Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Об обязательности проведения аудита и предоставления аудиторского заключения

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Апрель, 2008/№ 30
В избранном В избранное
Печать
Письмо от 26.03.2008 г. № 2575

Об обязательности проведения аудита и предоставления аудиторского заключения

Письмо Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства от 26.03.2008 г. № 2575

 

Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства рассмотрел письмо <...> и сообщает.

Согласно статье 8 Закона Украины «Об аудиторской деятельности» от 22.04.93 г. № 3125-ХII (в редакции Закона Украины от 14 сентября 2006 года № 140-V)

проведение аудита является обязательным для:

1) подтверждения достоверности и полноты годовой финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности открытых акционерных обществ, предприятий — эмитентов облигаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, финансовых учреждений и других субъектов хозяйствования, отчетность которых согласно законодательству Украины подлежит официальному обнародованию, за исключением учреждений и организаций, полностью содержащихся за счет государственного бюджета;

2) проверки финансового состояния учредителей банков, предприятий с иностранными инвестициями, открытых акционерных обществ (кроме физических лиц), страховых и холдинговых компаний, институтов совместного инвестирования, доверительных обществ и других финансовых посредников;

3) эмитентов ценных бумаг при получении лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Проведение аудита

является обязательным также в других случаях , предусмотренных законами Украины.

Согласно части второй статьи 18 Закона Украины «О хозяйственных обществах» от 19.09.91 г. № 1576-ХII (с последующими изменениями и дополнениями), достоверность и полнота годовой финансовой отчетности общества должны быть подтверждены аудитором (аудиторской фирмой).

Обязательная аудиторская проверка годовой финансовой отчетности обществ с годовым хозяйственным оборотом менее двухсот пятидесяти не облагаемых налогом минимумов проводится один раз в три года.

Согласно ч. 3 ст. 14 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-ХIV (с последующими изменениями и дополнениями) предприятия (кроме бюджетных учреждений) обязаны подавать (направлять заказным письмом) государственному регистратору по местонахождению регистрационного дела не позднее чем до 1 июня года, следующего за отчетным периодом, финансовую отчетность о хозяйственной деятельности в составе баланса и отчета о годовых финансовых результатах.

Согласно абзацу тридцать третьему ч. 2 ст. 17 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV (с последующими изменениями и дополнениями) в Едином государственном реестре содержатся, в частности, такие сведения о юридическом лице, как финансовая отчетность о хозяйственной деятельности юридического лица (кроме бюджетных учреждений) в составе баланса и отчета о годовых финансовых результатах.

Согласно части второй ст. 3 Закона Украины «Об аудиторской деятельности»,

аудит — это проверка данных бухгалтерского учета и показателей финансовой отчетности субъекта хозяйствования с целью выражения независимого мнения аудитора о ее достоверности во всех существенных аспектах и соответствии требованиям законов Украины, положений (стандартов) бухгалтерского учета или других правил (внутренних положений субъектов хозяйствования) согласно требованиям пользователей.

При этом в соответствии со ст. 7 этого Закона результаты аудита подлежат оформлению в виде такого официального документа, как

аудиторское заключение — документ, составленный согласно стандартам аудита и предусматривающий придание уверенности пользователям по поводу соответствия финансовой отчетности или другой информации концептуальным основам, использовавшимся при ее составлении.

Таким образом, поскольку ч. 3 ст. 14 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» содержит

исключительный перечень документов, подлежащих предоставлению государственному регистратору по местонахождению регистрационного дела (баланс и отчет о годовых финансовых результатах), и этот перечень не включает такой официальный документ, как аудиторское заключение, последнее не подлежит подаче государственному регистратору. Соответственно у государственного регистратора нет оснований требовать ни предоставления аудиторского заключения, которое подтверждало бы достоверность и полноту годового баланса и отчета о годовых финансовых результатах, предоставляемых юридическим лицом, ни указания сведений о наличии такого аудиторского заключения.

Заместитель председателя г. Билоус



комментарий редакции

Госрегистратор при приеме финотчетности не может требовать аудиторское заключение

Госкомпредпринимательства отвечает на вопрос о наличии у госрегистратора полномочий требовать подачи аудиторского заключения, которое подтверждает достоверность и полноту годового баланса и отчета о финансовых результатах за 2007 год.

Напомним, что необходимость подтверждения финотчетности

хозобществ аудиторским заключением возникала после принятия Закона Украины от 14.09.06 г. № 140-V. Именно им был изложен в новой редакции Закон об аудиторской деятельности. В свою очередь это вернуло к жизни норму ч. 2 ст. 18 Закона о хозобществах, на основании которой:

«достоверность и полнота годовой финансовой отчетности общества

должны быть подтверждены аудитором (аудиторской фирмой). Обязательная аудиторская проверка годовой финансовой отчетности общества с годовым хозяйственным оборотом менее двухсот пятидесяти не облагаемых налогом минимумов проводится один раз в три года».

Стоит сказать, что действующее законодательство прямо

не предусматривает ответственности за неподтверждение отчетности. Более того, принимая отчетность за 2007 год, органы статистики не выдвигали условия о необходимости подачи именно подтвержденной отчетности.

Комментируемое письмо дает основание рассчитывать на аналогичный подход к этому вопросу госрегистраторов. Иными словами, при подаче госрегистраторам до 1 июня 2008 года баланса и отчета о финансовых результатах хозобществам можно не опасаться встретить отказ в принятии такой отчетности по мотивам ее неподтверждения аудиторами.

Дмитрий Винокуров

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно