Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Сбор за специальное использование водных ресурсов

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Апрель, 2008/№ 32
Печать
Статья

Сбор за специальное использование водных ресурсов

 

Продолжаем цикл публикаций о ресурсных платежах, начатый в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 28 статьей о сборе за загрязнение окружающей природной среды. Вопросы, посвященные нюансам взимания сбора за спецводопользование, не менее популярны, что заставляет вспомнить шутливую песенку водовоза из старого кинофильма советских времен. Действительно, «без воды — и ни туды, и ни сюды». А для наших читателей так же трудно обойтись без актуальной информации о водосборе. Попытаемся им помочь.

Игорь ХМЕЛЕВСКИЙ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор», igor.khmelevskiy@id.factor.ua

 

Документы статьи

Водный кодекс

— Водный кодекс Украины от 06.06.95 г. № 213/95-ВР.

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции Закона от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон № 320

— Закон Украины «О фиксированном сельскохозяйственном налоге» от 17.12.98 г. № 320-XIV.

Закон № 107

— Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 28.12.2007 г. № 107-VI.

Закон № 2181

— Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

Указ № 727

— Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 03.07.98 г. № 727/98 в редакции Указа от 28.06.99 г. № 746/99.

Постановление № 1735

— постановление Кабинета Министров Украины «О проведении индексации нормативов платы (сбора) за использование природных ресурсов» от 06.11.2003 г. № 1735.

Порядок № 1494

— Порядок взимания сбора за специальное использование водных ресурсов и сбора за пользование водами для нужд гидроэнергетики и водного транспорта, утвержденный постановлением КМУ от 16.08.99 г. № 1494.

Инструкция № 231

— Инструкция о порядке исчисления и взимания сбора за специальное использование водных ресурсов и сбора за пользование водами для нужд гидроэнергетики и водного транспорта, утвержденная приказом Минфина, ГНАУ, Минэкономики, Минэкобезопасности от 01.10.99 г. № 231/539/118/219.

 

Объект исчисления сбора

Размер сбора за использование воды определяется

на основании нормативов сбора, фактических объемов использованной воды и установленных лимитов использования воды (ст. 30 Водного кодекса). Размер сбора за использование воды водных объектов для нужд, не связанных с забором воды из водных объектов, определяется:

для нужд гидроэнергетики — на основании нормативов сбора, фактических объемов воды, пропущенной через турбины, и лимитов использования воды (кроме гидроаккумулирующих электростанций, функционирующих в комплексе с гидроэлектростанциями);

для нужд водного транспорта — на основании нормативов сбора и времени пользования поверхностными водами в отчетном периоде;

для нужд рыбоводства — на основании нормативов сбора и фактических объемов воды, необходимой для пополнения прудов во время разведения рыбы и других водных живых ресурсов в рыбохозяйствах.

В свою очередь, объектом исчисления

сбора за специальное использование водных ресурсов является фактический объем воды, который используют водопользователи, с учетом объема потерь воды в их системах водоснабжения. Именно этот вид водосбора является наиболее распространенным в хозяйственной практике, поэтому дальнейшее изложение будет посвящено преимущественно ему.

Прежде всего следует отметить, что

специальное водопользование осуществляется на основании разрешения, которое выдают согласно требованиям постановления КМУ от 13.03.2002 г. № 321. В разрешении на специальное водопользование устанавливаются лимит забора воды, лимит использования воды и лимит сбрасывания загрязняющих веществ. Выдача такого разрешения осуществляется по ходатайству водопользователя с обоснованием необходимости в воде, согласованному с государственными органами водного хозяйства, — в случае использования поверхностных вод, государственными органами геологии — в случае использования подземных вод и государственными органами здравоохранения — в случае использования водных объектов, отнесенных к категории лечебных.

При исчислении водосбора важно знать, что

за сверхлимитное использование водных ресурсов указанный сбор начисляется в пятикратном размере и взимается за счет прибыли водопользователя (п. 12 Порядка № 1494). Кроме того, этим же документом право водопользователя относить на валовые расходы производства ограничено только суммой сбора в пределах установленного лимита. Не будем здесь останавливаться на обоснованности такого требования, поскольку п. 5.11 Закона о налоге на прибыль не разрешает введение дополнительных ограничений по отнесению любых расходов в состав валовых, кроме прямо указанных в этом Законе. Заметим лишь, что свое право включить в валовые расходы всю сумму водосбора налогоплательщикам, скорее всего, придется отстаивать в суде.

Квартальные лимиты использования водных ресурсов рассчитываются водопользователями в пределах установленного годового лимита (

п. 3.3 Инструкции № 231). Однако за превышение лимитов водопользователями в межквартальный период сверхлимитное водопотребление плательщиком не исчисляется.

В соответствии с

п. 16 Порядка № 1494 сбор за использование водных ресурсов не взимается, в частности, за воду, которая используется для:

удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд населения;

— противопожарных нужд;

— нужд внешнего благоустройства территорий городов и других населенных пунктов, а также

за морскую воду*, кроме воды из лиманов, и за подземную воду, которая забирается из недр для устранения вредного действия вод (загрязнения, подтопления, засоления, заболачивания, сдвигов и т. п.).

* Заметим, что проектом Налогового кодекса Украины предусматривается расширение базы обложения сбором за специальное водопользование путем введения отдельного норматива за специальное пользование морской водой.

В дополнение к сказанному стоит конкретизировать, что сбор за использование водных ресурсов не взимается в том числе за воду, которая используется

для удовлетворения исключительно собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности и граждан — субъектов предпринимательской деятельности (п. 4.8 Инструкции № 231). На этот момент обращается внимание и в письме ГНАУ от 16.06.2007 г. № 12216/7/15-0817 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 71), а также в консультациях ее ведущих специалистов (см., например, «Вестник налоговой службы Украины», 2007, № 35).

К сожалению, ни

Порядок № 1494 , ни Инструкция № 231 не уточняют, что понимается под термином «питьевые и санитарно-гигиенические нужды». Эта проблема не нова, и в указанных выше разъяснениях она тоже затрагивается. Так, налоговики со ссылкой на проект Закона Украины «О сборе на специальное водопользование» указывают, что использование воды для удовлетворения санитарно-гигиенических потребностей — это использование воды для питья; использование воды в туалетных, душевых, ванных комнатах и рукомойниках; использование воды для содержания жилых помещений в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии.

Существует еще одно видение рассматриваемого термина, представленное в

письме Госводхоза Украины от 10.12.2007 г. № 4427/2/11-07 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 7). В этом документе под питьевыми и санитарно-гигиеническими нуждами понимается использование воды для питья, бытовых целей для обеспечения оптимальных или допустимых условий жизнедеятельности человека (использования для личной гигиены, пользования туалетом, для поддержания порядка в помещениях и т. п.). Но по сути оно не отличается от того, которое приводят налоговики. Считаем, что на практике до урегулирования отмеченной теминологической неопределенности можно пользоваться любым из них.

Вместе с тем при использовании воды

одновременно для собственных нужд и для нужд объектов социально-культурного назначения, жилищно-коммунального хозяйства (за исключением объема воды, переданной населению), подсобного сельского и рыбного хозяйства или других вспомогательных служб водосбор вносят за всю фактически использованную воду с учетом объема потерь воды в их системах водоснабжения (п. 4.8 Инструкции № 231). Отметим, что в другом своем письме от 22.01.2008 г. № 613/5/15-0816 ГНАУ настаивает на уплате водосбора на общих основаниях за всю фактически использованную воду, даже если у водопользователей установлены измерительные приборы, позволяющие вести отдельный учет потребленной воды. Такой же подход прослеживается и в многочисленных консультациях представителей налоговых органов (см., например, «Вестник налоговой службы Украины», 2007, № 48).

 

Плательщики сбора

Определяя круг плательщиков рассматриваемого сбора, прежде всего следует руководствоваться

ст. 30 Водного кодекса, которой к числу таких плательщиков отнесены предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности, их филиалы, отделения, другие обособленные подразделения, а также граждане-предприниматели, которые используют воду, полученную путем забора воды (первичные водопользователи) и/или из водозаборных сооружений первичных водопользователей (вторичные водопользователи), и пользуются водами для нужд гидроэнергетики, водного транспорта и рыбоводства.

Филиалы, представительства, отделения

и другие обособленные подразделения плательщиков сбора, которые имеют банковские счета, ведут отдельный бухгалтерский учет своей деятельности, составляют отдельный баланс, уплачивают сборы по своему месту налоговой регистрации (п. 2.2 Инструкции № 231). Если в состав предприятия-водопользователя входят филиалы, которые не имеют банковских счетов, не ведут отдельного бухгалтерского учета своей деятельности, не составляют отдельного баланса, то сборы вносятся предприятием-водопользователем, в состав которого входят такие филиалы, по месту налоговой регистрации головного предприятия. Ответственность за своевременное и полное внесение сумм сбора несут плательщики сбора, в составе которых находятся филиалы.

В отношении

представителей упрощенных систем налогообложения, учета и отчетности заметим, что ни единоналожники, ни плательщики фиксированного сельскохозяйственного налога плательщиками водосбора не являются. Это следует из соответствующих норм Указа № 727 и Закона № 320 с учетом того, что, как уже было сказано, сбор за специальное использование водных ресурсов является составной частью сбора за специальное использование природных ресурсов. С этим согласны и налоговики (см. консультацию в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2007, № 1-2).

Остановимся на проблеме определения плательщика водосбора в тех случаях,

когда одни субъекты хозяйствования сдают собственные здания (или их части) в аренду. В данной ситуации порядок уплаты водосбора будет зависеть от того, с какой целью сдается помещение и для каких нужд используется вода. Возможны два варианта: первый — помещение арендуется под офис и второй — помещение арендуется под производственные нужды (например, для осуществления деятельности в сфере общественного питания и т. п.), причем арендодатель и в том, и в другом случае использует воду исключительно для удовлетворения собственных потребностей.

В первом варианте арендатор использует воду только для удовлетворения собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд, и поэтому такое потребление воды не является объектом для взимания водосбора. При таком варианте ни у арендодателя, ни у арендатора не возникает оснований для уплаты рассматриваемого сбора.

Во втором — арендатор использует воду не только для питьевых и санитарно-гигиенических потребностей, но и расходует воду на производственные цели. Следовательно, арендодателю водосбор необходимо уплачивать на общих основаниях за весь объем потребленной воды: как для удовлетворения собственных питьевых и санитарно-гигиенических потребностей, так и за воду, потребленную арендатором для производственных нужд. Поскольку такой вариант для арендодателя не всегда приемлем, можно предложить следующий выход из описанной ситуации: арендодатель полностью оплачивает стоимость услуг водоснабжения и водоотведения, а также сбор за общий объем потребленной обоими субъектами воды и затем рассчитывает долю перечисленных платежей, подлежащих возмещению арендатором.

Однако предложенный подход целесообразен только тогда, когда арендодатель сам является плательщиком водосбора. В противном случае следует установить отдельные счетчики для учета воды, потребленной непосредственно арендодателем и арендатором. В результате этого арендодатель будет продолжать использовать воду только для собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд, не являясь при этом плательщиком водосбора. А арендатор будет самостоятельно оплачивать услуги за потребленную воду и соответствующий сбор за потребленную им же самим воду. При этом чаще всего налоговики настаивают на необходимости заключения прямого договора на водопотребление между водоснабжающей организацией и арендатором, а также на получении последним лимита на использование водных ресурсов, что представляется вполне справедливым.

 

Индексация нормативов сбора

Ежегодно начиная с 1 января 2004 года

индексация нормативов сбора за специальное использование водных ресурсов и сбора за пользование водами для нужд гидроэнергетики и водного транспорта производится нарастающим итогом по формуле, приведенной в п. 1 постановления № 1735:

Нi = Нп х Iц : 100,

где Нi — проиндексированный норматив платы (сбора) в текущем году, гривень за 1 м3 (1 т, 1 кг, 1 г);

Нп — норматив платы (сбора) в предыдущем году, гривень за 1 м3 (1 т, 1 кг, 1 г);

Iц

индекс цен производителей промышленной продукции* в предыдущем году, в %.

* Не путать с индексом потребительских цен (индексом инфляции), который применяется, например, при индексации нормативов сбора за загрязнение окружающей природной среды.

Если

индекс потребительских цен (индекс инфляции) за предыдущий год не превышает 100 %, индексация нормативов сбора не проводится.

По общему правилу при проведении индексации базовыми считаются значения нормативов сбора на 31.12.2003 г., а для вновь введенных нормативов — на 31 декабря года их ввода. Однако при исчислении сбора за специальное водопользование необходимо иметь в виду, что

Законом № 107 (см. п. 5 ст. 19 раздела II) на 2008 год введены новые нормативы такого сбора в соответствии с приложением № 2 к разделу II этого Закона. Таким образом, указанные нормативы следует считать вновь введенными, что освобождает плательщиков сбора от их индексации в течение всего года. Об этом говорится в письме ГНАУ от 22.01.2008 г. № 919/7/15-0817.

Еще один момент, о котором не стоит забывать отдельным плательщикам:

Закон № 107 с целью уменьшения нагрузки на население за потребление воды, отопление и т. п. устанавливает ряд понижающих коэффициентов. В частности, к нормативам сбора за специальное водопользование в части использования поверхностных вод бассейнов рек и подземных вод предприятиями жилищно-коммунального хозяйства применяется коэффициент 0,3. Для теплоэлектростанций с прямоточной системой водопотребления сбор за объем поверхностной воды, пропущенной через конденсаторы турбин для охлаждения конденсата, исчисляется с применением коэффициента 0,005.

Кроме того,

Законом № 107 также введены дополнительные к действующим ранее нормативы за специальное водопользование в части использования поверхностных и подземных вод, которые входят в состав напитков, а именно за использование воды:

— поверхностной — 2 гривни за м3;

— подземной — 4 гривни за 1 м3.

В том же письме ГНАУ, которое упоминалось выше, предлагается для выяснения вопроса, на кого распространяются эти нововведения, обращаться к

Государственному классификатору продукции и услуг ДК 016-97, утвержденному приказом Госстандарта Украины от 30.12.97 г. № 822, раздел 15 которого «Продукция пищевой промышленности» определяет группу 15.9 «Напитки». Поэтому тем субъектам, которые производят те или иные напитки с использованием поверхностных или подземных вод и, очевидно, являются плательщиками сбора за спецводопользование, рекомендуем уточнить, должны ли они пользоваться новыми нормативами, которые существенно отличаются в большую сторону от применяемых ими в прошлом году. О том, как производителям напитков предоставлять отчетность по водосбору за I кв. текущего года, речь будет идти в следующем разделе.

 

Заполнение налоговой отчетности за спецводопользование

Расчет сбора за специальное использование водных ресурсов

и сбора за пользование водами для нужд гидроэнергетики (далее — Расчет) является квартальной налоговой отчетностью и заполняется по форме, приведенной в приложении 2 к Инструкции № 231. В течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала, он должен быть направлен органам ГНС по месту налоговой регистрации плательщика.

Для составления Расчета водопользователю нужно располагать определенной информацией, в частности:

установленным лимитом водопотребления;

из какого источника забирается вода (надземного или подземного), а также знать наименование надземного источника или область (район) расположения подземного источника;

нормативами сбора и применяемыми к нему коэффициентами индексации (еще раз повторим, что в 2008 году нормативы не индексируются);

какое значение имеет источник воды: общегосударственное или местное;

объемом фактического водопотребления.

Все перечисленные вопросы (кроме, разумеется, последнего) можно выяснить, оформляя разрешение на специальное водопотребление или подписывая договор на поставку воды.

Объем использованной воды определяется водопользователями самостоятельно на основании данных первичного учета по показаниям измерительных приборов. В случае отсутствия таких приборов объем использованной воды, как исключение, определяется по технологическим данным исходя из продолжительности работы агрегатов, объема произведенной продукции или предоставленных услуг, расхода электроэнергии, пропускной способности водопровода и т. п. Примеры расчетов объема использованной воды с помощью таких косвенных методов приведены в приложении 1 к Инструкции № 231.

Помимо этого важно иметь информацию о том,

как вода поступает к субъекту хозяйствования. Возможны два варианта:

1.

Самостоятельный забор воды из водного объекта. При этом субъект хозяйствования должен иметь разрешение на специальное водопользование, в котором должно указываться, для каких целей забирается вода и из какого источника. Водопользователю ежегодно утверждается лимит водопотребления.

2.

Получение воды от поставщиков. Между водоснабжающей организацией и субъектом хозяйствования заключается договор на поставку воды, в котором, среди прочего, устанавливается лимит водопотребления. Если в договоре не указан источник, из которого поставляется вода, водополучатель может сделать соответствующий запрос поставщику воды.

Теперь перейдем непосредственно к

заполнению Расчета. Сразу отметим: если вода используется из разных источников (из поверхностных и/или подземных), в ячейках колонок 4 — 6 данные указываются в разрезе таких источников.

Строка 01

. Указывается размер утвержденного на год лимита использования водных ресурсов.

Строка 02

. Отражается общий объем фактически использованной воды нарастающим итогом за соответствующий период (квартал, полугодие, 9 месяцев, год). Эта величина определяется либо по данным первичного учета (по показаниям измерительных приборов), либо расчетно по технологическим данным (как это делается, мы сказали ранее).

Строка 03

. Указывается объем фактического водопотребления в пределах установленного годового лимита использования воды.

Строка 04

. Отражается объем использованной воды сверх установленного годового лимита (определяется как разница строк 02 и 01).

Строка 06

. Проставляются соответствующие ставки сбора (нормативы). Размер нормативов сбора для поверхностных водных объектов в разрезе бассейнов рек, а для подземных вод в разрезе областей или районов приведен в приложении 2 к разделу II Закона № 107. Там же можно найти и значения остальных нормативов, которые не столь распространены в практике исчисления спецводосбора.

Строка 07

. Отдельными водопользователями (например, производителями тепло- и электроэнергии, предприятиями жилищно-коммунального хозяйства и пр.) здесь приводятся коэффициенты, применяемые к нормативам сбора. Действующие в текущем году значения таких коэффициентов можно взять из соответствующих примечаний к таблицам, содержащих нормативы сбора. Обращаем внимание: в данном случае следует пользоваться таблицами из того же приложения № 2 к разделу II Закона № 107. Аналогичные коэффициенты из Порядка № 1494 утратили свою актуальность, хотя Инструкция № 213 по-прежнему отсылает плательщиков к упомянутому Порядку.

Строка 08

. Указывается сумма сбора за фактически использованную воду в пределах установленного годового лимита с начала года, которая рассчитывается как произведение строк 03, 06, 07, деленное на 100. Применение этой формулы объясняется тем, что строка 08 заполняется в гривнях, а нормативы сбора установлены в копейках. Однако чтобы корректные значения величины водосбора получились и у производителей напитков, использующих для их приготовления поверхностную или подземную воду, таким плательщикам в строке 6 следует тоже указать соответствующие нормативы в той же размерности, т. е. 200 коп. за 1 м3 и 400 коп. за 1 м3 соответственно. На этом специально заостряется внимание в письме ГНАУ от 02.04.2008 г. № 6548/7/15-0817 (см. с. 16 сегодняшнего номера).

Строка 09

. Отражается сумма сбора за воду, использованную сверх установленного годового лимита (рассчитывается как произведение строк 04, 06, 07, умноженное на 5, деленное на 100). Строка также заполняется в гривнях.

Строка 10

. Проставляется начисленная сумма сбора с начала года (сумма строк 08 и 09).

Строка 11

. Указывается сумма сбора, начисленная за специальное использование воды, полученной из поверхностных источников.

Строка 12

. Отражается сумма сбора, начисленная за специальное использование воды, полученной из подземных источников. Поскольку оба значения расшифровывают итоговую строку 10, то их сумма не может превышать величину, содержащуюся в указанной строке.

Строка 14

. Приводится сумма сбора, начисленная за предыдущий отчетный период. В частности, такая сумма переносится из стр. 16 Расчета за прошлый отчетный период. При составлении расчета за I квартал строка 14 не заполняется.

Строка 16

. Проставляется сумма, подлежащая уплате в соответствующие бюджеты за отчетный квартал. Рассчитывается как разница начисленных сумм сбора с начала года и за предыдущий отчетный период (стр. 10 — стр. 14).

Строка 17

. Заполняется, если используются водные ресурсы общегосударственного значения. Указывается 100 % начисленной суммы сбора по стр. 16 Расчета.

Строка 18

. Заполняется при использовании водных ресурсов местного значения. Указывается 100 % начисленной суммы сбора по стр. 16 Расчета. Напомним, что узнать значение водного ресурса, из которого плательщик сбора получает воду, можно, обратившись в местный орган госналогслужбы, орган, выдавший разрешение на спецводопользование (утвердивший лимит) или к поставщику воды (если такой имеется).

Строки 5

, 13, 15 и 19 применяются в случае уплаты сбора за пользование водами для нужд гидроэнергетики и отдельно здесь нами не расшифровываются. Порядок их заполнения у плательщиков указанного сбора не должен вызвать затруднений, для чего вполне достаточно руководствоваться текстовой частью этих строк.

Остальные

строки 20 — 28 предназначены для уточнения самостоятельно выявленных ошибок (см. ниже) и при предоставлении общего Расчета не заполняются — в них соответственно проставляются прочерки.

Приведем условный числовой

пример, иллюстрирующий порядок заполнения соответствующих строк отчетной формы по спецводосбору. Будем считать, что предприятие получает воду от водоснабжающей организации из Северского Донца. Лимит водопотребления установлен на уровне 280 м3 в год, при этом уже за I кв. текущего года было потреблено 360 м3.

Из соответствующей таблицы

приложения № 2 к разделу II Закона № 107 узнаем, что норматив сбора в рассматриваемом случае составляет 26,99 коп./м3. Напомним еще раз, что индексация нормативов водосбора в 2008 году не проводится, и перейдем непосредственно к заполнению фрагмента отчетной формы. Строки, связанные с расчетом сбора за потребленную воду для нужд гидроэнергетики, приводить не будем.

 

img 1
img 2

 

Отдельно остановимся на

порядке заполнения отчетности по сбору за спецводопользование производителями напитков, о которых мы вели речь в предыдущем разделе. Как справедливо указывается в письме ГНАУ от 02.04.2008 г. № 6548/7/15-0817 (см. с. 16), действующая форма отчетности не предусматривает отражения плательщиками водосбора объемов фактически использованной воды, нормативов сбора и начисленных сумм для предприятий — производителей напитков, поскольку для этого в расчете сбора нет соответствующих строк.

В связи с этим налоговики рекомендуют таким предприятиям дополнительно к основному расчету сбора за специальное использование водных ресурсов и сбора за пользование водами для нужд гидроэнергетики,

предоставить дополнительный расчет сбора за специальное водопользование в части использования воды, которая входит в состав напитков по обычной форме с указанием в специальном поле для служебных отметок о виде расчета, возле строки «Загальний розрахунок» слова «производитель» («виробник»). При этом, поскольку для производителей напитков не предусмотрено отдельно установленных годовых лимитов использования водных ресурсов, данные строки 01 дополнительного расчета должны совпадать с данными строки 01 основного расчета, а объем воды, использованной в составе напитков, плательщику сбора следует исчислять самостоятельно, исходя из установленного годового лимита, предоставленного ему для спецводопользования.

Несколько слов

об уточнении налоговых обязательств по водосбору. Если в ранее поданном Расчете выявлена ошибка или по другим причинам изменилась начисленная сумма водосбора, подается новый (уточненный) Расчет. При его составлении заполняются строки 20 — 28. Уточненный Расчет содержит исправленные показатели с использованием показателей общего Расчета за соответствующий период.

В

строках 1 — 19 уточненного Расчета указывается новая сумма водосбора (с учетом выявленной ошибки или других факторов, повлиявших на ее изменение).

Строка 20

. Указываются показатели строки 16 общего Расчета за период, показатели которого исправляются.

Строка 22

. Заполняется, если ошибка привела к увеличению налоговых обязательств (недоплате). Отражается разница соответствующих значений ячеек строки 16 и строки 20 уточненного Расчета.

Строка 24

. Заполняется, если ошибка привела к уменьшению налоговых обязательств (переплате). Указывается разница соответствующих значений строки 20 и строки 16 уточненного Расчета.

Строка 26

. Начисляется 5 % штраф (если выявление ошибки привело к увеличению налоговых обязательств). При этом текстовая часть данной строки, где речь идет о 10 % штрафе, не должна вводить в заблуждение плательщиков сбора, поскольку утвержденная отчетная форма не изменялась с 2002 года. Однако в п. 17.2 Закона № 2181, на который есть ссылка в тексте этой строки, уже долгое время присутствует размер «самоштрафа», равный 5 %.

Строка 28

. Кратко указывается причина, повлиявшая на изменение размера налогового обязательства по водосбору.

 

Сроки предоставления отчетности и уплаты сбора

Согласно

п. 7.1 Инструкции № 231 расчет водосбора предоставляется нарастающим итогом с начала года. Базовый налоговый (отчетный) период по сбору за спецводопользование, как и для большинства ресурсных платежей, равен календарному кварталу. Таким образом, в соответствии с абз. «б» п.п. 4.1.4 Закона № 2181 налоговые расчеты данного сбора подаются плательщиками в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала, по своему месту налоговой регистрации (месту пребывания на налоговом учете в органах ГНС).

Кроме того, одновременно с предоставлением Расчета в налоговый орган подается копия статистического отчета об использовании воды по форме № 2-ТП (водгосп), утвержденной

приказом Госкомстата от 30.09.97 г. № 230.

Исходя из квартального базового налогового периода,

уплата налоговых обязательств по сбору за спецводопользование производится плательщиками по месту налоговой регистрации в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока предоставления налогового расчета сбора, т. е. в течение 50 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала.

При этом следует помнить, что

сбор за специальное использование водных ресурсов общегосударственного значения и их сверхлимитное использование зачисляется плательщиками в полной сумме в Госбюджет Украины по месту их налоговой регистрации. Если же указанный сбор взимается за специальное использование водных ресурсов местного значения и их сверхлимитное использование, то перечислять его необходимо в бюджеты территориальных громад также по месту налоговой регистрации плательщиков.

Вот и все, что следует знать об общих правилах исчисления и предоставления отчетности по сбору за специальное использование водных ресурсов. На конкретные же вопросы наших уважаемых читателей-водопользователей, которые, может быть, остались за рамками этой статьи, мы обязательно ответим в следующих наших публикациях.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше