Темы статей
Выбрать темы

Не дай вам бог строить в эпоху перемен

Редакция НиБУ
Статья

Не дай вам бог строить в эпоху перемен

 

Строительство всегда было трудоемким процессом. Что интересно, с развитием цивилизации субъектам, занимающимся либо намеревающимся заняться строительством, приходится тратить ничуть не меньше усилий, чтобы организовать этот процесс. Просто сэкономленные благодаря достижениям техники усилия теперь тратятся на получение разрешительных документов. Помнится, именно отсутствие разрешения на строительство, а не недостаток кирпичей, стало главным препятствием для кума Тыквы, мечтающего построить дом, из известной с детства сказки «Чиполлино». Благо, лицензию на строительство последнему получать не пришлось. А вот субъектам хозяйствования, которые мечтают заниматься строительной деятельностью в Украине, такой необходимости не избежать. О том, как получить заветный документ, и пойдет речь в данной статье.

Елена УВАРОВА, юрист Издательского дома «Фактор»

 

Принятие

Закона № 1026 ознаменовало начало изменений в порядке лицензирования строительной деятельности. Этим Законом, в частности, были внесены изменения в Закон о лицензировании, которые сводились к выведению лицензирования строительной деятельности из сферы действия последнего.

Закон № 1026

вступил в силу 01.01.2008 г. Но до этого появился еще один нормативно-правовой акт, требующий не меньшего внимания. Речь идет о Порядке № 1396. В первом же пункте данного документа указано, что он разработан в соответствии с Законом об архитектурной деятельности и Законом о градостроительстве и устанавливает общие требования к лицензированию хозяйственной деятельности в строительстве, связанной с созданием объектов архитектуры на территории Украины. Именно такую деятельность Порядок № 1396 предлагает называть строительной.

В связи с принятием

Порядка № 1396 возник целый ряд вопросов. Среди них вопрос о том, какая именно деятельность считается связанной с созданием объектов архитектуры и соответственно подлежит лицензированию как строительная. Этот вопрос можно сформулировать и по-другому: лицензирование каких видов хозяйственной деятельности должно осуществляться в соответствии с Порядком № 1396? С ответа на этот вопрос и начнем.

 

Хоздеятельность, связанная с созданием объектов архитектуры

До 01.01.2008 г., т. е. вступления в силу

Закона № 1026 и Порядка № 1396, законодательство Украины лицензируемым называло такой вид деятельности, как строительная деятельность (изыскательские и проектные работы для строительства, возведение несущих и оградительных конструкций, строительство и монтаж инженерных и транспортных сетей) (п. 30 ст. 9 Закона о лицензировании).

Различные вопросы, связанные с лицензированием указанного вида деятельности, регулировались целым рядом нормативно-правовых актов. Среди них:

Лицензионные условия № 112;

постановление Кабмина от 29.11.2000 г. № 1755 «О сроке действия лицензии на осуществление определенных видов хозяйственной деятельности, размерах и порядке зачисления платы за ее выдачу», согласно которому срок действия лицензии на осуществление строительной деятельности составляет 5 лет, а плата за ее выдачу — 20 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (340 грн.), если органом лицензирования выступает Минстрой Украины, или 15 ннмдг (255 грн.), если орган лицензирования — местные госадминистрации;

Перечень органов лицензирования, утвержденный постановлением Кабмина от 14.11.2000 г. № 1698, в котором в качестве органов лицензирования строительной деятельности названы Минстрой Украины, Совет министров АРК, областные, Киевская и Севастопольская городские госадминистрации;

Положение о Лицензионной комиссии по определению способности субъектов хозяйствования выполнять лицензионные условия осуществления строительной деятельности, содержащееся в приложении к приказу Минстроя Украины от 14.12.2005 г. № 16;

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче лицензии, содержащийся в приложении к приказу Госстроя от 30.07.2001 г. № 155.

Все названные нормативные документы содержат ссылку на

Закон о лицензировании, указывая, что приняты во исполнение данного Закона. Однако несмотря на то что с 01.01.2008 г. в ст. 9 Закона о лицензировании уже нет строительной деятельности как деятельности, лицензируемой в порядке, установленном этим Законом, ни в один из перечисленных нормативных актов соответствующие изменения внесены не были. Они продолжают действовать в том же виде, в котором действовали и раньше. Означает ли это, что субъектам хозяйствования, которые хотят осуществлять «деятельность в строительстве, связанную с созданием объектов архитектуры», нужно руководствоваться предписаниями нормативных актов, которые принимались с целью реализации Закона о лицензировании, регламентировали порядок получения лицензии на осуществление строительной деятельности и не были отменены с принятием Порядка № 1396?

Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаем для начала обратиться к законам, на которые ссылается

Порядок № 1396. Так, в ч. 1 ст. 17 Закона об архитектурной деятельности действительно указано, что хозяйственная деятельность, связанная с созданием объектов архитектуры, подлежит лицензированию в соответствии с законодательством. При этом исходя из определения архитектурной деятельности, которое дано в ст. 1 Закона об архитектурной деятельности, деятельность по созданию объектов архитектуры включает «творческий процесс поиска архитектурного решения и его воплощения, координацию действий участников разработки всех составных частей проектов по планированию застройки и благоустройства территорий, строительства (нового строительства, реконструкции, реставрации, капитального ремонта) зданий и сооружений, осуществление архитектурно-строительного контроля и авторского надзора за их строительством, а также осуществление научно-исследовательской и преподавательской работы в этой сфере».

Как видим, определение весьма широкое и объемное. До внесения изменений в

Закон о лицензировании и принятия Порядка № 1396 вопрос решался просто: деятельность по созданию объектов архитектуры подлежала лицензированию в той части, в которой совпадала с лицензируемыми видами строительной деятельности. Перечень видов таких работ содержится в приложении к Лицензионным условиям № 112. Внесенные изменения несколько сместили акцент.

Ответ на вопрос о том, какие именно виды деятельности подлежат лицензированию как деятельность, связанная с созданием объектов архитектуры, нужно, как и раньше, искать в соответствующем перечне (кодификаторе) работ.

Вот только перечень уже новый. Приказом Госархстройинспекции от 19.02.2008 г. № 24 утвержден Перечень (кодификатор) работ, связанных с созданием объектов архитектуры (Перечень № 24) (см. на с. 24). Несмотря на то что он предлагает несколько иной по сравнению с Перечнем видов работ осуществления строительной деятельности (изыскательские и проектные работы для строительства, возведение несущих и оградительных конструкций, строительство и монтаж инженерных и транспортных сетей), утвержденным в качестве приложения к Лицензионным условиям № 112, во многом они совпадают. Это свидетельствует о том, что лицензирование деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры, является не параллельной лицензированию строительной деятельности процедурой, а процедурой, которая заменила последнюю.

Вывод, к которому мы пришли, подтверждается и тем, что в

Закон об архитектурной деятельности в ближайшее время могут быть внесены изменения, которые будут прямо указывать, какая именно деятельность, связанная с созданием объектов архитектуры, подлежит лицензированию. Так, в соответствии с законопроектом к лицензируемым видам хозяйственной деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры, относятся изыскательские работы для строительства, разработка градостроительной документации, проектирование объектов архитектуры, строительно-монтажные работы, монтаж инженерных сетей, строительство транспортных сетей, инжиниринговая деятельность в сфере строительства (организация изготовления проектной документации, координация деятельности всех участников строительства, осуществление технического надзора за строительством объекта архитектуры).

Нужно сказать, что приказ Госархстройинспекции, которым утвержден

Перечень № 24, не зарегистрирован в Минюсте. Это дает основания некоторым специалистам ставить вопрос о том, является ли такой акт вообще действующим. На наш взгляд, оснований для этого нет, поскольку в соответствии с Положением о государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств, других органов исполнительной власти, утвержденным постановлением Кабмина от 28.12.92 г. № 731, регистрации подлежат акты министерств и ведомств, содержащие нормы права, т. е. акты, в которых закреплены определенные общеобязательные правила поведения. Перечень же лицензируемых видов деятельности не устанавливает норм права, поскольку сам по себе правил поведения не закрепляет. Норма права заключается в обязанности получить лицензию на осуществление деятельности, связанной с созданием объекта архитектуры. Эта норма закреплена в Законе об архитектурной деятельности и в Порядке № 1396. Перечень № 24 выступает лишь необходимым приложением к указанным актам.

Хотим обратить внимание еще на один дискуссионный момент. Дело в том, что

Закон об архитектурной деятельности в ст. 4 раскрывает, что понимается под работами, связанными с созданием объекта архитектуры. Это:

— подготовка исходных данных на проектирование;

— осуществление в необходимых случаях предпроектных работ, а также мер по охране нововыявленных во время осуществления строительства либо изменения (в том числе путем сноса) объектов градостроительства, которые в соответствии с законом имеют антропологическое, археологическое, эстетическое, этнографическое, историческое, искусствоведческое, научное или художественное значение;

— поиск архитектурного решения, разработка, согласование и утверждение проекта;

— выполнение рабочей документации для строительства, а в случае выполнения ее либо отдельных ее частей другим исполнителем — осуществление авторского надзора за таким выполнением;

— строительство (новое строительство, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт) и снос объекта архитектуры, архитектурно-строительный контроль, технический и авторский надзоры во время осуществления строительства или изменения (в том числе путем сноса) объекта градостроительства;

— приемка построенного объекта в эксплуатацию.

По нашему мнению,

Перечень № 24, т. е. перечень работ, связанных с созданием объектов архитектуры, может лишь конкретизировать ст. 4 Закона об архитектурной деятельности, но никак не выходить за очерченные ею пределы. Этот вывод может иметь важное значение для практики лицензирования. Так, в ст. 4 Закона об архитектурной деятельности речь идет о лицензировании работ, связанных с созданием объектов архитектуры. Под объектами архитектуры, в свою очередь, понимаются дома и здания жилищно-гражданского, коммунального, промышленного и другого назначения, их комплексы, объекты благоустройства, садово-парковой и ландшафтной архитектуры, монументального и монументально-декоративного искусства, территории (части территорий) административно-территориальных единиц и населенных пунктов. Это дает основания говорить о том, что лицензированию подлежат работы, приведенные в Перечне № 24, при условии, что они осуществляются именно в отношении названных объектов, а не каких-либо других объектов или, например, в отношении частей названных объектов. Но с окончательными выводами ввиду отсутствия каких-либо разъяснений госорганов по этому вопросу пока торопиться не стоит.

 

Порядок лицензирования

Лицензирование строительной деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры, сегодня осуществляется в соответствии с

Порядком № 1396 (его текст приведен на с. 21), который, как уже указывалось, вступил в силу с 01.01.2008 г. С целью обеспечения его выполнения был утвержден Временный регламент (см. на с. 38). Что касается государственной регистрации названных нормативно-правовых актов, то первый из них не нуждается в такой регистрации, поскольку утвержден постановлением Кабмина, а второй не подавался на регистрацию, видимо, в связи с тем, что п. 2 приказа Госархстройинспекции, которым он был утвержден, указывает на его экспериментальный характер. Если отсутствие регистрации Порядка № 1396 каких-либо возражений вызывать не должно, то с Временным регламентом ситуация, безусловно, спорная. Тем не менее, даже признание его недействующим ввиду отсутствия регистрации в Минюсте не отменит процедуры лицензирования деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры, а это существенно снижает остроту вопроса о юридической силе Временного регламента.

Представим общую картину того,

как на данный момент выглядит процедура получения лицензии на строительную деятельность.

Начать нужно с обращения к организации (учреждению), уполномоченной Государственной архитектурно-строительной инспекцией (Госархстройинспекция) на

проведение лицензионной экспертизы. Перечень таких организаций (учреждений) размещен на сайте Госархстройинспекции (http://www.dabi.gov.ua/expert.shtm). Это, пожалуй, то нововведение, которое в первую очередь бросилось в глаза субъектам хозяйствования, так как сразу же возник вопрос о стоимости такой экспертизы.

Процедура, сроки и общие требования к проведению лицензионной экспертизы, права и обязанности экспертов закреплены в

Методуказаниях по подготовке экспертного заключения (см. на с. 42). Внимание следует обратить на такие моменты. Проведение лицензионной экспертизы и подготовка экспертного заключения осуществляются на основании договора между экспертной организацией и субъектом хозяйствования, намеревающимся получить лицензию на строительство либо на новые лицензируемые виды строительных работ. Стоимость услуг экспертной организации, как сообщила Госархстройинспекция в письме от 31.03.2008 г. № 24/7-742, не может превышать 9 тыс. грн. (без НДС). Однако указанная цифра не норма, а возможный максимум. Изначально в Анализе регуляторного влияния к проекту постановления Кабмина «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности в строительстве» от 05.12.2007 г. № 1396 в качестве средних затрат на проведение одной лицензионной экспертизы указывалась сумма 1 тыс. грн.

Еще один немаловажный момент — сроки проведения экспертизы.

Методуказания по подготовке экспертного заключения предусматривают, что срок работы экспертов не может превышать 25 рабочих дней (видимо, с момента заключения договора, если другая дата начала проведения экспертизы не оговорена в договоре), из них проверка субъекта хозяйствования не должна занять более 5 рабочих дней (п. 5 Методуказаний). Более короткие сроки можно предусмотреть в договоре с экспертной организацией.

По результатам экспертизы экспертная организация дает либо положительное (с рекомендацией дать лицензию субъекту хозяйствования с указанием перечня работ, которые может выполнять заявитель), либо отрицательное (с указанием на необходимость доработки и усовершенствования или с обоснованием невозможности выдачи лицензии) заключение. Отрицательное заключение можно оспорить, подав заявление в лицензионную комиссию (форма заявления приведена в приложении 2 к

Методуказаниям по подготовке экспертного заключения // см. на с. 48).

Если же получено положительное экспертное заключение, можно подавать заявление на получение лицензии.

Согласно

п. 3 Порядка № 1396 органом лицензирования является Госархстройинспекция. Подавать заявление на получение лицензии нужно в территориальный орган Госархстройинспекции в АРК, областях, городах Киеве и Севастополе по месту регистрации субъекта хозяйствования, желающего получить лицензию (п. 1 Временного регламента).

Тут проявляется сразу две особенности нового порядка лицензирования строительной деятельности. Первая из них заключается в том, что теперь нет двухуровневой системы лицензирования: если раньше было две системы органов лицензирования — Минстрой и система местных органов исполнительной власти (Совет министров АРК, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации), то теперь орган лицензирования один — Госархстройинспекция. Такая двухсистемность была обусловлена тем, что можно было получить лицензию на осуществление строительной деятельности на территории Украины или за ее пределами либо на строительную деятельность в пределах административно-территориальных единиц. Теперь лицензия выдается на осуществление строительной деятельности на территории Украины. В этом и заключается вторая особенность.

К заявлению

(с формой которого можно ознакомиться или на сайте Госархстройинспекции или в этом номере газеты на с. 13) нужно приложить следующие документы:

— перечень работ, связанных с созданием объектов архитектуры, которые субъект хозяйствования, подающий заявление на получение лицензии, планирует осуществлять, в соответствии с

Перечнем № 24 (см. на с. 24);

— копия свидетельства о государственной регистрации субъекта хозяйствования, заверенная нотариально либо органом, который выдал документ;

— копия справки о внесении в Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины, заверенная нотариально либо органом, выдавшим документ;

— сведения о производственно-технической базе, составе работников по профессиональному и квалификационному уровню, технологии производства, информационно-правовом, нормативно-техническом обеспечении, о системе контроля за качеством выполнения работ (излагается в произвольной форме, рекомендованная форма приведена в приложении к заявлению на с. 14);

— заключение учреждения, организации, уполномоченных органом лицензирования на проведение экспертизы;

— при наличии у заявителя подразделений (филиалов), которые будут осуществлять строительную деятельность на основании полученной лицензии, в заявлении дополнительно указывается их местонахождение и прилагается копия справки о внесении в Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины на указанные структурные подразделения, заверенные печатью предприятия.

Приведенный перечень документов является исчерпывающим, требовать предоставления других документов при подаче заявления о получении лицензии территориальные органы не могут.

Задача территориального органа — проверить поданные документы на соответствие требованиям

Порядка № 1396. Как указано в п. 3 Временного регламента, в случае несоответствия поданных документов требованиям Порядка № 1396 территориальный орган в десятидневный срок со дня регистрации заявления возвращает документы заявителю с соответствующим письменным уведомлением, подписанным руководителем территориального органа. После устранения выявленных недостатков субъект хозяйствования может подать заявление с прилагаемыми к нему документами повторно. В этом случае датой регистрации заявления считается дата его повторной подачи. Что касается десятидневного срока, то, видимо, исчислять его нужно в календарных днях ввиду того, что указания на рабочие дни п. 3 Временного регламента не содержит.

Однако если субъект хозяйствования подал заявление о получении лицензии, например, 03.04.2008 г. и по состоянию на 14.04.2008 г. не получил уведомления о несоответствии поданных документов требованиям

Порядка № 1396, это не является гарантией того, что лицензия ему будет выдана. Нужно пройти еще несколько стадий. Впрочем, личного участия субъекта хозяйствования в них может и не понадобиться.

Далее заявление рассматривается на заседании

территориального отделения лицензионной комиссии. На нем и должно быть принято соответствующее заключение на основании поданных территориальным органом предложений.

В течение

5 дней после заседания (исходим из того, что календарных) протокол заседания с необходимыми документами из территориального органа передается в Госархстройинспекцию, которая либо в 3-дневный срок издает приказ об отказе в выдаче лицензии, либо в 5-дневныйо выдаче лицензии и утверждении перечня работ с последующим размещением указанной информации на сайте Госархстройинспекции (www.dabi.gov.ua). Последние два срока, с учетом п. 9 Порядка № 1396, следует исчислять в рабочих днях.

Нужно отметить, что в самом

Порядке № 1396 предусмотрена несколько иная последовательность действий по рассмотрению заявления о получении лицензии. Однако данным документом следует руководствоваться только в части, не урегулированной Временным регламентом, поскольку последний принимался с учетом всех переходных нюансов. На это косвенно указывает и сама Госархстройинспекция в размещенном на ее сайте уведомлении о порядке получения лицензии на хозяйственную деятельность, связанную с созданием объектов архитектуры (http://www.dabi.gov.ua/povidom.shtm).

О принятом решении орган лицензирования уведомляет заявителя. Приказ о выдаче лицензии является основанием для оформления соответствующей лицензии и приложения к ней, которые передаются Госархстройинспекцией по описи территориальному органу для выдачи заявителю. К сожалению, в этой части

Временный порядок не указывает даже приблизительных сроков, в пределах которых лицензия все же должна попасть к субъекту строительной деятельности. Поэтому целесообразно обратиться к п. 13 Порядка № 1396, в соответствии с которым оформление лицензии осуществляется в течение 3 рабочих дней со дня получения документа, подтверждающего факт внесения платы за выдачу лицензии.

Как видим, чтобы получить лицензию, предварительно придется внести

плату за выдачу лицензии в размере 340 грн. Кроме того, работнику, который направляется в территориальный орган за получением лицензии, нужно, как указано в п. 18 Временного регламента, выдать поручение на получение материальных ценностей.

Подразделениям (филиалам, представительствам), указанным в лицензии, выдаются копии лицензии и приложения к ней, заверенные Госархстройинспекцией. Стоимость одной копии составит 17 грн.

Срок действия лицензии

согласно п. 12 Порядка № 1396 составляет 5 лет, а для субъектов хозяйствования, которые получают лицензию впервые, — 3 года.

Нужно отметить, что в процедуре рассмотрения заявления о получении лицензии может появиться дополнительная стадия —

рассмотрение заявления на заседании лицензионной комиссии Госархстройинспекции. Необходимость в этой стадии возникает в случае наличия обращений либо жалоб субъекта хозяйствования — заявителя на действия территориального органа. Безусловно, появление такой стадии в общем порядке рассмотрения заявления на получение лицензии внесет коррективы в сроки такого рассмотрения. Сказать точно, какие именно это будут коррективы, мы не можем. В качестве ориентира выступают сроки проведения заседаний лицензионной комиссии — первая и третья пятницы каждого месяца.

Представим в виде схемы

общую процедуру рассмотрения заявления о получении лицензии (см. рисунок на с. 10).

 

Внесение изменений в лицензию, ее переоформление, выдача дубликата

Поскольку перечень лицензируемых видов деятельности в сфере строительства с появлением

Перечня № 24 несколько расширился, у субъектов строительной деятельности, имеющих лицензию, а потому не нуждающихся в получении новой, но занимающихся в том числе видами деятельности, которые теперь лицензируются, появилась необходимость в изменении прилагаемого к лицензии перечня видов деятельности.

Для того чтобы внести изменения в перечень работ, субъекту хозяйствования придется пройти процедуру, аналогичную той, которая предусмотрена для получения новой лицензии. Начать нужно опять-таки с получения заключения экспертной организации, после чего с письменным заявлением* обратиться в территориальный орган Госархстройинспекции по месту регистрации, приложив к нему оригинал лицензии и приложений к нему (образец формы заявления приведен на с. 16).

* Про необхідність нарахування мінімальної тарифної ставки робітника I розряду в розмірі не менше 120 % мінімальної заробітної плати читайте в листі Мінпраці від 07.02.2008 р. № 07/01-16/275 та у статті «Що потрібно знати роботодавцю і працівнику про генеральну угоду» (див. «Податки та бухгалтерський облік», 2008, № 24).

Такую же процедуру нужно пройти тем субъектам хозяйствования, которые просто решили расширить перечень выполняемых ими работ.

От внесения изменений в лицензию нужно отличать процедуру ее переоформления, которая значительно проще. Необходимость в ее прохождении возникает в случае изменения:

— наименования юридического лица (если такое изменение не связано с реорганизацией) или фамилии, имени, отчества физического лица (предпринимателя);

— местонахождения юридического лица или места проживания физического лица (предпринимателя).

В случае возникновения оснований для переоформления лицензии, субъект хозяйствования должен обратиться в территориальный орган Госархстройинспекции в течение

10 рабочих дней со дня возникновения такого основания (см. письмо Минрегионстроя от 25.03.2008 г. № 24/4-690).

Проходить экспертизу в этом случае не нужно. Достаточно подать в территориальный орган по месту регистрации заявление о переоформлении лицензии* (образец см. на с. 15).

В случае утраты или повреждения лицензии или приложения к ней орган лицензирования выдает дубликат лицензии вместе с приложением в течение

10 рабочих дней со дня принятия от субъекта хозяйствования заявления, размещения ним в средствах массовой информации уведомления об утрате лицензии и подачи документа, подтверждающего факт внесения платы за выдачу дубликата лицензии.

  

img 1

  

Лицензионные условия: новые или старые

На данный момент новые лицензионные условия, т. е. условия осуществления работ, связанных с созданием объекта архитектуры, еще не приняты, есть только проект. В то же время продолжают действовать старые лицензионные условия осуществления строительной деятельности.

До принятия новых лицензионных условий старые

формально остаются действующими. Однако ввиду того, что они разрабатывались во исполнение Закона о лицензировании, сегодня они применяться не должны.

По сравнению с

Лицензионными условиями № 112 проект Лицензионных условий, разработанных во исполнение постановления № 1396, предусматривает новое требование к субъектам хозяйствования, планирующим осуществлять хоздеятельность по выполнению изыскательных работ для строительства, а также для тех, которые намереваются заниматься возведением несущих и оградительных конструкций зданий и сооружений: в качестве нового организационного условия предусмотрена необходимость наличия техники, оборудования, приборов и инструментов в соответствии с технологическими требованиями выполнения заявленных видов работ. Кроме того, от субъектов хозяйствования, осуществляющих возведение несущих и оградительных конструкций, новые Лицензионные условия могут потребовать наличия метрологического обеспечения работ, а также выдвинуть в качестве квалификационного условия требование, в соответствии с которым технику-строителю нужно иметь полное либо неполное высшее образование соответствующего направления (бакалавр либо младший специалист): для бакалавра — без требований к стажу работы, для младшего специалиста — стаж работы по профессии техника-строителя не менее 2 лет.

В то же время принятие новых Лицензионных условий может существенно снизить необходимый стаж работы инженеров субъектов хозяйствования, которые осуществляют изыскательные работы: вместо 8 лет работы по профессии для магистра и 10 лет для специалиста предусмотрены 2 и 3 года соответственно. При этом следует обратить внимание, что если раньше требования к квалификации выдвигались к инженерам, то теперь к главным инженерам.

Лицензионные условия осуществления работ, связанных с созданием объекта архитектуры, будут актуальны не только для тех субъектов хозяйствования, которые намереваются получить лицензию в соответствии с

Порядком № 1396, но и для тех, у которых уже есть строительная лицензия, полученная до 01.01.2008 г. Дело в том, что им тоже нужно будет соответствовать новым лицензионным условиям. Пока бояться нечего — нет ни новых лицензионных условий, ни нового порядка контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры на территории Украины. Проекты и первого, и второго документов размещены на сайте Госархстройинспекции (http://www.dabi.gov.ua/projects.shtm).

Но уже сегодня очевидной является возможность возникновения новой проблемы. Дело в том, что проект новых лицензионных условий устанавливает требования не для всех подлежащих лицензированию видов работ, которые названы в

Перечне № 24. Так, в проекте не предусмотрены лицензионные условия осуществления работ по отделке конструкций и оборудования, реставрации, консервации; ремонтных работ; работ по реабилитации памятников культурного наследия; работ по монтажу инженерных сетей, оборудования транспортных сооружений, защиты конструкций, оборудования и сетей, технологического оборудования; пусконаладочных работ; видов и условий строительства. Во что это выльется — пока неясно.

Вот общий итог обзора тех изменений в лицензировании строительной деятельности, которые уже свершились и которые еще только грядут. Как видим, сегодня многие вопросы остаются без ответов. Свидетельством этого является хотя бы тот факт, что в 2008 году еще не было выдано ни одной новой лицензии на осуществление работ, связанных с созданием объектов архитектуры. И все же, чтобы подвести некую условную черту под тем, что было рассмотрено в этой статье, приведем в таблице основные изменения.

 

Лицензирование

до 01.01.2008 г.

после 01.01.2008 г.

1

2

3

Лицензируемый вид деятельности

Строительная деятельность (изыскательные и проектные работы для строительства, возведение несущих и оградительных конструкций, строительство и монтаж инженерных и транспортных сетей)

Хозяйственная деятельность в строительстве, связанная с созданием объектов архитектуры на территории Украины

Перечень лицензируемых видов работ

Перечень видов работ осуществления строительной деятельности (изыскательные и проектные работы для строительства, возведение несущих и оградительных конструкций, строительство и монтаж инженерных и транспортных сетей)

Перечень (кодификатор) работ, связанных с созданием объектов архитектуры

Орган лицензирования

Минстроительства и местные органы исполнительной власти (Совет министров АРК, госадминистрации областей, городов Киева и Севастополя)

Государственная архитектурно-строительная инспекция

Документы, которые нужно подать

Заявление о получении лицензии

копия свидетельства о госрегистрации субъекта хозяйствования или копия справки о внесении в Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины;
удостоверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих уровень образования и квалификации, необходимый для осуществления соответствующего вида хоздеятельности; сведения за подписью заявителя — субъекта хозяйственной деятельности о системе контроля и управления качеством производства на предприятии в соответствии с требованиями государственных строительных норм и стандартов.

перечень работ, связанных с созданием объектов архитектуры, которые субъект хозяйствования планирует осуществлять;
копия свидетельства о государственной регистрации субъекта хозяйствования;
копия справки о внесении в Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины; сведения о производственно-технической базе, составе работников по профессиональному и квалификационному уровню, технологией производства, информационно-правовому, нормативно-техническому обеспечению, о системе контроля за качеством выполнения работ;
заключение учреждения, организации, уполномоченных органом лицензирования на проведение экспертизы

Срок действия лицензии

5 лет

5 лет; для субъектов хозяйствования, которые получают лицензию впервые, — 3 года

Территория, на которой может осуществляться лицензируемая деятельность

Либо на территории Украины и за ее пределами, либо в пределах административно-территориальной единицы

На территории Украины*

Размер платы за выдачу лицензии

340 грн. (если на территории Украины и за ее пределами) и 255 грн. (если в пределах административно-территориальной единицы)

340 грн.

* За пределами Украины строительная деятельность может осуществляться в соответствии с международными договорами. В частности, Украина ратифицировала Соглашение о взаимном признании лицензий на осуществление строительной деятельности, которые выдаются лицензионными органами государств — участников СНГ.

  

 img 2



img 3



img 4

 



img 5

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше