Темы статей
Выбрать темы

Об отражении сельхозтоваропроизводителями в спецдекларации по НДС поставок перерабатывающим предприятиям молока и мяса в живом весе

Редакция НиБУ
Письмо от 08.02.2008 г. № 2041/7/16-1517-05

Об отражении сельхозтоваропроизводителями в спецдекларации по НДС поставок перерабатывающим предприятиям молока и мяса в живом весе

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 08.02.2008 г. № 2041/7/16-1517-05

 

ГНАУ рассмотрела письмо <...> о применении письма ГНАУ от 06.11.2007 г. № 11123/6/16-1515-23 и сообщает.

Подпунктом 6.2.6 ст. 6 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» (далее — Закон) установлено, что операции по поставке перерабатывающим предприятиям молока и мяса в живом весе сельхозтоваропроизводителями всех форм собственности и хозяйствования облагаются налогом по нулевой ставке.

При этом следует отметить, что эта норма устанавливает только размер ставки налога, а право аккумуляции сельхозпредприятиями всех форм собственности сумм НДС за реализованные ими молоко, скот, птицу, шерсть, а также за молочную продукцию и мясопродукты, произведенные в собственных перерабатывающих цехах, и порядок выплаты им дотаций перерабатывающими предприятиями определены п. 11.21 ст. 11 Закона, которым КМУ уполномочен определить порядок начисления и использования указанных средств.

Порядок начисления, выплат и использования средств, направленных для выплаты дотаций сельхозтоваропроизводителям за поставленные ими перерабатывающим предприятиям молоко и мясо в живом весе утвержден постановлением КМУ от 28.03.2007 г. № 596 «О внесении изменений в постановления Кабинета Министров Украины от 26 февраля 1999 г. № 271 и от 12 мая 1999 г. № 805».

Пунктом 12 указанного постановления предусмотрено, что на основании данных бухгалтерского учета сельхозтоваропроизводители ежемесячно составляют

отдельную налоговую декларацию по НДС за поставленные ими молоко, скот, птицу, шерсть, а также молочную продукцию и мясопродукты, произведенные в собственных перерабатывающих цехах.

Кроме того, установлено, что оставшиеся налоговые обязательства согласно налоговой декларации по НДС с поставленной указанной продукции перечисляются предприятием с текущего на отдельный счет, а оставшийся налоговый кредит покрывается налоговыми обязательствами следующих налоговых периодов.

Постановлением не предусмотрена норма, согласно бы которой суммы НДС, уплаченные (начисленные) сельхозтоваропроизводителями по операциям по приобретению товаров (услуг) и использованные в рамках хозяйственной деятельности, связанной с операциями по поставке перерабатывающим предприятиям молока и мяса в живом весе, включались в налоговую декларацию, по которой осуществляются расчеты с бюджетом.

Одновременно сообщаем, что в связи со вступлением в силу Закона Украины от 28.12.2007 г. № 107 «О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» и необходимостью приведения в соответствие законодательных норм в части государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей с требованиями Всемирной торговой организации, во исполнение п.п. 1 п. 5 Раздела III этого Закона

подготовлен проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины», которым предусматривается введение государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей за счет спецрежимов обложения НДС, не противоречащих вступлению Украины в ВТО, с одновременным введением ежегодной компенсации потерь сельхозтоваропроизводителей из общего фонда госбюджета.

При этом отмечаем, что согласно ст. 68 Закона Украины от 19.12.2006 г. № 489 «О Государственном бюджете Украины на 2007 год» в 2007 году предусматривалось направить в качестве государственной дотации сельхозтоваропроизводителям на поддержку производства животноводческой продукции, продукции птицеводства и на приобретение МТР производственного назначения сумму НДС, определенную согласно п. 11.21 и 11.29 ст. 11 Закона в объеме 4.5 млрд грн.

Заместитель председателя С. Чекашкин



комментарий редакции

ГНАУ продолжает отстаивать фискальную позицию

В преамбуле комментируемого письма отмечено, что его появление связано с практикой применения письма ГНАУ от 06.11.2007 г. № 11123/6/16. Заметим, что с таким же успехом ГНАУ могла бы упомянуть и другое ее письмо — от 06.11.2007 г. № 22539/7/16-1517-23 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 100), редакция которого

абсолютно идентична первому, к тому же изданное той же датой и отличающееся лишь другим номером.

Комментируемым письмом ГНАУ еще раз подтвердила свою позицию, занятую ею в указанных выше письмах относительно отражения сельхозтоваропроизводителями операций по поставке ими перерабатывающим предприятиям молока и мяса в живом весе в спецдекларации по НДС. Мнение ГНАУ о неотражении в общей декларации таких операций, скорее всего, вытекает из фискальных соображений

не допустить бюджетного возмещения при нулевых налоговых обязательствах. Как известно, согласно п.п. 6.2.6 ст. 6 Закона об НДС операции по поставке перерабатывающим предприятиям молока и мяса в живом весе облагаются налогом по нулевой ставке.

Не повторяя наши возражения против позиции ГНАУ (см. комментарий к письму № 22539), дополнительно отметим следующее.

Тот факт, что в п. 2 Порядка № 805, изложенного в редакции постановления КМУ № 596,

не стало нормы, прямо указывающей на порядок отражения таких операций в общей декларации, отнюдь не основание для бесспорных выводов. При исчезновении упоминания об общей декларации не появилось и прямое указание об отражении таких операций в спецдекларации. С тенденциозной трактовкой ГНАУ такой ситуации «по умолчанию» согласиться нельзя.

По нашему мнению, также неверно без предостережений распространять нормы абзаца второго п. 11.21 ст. 11 Закона об НДС на операции по поставке перерабатывающим предприятиям молока и мяса в живом весе, поскольку это приводит к сужению и искажению порядка дотационных выплат. Ведь в нем говорится лишь о сельхоз

предприятиях, а не о сельхозтоваропроизводителях, к которым относятся и личные крестьянские хозяйства, имеющие право на получение дотаций от перерабатывающих предприятий за поставленные ими в соответствии с п.п. 6.2.6 ст. 6 Закона об НДС молоко и мясо в живом весе.

Кроме того, п. 1.2 Порядка заполнения и предоставления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 166 (далее — Порядок № 166), установлено, что плательщики налога, у которых согласно действующему законодательству (

пункты 11.21, 11.29 Закона об НДС) суммы НДС полностью остаются в распоряжении этих плательщиков налога для целевого использования, подают налоговую декларацию по НДС (сокращенную). В такую налоговую декларацию включаются лишь те операции, которые касаются специальных режимов, установленных указанными пунктами. Обращаем внимание, что о п.п. 6.2.6 ст. 6 Закона об НДС не сказано.

Наглядно это видно и в самом

наименовании строк 0132, 0133 и 23 формы спецдекларации по НДС, упоминающих только пп. 11.21, 11.29 Закона об НДС. В связи с этим, по нашему мнению, становится очевидным, что до внесения соответствующих изменений в Порядок № 166 и в форму спецдекларации по НДС не исчезнет спорность позиции ГНАУ установить посредством писем порядок отражения сельхозтоваропроизводителями в спецдекларации поставок молока и мяса в живом весе перерабатывающим предприятиям. Ведь порядок составления и подачи налоговой отчетности по НДС установлен Порядком № 166, а не Порядком № 805.

Обращаем внимание, что

формы деклараций по НДС (как общей, так и специальной), а также приложений к ним совсем недавно (согласно приказу ГНАУ от 17.03.2008 г. № 159, см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 25), изложены в новой редакции.

В отношении упомянутой в комментируемом письме информации о подготовленном проекте Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины» полагаем, что, скорее всего, имеется в виду подготовленный Кабмином

законопроект № 1342 от 14.01.2008 г. (о стимулировании развития агропромышленного комплекса в рамках Всемирной торговой организации). Но кроме положительных моментов, как-то предусматриваемой компенсации из общего фонда госбюджета сельхозтоваропроизводителям потерь вследствие применения ими тех спецрежимов обложения НДС, которые не противоречат вступлению Украины в ВТО, надо сказать и о негативных. Законопроектом № 1342 предлагается, в частности, в Законе об НДС п.п. 6.2.6 ст. 6 и п. 11.21 ст. 11 исключить, а абзац первый п. 11.29 ст. 11 изложить в новой редакции, предусматривающей право применения спецрежима обложения НДС при условии достижения 75 % так называемой «сельхоздоли» в общей сумме дохода предприятия. Сегодня данный критерий установлен на уровне 50 % .

Кстати, относительно специальных режимов налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в Верховной Раде находится на рассмотрении еще один

законопроект № 1419 от 23.01.2008 г., редакция которого во многом созвучна редакции законопроекта № 1342.

Какой из этих законопроектов впоследствии превратится в закон (и превратится ли вообще), покажет время, тем не менее вероятность появления очередных новаций по сельхоз-НДС велика.

Анатолий Бобро

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше