются исключительно в необлагаемых операциях. Налицо ситуация, когда товар (газета) используется как в облагаемых (рекламные услуги), так и в необлагаемых (распространение газеты) операциях. А здесь вспоминается уже п.п. 7.4.3 Закона об НДС. Согласно этому подпункту, если товары (работы, услуги), изготовленные и/или приобретенные, частично используются в облагаемых налогом операциях, а частично нет, в сумму налогового кредита включается та часть уплаченного (начисленного) налога при их изготовлении или приобретении, которая соответствует доле использования таких товаров (работ, услуг) в облагаемых налогом операциях отчетного периода.

Но, как известно, одним из условий увеличения налогового кредита является использование товаров (услуг) в

хозяйственной деятельности. И здесь возникает очередной вопрос: можно ли рассматривать такое бесплатное распространение рекламной газеты как хозяйственную деятельность? На наш взгляд, да. Как известно, под хозяйственной деятельностью понимается деятельность лица, направленная на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах, в случае, когда непосредственное участие такого лица в организации такой деятельности является регулярным, постоянным и существенным. В нашем случае доход от бесплатного распространения газеты будет получен как доход от предоставления рекламных услуг.

Таким образом, в нашем случае вполне приемлемо осуществить распределение входящего НДС, часть суммы которого все-таки увеличит налоговый кредит. Входящий НДС, связанный с приобретением товаров (услуг), которые были использованы при производстве газеты, следует умножить на долю облагаемых операций. Полученный показатель можно включить в состав налогового кредита. Оставшаяся часть включается в состав первоначальной стоимости газеты. Причем речь идет о распределении не только того НДС, который «сидит» в административных расходах (например, коммунальные платежи, аренда административных помещений, услуги связи и т. п.), но и о том, который учтен в цене товаров (услуг), непосредственно участвующих в производстве газеты (услуги типографии, бумага, пленки и т. д.).

Позиция вторая (радикальная)

. Сторонники этой позиции вообще не рассматривают изготовление и распространение рекламной газеты как отдельную операцию. Действительно, издательство на самом деле оказывает только рекламные услуги — это и есть вид деятельности предприятия, а распространение газеты — всего лишь способ доставки этой рекламы ее потребителю (расходы на изготовление газеты, по сути, являются расходами на оказание рекламных услуг). Это означает, что издательство может побороться за включение всего входящего НДС в состав налогового кредита.

Минус этой позиции очевиден: если рекламная газета отвечает определению СМИ, то очень трудно доказать, что поставки этой газеты как необлагаемой операции не было. Другое дело, если рекламная газета не является СМИ. Тогда эту операцию можно рассматривать как распространение рекламных буклетов. В таком случае налоговые обязательства будут возникать лишь по рекламным услугам (распространение буклетов не является объектом налогообложения), а в налоговый кредит можно включить всю сумму входящего НДС (см.

письма ГНАУ от 13.06.2006 г № 6421/6/16-1515-26 и от 03.06.2002 г. № 3428/6/15-1215-26 в газетах «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 80 и 2005, № 48 соответственно).

Кстати, в этом отношении на руку может сыграть и такой момент. Если говорить о распределении входящего НДС, то в издательском деле существует еще один вариант определения доли НДС, входящей в состав налогового кредита. Методика его определения такова: определяется

площадь издания, на которой размещена реклама; затем рассчитывается удельный вес этой площади в общей площади издания; и уже после этого пропорционально полученной доле увеличивается налоговый кредит, приходящийся на рекламные услуги. В нашем случае применение этого метода означает включение в состав налогового кредита практически всей суммы входящего НДС (за исключением распределяемых согласно п.п. 7.4.3 Закона об НДС административных расходов), ведь рекламная площадь составляет все 100 %.

Из этих вариантов нам ближе взвешенный подход, поэтому в примере, приведенном в конце статьи, мы руководствуемся именно им.

 

Налог на прибыль

Для издателей

п.п. 7.13.7 Закона о налоге на прибыль предусмотрена льгота. Однако для средств массовой информации, к которым, как мы выяснили, относится и рассматриваемая рекламная газета, она не применяется. Дело в том, что эта льгота касается только книжной продукции, к которой СМИ не относятся. По крайней мере, налоговики не разрешают применять эту льготу СМИ, о чем может свидетельствовать письмо ГНАУ от 24.02.2005 г. № 3445/7/15-1117 и консультация, опубликованная в «Вестнике налоговой службы Украины», 2005, № 26. Например, в последней прямо указано, что скрепленные в корешке с обложкой или оправой печатные средства массовой информации*, учитывая периодичность их выхода, не относятся к книжной продукции, т. е. льготы, определенные п.п. 7.13.7 Закона о налоге на прибыль, на них не распространяются. Поэтому будем рассматривать бесплатное распространение газеты в контексте общих норм Закона о налоге на прибыль.

*Это определение книжного издания, приведенное в Законе Украины «О государственной поддержке книгоиздательского дела в Украине» от 06.03.2003 г. № 601-IV.

В общем случае бесплатная передача товара у передающей стороны приводит к возникновению валовых доходов исходя из обычных цен только в том случае, когда такой товар передается нестандартным плательщикам налога на прибыль или неплательщикам этого налога (например, физлицам). Если же получателем является плательщик налога на прибыль, то валовые доходы возникают в размере 0 грн. (см.

постановление ВХСУ от 22.09.2004 г. по делу № 11/508 в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 84). Как правило, рекламные газеты распространяются среди неопределенного круга лиц, поэтому валовые доходы придется увеличить исходя из обычной цены, в качестве которой, как мы уже указывали, может выступать себестоимость газеты.

Что касается валовых расходов, то в общем случае при бесплатной передаче товара они не увеличиваются, так как такая операция не соответствует критериям хозяйственной деятельности. Но еще раз укажем, что в нашем случае есть специфика. Нельзя утверждать, что бесплатная раздача газеты не приводит к получению дохода: доход будет получен от продажи рекламных услуг, которые предоставляются посредством распространения газеты. Таким образом, на наш взгляд, есть все шансы отстоять валовые расходы.

А теперь проиллюстрируем вышеизложенное на примере. Стоимость услуг типографии составила 4800 грн. (в том числе НДС — 800 грн.). Для упрощения не будем рассматривать стоимость других расходов. В течение месяца было отпечатано и распространенно 2000 экз. Стоимость оказанных рекламных услуг составила 9640 грн. (в том числе НДС — 1600 грн., налог с рекламы — 40 грн.).

  


п/п

Содержание операции

Сумма,
грн.

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Дт

Кт

ВР

ВД

1

2

3

4

5

6

7

1

Получена предоплата за рекламные услуги

9640

311

681

8040

2

Отражена сумма НДС

1600

643

641

3

Начислен налог с рекламы

40

645

641

40

4

Перечислен налог с рекламы

40

641

311

5

Оплачены услуги типографии

4800

371

311

4266,67

6

Увеличен налоговый кредит

533,33

641

644

Объем облагаемых НДС операций составляет 8000 грн., общий объем операций — 12000 грн. (8000 + 4000). Таким образом в состав налогового кредита можно включить 800 х 8000 : 12000 = 533,33 грн.

7

Получена партия газет

4266,67

281

631

Часть входящего НДС, не вошедшая в состав налогового кредита, увеличивает первоначальную стоимость газеты и включается в состав валовых расходов

8

Списана сумма налогового кредита

533,33

644

631

9

Произведен зачет задолженностей

4000

631

371

10

Распространена газета (фактически оказаны рекламные услуги)

4000

903

281

4266,67

Валовой доход определяется исходя из обычной цены, за которую можно принять себестоимость газеты

11

Подписан акт об оказании рекламных услуг

9600

361

703

12

Отражена сумма НДС

1600

703

643

13

Списан налог с рекламы

40

703

645

14

Произведен зачет задолженностей

9600

681

361

 

Как видим, мы обходимся без применения норм

п.п. 5.4.4 Закона о налоге на прибыль, в котором речь идет о рекламных акциях и о рекламном распространении образцов товаров. Рекламная газета распространяется с целью рекламирования не собственно этой газеты, а товаров (услуг), реклама которых в ней размещена.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно