Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Сбор за загрязнение окружающей природной среды

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Апрель, 2008/№ 28
В избранном В избранное
Печать
Статья

Сбор за загрязнение окружающей природной среды

 

Сбор за загрязнение окружающей природной среды традиционно считается ресурсным платежом, что, на первый взгляд, кажется несколько странным. Ведь никакие природные ресурсы плательщиками этого сбора непосредственно не потребляются. Тем не менее в результате их хозяйственной деятельности происходит ухудшение качества таких ресурсов (земли, вод, недр, атмосферного воздуха), поэтому взимание такого сбора представляется вполне справедливым. Расскажем в этой статье о порядке его исчисления, уплаты и составления отчетности.

Игорь ХМЕЛЕВСКИЙ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор», igor.khmelevskiy@id.factor.ua

  

Документы статьи

Закон № 1251

— Закон Украины «О системе налогообложения» от 25.06.91 г. № 1251-XII.

Закон № 1264

— Закон Украины «Об охране окружающей природной среды» от 25.06.91 г. № 1264-ХII.

Закон № 2707

— Закон Украины «Об охране атмосферного воздуха» от 16.10.92 г. № 2707-XII.

Закон об отходах

— Закон Украины «Об отходах» от 05.03.98 г. № 187/98-ВР.

Закон № 2181

— Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

Порядок № 303

— Порядок установления нормативов сбора за загрязнение окружающей природной среды и взимания этого сбора, утвержденный постановлением КМУ от 01.03.99 г. № 303.

Порядок № 1218

— Порядок разработки, утверждения и пересмотра лимитов на образование и размещение отходов, утвержденный постановлением КМУ от 03.08.98 г. № 1218.

Инструкция № 162

— Инструкция о порядке исчисления и уплаты сбора за загрязнение окружающей природной среды, утвержденная приказом Минприроды и ГНА Украины от 19.07.99 г. № 162/379.

Инструкция № 7

— Инструкция о содержании и порядке составления отчета о проведении инвентаризации выбросов загрязняющих веществ на предприятии, утвержденная приказом Минприроды Украины от 10.02.95 г. № 7.

Инструкция № 108

— Инструкция об общих требованиях к оформлению документов, в которых обосновываются объемы выбросов, для получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками для предприятий, учреждений, организаций и граждан-предпринимателей, утвержденная приказом Минприроды Украины от 09.03.2006 г. № 108.

Инструкция № 111

— Инструкция по составлению налогового расчета сбора за загрязнение окружающей природной среды, утвержденная приказом ГНАУ от 17.03.2005 г. № 111.

Методика № 293

— Методика расчета выбросов загрязняющих веществ в воздух автотранспортом, используемым субъектами хозяйственной деятельности и другими юридическими лицами всех форм собственности, утвержденная приказом Госкомстата Украины от 06.09.2000 г. № 293.

 

Объекты для начисления сбора

Законом № 1251

сбор за загрязнение окружающей природной среды (будем для краткости называть его сбором за загрязнение или еще короче — экосбором) отнесен к числу общегосударственных налогов и сборов (обязательных платежей). При этом природоохранным законодательством определено, что указанный сбор устанавливается на основании:

— фактических объемов выбросов;

— лимитов сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду;

— лимитов размещения отходов (см.

ст. 44 Закона № 1264).

Правила взимания сбора за загрязнение окружающей природной среды, а также установления его нормативов определены

Порядком № 303, согласно которому такой сбор уплачивается за:

выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ (далее — выбросы) стационарными и передвижными источниками загрязнения;

сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты (далее — сбросы);

размещение отходов.

Объектами исчисления сбора

являются (см. п. 3.1 Инструкции № 162):

— для стационарных источников загрязнения — объемы загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух или сбрасываемых непосредственно в водный объект, и объемы отходов, размещаемых в специально отведенных для этого местах или на объектах;

— для передвижных источников загрязнения — объемы фактически использованных видов топлива, в результате сжигания которых образуются загрязняющие вещества.

Для начисления экосбора необходим факт выброса, сброса загрязняющих веществ или размещения отходов. Таким образом, само наличие у субъекта хозяйственной деятельности того или иного источника загрязнения еще не означает, что нужно уплачивать указанный сбор.

 

Плательщики сбора

Перечень плательщиков сбора за загрязнение окружающей природной среды содержится в

п. 2.1 Инструкции № 162. Среди них:

субъекты хозяйствования, независимо от формы собственности, включая их объединения, филиалы, отделения и другие обособленные подразделения, не имеющие статуса юридического лица, расположенные на территории другой территориальной громады;

постоянные представительства нерезидентов, получающие доходы в Украине;

— граждане, осуществляющие

на территории Украины и в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов.

Заметим, что

если субъект хозяйствования осуществляет эксплуатацию автотранспорта за пределами территории Украины, то сбор за загрязнение окружающей природной среды не уплачивается (см. письмо ГНАУ от 19.12.2006 г. № 14267/6/15-0716 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 15).

Если в состав предприятий

(учреждений, организаций) — плательщиков сбора входят филиалы, отделения и другие обособленные подразделения, которые не имеют банковских счетов, не ведут отдельный бухгалтерский учет своей деятельности, не составляют отдельный баланс, то сбор за осуществленные этими подразделениями разные виды загрязнений уплачивается головными предприятиями (п. 2.2 Инструкции № 162).

Вместе с тем ГНАУ в своих

письмах от 15.02.2008 г. № 1325/6/15-0816 и от 18.02.2008 г. № 3004/7/15-0817 обращает внимание еще на один возможный случай: структура юрлица предполагает наличие филиалов, в состав которых, в свою очередь, входят безбалансовые структурные подразделения, не имеющие банковских счетов и расположенные на территории другой территориальной громады. В таком случае именно филиалы, являющиеся самостоятельными плательщиками экосбора согласно п. 2.1 Инструкции № 162, должны отчитываться и уплачивать сбор за все осуществленные своими обособленными структурными подразделениями выбросы, сбросы и размещение отходов по месту своей налоговой регистрации.

Что касается

субъектов малого предпринимательства — упрощенцев, то и единоналожники, и плательщики фиксированного сельхозяйственного налога обязаны уплачивать такой сбор и предоставлять соответствующую налоговую отчетность. Об этом, кстати, напоминается в письме ГНАУ от 28.07.2005 г. № 14820/7/17-3117.

 

Сбор за выбросы в атмосферу

Законом № 2707

термин «выброс» определен как поступление в атмосферный воздух загрязняющих веществ или смеси таких веществ, а источником выбросов назван любой объект (предприятие, цех, агрегат, установка, транспортное средство и т. п.), с которого поступает в атмосферный воздух загрязняющее вещество или смесь таких веществ. Инструкция № 7 делит все источники выбросов (в ней они называются источниками загрязнения атмосферного воздуха) на стационарные и передвижные.

В соответствии с

п.п. 1.15.5 этой Инструкции стационарный источник загрязнения атмосферы — это предприятие, цех, агрегат, установка или другой недвижимый объект, который сохраняет свои пространственные координаты в течение определенного времени и осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.

Суммы

сбора, взимаемого за выбросы стационарными источниками загрязнениявс), исчисляются плательщиками сбора самостоятельно ежеквартально нарастающим итогом с начала года, исходя из фактических объемов выбросов, нормативов сбора и определенных по местонахождению этих источников корректировочных коэффициентов, и рассчитываются по формуле, приведенной в п. 6.1 Инструкции № 162:
           n
Пвс =  (Мi х Нпі х Кнас х Кф),
        i = 1

где

— знак суммы;

Мi — фактический объем выброса i-го загрязняющего вещества в тоннах (т);

Нпі — норматив сбора за тонну i-го загрязняющего вещества, в грн./т (приведен в

табл. 1.1 — 1.3 приложения 1 к Порядку № 303), с учетом индексации в случае ее проведения (о порядке индексации нормативов сбора речь будет идти дальше);

Кнас — корректировочный коэффициент, устанавливаемый в зависимости от численности жителей населенного пункта (приведен в

табл. 2.1 приложения 2 к Порядку № 303);

Кф — корректировочный коэффициент, устанавливаемый в зависимости от народнохозяйственного значения населенного пункта (приведен в

табл. 2.2 приложения 2 к Порядку № 303).

Как видно из приведенной формулы,

основной показатель для исчисления суммы экосбора за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ стационарным источником загрязнения — это фактический объем каждого из загрязняющих воздух веществ. Однако ни в одном нормативном документе такие данные найти нельзя, поскольку они становятся известны конкретному плательщику в ходе получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ его стационарным источником загрязнения.

Дело в том, что

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками могут осуществляться только после получения специального разрешения . Это предусмотрено ч. 5 ст. 11 Закона № 2707 и на практике означает, что без наличия такого разрешения субъекту хозяйствования нельзя эксплуатировать стационарный источник загрязнения (выбрасывать загрязняющие вещества в атмосферу) для целей предпринимательской деятельности. В противном случае такая деятельность может быть расценена как незаконная, что повлечет за собой необходимость возмещения убытков, причиненных государству вследствие нарушения законодательства об охране окружающей среды (см. постановление Высшего хозяйственного суда Украины от 03.04.2007 г. по делу № 8/24-53).

Указанное разрешение выдается территориальным отделением органа исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов по согласованию с территориальным отделением органа исполнительной власти по вопросам здравоохранения. Разработку документов, обосновывающих объемы выбросов стационарными источниками загрязнения, осуществляют учреждения, организации и заведения, которым предоставлено такое право и которые занесены в соответствующий перечень Минприроды Украины (

п. 1.3 Инструкции № 108). Перечень видов и объемов загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух стационарными источниками, приводится в специальной форме, содержащейся в приложении 6 к Инструкции № 108 (см. табл. 6.1). Этими данными и следует руководствоваться при исчислении суммы экосбора за выбросы такими источниками загрязнения.

К

передвижным источникам загрязнения Инструкция № 7 относит транспортные средства, движение которых сопровождается выбросом в атмосферу загрязняющих веществ (п.п. 1.15.6). Среди таких источников наиболее распространенным, конечно же, является автомобильный транспорт, хотя не стоит сбрасывать со счетов морские и речные суда , а также железнодорожный транспорт, которые прямо названы источниками загрязнения в Порядке № 303.

Сложнее определиться с тем, относятся ли к передвижным источникам загрязнения

тракторы и прочие самоходные машины и механизмы. Ведь было время, когда сами налоговики (см., например, консультацию в «Вестнике налоговой службы Украины», 2002, № 46, с. 45) отвечали на этот вопрос отрицательно, что позволяло не уплачивать экосбор за топливо, израсходованное такой техникой. Однако после принятия постановления КМУ от 28.03.2003 г. № 402 нормативы сбора начали действовать для любых передвижных источников загрязнения, а не только для автотранспорта, как было раньше.

Не являясь автотранспортным средством, сельскохозяйственные и лесные тракторы, а также другая подобная техника (бульдозеры, экскаваторы, грейдеры и т. п.) в полной мере вписываются в определение «передвижных источников», на что теперь обращают внимание и сами контролирующие органы (см.

письмо ГНАУ от 03.03.2007 г. № 2121/6/15-0816 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 30). То же самое говорится и в письме Минприроды Украины от 20.02.2007 г. № 1702-к/15/2-6. Кроме того, на необходимость уплаты сбора за загрязнение в случае эксплуатации различных видов промышленных и строительно-дорожных машин (в частности, автопогрузчиков) указывалось также в п. 8 письма ГНАУ от 18.07.2007 г. № 8838/5/15-0316 («Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 72).

Определение

суммы сбора, взимаемого за выбросы передвижными источниками загрязнениявп), производится исходя из количества фактически использованного горючего и его вида, на основании нормативов сбора за эти выбросы и определенных по месту налоговой регистрации плательщиков корректировочных коэффициентов, по формуле из п. 6.2 Инструкции № 162:

 

          n
Пвп =  (Мi х Нпi х Кнас х Кф),
         i = 1

где

 — знак суммы;

Мi — количество использованного горючего i-го вида

в тоннах (т);

Нпi — норматив сбора за тонну i-го вида горючего в грн./т (см.

табл. 1.4 — 1.6 приложения 1 к Порядку № 303), с учетом индексации в случае ее проведения (об индексации расскажем дальше);

Кнас — корректировочный коэффициент, учитывающий численность жителей населенного пункта (см.

табл. 2.1 приложения 2 к Порядку № 303);

Кф — корректировочный коэффициент, учитывающий народнохозяйственное значение населенного пункта (см.

табл. 2.2 приложения 2 к Порядку № 303).

По поводу последнего из названных коэффициентов отметим, что в

табл. 2.2 присутствует его значение, равное 1,65, которое должно применяться к населенным пунктам, отнесенным к курортным. В действующем законодательстве нет специального перечня таких населенных пунктов, который бы утверждался с целью взимания экосбора. Тем не менее подобный перечень все же существует — он принят постановлением КМУ от 28.12.96 г. № 1576 для расчета земельного налога на таких территориях. По нашему мнению, им также можно пользоваться и при определении сбора, взимаемого за выбросы передвижными источниками загрязнения.

Особенностью расчета сбора за загрязнение по приведенной выше формуле является то, что необходимо знать количество использованного топлива в единицах массы (тоннах), а учет приобретения и списания различных его видов (бензина, дизтоплива, сжиженного нефтяного газа, сжатого природного газа и т. п.), как правило, ведется в единицах объема (литрах или м3). Не пересказывая лишний раз возможные способы выхода из такой ситуации (об этом мы подробно писали в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 9), заметим, что ГНАУ решила наконец-то узаконить их в своих нормативных документах.

Так, на сайте этого ведомства размещен проект изменений в

Инструкцию № 111 (действующую в настоящее время редакцию этого документа см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 39), которыми предусматривается, что в случае приобретения топлива не по массе, а по объему или при отсутствии сертификата на партию топлива плательщикам экосбора разрешается рассчитывать объемы использованного топлива в соответствии с Методикой № 293 по формуле:

M = (Q x Kп) : 1000,

где М — масса использованного топлива, в тоннах (налоговики предлагают округлять значение этого показателя до трех десятичных знаков по общеустановленным правилам);

Q — объем использованного топлива, в литрах или м3;

Kп — коэффициент перевода количества использованного топлива, выраженного в объемных единицах (литрах или м3), в массовые единицы (тонны).

Об окончательном принятии таких изменений в

Инструкцию № 111 мы обязательно проинформируем наших читателей позже (согласно приказу ГНАУ от 13.03.2008 г. № 149 это планируется сделать в течение первого полугодия), а сейчас напомним значения переводных коэффициентов, которые приведены в п. 2.1 Методики № 293:

— для бензина — 0,74 кг/л;

— для дизельного топлива — 0,85 кг/л;

— для газа сжиженного — 0,55 кг/л;

— для газа сжатого — 0,59 кг/м3.

Приведем условный числовой

пример, иллюстрирующий расчет сбора за загрязнение атмосферного воздуха передвижным источником загрязнения (автомобилем). Предположим, что предприятие, расположенное в г. Харькове, в I квартале 2008 года израсходовало 2200 л бензина А-95. Тогда, пересчитав литры в тонны с использованием приведенной выше формулы и переводного коэффициента для бензина, получим: (2200 х 0,74) : 1000 = 1,628 (т).

Принимая во внимание, что бензин А-95 — неэтилированный, из

табл. 1.4 приложения 1 к Порядку № 303 берем числовое значение норматива сбора Нп, равное 4,5 грн./т. Прочие коэффициенты, необходимые для расчета, выбираем из табл. 2.1 и 2.2 приложения 2 к Порядку № 303, учитывая, что г. Харьков — областной центр с численностью населения свыше 1 млн чел. Тогда Кнас = 1,8; Кф = 1,25.

При расчете сбора следует помнить, что в 2008 году норматив сбора, приведенный в любой из

таблиц 1.1 — 1.9 приложения 1 к Порядку № 303, должен быть последовательно умножен* на коэффициент 2,373 (согласно постановлению КМУ от 21.07.2005 г. № 626), а также на индексы инфляции за 2007 и за 2008 год, которые равны соответственно 1,116 (см. письмо ГНАУ от 22.01.2007 г. № 984/7/15-0817 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 12) и 1,166 (см. письмо ГНАУ от 28.01.2008 г. № 1425/7/15-0817). Тогда начисленная сумма сбора за I квартал 2008 года будет равна 50,90 грн. (1,628 х 4,5 х 2,373 х 1,116 х 1,166 х 1,8 х 1,25).

* Подробнее об индексации нормативов сбора см. ниже.

 

Сбор за сбросы

Существенным отличием при определении объекта для начисления экосбора в случае

осуществления сбросов является установленная Порядком № 303 (п. 6) необходимость получения соответствующих лимитов. При этом ежегодные лимиты сбросов в водные объекты государственного значения для первичных водопользователей определяются в разрешениях на спецводопользование, которые выдают территориальные органы Минприроды. Ежегодные лимиты сбросов загрязняющих веществ в водные объекты местного значения указываются в аналогичных разрешениях, выдаваемых местными органами самоуправления и государственной власти.

Заметим, что порядок согласования и выдачи разрешений на специальное водопользование утвержден

постановлением Кабинета Министров Украины от 13.03.2002 г. № 321. Субъекты хозяйственной деятельности, имеющие такие разрешения, кроме сбора за загрязнение, должны уплачивать также и сбор за спецводопользование, об особенностях исчисления и уплаты которого будет подробно рассказано в одном из следующих номеров.

Следует помнить, что

за сверхлимитные объемы сбросов загрязняющих веществ сбор за загрязнение окружающей природной среды исчисляется и уплачивается в пятикратном размере (п. 5.4 Инструкции № 162). При этом если у плательщика отсутствуют утвердженные в установленном порядке лимиты сбросов, то такой сбор исчисляется и уплачивается в пятикратном размере со всех фактических объемов сбросов загрязняющих веществ в водные объекты. Кстати, при сверхлимитных сбросах в пятикратном размере взимается и плата за услуги водоотведения, предоставленные водоканалами таким предприятиям. И хотя этот платеж больше похож на штрафную санкцию, чем на плату за услугу (по крайней мере, в договорах на водоотведение он имеет именно такой статус), налоговики предлагают включать его в базу налогообложения НДС на общих основаниях по ставке 20 % (см. письмо ГНАУ от 07.08.2006 г. № 8823/5/16-1516).

Суммы сбора

, взимаемого за сбросы с), исчисляются согласно п. 6.3 Инструкции № 162 на основании утвержденных лимитов, исходя из фактических объемов сбросов, нормативов сбора и определенного по местонахождению источника загрязнения корректировочного коэффициента, по следующей формуле:
         n
Пс =  (Млi х Нпi х Крб) + (Мпi х Нпi х Крб х Кп),
       i = 1

где Млi — объем сброса i-го загрязняющего вещества в пределах лимита в тоннах (т);

Мпi — объем сверхлимитного сброса (разница между объемом фактического сброса и лимита) i-го загрязняющего вещества в тоннах (т);

Нпi — норматив сбора за тонну i-го загрязняющего вещества в грн./т (берется из

табл. 1.7 и 1.8 приложения 1 к Порядку № 303), с учетом индексации в случае ее проведения (об индексации см. ниже);

Крб — региональный (бассейновый) корректировочный коэффициент, учитывающий территориальные экологические особенности, а также эколого-экономические условия функционирования водного хозяйства (берется из

табл. 2.3 приложения 2 к Порядку № 303);

Кп — коэффициент кратности сбора за сверхлимитные сбросы загрязняющих веществ — 5.

 

Сбор за размещение отходов

Согласно

ст. 39 Закона об отходах за размещение отходов с субъектов предпринимательской деятельности взимается плата, размер которой устанавливается на основании нормативов, исчисляемых на единицу объема образованных отходов, в зависимости от уровня их опасности и ценности территории, на которой они размещены. За сверхлимитное размещение отходов плата взимается в повышенном размере. Нормативы платы за размещение отходов определяет Кабинет Министров Украины.

Очевидно, что такой платой и является сбор за загрязнение окружающей среды в той части, в которой он взимается за размещение отходов. Для определения объекта начисления экосбора в этом случае, как и при осуществлении сбросов, прежде всего необходимо получить соответствующие

лимиты на размещение отходов в соответствии с Порядком № 1218. Кстати, собственники отходов, для которых платежи за размещение отходов всех классов опасности не превышают 10 гривень в год, собственники бытовых отходов, заключившие договоры на размещение отходов с предприятиями коммунального хозяйства, и собственники отходов, получившие лицензию на сбор и заготовку отдельных видов отходов как вторсырья, освобождаются от получения лимитов на образование и размещение отходов. Об этом говорится в п. 8 Порядка № 1218.

За более детальной информацией об особенностях определения объекта для уплаты сбора за размещение отходов рекомендуем обратиться к статье, опубликованной в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2004, № 47. Здесь же лишь укажем, что согласно

письму Минприроды Украины от 14.05.2003 г. № 4914-к/26-11/115-1 в расчетах сбора за размещение отходов должны быть указаны фактические объемы отходов, которые в течение отчетного периода действительно размещаются на территории субъекта хозяйственной деятельности. Объемы отходов, переданных на договорных началах другим субъектам хозяйственной деятельности, уже не являются собственностью передавшего их субъекта и поэтому не должны учитываться в расчетах сбора за размещение отходов, который должен взыскиваться с этого субъекта. Такого же подхода придерживаются в последнее время и налоговики (см. материал в рубрике «Мнение специалистов официальных органов» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 75)

Суммы сбора

, взимаемого за размещение отходоврв), исчисляются плательщиками самостоятельно ежеквартально нарастающим итогом с начала года на основании утвержденных лимитов, исходя из фактических объемов размещения отходов, нормативов сбора и корректировочных коэффициентов, по формуле, приведенной в п. 6.4 Инструкции № 162:
            n
Прв =  (Нпi х Млi х Кт х Ко) + (Кп х Нпi х Мпi х Кт х Ко),
          i = 1

где Млi — объем отходов i-го вида в пределах лимита (в соответствии с разрешениями на размещение) в тоннах (т);

Мпi — объем сверхлимитного размещения отходов (разница между объемом фактического размещения отходов и лимитом) i-го вида в тоннах (т);

Нпi — норматив сбора за тонну отходов i-го вида в пределах лимита в грн./т (приведен в

табл. 1.9 приложения 1 к Порядку № 303), с учетом индексации в случае ее проведения (об индексации см. в следующем разделе);

Кт — корректировочный коэффициент, учитывающий расположение места размещения отходов (приведен в

табл. 2.4 приложения 2 к Порядку № 303);

Ко — корректировочный коэффициент, учитывающий характер оборудования места размещения отходов (приведен в

табл. 2.5 приложения 2 к Порядку № 303);

Кп — коэффициент кратности сбора за сверхлимитное размещение отходов, равный 5.

Отдельно подчеркнем, что только для расчета суммы

сбора, взимаемого за выбросы передвижными источниками загрязнения, используются соответствующие коэффициенты, определенные по месту регистрации плательщика, независимо от того, где территориально используется транспорт или приобретается горючее для него. При расчете сбора за все другие виды загрязнений следует применять требуемые коэффициенты, определенные по месту нахождения этих источников.

  

Индексация нормативов экосбора

Начиная с 1 января 2007 г.

плательщики сбора за загрязнение окружающей природной среды обязаны проводить индексацию его нормативов. Однако в текущем году для целей индексации следует пользоваться формулой, которая по смыслу несколько отличается от той, которая применялась ранее. Так, с учетом последних изменений, внесенных в Порядок № 303, эта формула имеет вид

Нi = Нп х I : 100,

где Нi

проиндексированный норматив сбора в текущем году, гривень с копейками (с округлением до двух десятичных знаков) за 1 тонну (1 единицу);

Нп

проиндексированный норматив сбора в предыдущем году, гривень с копейками (с округлением до двух десятичных знаков) за 1 тонну (1 единицу);

I — индекс потребительских цен (индекс инфляции) за предыдущий год в %.

Если индекс потребительских цен (индекс инфляции) за предыдущий год не превышает 100 %, индексация нормативов сбора не проводится.

Наши постоянные читатели, наверняка, помнят об этих изменениях порядка индексации нормативов экосбора — в конце прошлого года мы акцентировали на этом их внимание (см.

постановление КМУ от 14.11.2007 г. № 1317 и редакционный комментарий к нему // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 95). Высказывались на эту тему и налоговики (см. письмо ГНАУ от 28.11.2007 г. № 24234/7/15-0617). Не повторяя основных выводов этих документов, укажем лишь, что теперь каждый раз для индексации нормативов экосбора в новом году необходимо взять уже проиндексированные ранее соответствующие нормативы за предыдущий год и увеличить их на индекс потребительских цен (индекс инфляции) за предыдущий год.

Например, в применении к 2008 году это означает, что для определения величины проиндексированного норматива сбора Нi, которая

будет неизменной на протяжении всего этого года, следует взять проиндексированный норматив сбора в предыдущем году Нп (который, в свою очередь, равен произведению базового норматива из таблиц 1.1 — 1.9 приложения 1 к Порядку № 303, коэффициента 2,373* и индекса инфляции за 2006 год, равного 1,116) и умножить его на индекс инфляции за 2007 год, равный 1,166. При этом округление проиндексированного норматива сбора должно осуществляться до двух десятичных знаков, как того требует постановление КМУ от 14.11.2007 г. № 1317. Конкретный числовой пример такого расчета приведен в разделе «Сбор за выбросы в атмосферу» этой статьи.

* О происхождении этого коэффициента можно узнать из постановления КМУ от 21.07.2005 г. № 626 («Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 63), писем ГНАУ от 17.01.2007 г. № 620/7/15-0817 («Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 12) и от 10.04.2007 г. № 7110/7/15-0817 («Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 32), а также редакционных комментариев к ним.

 

Составление и предоставление расчета сбора, сроки уплаты в бюджет

Плательщики сбора за загрязнение окружающей природной среды составляют налоговый расчет сбора и подают его в орган государственной налоговой службы по месту налоговой регистрации по форме, утвержденной

приказом ГНАУ от 17.03.2005 г. № 111. К сожалению, действующая форма налогового расчета в очередной раз перестала отвечать порядку его расчета, в частности, в связи с изменившимися правилами индексации его нормативов. И в очередной раз ГНАУ не успела с утверждением новой формы к началу отчетной кампании за I квартал — предлагаемые изменения, размещенные на сайте этого ведомства (о них мы уже упоминали), так и остались непринятыми. Более того, до сих пор нет разъяснений налоговиков по поводу заполнения старой формы в новых условиях, поэтому выскажем свои предположения на этот счет.

В принципе, следуя приведенным в этой статье несложным формулам для исчисления различных видов экосбора, заполнить налоговый расчет не сложно. Существует даже специальная

Инструкция № 111, предназначенная для этих целей. Основной интерес представляет лишь корректное заполнение колонок 3 и 4. На наш взгляд, в колонке 3 «Нормативи збору» следует указывать значение Нп (см. обозначения в предыдущем разделе), т. е. базовое значение норматива, умноженное на 2,373 и на 1,116 (пояснения приведены там же). Тогда в колонке 4 «Коефіцієнт індексації нормативів збору» должен стоять индекс инфляции за 2007 год, деленный на 100, т. е. 1,166. Именно при таком заполнении этих колонок будут в полной мере соблюдаться новые требования по индексации нормативов.

Базовый налоговый (отчетный) период

по сбору за загрязнение окружающей природной среды равняется календарному кварталу. Таким образом, согласно абз. «б» п.п. 4.1.4 Закона № 2181 налоговые расчеты данного сбора подаются плательщиками в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала, по местопребыванию на налоговом учете в органах ГНС.

Расчет сбора предоставляется

нарастающим итогом с начала года, что приводит к необходимости подавать его до конца отчетного года, если в предыдущих отчетных кварталах сбор начислялся, а в отчетном квартале этого же года объект для начисления экосбора отсутствовал. Вместе с тем, если плательщик сбора предоставлял отчет за предыдущий год, а с начала текущего года объект для исчисления сбора отсутствует, то за такие отчетные периоды текущего года отчет не предоставляется (до наступления квартала, в котором объект для исчисления сбора снова появится). Такой же подход разделяют и налоговики (см. письмо ГНАУ от 07.12.2007 г. № 15310/5/15-0516 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 6).

Уточнение налоговых обязательств по сбору за прошедшие отчетные (налоговые) периоды производится в общем порядке, который регламентирован

п. 5.1 и п. 17.2 Закона № 2181 и полностью распространяется на сбор за загрязнение окружающей природной среды. Подробно о существующих способах такого уточнения можно узнать из статьи «Исправляем ошибки в расчете сбора за загрязнение окружающей природной среды» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 13).

Поскольку, как было указано выше, базовым налоговым (отчетным) периодом по сбору является календарный квартал,

уплата налоговых обязательств производится плательщиками по месту налоговой регистрации в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока предоставления налогового расчета сбора, т. е. в течение 50 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала. Плательщики перечисляют суммы сбора одним платежным поручением на счета, открытые в территориальных органах Госказначейства, которые и осуществляют распределение этих средств в соотношении, определенном законом о госбюджете* на текущий год.

* Соответствующая норма Закона № 1264 о распределении сумм экосбора уже несколько лет подряд приостанавливается законами о госбюджете.

На этом заканчиваем рассказ об экосборе. Следующий на очереди ресурсный платеж, о котором будет идти речь, — сбор за спецводопользование. Оставайтесь с нами.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно