Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Новая форма декларации по НДС: первое знакомство

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Апрель, 2008/№ 28
В избранном В избранное
Печать
Статья

Новая форма декларации по НДС: первое знакомство

 

Новая форма декларации по НДС не стала неожиданностью. К ее появлению плательщики готовились после новогодних изменений в закон, которые затронули порядок бюджетного возмещения (см. ст. 13 раздела II Закона о госбюджете-2008 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 4). Чуть позже свою лепту внес Кабмин, пожелав видеть в отчетности по НДС расшифровку налоговых обязательств и налогового кредита в разрезе контрагентов (см. распоряжение от 06.02.2008 г. № 262-р // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 14, с. 3). Исполнителем Кабминовской воли, естественно, выступил главный налоговый орган, который после продолжительных дискуссий с Комитетом ВРУ провел новую форму через Минюст. Итак, приступаем к изучению.

Дмитрий ВИНОКУРОВ, заместитель главного редактора
Наталия ЯНОВСКАЯ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

  

Документы статьи

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Порядок № 166

— Порядок заполнения и предоставления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденный приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 166.

Приказ № 159

— приказ ГНАУ «О внесении изменений в налоговую отчетность по налогу на добавленную стоимость» от 17.03.2008 г. № 159.

 

Сроки подачи новой декларации по НДС

Первый вопрос, который интересует налогоплательщиков, касается периода применения новых форм отчетности по НДС.

Приказ № 159 вступил в силу 30 марта 2008 года*, поэтому плательщики, которые отчитываются:

* Комплект измененных форм отчетности был вложен в газету «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 25.

ежемесячно, подают новую форму уже за март, т. е. не позднее 21 апреля 2008 года;

ежеквартально, подают новую форму за I квартал, т. е. не позднее 12 мая 2008 года.

Именно об этих сроках говорится в письме

ГНАУ от 21.03.2008 г. № 5565/7/16-117, опубликованном на с. 14 текущего номера.

 

Что же изменилось

Приказ громко заявил об изложении НДС-ной отчетности и ее приложений в новой редакции, но по сути сама декларация претерпела незначительные изменения, а вот в отношении приложений 2, 3 и нового приложения 5 есть о чем поговорить. Однако обо всем по порядку, пройдемся по всем формам НДС-отчетности:

 

Таблица 1

Изменения декларации по НДС и ее приложений

Вид отчета

Название формы и комментарий

1

2

Декларация по НДС

Податкова декларація з податку на додану вартість

Податкова декларація з податку на додану вартість (скорочена)

Здесь относительно существенных нововведений три: изменение названия справочной строки 91, а также строки 19.2, и добавление новой подстроки 23.5. В сокращенной декларации, которую подают предприятия на спецрежиме (сельскохозяйственные и перерабатывающие), изменения коснулись стр. 91 и стр. 19.2. В обеих формах декларации появилось новое поле «Розшифровки податкових зобов'язань та податкового кредиту в розрізі контрагентів», информирующее о подаче нового приложения 5, а в полной декларации переименовано поле, которое информирует о подаче приложения 2

Приложение 1


к декларации

«Розрахунок коригування сум ПДВ до податкової декларації з податку на додану вартість»

Не изменилось.

При этом предприятия на спецрежиме получили собственное приложение 1, до этого налоговики им разрешали пользоваться приложением 1 к полной декларации (см. письмо ГНАУ от 30.11.2007 г. № 11932/6/16-1116 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 104)

Приложение 2

к декларации

«Довідка щодо залишку суми від’ємного значення попередніх податкових періодів, що залишається непогашеним після бюджетного відшкодування, отриманого у звітному податковому періоді, та підлягає включенню до складу податкового кредиту наступного податкового періоду»

Это приложение

полностью заменило бывшее приложение 2 «Розрахунок суми, що підлягає сплаті (перерахуванню) до бюджету» и по смыслу, и по внешнему виду (подробности ниже)

Приложение 3

к декларации

«Розрахунок суми бюджетного відшкодування»

Не изменило свое название, но принципиально изменился алгоритм расчета суммы НДС к возмещению в соответствии с последней редакцией п.п. 7.7.2 Закона по НДС (подробности ниже)

Приложение 4

к декларации

«Заява про повернення суми бюджетного відшкодування»

Не изменилось

Приложение 5

к декларации
Приложение 2 к декларации (сокращенной)

«Розшифровки податкових зобов’язань та податкового кредиту в розрізі контрагентів»

Абсолютно новое

для плательщиков приложение, которое появилось с легкой руки Кабмина (см. распоряжение от 06.02.2008 г. № 262-р // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 14, с. 3). Сегодня мы подробно поговорим о приложении 5

 

Перечисляя случившиеся нововведения, нельзя не отметить факт официального признания

листа ГТД новой формы МД-2 с обозначением «3/8» как полноценного заменителя 5 листа ГТД старой формы (напомним, новая форма ГТД действует с 01.01.2008 г.). Правда, эта информация уже звучала в совместном письме ГТСУ и ГНАУ от 11.02.2008 г. № 11/1-19/1458-ЕП, № 2429/7/16-1117 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 15, тем не менее видеть ее в официальном документе приятно. Правда, в поле, в котором ставится отметка о подаваемых к декларации приложениях, осталась старая формулировка, где фигурирует только 5 лист ГТД.

В этой связи также хотелось бы обратить внимание на то, что новая редакция

п. 4.2 Порядка № 166 требует подавать 5 лист ГТД (или лист МД-2 с отметкой «3/8») любыми экспортерами, даже теми, у которых не заявлено бюджетное возмещение.

Теперь о вышеперечисленных изменениях подробнее.

 

Декларация: стр. 91, стр. 23.5 и 19.2

Начнем со

справочной строки 91. Казалось бы, ничего существенного, но настораживает уточнение формулировки. Сравните для наглядности.

 

Таблица 2

Изменения в стр. 91 декларации по НДС

Название справочной строки 91 в декларации

по старой форме

по новой форме

Кроме того, поставка услуг за пределами таможенной территории Украины, место поставки которых определяется в соответствии с п. 6.5 ст. 6 Закона

Кроме того, поставка услуг за пределами таможеной территории Украины или услуг, место поставки которых определено в соответствии с п. 6.5 ст. 6 закона за пределами таможенной территории Украины

   

Сравнительный анализ нас опять подводит к мысли, что налоговики не признают

п. 6.5 как единственную норму, которая определят место поставки услуг: за пределами таможенной территории Украины или в ее пределах. Как вы помните, конфликт создают две нормы Закона об НДС: п.п. 3.1.1, где фигурирует такое понятие, как место предоставления услуг, от которого собственно и зависит наличие или отсутствие этого самого объекта, и п. 6.5, где расписан порядок определения места поставки услуг. Такая нестыковка терминов порождает споры: какая норма имеет приоритет — пп. 3.1.1 или п. 6.5, равноценны ли понятия «место поставки» и «место предоставления» или же они независимы?

Мы считаем, что в данном контексте

понятия «место поставки» и «место предоставления» идентичны, т. е. конфликт между нормами п.п. 3.1.1 и п. 6.5 Закона об НДС можно назвать надуманным. Другими словами, для определения объекта обложения, описанного в п.п. 3.1.1 Закона об НДС, следует применять нормы п. 6.5 этого Закона, т. е. облагаться НДС будут те услуги, местом поставки которых согласно п. 6.5 Закона об НДС является территория Украины. По факту, позиция налоговиков иная: чаще всего они привязываются к фактическому месту предоставления услуги, игнорируя положения п. 6.5 Закона об НДС.

К сожалению

, приказ № 159 никак не прокомментировал порядок заполнения новой строки 23.5 «зменшено/збільшено залишок від'ємного значення за результатами перевірки податкового органу». А вопросы к ней есть. Во-первых, какое «від'ємне значення» имеется в виду: до бюджетного возмещения — строка 24, или после него — строка 26? Или возможны варианты и с той, и с другой строкой в зависимости от ситуации? Во-вторых, на основании какого документа отражать эту сумму: акта проверки? В-третьих, можно ли считать эту строку частичной заменой старого приложения 2 «Розрахунок суми, що підлягає сплаті (перерахуванню) до бюджету», где по стр. 10 отражалась сумма занижения заявленного плательщиком бюджетного возмещения, выявленного налоговым органом, уменьшающая налоговые обязательства следующего периода? Напомним, что согласно п.п. 7.7.7 Закона об НДС, в случае выявления налоговым органом заниженной заявленной плательщиком НДС суммы бюджетного возмещения ему высылается соответствующее налоговое уведомление и считается, что плательщик НДС добровольно отказался от получения суммы занижения в качестве бюджетного возмещения и учитывает ее в счет уменьшения будущих налоговых обязательств. То есть эта сумма впоследствии не может участвовать в расчете бюджетного возмещения. На наш взгляд, эту сумму нельзя ставить в стр. 23.5, так как из этой строки она может попасть в стр. 24 и случайно опять поучаствовать в расчете бюджетного возмещения. Да и Закон об НДС говорит, что такая сумма уменьшает налоговые обязательства периода (т. е. показатель строки 27 декларации), а показатель строки 23 — это налоговый кредит текущего периода. Надеемся, что главный налоговый орган вскоре прояснит ситуацию.

Похвально, что ГНАУ устранила некорректность формулировки

стр. 19.2, где отражаются налоговые обязательства по выданным налоговым векселям II и 0 категории (за исключением случая досрочного погашения векселя). Однако актуальность этой правки на сегодняшний день для плательщиков нулевая, ведь ГТСУ заблокировал налогововексельные расчеты при импорте (см. письмо ГТСУ от 16.01.2008 г. № 11/1-15/352-ЕП // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 8).

 

Приложения 2 и 3: возмещение НДС с новыми формами

Все изменения в этом вопросе формально вызваны лишь заменой слов «в предыдущ

ем налоговом периоде» словами «в предыдущих налоговых периодах» в пп. «а» пп. 7.7.2 Закона об НДС. Для наглядности приведем эту норму полностью:

«Если в следующем налоговом периоде сумма, рассчитанная согласно

п.п. 7.7.1 этого пункта [т. е. разница между налоговыми обязательствами и налоговым кредитом такого предыдущего периода. — Примеч. авт.], имеет отрицательное значение, то:

а) бюджетному возмещению подлежит

часть такого отрицательного значения, которая равняется сумме налога, фактически уплаченной получателем товаров (услуг) в предыдущих налоговых периодах поставщикам таких товаров (услуг);

б) остаток отрицательного значения после бюджетного возмещения включается в состав налогового кредита следующего налогового периода».

В то же время, казалось бы, такие незначительные изменения привели к существенным изменениям в формах подаваемых «возмещенцами» приложений к декларации по НДС. Перед нами совершенно новое приложение 2 к декларации. Именно оно является ключевым. В этом приложении выводится подлежащая бюджетному возмещению сумма НДС. Начиная с отчетности за март, приложение 3 к декларации существенного самостоятельного значения не имеет и носит скорее технический характер. Основная «нагрузка» лежит на приложении 2.

К сожалению,

приказ № 159 фактически не пролил свет на правила заполнения нового приложения. Поэтому будем довольствоваться тем, что все-таки есть и собственно формой приложения. Критика формы приложения 2 выходит за рамки данной статьи*. Наша цель сегодня — помочь его заполнить.

* Скажем лишь, что ГНАУ несколько исказила Закон об НДС, говоря о возмещении оплаченной «части остатка отрицательного значения», в то время как в п.п. 7.7.2 речь идет об уплаченной «сумме налога». —

Примеч. авт.

Согласно

пп. 5.12.2 Порядка № 166 (с учетом изменений): сумма налога, фактически уплаченная в предыдущих отчетных периодах (проще говоря — возмещаемая сумма), «определяется из сумм, которые были включены в состав налогового кредита следующего налогового периода и не принимали участия в расчетах бюджетного возмещения на протяжении предыдущих налоговых периодов или не погашали налоговые обязательства следующих отчетных периодов (строка 24)».

«Сумма, которая была включена в состав налогового кредита следующего налогового периода» — это значение стр.

22.2 Декларации предыдущих периодов. Именно ее часть подлежит возмещению, хотя собственно в приложении 2 расшифровываются показатели стр. 24. Смысл тезиса о том, что бюджетному возмещению подлежит уплаченная сумма налога, которая не принимала участия в расчетах бюджетного возмещения предыдущих периодов или не погашала налоговые обязательства следующих периодов, достаточно очевиден. Ведь если она уже принимала участие в расчете бюджетного возмещения, то нельзя претендовать на ее повторное возмещение, ну а если эта сумма (т. е. часть стр. 22.2) погашала налоговые обязательства следующих отчетных периодов, то она не попадает в стр. 24 Декларации, т. е. также не может быть возмещена.

Для расчета возмещаемой суммы важно иметь информацию о периодах возникновения такого отрицательного значения и об его оплатах. Как раз эта информация и находит отражение в приложении 2. К сожалению, до настоящего момента специалисты ГНАУ не разъяснили правил заполнения этого приложения, поэтому далее приведем собственные соображения по поводу порядка его заполнения.

Графа 2 «отчетный период, в котором возникла сумма».

Приводится месяц (квартал), в котором в стр. 24 возникла сумма «остатка отрицательного значения», а также периоды, в которых эта сумма увеличивалась. Иными словами, мы должны здесь привести расшифровку периодов, за которые сформировано значение стр. 24 декларации за отчетный период.

Отметим также, что при предоставлении налоговой декларации за март (1 квартал) 2008 года нужно расшифровывать значение стр. 24 декларации по НДС,

начиная с периода возникновения такого значения. Причем абсолютно не важно, возникло такое отрицательное значение после 01.01.2008 г. или до этой даты (см. также с. 59). Это позволит плательщикам уже в мартовской декларации учесть совершенные вплоть до февраля 2008 года включительно оплаты за «старые» периоды (т. е. за периоды, содержащие показатель стр. 22.2 и давшие в следующих периодах прирост значения стр. 24).

Графа 3 «сумма».

Указывается сумма отрицательного значения, которая возникала в соответствующем периоде и «дожила» до отчетного периода. Например, стр. 24 в названных отчетных периодах была такой:

— декабрь 2007 года — 4000 грн.;

— январь 2008 года — 3000 грн.;

— февраль 2008 года — 5000 грн.;

— март 2008 года — 6000 грн.

В случае если эти суммы налога еще не возмещались (т. е. не попали в стр. 25 соответствующих деклараций), графы 2 и 3 приложения 2 заполняются следующим образом:

  

Таблица 3

Приложение 2 (извлечение). Пример заполнения граф 2 и 3


з/п

Залишок від'ємного значення попереднього податкового періоду за вирахуванням суми податку, яка підлягає сплаті до бюджету за підсумками поточного звітного періоду (рядок 24 податкової декларації звітного податкового періоду)

звітний період, у якому виникла сума

Сума

1

2

3

1

грудень 2007 р.

3000

2

лютий 2008 р.

2000

3

березень 2008 р.

1000

Усього

Х

6000

  

Появление в гр. 3 за декабрь 2007 года значения 3000 грн., а не 4000 грн. обусловлено тем, что из этих 4000 грн. до марта 2008 года «дошло» лишь 3000 грн., поскольку часть (1000 грн.) пошла в уменьшение налоговых обязательств января.

Графа 4

. В графе 4 согласно текстовке показывается часть остатка отрицательного значения (т. е. часть гр. 3 приложения 2), фактически оплаченная получателем товаров (услуг) поставщикам таких товаров (услуг) в предыдущих налоговых периодах и не погашенная налоговыми обязательствами предыдущих налоговых периодов или не принимавшая участия в расчетах бюджетного возмещения.

По большому счету, в дальнейшем сюда будут попадать оплаты только

предыдущего периода, поскольку в общем случае более ранние оплаты смогут претендовать на возмещение уже в отчетном периоде, следующем за периодом оплаты. Но сегодня переходный момент. Поэтому в гр. 4 вполне могут оказаться оплаты более ранних периодов. Общее правило таково: во внимание принимаются оплаты налогового кредита, но только за периоды, непосредственно предшествующие периоду, указанному в гр. 2 (поскольку уплачиваться должны суммы налога из стр. 22.2), и только в рамках значения гр. 3.

Например, если в феврале оплачивались полученные в ноябре товары (сумма НДС из таких оплат — 5000 грн.), то уплаченный НДС в пределах значения стр. 22.2 декларации за ноябрь и пределах стр. 24 декларации за декабрь (а также в пределах суммы, показанной в гр. 3 мартовского приложения 2 за декабрь) можно отразить в гр. 4 приложения 2 за март в строке напротив декабря 2007 года (пример заполнения см. ниже).

Обратите внимание, что мартовские оплаты не могут участвовать в расчете бюджетного возмещения за март. Надеемся, что наличие в гр. 4 слов «оплаченная получателем товаров (услуг) поставщиками таких товаров (услуг)» не должно изменить позиции ГНАУ по поводу возможности возмещения сумм уплаченного импортного НДС и денежных платежей по налоговому векселю. Ранее такая же фраза, содержащаяся в стр. 3 приложения 3, не стала препятствием для появления либеральных разъяснений по этому поводу.

Графа 5 «Значение строки 26 отчетного налогового периода».

Здесь фактически оседает сумма отрицательного значения, которая не может быть возмещена в текущем периоде и ее судьба будет решаться уже в следующих периодах (то ли она уменьшит сумму налоговых обязательств, то ли попадет под возмещение). Используя приведенные выше условия, заполним приложение 2.

Таблица 4

Приложение 2 (извлечение)


з/п

Залишок від'ємного значення попереднього податкового періоду за вирахуванням суми податку, яка підлягає сплаті до бюджету за підсумками поточного звітного періоду (рядок 24 податкової декларації звітного податкового періоду)

Частина залишку від'ємного значення, фактично сплачена отримувачем товарів (послуг) постачальникам таких товарів (послуг) у попередніх податкових періодах та не погашена податковими зобов'язаннями попередніх податкових періодів або не брала участі у розрахунках бюджетного відшкодування (переноситься до р. 2 розрахунку бюджетного відшкодування)

Значення
рядка 26 декларації звітного податкового періоду

звітний період, у якому виникла сума

сума

сума

сума

1

2

3

4

5

1

грудень 2007 р.

3000

3000

2

лютий 2008 р.

2000

2000

3

березень 2008 р.

1000

1000

Усього

Х

6000

3000

3000

  

Приложение 3

за март будет заполнено следующим образом:

 

Таблица 5

Приложение 3 (извлечение)


з/п

Показники

Сума

1

2

3

1

Залишок від'ємного значення попереднього податкового періоду, за вирахуванням суми податку, яка підлягає сплаті до бюджету за підсумками поточного звітного періоду (рядок 24 податкової декларації звітного податкового періоду)

6000

2

Частина залишку від'ємного значення, фактично сплачена отримувачем товарів (послуг) у попередніх податкових періодах постачальникам таких товарів (послуг) (гр. 4 додатка 2 до податкової декларації звітного податкового періоду)

3000

3

Сума, що підлягає бюджетному відшкодуванню
(сума, указана в рядку 1, у межах суми, указаної в рядку 2)
(значення цього рядка переноситься до рядка 25 податкової декларації звітного податкового періоду)

3000

  

Отметим, что данный пример демонстрирует некоторые преимущества нового порядка возмещения НДС. Ведь согласно предыдущей (отмененной) форме приложения 3 и разъяснениям ГНАУ такая февральская оплата за ноябрьские товары не подлежала возмещению.

Еще раз повторимся, что мы привели

собственный взгляд на порядок заполнения приложения 2. Не исключено, что налоговики могут придерживаться иного мнения, причем мнения, прямо не следующего из Порядка № 166 и формы приложения 2. Например, мы надеемся на появление либерального разъяснения о возможности возмещения налога из сумм оплат, совершенных в предыдущем периоде за полученные в предыдущем же периоде товары, даже если текущее значение стр. 24 декларации полностью было сформировано за счет более ранних по отношению к предыдущему периодов отрицательных значений (т. е. даже если в предыдущем периоде была заполнена стр. 20). Дело в том, что согласно старым правилам такие оплаты могли возмещаться, но строгое следование Порядку № 166 и форме приложения 2 дает основание усомниться в возможности их возмещения сегодня. Наши ожидания либерального ответа на этот вопрос основаны на том, что внесенные с 1 января 2008 года изменения в Закон об НДС ни в коей мере не ужесточили правила возмещения, а наоборот. Поэтому суммы, которые ранее возмещались, сегодня должны возмещаться и подавно. О появлении каких-либо разъяснений мы незамедлительно расскажем нашим читателям.

  

Приложение 5

Абсолютно новое

для плательщиков НДС — приложение 5 к декларации — появилось с легкой руки Кабмина (см. распоряжение от 06.02.2008 г. № 262-р // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 14, с.3). Кабмин счел необходимым в качестве средства усовершенствования системы администрирования НДС ввести в форму НДС-ной отчетности расшифровку сумм налогового кредита и налоговых обязательств в разрезе контрагентов. Приложение 5 и стало такой расшифровкой.

До его появления многие плательщики были обеспокоены, что их обяжут подавать расшифровку исключительно в электронной форме. К счастью, их опасения не оправдались:

электронная форма не обязательна, а только по желанию. Другое дело, что для оборотистых предприятий, работающих с большим количеством контрагентов, бумажная форма может превратиться в бесконечные полотна, и они волей-неволей задумаются об электронном варианте.

Свои комментарии по поводу заполнения приложения 5 изложим прямо в отчетной форме.

  

Таблица 6

Приложение 5 — рекомендации по заполнению

Розділ I. Податкові зобов’язання


з/п

Платник податку — покупець
(індивідуальний податковий номер)

Обсяг поставки (без ПДВ)

Сума ПДВ

1

2

3

4

1

В строках 1-n

раздела I до строки «Iнші» отражают суммы по налоговым накладным (НН), выписанным покупателям — плательщикам НДС. Все остальные операции, отражаемые в стр. 1 декларации, попадут в стр. «Iнші» приложения 5.
В графе 2 приводится только ИНН покупателя — плательщика НДС без его названия.
На одного покупателя — плательщика НДС в разделе I приложения 5 отводится одна строка, даже если для него было выписано пять, десять и т. д. НН: отраженные в них показатели надо сложить и занести одной суммой в приложение 5.
Внимание! Не попадают в раздел I приложения 5: экспортные поставки и другие поставки, облагаемые по ставке 0 % (ведь они отражаются в стр. 2 декларации); услуги, полученные от нерезидента с местом поставки на таможенной территории Украины (обязательства по ним отражаются в стр. 7 декларации); обязательства по налоговому векселю (стр. 6 декларации); корректировки налоговых обязательств прошлых периодов (стр. 8 декларации) и понятно, что не попадают льготируемые операции

2

3

Iнші

Здесь одной суммой отражают ту часть показателя стр. 1 декларации, которая не попала в строки 1-n

раздела I приложения 5. Касается эта часть следующих операций: розничные продажи неплательщикам и плательщикам НДС, облагаемые по ставке 20 %, которым не выдана НН, а выдан чек РРО; любые продажи неплательщикам, облагаемые по ставке 20 % (в том числе услуги, проданные нерезиденту с местом поставки на таможенной территории Украины); операции, приравненные к продаже (передача в пределах баланса для непроизводственного использования, ликвидация ОФ, перевод ОФ в состав непроизводственных, условная продажа, передача товаров из облагаемой в необлагаемую деятельность)*

Усього за місяць (квартал)

(рядок 1 декларації),
в тому числі:

Итог раздела I приложения 5 должен совпадать с показателем стр. 1 декларации по НДС

. Этот вывод подтверждается записью под шапкой приложения 5: «(кореспондується з даними відповідної декларації)». Поэтому эту сумму надо правильно распределить между вышерасположенными строками 1-n и строкой «Iнші». Как это сделать, мы уже пояснили

поставка основних фондів

При осуществлении выборки таких операций из показателя стр. 1 следует руководствоваться налоговым определением основных фондов из п.п. 8.2.1 Закона о налоге на прибыль

передача товарів (послуг) комісіонером/ повіреним на умовах, передбачених п. 4.7 ст. 4 Закону (без суми комісійної винагороди)

Здесь отражаются обязательства комиссионера при выполнении договора

комиссии на покупку на дату передачи товаров (услуг) комиссионером комитенту

* Аналогичного мнения придерживаются представители налоговых органов (см. с. 59 этого номера).

  

Розділ II. Податковий кредит


з/п

Постачальник
(індивідуальний податковий номер)

Період
виписки податкових накладних, інших документів, що дають право на податковий кредит

Обсяг поставки

(без ПДВ)

Сума ПДВ

1

2

3

4

5

Операції з придбання з ПДВ, які надають право формування податкового кредиту

1

В строках 1-n

раздела II до строки «Усього за місяць (квартал) (рядок 10.1 декларації), в тому числі:» отражают суммы по налоговым накладным, чекам РРО, другим подобным документам, дающим право на налоговый кредит, полученным от продавцов — плательщиков НДС.
В графе 2 отражается только ИНН поставщика (продавца) — плательщика НДС без его названия.
На одного продавца — плательщика НДС в разделе II приложения 5 отводится одна строка, даже если от него было получено пять, десять и т. д. НН: отраженные в них показатели надо сложить и занести одной суммой в приложение 5.

2

3

 

Однако есть случай, когда по одному продавцу

необходимо будет заполнить несколько строк. Это надо сделать в том случае, если, например, в апреле было получено от одного поставщика две НН, одна из которых датирована мартом, а вторая апрелем. Тогда ввиду наличия графы 3 «Період виписки податкових накладних, інших документів, що дають право на податковий кредит» придется для такого поставщика выделить 2 строки в разделе II приложения 5.

Внимание!

Не попадают в первую часть раздела II приложения 5: импортный НДС; налоговый кредит по услугам, полученным от нерезидентов, на таможенной территории Украины, по которым налоговые обязательства были отражены в предыдущем периоде; НДС по товарам, используемым в нехозяйственной или льготируемой деятельности; корректировки НК прошлых периодов. Информация о бескредитных покупках (стр. 10.2 + 14 декларации) отражается в последней части раздела II приложения 5

Усього за місяць (квартал)

(рядок 10.1 декларації), в тому числі:

Итог раздела II приложения 5 должен совпадать с показателем стр. 10.1 декларации по НДС

. Этот вывод подтверждается записью под шапкой приложения 5: «(кореспондується з даними відповідної декларації)»

придбання (будівництво, спорудження) основних фондів

При осуществлении выборки таких операций из показателя
стр. 10.1 следует руководствоваться налоговым определением основных фондов из п.п. 8.2.1 Закона о налоге на прибыль

проведення розрахунків комісіонером/повіреним за товари (послуги) на умовах, передбачених п. 4.7 ст. 4 Закону

Здесь отражается налоговый кредит комиссионера при выполнении договора

комиссии на продажу на дату расчетов с комитентом

Операції з придбання з ПДВ, які не надають права формування податкового кредиту

1

Здесь отражаются данные об операциях по приобретению товаров (услуг), цена которых включает НДС, но такой плательщик НДС не вправе отразить в составе налогового кредита по причине их участия в льготируемой или нехозяйственной деятельности. Причем, судя по формуле следующей строки, налоговики хотят тут видеть только показатели по строкам 10.2 и 14 декларации, а вот льготируемый импорт нет (стр. 12.3 декларации)

2

3

Усього за місяць (квартал)


(рядки 10.2 + 14 декларації):

 

 

 

Новое в исправлении ошибок

Сама форма уточняющего расчета и исправительных строк декларации 8.1 и 16.1 не поменялась. Однако новинка в процессе исправления все же есть. Так, теперь

п. 4.2 Порядка № 166 требует в случае подачи уточняющих расчетов, которыми корректируются налоговые обязательства и/или налоговый кредит прошлых периодов, подавать приложение 5. Причем в этом же пункте сказано, то такое приложение 5 к УР должно подаваться на сумму уточнения.

Другими словами, полностью переписывать приложение 5 ошибочного периода не надо, а только вписать «забытых» поставщиков и покупателей. Но тут же возникает вопрос: а если ошибка заключалась в лишнем отражении контрагентов, например в случае отражения одной НН два периода подряд? Тогда как заполнить приложение 5 к УР: в графах «Обсяг поставки (без ПДВ)» и «Сума ПДВ» поставить суммы со знаком «-»? Похоже, что других вариантов нет.

Мы считаем, что приложение 5 вместе с УР надо подавать, если исправляемый период март (I квартала) 2008 года и позже. Ведь до этого времени приложения 5 не существовало. как тогда можно уточнять то, чего не было? Хотя не исключено, что налоговики будут другого мнения.

Как вы заметили,

приказ № 159 не требует подавать уточняющее приложение 5, если исправление происходит через текущую декларацию (стр. 8.1, 16.1). И это вполне логично, ведь всю информацию о контрагентах содержит приложение 1, которое предоставляется вместе с декларацией в случае заполнения этих строк.

Мы постарались максимально подробно осветить вопросы, с которыми плательщики столкнутся уже при сдаче отчетности за март (І квартал) 2008 года. Уверены, что статья станет хорошим подспорьем для заполнения декларации по НДС и ее приложений. Вместе с тем на этом не ставим точку. Продолжаем следить за информацией от ГНАУ. Будем держать вас в курсе.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно