Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Закупки за государственные средства: опять по новым правилам

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Апрель, 2008/№ 30
Печать
Статья

Закупки за государственные средства: опять по новым правилам

 

За восемь лет существования Закона Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» его редакция подвергалась неоднократным изменениям. И вот, Законом Украины «О признании утратившим силу Закона Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» от 20.03.2008 г. № 150-VI (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 28, с. 6) со 2 апреля 2008 года отменен Закон № 1490.

С этой же даты вступило в силу Временное положение о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства (см. с. 7 этого номера).

Рассмотрим, какие новации в сфере госзакупок принес этот документ.

 

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Закон № 1490

— Закон Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» от 22.02.2000 г. № 1490-III.

Закон № 150

— Закон Украины «О признании утратившим силу Закона Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» от 20.03.2008 г. № 150-VI.

Временное положение

— Временное положение о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства, утвержденное постановлением КМУ от 28.03.2008 г. № 274.

Письмо № 77-27/176

— письмо-разъяснение Министерства экономики Украины от 03.04.2008 г. № 77-27/176.

 

Общие положения

Со

2 апреля 2008 года основным документом, определяющим механизм проведения закупок товаров, работ и услуг, является Временное положение.

Минэкономики оперативно отреагировало на принятие такого документа и в

письме № 77-27/176 разъяснило порядок применения отдельных норм Временного положения.

Как указывается в самом тексте постановления (п. 8),

Временное положение будет действовать до вступления в силу новой редакции Закона Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства».

 

Сфера действия Временного положения

Действие

Временного положения распространяется на закупки товаров, работ и услуг, осуществляемые:

— распорядителями государственных средств;

— государственными, в том числе казенными, предприятиями, учреждениями и хозяйственными обществами, в уставном капитале которых государственная доля акций (частей, паев) превышает 50 процентов, их дочерними предприятиями, а также предприятиями и хозяйственными обществами, в уставном капитале которых 50 и более процентов принадлежит государственным, в том числе казенным, предприятиям и хозяйственным обществам, в уставном капитале которых государственная доля акций (частей, паев) превышает 50 процентов.

Причем такие предприятия должны применять процедуры закупок, предусмотренные

Временным положением, не только в случае закупки товаров, работ и услуг за государственные средства, но и за собственные средства.

В дальнейшем Кабмин может определить особенности проведения закупок такими предприятиями, а до этого момента они руководствуются

Временным положением в общем порядке.

 

Увеличен предельный порог, позволяющий не применять процедуру закупок

В соответствии с

п. 5 Временного положения увеличены предельные величины, позволяющие не применять процедуру закупок.

 

Когда применяют процедуру закупок товаров, работ и услуг

Отмененный Закон № 1490

Временное положение

При закупке

товаров и услуг на сумму, равную или превышающую
 20 тыс. грн.

При закупке

товаров и услуг на сумму, равную или превышающую
 100 тыс. грн.

При закупке

работ50 тыс. грн.

При закупке

работ300 тыс. грн.

 

Временным положением

значительно расширен перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется без применения процедур тендерных торгов. Если ранее этот перечень насчитывал 26 позиций, то сейчас увеличен до 42. В частности, в таком перечне упоминаются договоры аренды и приобретение недвижимого имущества, приобретение книг и периодических изданий, приобретение специальной обуви, технических средств для инвалидов и пр., закупка которых теперь проводится без применения процедур торгов.

Безусловно, существенное увеличение предельной величины, позволяющей не применять процедуру закупок и расширение перечня товаров, работ и услуг, закупка которых вообще не привязана к цене, значительно упростит порядок закупки социально важных товаров и услуг.

Как и прежде, процедура тендерных закупок не применяется при закупке товаров, работ и услуг, которые в связи с их специальным назначением составляют государственную тайну, и при закупке товаров и услуг, осуществляемых предприятиями оборонно-промышленного комплекса. Перечень таких товаров, работ и услуг должен определить КМУ.

 

Новый уполномоченный орган

Основной проблемой национальной системы госзакупок являлось нагромождение органов, осуществляющих государственный надзор, контроль и координацию в сфере закупок, а также создание на базе этих органов коммерческих структур, взимающих с участников немалую плату за участие в тендере.

Временное положение

упразднило слишком сложную и громоздкую систему органов государственного контроля.

Во-первых,

сокращен перечень таких органов. Теперь такие полномочия предоставлены:

— уполномоченному органу;

— Государственной контрольно-ревизионной службе;

— Государственному казначейству;

— Госкомстату;

— Антимонопольному комитету;

— правоохранительным органам.

Со 2 апреля согласно

п. 8 Временного положения специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти является Министерство экономики Украины.

В отличие от своего предшественника (Антимонопольного комитета),

Временное положение наделило Минэкономики такими функциями, как:

рассмотрение жалоб, поданных участниками до момента заключения договора о закупке. При этом рассмотрение таких жалоб проводится на основании рекомендаций, предоставленных Методологическим советом;

предоставление разъяснений относительно порядка применения законодательства в сфере закупок;

утверждение учебных программ по вопросам подготовки специалистов в сфере проведения закупок и повышения их квалификации;

выдача согласований для применения процедуры торгов с ограниченным участием и процедуры закупки у одного участника. Причем выдавать такие согласования Минэкономики будет только при наличии соответствующих рекомендаций Методологического совета;

предоставление консультационной и методологической помощи заказчикам при проведении закупок, в том числе обнародование образцов тендерной документации и прочей информации относительно проведения закупок;

издание информационного бюллетеня «Вестник государственных закупок»;

учет процедур закупок путем сбора информации о запланированных, но не состоявшихся закупках и торгах;

обеспечение функционирования веб-портала по вопросам госзакупок.

При Минэкономики будет действовать

Консультативно-методологический совет по вопросам государственных закупок (своего рода аналог Межведомственной комиссии по вопросам государственных закупок), который будет рассматривать жалобы, согласования на проведение торгов с ограниченным участием и у одного участника, разрабатывать методику калькуляции цен и анализ цен на товары, работы и услуги в сфере госзакупок.

Во-вторых,

Временное положение существенно сократило полномочия остальных контролирующих органов, и можно сказать, что сейчас они в большей мере соответствуют их профилю.

Например, на

органы Государственной контрольно-ревизионной службы возложены такие функции, как:

— контроль за соблюдением заказчиками требований Временного положения;

составление протокола об административном нарушении, связанном с нарушением законодательства в сфере госзакупок;

— сотрудничество с органами государственной власти для предотвращения проявлений коррупции в сфере госзакупок;

— предоставление соответствующих материалов правоохранительным органам.

К числу основных функций

Госказначейства относятся:

— проверка наличия у заказчика заключенного договора о закупке и его соответствие отчету о результатах осуществления закупки и других документов;

— предоставление соответствующих материалов правоохранительным органам.

 

Упрощен порядок обнародования информации о госзакупках

Значительно сокращен перечень документов, подлежащих обнародованию заказчиками. Так, в соответствии с

п. 13 Временного положения публикации подлежат:

— объявления о запланированной закупке;

— объявления о проведении предварительной квалификации.

Такие документы заказчики

размещают бесплатно в информационном бюллетене «Вестник государственных закупок» и на веб-портале, созданном Минэкономики. Причем такие объявления подлежат опубликованию в «Вестнике государственных закупок» не позднее 7 дней с даты регистрации соответствующего объявления в бюллетене.

В свою очередь, доступ к такой информации по вопросам госзакупок, размещенной на веб-портале Минэкономики, также будет

бесплатным и для всех пользователей.

Так же, как и прежде, процедура закупки

не может осуществляться до публикации объявления, если только закупки не осуществляются с применением процедур торгов с ограниченным участием, запроса ценовых предложений и закупки у одного участника. Таким образом, публикация объявления в «Вестнике государственных закупок» и размещение на веб-сайте Минэкономики являются обязательными при проведении открытых, двухступенчатых торгов и редукциона, а также при проведении процедуры предварительной квалификации участников торгов. При применении этих процедур закупки заказчик не имеет права принимать тендерные предложения участников без публикации объявлений.

В связи с тем, что для создания веб-сайта и издания информационного бюллетеня уполномоченному органу нужны не только деньги (на эти цели из резервного фонда бюджета выделяется 2500 тыс. грн.), но и время, Минэкономики в

письме 77-27/176 разъяснило, что:

«До создания уполномоченным органом веб-портала по вопросам государственных закупок процедура закупки не может осуществляться до публикации объявления о ней в информационном бюллетене «Вестник государственных закупок», кроме случаев применения заказчиками в порядке, установленном Временным положением, процедур торгов с ограниченным участием, запроса ценовых предложений (котировок) и закупки у одного участника».

Кроме веб-сайта Минэкономики, объявления о запланированной закупке могут быть дополнительно обнародованы на веб-сайтах заказчиков или главных распорядителей бюджетных средств в разделе «Государственные закупки» и в печатных средствах массовой информации общегосударственной сферы распространения.

 

Дополнены квалификационные требования к участникам

Дополнен перечень информации, которую заказчик может потребовать от участника, подтверждающую его соответствие квалификационным требованиям. Так, в

п. 24 Временного положения появились два новых требования к участникам, которые могут быть допущены для участия в тендере. В частности, участник:

1)

должен располагать достаточным количеством средств.

По всей видимости, появление требования о наличии средств можно рассматривать как аналог ранее существовавшей нормы. Так, одним из квалификационных требований к участникам, предусмотренных

ст. 15 Закона № 1490, являлось отсутствие решения о признании участника банкротом или возбуждение против него дела о банкротстве. Но вопрос в том, каким именно количеством средств должен располагать участник, пока остается открытым;

2)

ранее уже выполнял аналогичные договоры.

По всей видимости, появление этой нормы связано с отсутствием во

Временном положении требований относительно ведения реестра участников процедур закупки, реестра недобросовестных участников. И для того, чтобы заказчик мог каким-либо образом себя обезопасить от недобросовестных участников, ему и предоставлено такое право.

 

Обеспечение тендерного предложения и обеспечение выполнения договора о закупке

Пунктом 43 Временного положения

предусмотрено, что заказчик имеет право (т. е. не обязательно) указать в тендерной документации требования о предоставлении тендерного обеспечения.

Размер тендерного обеспечения

определяется самостоятельно заказчиком, однако не может превышать:

1 % ожидаемой стоимости — в случае проведения торгов на закупку работ;

5 % ожидаемой стоимости — в случае проведения торгов на закупку товаров и услуг.

Таким образом, требование о внесении тендерного обеспечения является исключительно прерогативой заказчика.

Способ и размеры тендерного обеспечения также определяет заказчик, не превышая при этом максимальную величину.

Временное положение

(п. 52) разрешает заказчику (а не обязывает, как это было раньше) требовать от участника — победителя торгов внесение им при заключении договора о закупке обеспечения его выполнения.

Кроме того, размер такого обеспечения заказчик также определяет самостоятельно, однако его максимальный размер не может превышать:

15 % его сметной стоимости — при закупке товаров и услуг;

5 % его сметной стоимости — при закупке работ.

 

Тендерные предложения

Основные

изменения, коснувшиеся порядка раскрытия и оценки тендерных предложений, следующие:

1. Теперь на

один предмет закупки предоставляется не менее 2 тендерных предложений.

2. Дополнен перечень

критериев оценки тендерных предложений:

— качество и функциональные характеристики, экологическая чистота;

— послепродажное обслуживание;

— эксплуатационные расходы;

— передача технологий и подготовка управленческих, научных и производственных кадров, включая использование местных ресурсов, в том числе способов производства, рабочей силы и материалов для изготовления товаров, выполнения работ, предоставления услуг, предлагаемых участником.

Напомним, что указанные критерии оценки и раньше принимались во внимание при оценке тендерных предложений, однако были исключены из

ч. 7 ст. 26 Закона № 1490. Теперь при раскрытии тендерных предложений они также должны учитываться (п. 56 Временного положения).

3. Увеличен общий срок проведения оценки, сравнения и определения победителя торгов. Теперь для проведения этих процедур отводится

30 (было 15) рабочих дней после дня раскрытия тендерных предложений.

 

Особенности применения отдельных процедур закупок

Определенные изменения коснулись порядка проведения отдельных процедур закупок.

При проведении

процедуры закупки у одного участника п. 22 Временного положения предусмотрено, что эта процедура требует согласования с уполномоченным органом, т. е. с Минэкономики. Законом № 1490 было предусмотрено обязательное согласование этой процедуры закупки, если ожидаемая стоимость превышала 30 тыс. грн. для товаров и услуг и 300 тыс. грн. для работ. Получается, что теперь независимо от стоимости предмета закупки, эта процедура подлежит согласованию с Минэкономики.

Дополнен перечень случаев, когда проводится

процедура двухступенчатых торгов, в частности, если:

— все тендерные предложения, предоставленные участниками для участия в открытых торгах, заказчик отклонил в связи со сговором участников по цене соответствующего товара, работ или услуг, а также если участники, подавшие тендерные предложения, не соответствуют требованиям, изложенным в тендерной документации;

— для выполнения новых строительных работ, являющихся продолжением подобных строительных работ, которые соответствуют типовому проекту, относительно которого первичный договор о закупке был заключен с учетом требований

пп. 33 — 38 Временного положения.

И кроме того,

Временное положение закрепило в отдельном пункте 77 обязательную информацию, которую необходимо указать в объявлении о проведении процедуры двухступенчатых торгов.

Временным положением предусмотрено обязательное

информирование участников, подавших заявления на участие в процедуре запроса ценовых предложений и не присутствующих на раскрытии тендерных предложений о результатах торгов. Такую информацию заказчик должен предоставить указанным участникам в течение шести календарных дней.

 

Переходные положения

Процедуры закупок товаров, работ и услуг,

начатые до 2 апреля, т. е. согласно требованиям Закона № 1490, заказчики должны завершать с учетом правил, установленных Временным положением.

Минэкономики в

письме № 77-27/176 разъяснило порядок завершения таких процедур закупок.

Так, если

дата раскрытия тендерных предложений наступает после 2 апреля 2008 года, заказчик действует в следующем порядке:

1) приводит тендерную документацию в соответствие с

Временным положением путем внесения в нее изменений;

2) рассылает изменения к тендерной документации всем лицам, которые подтвердили намерение принять участие в соответствующей процедуре и которым заказчик предоставил тендерную документацию;

3) продлевает срок подачи тендерных предложений (решение о продлении срока подачи тендерных предложений принимается заказчиком с учетом того, что такой срок должен быть достаточным для учета указанных изменений и своевременной подачи тендерных предложений, но не менее трех рабочих дней);

4) завершает соответствующую процедуру закупки в порядке, предусмотренном

Временным положением.

Если

дата раскрытия ценовых предложений наступает после 2 апреля 2008 года, заказчик в ходе проведения указанной процедуры руководствуется Временным положением и не применяет нормы и требования (в частности, указанные в запросах о ценовых предложениях), противоречащие и/или не отвечающие Временному положению, о чем в письменном виде информирует участников торгов с указанием условий и требований, которые не будут применяться, до даты принятия тендерным комитетом заказчика соответствующих решений.

Если

раскрытие тендерных (ценовых) предложений состоялось до 2 апреля 2008 года, заказчик осуществляет рассмотрение, отклонение, сравнение и оценку тендерных (ценовых) предложений в соответствии с Временным положением. При этом заказчик не применяет нормы и требования (в частности, изложенные в тендерной документации), противоречащие и/или не отвечающие Временному положению, о чем в письменном виде информирует участников торгов с указанием условий и требований, которые не будут применяться, до даты принятия тендерным комитетом, созданным заказчиком, соответствующих решений.

При этом в случае, когда тендерное предложение участника было отклонено на основаниях или во исполнение требований, противоречащих

Временному положению, или им не предусмотренных (например, участник был включен в реестр недобросовестных участников; информация об участнике, подавшем тендерное предложение, отсутствует в тематическом каталоге участников процедур закупок, издаваемом Тендерной палатой Украины), или оценка тендерных предложений была осуществлена в порядке (по методике) и с применением критериев, противоречащих или не отвечающих Временному положению, заказчик должен произвести повторное рассмотрение и оценку тендерных предложений с соблюдением требований Временного положения.

Если принятие тендерным комитетом заказчика

решения об акцепте тендерного предложения состоялось до 2 апреля 2008 года, заказчик заключает договор о закупке в порядке, предусмотренном Временным положением (кроме случая, когда заказчик принял решение о признании торгов не состоявшимися, на основании того, что осуществление закупки перестало отвечать государственным потребностям в результате наступления непредвиденных объективных обстоятельств (действия непреодолимой силы), наступивших после акцепта).

В случае когда

до 2 апреля 2008 года заказчик не заключил договор о закупке в рамках проведения процедуры закупки у одного участника, начатой до вступления в силу Временного положения, завершение такой процедуры осуществляется в соответствии с Временным положением.

Если заключение Межведомственной комиссии по вопросам государственных закупок о возможности применения заказчиком процедуры закупки у одного участника не действует на дату вступления в силу

Временного положения и при этом договор о закупке на указанную дату не заключен, заказчик применяет процедуру закупки у одного участника в соответствии с Временным положением.

Изменение условий договоров о закупке, заключенных до 2 апреля 2008 года

, осуществляется на основании Временного положения.

Рассмотрение жалоб

по поводу нарушения заказчиком процедуры закупки или принятых решений, действий или бездействия заказчика в отношении процедур закупок, начавшихся до 2 апреля 2008 года, осуществляется уполномоченным органом на основании Временного положения.

Обнародование информации

о процедурах закупки, начатых до 2 апреля 2008 года, производится в соответствии с требованиями Временного положения.

В случае когда

на процедуру закупки, начатую до 2 апреля 2008 года, действие Временного положения не распространяется, тендерный комитет заказчика до акцепта принимает решение о прекращении проведения соответствующей процедуры закупки со ссылкой на Закон Украины № 150 и соответствующий пункт Временного положения. Копию указанного решения заказчик направляет всем участникам соответствующей процедуры закупки в течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.

При этом при наличии правовых оснований заказчик вместо указанного решения может до акцепта принять решение об отмене торгов или признании их не состоявшимися в порядке, предусмотренном

Временным положением.

Если тендерным комитетом заказчика

принято решение об акцепте тендерного предложения до 2 апреля и при этом на указанную закупку не распространяется действие Временного положения, заказчик заключает с участником-победителем договор о закупке согласно условиям акцептирующего тендерного (ценового) предложения в сроки, предусмотренные Временным положением.

 

Необходимые адреса и телефоны

В связи с тем, что заказчики и исполнители процедур торгов сталкиваются с многочисленными вопросами, связанными с практическим применением

Временного положения, приведем адреса и номера телефонов, которые могут вам понадобиться:

1. Объявления о проведении процедуры закупки и ее результаты, которые подлежат обязательному опубликованию в информационном бюллетене «Вестник государственных закупок», предоставляются заказчиками по адресу: 01054, г. Киев, ГСП-601, ул. Воровского, 22, 5-й этаж, офис 69, тел./факс.: (044) 486-38-07 (многоканальный), 486-31-69, 486-39-49.

2. Официальная информация о применении законодательства о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства размещается на веб-сайте Минэкономики по адресу: http://www.me.gov.ua.

Кроме того, по этому адресу Вы можете найти образцы документов, которые заказчики имеют право использовать при проведении процедур закупки, а также текст

письма № 77-27/176.

3. Телефон горячей линии в Минэкономики: (044) 596-67-28, 596-67-24.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц