Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

О включении расходов на маркетинг в состав валовых расходов

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Апрель, 2008/№ 30
В избранном В избранное
Печать
Письмо от 08.04.2008 г. № 3146/6/15-016

О включении расходов на маркетинг в состав валовых расходов

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 08.04.2008 г. № 3146/6/15-016

 

Государственная налоговая администрация Украины рассмотрела письмо Европейской Бизнес Ассоциации от 26.03.2008 № 434/2008/АС

о налоговом учете расходов на продвижение продукции на рынке (к письму Европейской Бизнес Ассоциации от 13.02.2008 № 198/2008/ЄОV) и сообщает.

Пунктом 5.1 ст. 5 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» (далее — Закон) установлено, что под термином «валовые расходы производства и оборота» (далее — валовые расходы) понимается сумма любых расходов плательщика налога в денежной, материальной или нематериальной формах, осуществляемых как компенсация стоимости товаров (работ, услуг), которые приобретаются (изготовляются) таким плательщиком налога для их дальнейшего использования в собственной хозяйственной деятельности.

Согласно п.п. 5.2.1 п. 5.2 ст. 5 Закона в состав валовых расходов включаются суммы любых расходов, уплаченных (начисленных) в течение отчетного периода в связи с подготовкой, организацией, ведением производства, продажей продукции (работ, услуг) и охраной труда, в том числе расходы по приобретению электрической энергии (включая реактивную), с учетом ограничений, установленных пп. 5.3 — 5.7 этой статьи.

Расходы на маркетинг относятся к расходам двойного назначения

, для которых п. 5.4 ст. 5 Закона предусмотрен особый порядок налогового учета.

В частности, абзацем первым п.п. 5.4.4 п. 5.4 ст. 5 Закона установлено, что

в состав валовых расходов плательщика налога включаются расходы на проведение предпродажных и рекламных мероприятий по товарам (работам, услугам), которые продаются (предоставляются) такими плательщиками налога. При этом п.п. 5.4.8 п. 5.4 ст. 5 Закона установлено, что не включаются в состав расходов плательщика налога наличные, израсходованные на цели, определенные п.п. 5.4.4 п. 5.4 ст. 5 Закона.

Следовательно,

расходы на маркетинг отражаются в составе валовых расходов только в случае, если они соответствуют расходам на предпродажные и рекламные мероприятия, указанные в п.п. 5.4.4 п. 5.4 ст. 5 Закона (в частности, услуги по размещению продукции в местах продажи, услуги по очистке, расфасовке, оперативному пополнению объемов товаров на стеллажах, размещению информации о товаре и т. п.).

При этом согласно указанному подпункту Закона плательщик налога имеет право включить в состав валовых расходов расходы на маркетинг

по товарам (работам, услугам), которые продаются (предоставляются) таким плательщиком. То есть указанные расходы должны быть непосредственно связаны с хозяйственной деятельностью плательщика налога.

Согласно абзацу четвертому п.п. 5.3.9 п. 5.3 ст. 5 Закона

не входят в состав валовых расходов любые расходы, не подтвержденные соответствующими расчетными, платежными и другими документами, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения налогового учета.

Частями второй и третьей ст. 9 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» предусмотрено, что основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы, фиксирующие факт осуществления хозяйственной операции. Первичные документы должны быть составлены во время осуществления хозяйственной операции, а если это невозможно — непосредственно после ее окончания. Для контроля и упорядочения обработанных данных на основании первичных документов могут составляться сводные учетные документы. Первичные и сводные учетные документы могут быть составлены на бумажных или машинных носителях и должны иметь обязательные реквизиты: название документа; дату и место составления; название предприятия, от имени которого составляется документ; содержание и объем хозяйственной операции; единицу измерения хозяйственной операции; должности лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность ее оформления; личную подпись или другие данные, дающие возможность идентифицировать лицо, принимавшее участие в осуществлении хозяйственной операции.

При этом действующим законодательством

не установлен конкретный перечень документов для подтверждения расходов на маркетинг.

Следовательно,

для подтверждения включения расходов на маркетинг в состав валовых расходов необходимы документы, оформленные согласно требованиям, установленным ст. 9 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», в частности:

— документы, подтверждающие факт получения маркетинговых услуг от другого лица;

— документы, подтверждающие связь понесенных расходов с хозяйственной деятельностью плательщика налога

.

Заместитель председателя С. Чекашкин



комментарий редакции

Расходы на маркетинг в составе валовых расходов: разъяснение ГНАУ

В комментируемом письме ГНАУ, с одной стороны, рассматривает вопрос о налоговом учете расходов

на продвижение продукции на рынке (см. первый абзац), а с другой — говорит в целом о расходах на маркетинг (абзац 4 и далее).

Стоит сказать, что если речь идет

о расходах на продвижение продукции, то можно признать аргументированным обращение ГНАУ к п.п. 5.4.4 Закона о налоге на прибыль, который разрешает включать в состав валовых расходов затраты на проведение предпродажных и рекламных мероприятий относительно продаваемых плательщиком налога товаров (работ, услуг).

В то же время понятие маркетинга существенно шире. Продвижение и сбыт производимых (продаваемых) товаров являются лишь одной из функций маркетинга (и далеко не всегда основной). Расходы по анализу рынка, отбору целевых ниш (т.е. безусловно маркетинговые мероприятия) могут вовсе не найти практической реализации в виде, например, запуска в производство новых товаров. Эти исследования вполне могут завершиться отрицательным результатом и констатировать нецелесообразность вывода на рынок новых товаров. На наш взгляд, даже в этом случае связь с хозяйственной деятельностью вполне прослеживается, ведь таковой является деятельность,

направленная на получение дохода (п. 1.32 Закона о налоге на прибыль), т. е. не обязательно приводящая к получению дохода.

Здесь можно провести аналогию с правильной позицией специалистов ГНАУ по поводу возможности отражения в составе валовых расходов затрат на информационное обслуживание судебного процесса и в том случае, если истец проиграл судебное дело (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2005, № 47, с. 45). Главное, что эти расходы были

направлены на достижение экономического эффекта. Тот факт, что они не привели к доходу, в общем-то не противоречит определению хоздеятельности и четко вписывается в понятие предпринимательства, предполагающее осуществление деятельности на собственный риск (ст. 42 ХКУ).

Возвращаясь к комментируемому письму, обратим внимание плательщиков на позицию ГНАУ, которая «принимает» в состав валовых расходов лишь расходы на маркетинг

в части предпродажных и рекламных мероприятий (абзацы 6, 7 письма). Причем ориентировочный перечень таких мероприятий фактически говорит о том, что ГНАУ в значительной степени сводит маркетинг к мерчандайзингу. Однако мерчандайзинг представляет собой лишь часть маркетингового процесса. Этот аспект ГНАУ не учитывает.

Говоря о «привязке» тех или иных предпродажных или рекламных расходов к продаваемым товарам, позицию ГНАУ не следует толковать очень узко. Например, специалисты ГНАУ готовы признавать рекламные расходы в составе валовых, даже если имеет место реклама товара, который будет продаваться

в будущем (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 95, с. 61).

Как бы там ни было, безусловная польза публикуемого разъяснения в том, что ГНАУ, во-первых, подтверждает отсутствие в действующем законодательстве перечня документов, подтверждающих расходы на маркетинг, а во-вторых, приводит собственный перечень. Традиционно мы рекомендуем кроме документов, подтверждающих получение маркетинговых услуг (т.е. актов), запастись соответствующими

отчетами (когда речь идет собственно о маркетинговых исследованиях).

Дмитрий Винокуров

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно